Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 19:11, курсовая работа
Целью исследования является изучение банковских продуктов и услуг, предоставляемые физическим лицам, рассмотрение основных проблем, а также определение основных направлений развития операционного офиса «Комсомольский» ОАО АКБ «Пробизнесбанк».
Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи:
определить понятие банковских продуктов и услуг для физических лиц;
рассмотреть основные виды розничных банковских продуктов и услуг;
изучить правовые аспекты осуществления розничных банковских продуктов и услуг;
изучить особенности розничных электронных банковских услуг;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ 6
1.1 Понятие и виды банковских продуктов и услуг, предоставляемые физическим лицам (населению) 6
1.2 Правовые аспекты осуществления банковских продуктов и услуг для физических лиц 12
2. Банковские продукты и услуги, предоставляемые субъектом банковского рынка Орловской области (на примере Операционного офиса «Комсомольский» ОАО АКБ «Пробизнесбанк») 15
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАЦИОННОГО ОФИСА «КОМСОМОЛЬСКИЙ» ОАО АКБ «ПРОБИЗНЕСБАНК» В СФЕРЕ предоставления БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ 26
3.1 Прогнозирование объемов кредитования в Операционном офисе «Комсомольский» ОАО АКБ «Пробизнесбанк» 26
3.2 Совершенствование видов кредитных услуг для физических лиц 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 35
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ
1.1 Понятие
и виды банковских продуктов
и услуг, предоставляемые
1.2 Правовые
аспекты осуществления
2. Банковские продукты и услуги, предоставляемые субъектом банковского рынка Орловской области (на примере Операционного офиса «Комсомольский» ОАО АКБ «Пробизнесбанк») 15
3. ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Прогнозирование
объемов кредитования в
3.2 Совершенствование видов кредитных услуг для физических лиц 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 35
Приложения 36
В условиях рыночной экономики для привлечения новых клиентов перед руководством стоит задача в разработке и реализации конкурентоспособного ассортимента банковских продуктов и услуг, особенно для физических лиц.
Основными мотивами спроса на банковские услуги со стороны населения, которые определяют виды и характеристики банковских продуктов, являются поддержание личной ликвидности, инвестирование свободных денег, приобретение благ за счет будущих доходов.
Поддержание личной ликвидности
обеспечивают такие банковские продукты,
как текущие счета, банковские карты.
С их помощью граждане осуществляют
платежи в погашение
Потребность в инвестировании
свободных денег
С целью приобретения благ за счет будущих доходов прибегают к потребительским и ипотечным кредитам, лизингу.
Перечисленные три группы услуг являются базовыми для любого банка. Наряду с ними банки предоставляют сопутствующие дополнительные услуги, к числу которых можно отнести: услуги по обмену валюты; предоставление в аренду индивидуальных банковских сейфов с различными режимами использования; услуги финансового консультирования и др.
Банки при разработке и
продвижении своих продуктов
должны учитывать наряду с конкурентной
позицией на банковском рынке также
и общую ситуацию на финансовом рынке,
прогнозировать динамику основных макроэкономических
параметров, оказывающих влияние
на изменение характеристик спроса
на банковские продукты. При этом финансовые
рынки более динамичны и
Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.
Целью исследования является изучение банковских продуктов и услуг, предоставляемые физическим лицам, рассмотрение основных проблем, а также определение основных направлений развития операционного офиса «Комсомольский» ОАО АКБ «Пробизнесбанк».
Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи:
В качестве объекта исследования выбран Операционный офис «Комсомольский» ОАО АКБ «Пробизнесбанк» в г. Орле.
Предметом исследования являются банковские продукты и услуги, предоставляемые физическим лицам (населению).
Методологическая база строится на следующих методах: аналитический, сравнительный, изучение нормативно-правовой базы и др.
Теоретической основной курсовой работы послужили исследования отечественных ученных: Е.Ф. Жукова, О.И. Лаврушина, Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой, Рудаковой О.С., Н.Д. Эриашкили, М.М. Прошунина и др., а также монографии и публикации.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты работы могут быть использованы Операционным офисом с целью повышения эффективности деятельности.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, библиографическим списком, приложениями. В первой главе содержатся теоретические основы представленной темы, вторая глава характеризует практический аспект работы на примере Операционного офиса «Комсомольский» ОАО АКБ «Пробизнесбанк», который заключается в анализе деятельности Операционного офиса на рынке розничных банковских продуктов и услуг Орловской области, в третьей главе представлены рекомендации по совершенствованию деятельности Банка.
Работа написана на 32 листах, содержит 12 приложений и 1 вкладыш-брошюру.
Работая на розничном рынке, банки оказывают потребителям разнообразные услуги и продают определенные продукты.
