Сущность и особенности факторинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы являются: выявление сущности факторинга и его особенностей, как инструмента рынка, исследование механизма применения факторинговых операций. Особое внимание уделено анализу возможностей развития факторинга в России. Изучение и использование мирового опыта в этой сфере позволит улучшить состояние расчетов в отечественной экономике.
Задачами исследования данной курсовой работы являются: рассмотрение теоретических аспектов факторинга, его сущности, особенностей применения банками, раскрыть роль факторинга, произвести анализ рейтинга среди банков России по использованию факторинговых операций в своей коммерческой деятельности, выявить проблемы факторинга и пути их преодоления.

Файлы: 1 файл

курсовая текст.docx

— 300.39 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, наблюдается положительная динамика по статьям факторинга. Это свидетельствует о том, что банк располагает финансовыми ресурсами для осуществления данного вида операций. В состав клиентов банка - юридических лиц - включаются крупные производственные предприятия, в составе индивидуальных предпринимателей встречаются торговые предприятия, осуществляющие крупнооптовую торговлю.

По данным таблицы 5 факторинговые операции ОАО «Банк Уралсиб» по требованиям юридических лиц увеличились на 7 240 748 тысяч рублей, но при этом сокращается объем факторинговых операций по запросу индивидуальных предпринимателей на 4 308 573 тысяч рублей. При этом общая стоимость требований увеличилась на 2 932 075 тысяч рублей или на 25,01 процента.

Таким образом, наибольший удельный вес в 2011 году - 70,88 процента - составили требования индивидуальных предпринимателей, требования юридических лиц - 29,12 процента соответственно. В 2012 году ситуация изменяется в пользу юридических лиц - 72,71 процента, соответственно требования индивидуальных предпринимателей составили 27,29 процента.

Проведем оценку доходности проведения факторинговых операций по требованиям клиентов ОАО «Банк Уралсиб» с помощью коэффициентов К1, К2. Результаты оценки представлены в таблице 3.

 

Таблица 3- Оценка доходности факторинговых операций ОАО «Банк Уралсиб»

 

 

 

Коэффициент

 

 

Особенности расчета

Значение за год

Отклонение

2011 год

2012 год

 

К1  - коэффициент доходности операций

К1 = Доход по факторингу / Сумма требований,

К1 2005 = 112 383/11 723 985 х100

К1 2006 = 267 081/14 656 060 х100

 

 

0,96

 

 

1,82

 

 

+ 0,86

К2  - коэффициент покрытия рисков

К2 = Резервы по факторингу/ Сумма требований

К2 2005 = 3 141 545/11 723 985 х 100

К2 2006 = 4 515 926/14 656 060 х 100

 

 

26,8

 

 

32,13

 

 

+ 5,33

           

 

Уровень доходности по факторинговым операциям ОАО «Банк Уралсиб» в целом низкий: значение коэффициента К1 составило 0,96 процента за 2011 год и 1,82 процента за 2012 год, но положительная динамика позволяет прогнозировать дальнейших рост в последующей деятельности. Повышается значение коэффициента К2 с 26,8 процента в 2005 году до 32,13 процента в 2012 году, что обеспечит снижение потерь по данным операциям. Возрастающий уровень коэффициента на 5,33 процента за период 2011-2012 годы свидетельствует об увеличении объема операций факторинга, но при этом необходимо обеспечить не просто рост объема операций, а их качественный рост, то есть повысить уровень доходности финансовых инструментов.

Таким образом, представленные в данной главе сведения об управлении деятельностью ОАО «Банк Уралсиб», результаты оценки финансового состояния банка, особенности организации и проведения факторинговых операций позволяют сделать вывод в целом о достаточном уровне ликвидности деятельности банка, выполнении всех нормативов по уровню ликвидности, но проведение факторинговых операций не позволяет достичь высокого уровня доходности, на что следует направить разработку управленческих решений.

 

3 ПРОБЛЕМЫ ФАКТОРИНГА  В РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

 

Определение проблем, препятствий и трудностей, возникающих при оказании факторинговых услуг, позволит многим участникам факторингового процесса, во-первых, получить представление о возможных проблемах, с которыми они столкнуться в будущем, а также заставит задуматься о возможных путях их решения, даст почву для совершенствования российского законодательства и повышения эффективности оказания факторинговых услуг в банке.

На сегодняшний день основным фактором, сдерживающим широкую экспансию факторинговых услуг, является недостаточная определенность в законодательной сфере относительно трактовки экономической сущности факторинга и связанных с ним понятий, наличие противоречий в законодательстве, касающихся лицензирования факторинговых операций. На текущий момент факторинговые операции могут осуществлять только банки. Это право им дано ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности» и ст. 825 части второй Гражданского кодекса РФ, в которой говорится, что факторинговые операции разрешается проводить коммерческим (в т.ч. некредитным) организациям, но они должны получить лицензию. Однако в законе о «Лицензировании деятельности коммерческих организаций по финансированию под уступку денежного требования» не определен орган, который бы занимался лицензированием факторинговой деятельности некредитных организаций. С другой стороны, в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» факторинг не входит в перечень видов деятельности, подлежащей лицензированию. В судебной практике данная правовая коллизия приводит к тому, что при судебном рассмотрении появляются диаметрально противоположные решения относительно того, нужна или нет лицензия для ведения деятельности конкретным факторинговым компаниям.

Другой проблемой, ограничивающей использование факторинга, является законодательное ограничение на применение закрытого (конфиденциального) факторинга в России. Согласно ст. 30 (п. 1) главы 43 Гражданского кодекса РФ «Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получит от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж». В отличие от широкой практики в западных странах предоставлять факторинговые операции без финансирования (только управление дебиторской задолженностью), в России предоставление подобного рода услуг ограничиваются главой 43 Гражданского кодекса РФ, где под факторингом понимается «финансирование под уступку денежного требования». В ГК РФ так определены характерные черты факторинга: «по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование».

В отличие от обычного кредитования, предусматривающее обеспечение по сделке, факторинговые операции являются беззалоговыми, в связи с этим, более рискованными. Поэтому к финансовому состоянию клиента стоит подходить более внимательно и основательно. Предметом анализа также должны являться дебиторская задолженность клиента в целом, правовые взаимоотношения поставщика и дебитора (договор поставки), финансовое положение и дисциплина платежей передаваемого на факторинговое обслуживание дебитора. Одним из инструментов управления рисками при факторинге является система установления лимитов. Однако при установлении индивидуальных лимитов банки всегда сталкиваются с проблемой нехватки информации для анализа. Объективной причиной, сдерживающей развитие факторинга, является недостаточная информационная открытость, достоверность финансовой отчетности российских компаний. Развитие факторинга возможно только при полном понимании структуры бизнеса, политики продаж и участников процесса реализации продукции, что способствует минимизации рисков мошенничества и недобросовестного исполнения своих обязательств. Все проблемы и методы их решения можно представить наглядным образом с помощью таблицы 4.

 

Таблица 4 - Проблемы факторинга и методы их решения

Проблемы факторинга

Решение проблемы

1.Недостаточная определенность  трактовки сущности факторинга  и связанных с ним понятий.

2.Противоречия в законодательстве  относительно лицензирования факторинговых операций.

Пересмотреть и внести изменения, либо уточнения по данным вопросам в законодательстве РФ (Гражданский кодекс РФ).

3.Факторинг является более  рискованным, чем кредит, так как  факторинговые операции являются беззалоговыми.

Подходить к финансовому состоянию клиента стоит подходить более внимательно и основательно.

4.При установлении индивидуальных  лимитов банки всегда сталкиваются  с проблемой нехватки информации  для анализа.

Источником информации может быль обращение банка в Кредитное бюро за досье Заемщика, Госкомстат, информационно-аналитические службы (Скрин, Интегрум).

5.Проблема непрозрачности российских компаний.

Развивать рынок страхования в части страхования финансовых рисков.

6. Недостаточное понимание  сути факторинговых операций, их возможностей и выгодности.

Задействовать СМИ в информировании потенциальных участников факторинговых операций обо всех их подробностях и тонкостях.

7. В начале своей деятельности  у банка появляется препятствие  – достаточно долгое построение  факторингового подразделения (8-12 месяцев).

Сократить сроки до 6 месяцев, чтобы банк смог выйти быстро на точку окупаемости.

8.Недостаточная компетентность  банков в области финансового  анализа.

Необходимо подбирать высоко квалифицированных специалистов, с опытом работы в данной сфере.


 