В российской практике не существует единого подхода к разграничению понятий банковский продукт и банковская услуга. Согласно мнению Г.Н. Белоглазовой «Банковская услуга – это представляемые клиентам технические, технологические, финансовые, интеллектуальные и профессиональные виды деятельности банка, сопровождающие и оптимизирующие проведение банковских операций. Банковский продукт – это банковская технология, т.е. определенное умение сотрудников банка, которое может применяться, если это нужно клиентам, но может и не использоваться, оставаясь в «резерве»»1.
В свою очередь, Рудакова О.С. считает, что «Банковская услуга – это благо, предоставляемое банком в форме деятельности его сотрудников, или, иначе – это операции банка, совершаемые с целью удовлетворения потребностей населения. Совокупность банковских операций и сделок, направленных на удовлетворение конкретной потребности клиента, закрепленную банковскими регламентами и имеющую определенные качественные, количественные и ценовые параметры, называют банковским продуктом. Можно сказать, что банковский продукт – это форма проявления банковской услуги»2.
Более того, по мнению Стояновой Е.С., «Банковская услуга - это форма удовлетворения потребностей клиента, а банковский продукт - это способ оказания услуг клиенту. Из этого вытекает деление банковских продуктов на простые, которые реализуются одним функциональным подразделением банка путем оказания одной услуги, и сложные продукты, в реализации которых могут быть задействованы несколько подразделений банка в течение длительного времени путем оказания комплексной услуги клиенту».
В российской литературе не закреплено понятие розничный банковский продукт. В целом, проанализировав разные мнения, на наш взгляд, под розничным банковским продуктом следует понимать набор банковских и финансовых операций для решения какой-либо потребности розничного клиента.
Совокупность банковских услуг относительно постоянна, она изменяется в связи с появлением качественно новых потребностей у населения либо принципиально новых возможностей у банков. Например, потребностей в брокерском обслуживании на фондовом рынке или возможностей по проведению расчетов банковскими картами.
Договорной характер банковского обслуживания означает, что оказание абсолютного большинства банковских услуг предполагает заключение между их производителем и потребителем гражданско-правовых договоров, что создает определенные психологические сложности для клиентов, необходимость обстоятельного разъяснения физическому лицу содержания банковских услуг и договорных условий их оказания, в конечном счете – завоевания доверия клиента. В то же время нельзя не отметить, что значительное число банковских продуктов уже не сопровождается непосредственным заключением договоров с физическими лицами. Например, электронный перевод, обмен валюты и др.
Таким образом, специфика банковских продуктов вызывает необходимость разъяснения их содержания, повышения финансовой культуры населения и их юридической грамотности, усиливает значение такого фактора, как доверие клиентов. Следует учитывать также, что потребности, удовлетворяемые банковскими продуктами, являются вторичными по отношению к таким потребностям людей, как потребность в пище, в одежде, в медицинском обслуживании и т.п. Поэтому при снижении доходов потребители быстрее всего отказываются от услуг банков, сокращают использование банковских продуктов. Это заставляет банки постоянно искать стимулы к расширению спроса на предлагаемые ими продукты, «привязывать» их к другим продуктам, спрос на которые менее чувствителен к снижению доходов.
Основными мотивами спроса на банковские услуги со стороны населения, которые определяют виды и характеристики банковских продуктов, являются поддержание личной ликвидности, инвестирование свободных денег, приобретение благ за счет будущих доходов.
Поддержание личной ликвидности обеспечивают такие банковские продукты, как текущие счета, банковские карты, дорожные чеки. С их помощью граждане осуществляют платежи в погашение обязательств перед различными организациями и другими гражданами.
Потребность в инвестировании
свободных денег
С целью приобретения благ за счет будущих доходов прибегают к потребительским и ипотечным кредитам.
Перечисленные три группы услуг являются базовыми для любого банка. Наряду с ними банки предоставляют сопутствующие дополнительные услуги, к числу которых можно отнести: услуги по обмену валюты, предоставление в аренду индивидуальных банковских сейфов, услуги финансового консультирования и др.
В российских банках, как правило, линейка банковских продуктов для физических лиц представлена следующими услугами:
Платеж наличными представляет
собой непосредственную, немедленную
и окончательную передачу ценности
от плательщика к получателю платежа,
т.е. платеж наличными становится безотзывным
и окончательным
Наряду с использованием в розничных расчетах наличных денег внедрены безналичные механизмы розничных платежей.
К бумажным относятся безналичные
перечисления денежных средств по счетам,
открытым физическим лицам в банках
на основе использования населением
расчетных документов на бумажном носителе
информации: платежных поручений, инкассовых
поручений, чеков, аккредитивов. Основными
системами электронных
Помимо текущих и карточных счетов, которые изначально предназначены для совершения по ним расчетных операций, банки открывают физическим лицам счета по вкладам, которые в свою очередь подразделяются на вклады до востребования и срочные вклады.
Вместе с тем в современных условиях существуют розничные платежные системы. Они, как правило, работают с разовыми платежами и с непостоянными клиентами. Представителями таких платежных систем являются:
Информация о работе Тенденции развития розничного кредитования в России