Проблемы, связанные с нехваткой информации о клиенте и его покупателях, в зарубежных странах решается путем обращения банка в Кредитное бюро за досье Заемщика, в котором содержатся все необходимые сведения: кредитная история в прочих банках, текущая и историческая финансовая отчетность, сведения об имуществе, его обременении по другим кредитным договорам, о наличии собственности у Заемщика, исполнения своих обязательств перед бюджетом, наличие судебных решений и прочие существенные сведения о Клиенте. В России закон о кредитных бюро был принят лишь в конце 2004года, который вступил в силу с 1 июня 2005г. Многие кредитные организации не спешат предоставлять информацию о своих заемщиках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе осуществлен всесторонний анализ экономической и правовой сущности факторинга, были рассмотрены основные понятия и виды факторинга. Следовательно, факторинг – это приобретение права на взыскание долгов, на перепродажу товаров и услуг с последующим получением платежей по ним. Факторинг различается по географии деятельности (внешний и внутренний), по особенности принятия риска (с регрессом и без регресса), а также по особенности уведомления (открытый и закрытый). Также были раскрыты особенности и преимущества факторинга как формы кредитования текущей деятельности, был дан анализ современного состояния российского рынка факторинга. Тройка крупнейших Факторов не изменилась по сравнению с итогами 2012 года: первое место сохраняет за собой ВТБ Факторинг, а на 2-ом - ОАО "Промсвязьбанк", на третьем – ОАО "АЛЬФА-БАНК". Доля тройки лидеров немного выросла – с 53% по итогам 2012 года до 55% в 1-ом квартале 2013 года. Выявлены противоречия в нормативно-правовом регулировании факторинга, выдвинуты предложения о пересмотре существующей практики лицензирования факторинговой деятельности, а также об уточнении взаимных прав и обязанностей участников факторинговой деятельности (факторов, поставщиков и дебиторов). В работе также были даны рекомендации по совершенствованию деятельности факторинговых компаний.

Для более быстрого развития факторинга необходимо осведомление целевой аудитории, так как в настоящий момент около 30% организаций даже и не слышали о факторинге. При этом, даже зная о факторинговых услугах, организации не спешат применять его в своей практике. Для одних организаций он слишком дорог по сравнению с кредитом, а другие предприятия просто не ходят нарушать схему работы со своими покупателями.

Для совершенствования обслуживания клиентов, оптимизации бизнес-процессов и достижения структурной мобильности факторинговой организации необходимо использовать новейшие достижения информационно-технического прогресса. Нельзя игнорировать также особенности западного подхода в выборе автоматизированных систем, так как западные системы учета ориентированы на реальные потребности и запросы клиента.

Уже накопленный отечественный опыт и прогнозирование возможностей дальнейшего применения факторинга убеждают, что он способен внести немалый реальный вклад в организацию подъема экономики, в решение ряда ее насущных проблем и, прежде всего, проблемы неплатежей.

В заключении хочется отметить, что факторинг, широко развитый на западе и делающий только первые шаги в России, является одним из немногих на сегодняшний день российских банковских продуктов, направленных на действительную поддержку и развитие реального сектора страны. Этот бизнес стоит на стыке интересов банковского и реального секторов экономики. Факторинг позволяет компаниям-клиентам наращивать свои обороты, двигаться дальше, к новым высотам в бизнесе. Факторинг в данной ситуации выступает как ускоритель для движения денежных средств в обороте российских компаний, то есть в соответствии с «Законом денежного обращения» масса денег (выручка) у организаций растет за счет увеличения скорости обращения денег. Таким образом, российский бизнес с факторингом обладает безграничным источником кредитования своей деятельности, а ограничен только своими сбытовыми способностями.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бабичев С.Н., Лабзенко А.А., Подлеснова А.Ю. // Факторинг: учебное пособие – М.: Маркет ДС, 2010 – (Университетская серия). – С.19-26

2. Банковское дело // под ред. Г.Г. Коробовой. М.: Экономистъ, 2011. – С.78-88.

3. Банковское дело // под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2010. – С.114-121.

4. Гвоздев Б.З. Факторинг. М.: ЭКМОС, 2010. – С.29-33.

5. Покаместов И.Е. Факторинг: учеб.пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум. М.: МЭСИ. 2009. – С.220-229.

6. Самиев П. Фактор нашего времени // Приложение к газете «Коммерсант». 2010. № 100. – С. 4-13. – С.31-44.

7. Адамова К.Р. Факторинговые операции коммерческих банков // Бизнес и Банки. 2011. № 15. -  С. 36-39.

8. Бабичев С.Н. Использование реверсивного факторинга в повышении эффективности бизнеса // Региональная экономика. 2009 №12. -  С.16-19.

9. Максименко О. Этапы большого пути // Финансовые услуги. 2008. № 2(2).- С. 25-35.

10. Максименко О. Бег с препятствиями // Финансы 2011. №14. – С. 28-32.

11. Максимова О. Фактор риска // Приложение к газете «Коммерсант». 2012. №3. – С. 15-20.

12. Майорова Е. методика учета факторинговых операций банка. 2009www.buhi.ru

13. С., Майзеля А. И. / под ред. Пивоварова С. Э., Тарасевича Л.—   Международный менеджмент / СПб: Питер, 2011. – 449-460. 

14. Официальныйсайт «Factoring Business Solutions» www.bsfactor.ru

Информация о работе Сущность и особенности факторинга