Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:28, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - отражение взаимосвязи денежно-кредитной политики с другими формами регулирования экономики и возможностей денежно-кредитных рычагов в эффективном устранении макроэкономического неравновесия.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие структуре кредитно-денежной системы Республики Беларусь;
- рассмотреть механизм влияния кредитно-денежной системы на экономику Республики Беларусь;
- изложить, проблемы и перспективы развития кредитно-денежной системы Республики Беларусь.
Коммерческие банки
являются самостоятельными
Банки - финансовые
посредники, принимающие денежные
средства у вкладчиков и
Все банки могут
быть охарактеризованы по
Операции, посредством
которых банки реализуют
Депозиты (вклады
в банки) служат источником
кредита. Однако банки не
Каждый банк обладает
ограниченными возможностями
Исходя из вышеперечисленного можно сделать следующие выводы:
I.Под денежно-кредитной политикой подразумевают совокупность мероприятий, предпринимаемых центральным банком в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Ее конечными целями являются: устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости, стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны. Поскольку отсутствует прямой механизм воздействия денежно-кредитной политики на сферу производства, центральный банк страны устанавливает промежуточные цели денежно-кредитного регулирования: предложение денег (денежная масса), процентную ставку, обменный курс национальной валюты. Изменения данных параметров передаются в реальный сектор экономики, способствуя реализации конечных целей. Для достижения промежуточных целей центральный банк в свою очередь определяет набор тактических целей. Ими могут быть денежная база, денежные агрегаты, межбанковская процентная ставка или ставка процента по государственным ценным бумагам и др.
II. Одним из основных объектов денежно-кредитного регулирования является предложение денег. В его формировании участвуют три типа экономических субъектов: центральный банк, коммерческие банки, другие экономические субъекты ( фирмы, население). Особая роль в этом процессе принадлежит коммерческим банкам, поскольку они способны создавать новые деньги, используя избыточные резервы, источником которых служат депозиты. Увеличение (уменьшение) банковских резервов приводит к расширению (сужению) денежной массы, определяемому банковским мультипликатором. Он рассчитывается как величина, обратная норме обязательных резервов.
III. В период инфляции центральный банк проводит политику «дорогих денег», направленную на сокращение денежной массы. В периоды спада производства для стимулирования деловой активности он реализует политику «дешевых денег», которая приводит к увеличению предложения денег. В зависимости от выбора центральным банком промежуточной цели различают, гибкую, жесткую и эластичную денежно-кредитную политику.
2. Механизм воздействия
компонентов денежно-кредитной
Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Выделяют следующие инструменты:
1) Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами;
2) Регулирование учетной ставки (ставки рефинансирования) и проведение специальной дисконтной политики;
3) Изменение норматива
отчислений в обязательные
4) Валютное регулирование;
5) Лимитирование объёма активных и пассивных операций коммерческих банков (объём кредитования, банковская маржа, объём привлечения заёмных средств и т.п.);
6) Административное
Первые три инструмента
регулирования в рамках современной
денежно-кредитной политики принято
рассматривать в качестве основных.
Остальные инструменты
Наиболее важным инструментом контроля за денежным рынком являются операции на открытом рынке, которые ЦБ использует в качестве оперативного средства регулирования.
Операции на открытом рынке
- это операции центрального банка
по купле-продаже
Операции на открытом рынке с ценными бумагами правительства имеют долгую историю и относятся к старейшему методу денежно-кредитного регулирования. Такие операции имеют высокую оперативность, используя их, можно рассчитывать на быстрое достижение необходимого результата. Такие операции гибки и точны, их можно совершать в любой момент. Они легко обратимы. За счет дозировки объёма операций можно осуществлять достаточно точную корректировку состояния национальной банковской системы. Не случайно операции с ценными бумагами на открытом рынке рассматриваются как инструмент активного воздействия на ДКП.
Операции на открытом рынке - главный инструмент денежно-кредитной политики в США, странах ЕС и в других странах с рыночной экономикой.
Тем не менее эффективность данных мероприятий значительно снижается, если коммерческие банки имеют в структуре своих активов незначительный пакет ценных бумаг или не проявляют особого интереса к подобным операциям (низкая доходность, недоверие правительству и т.д.)
Объектом купли-продажи могут быть все виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные бумаги (ГКО). В процессе проведения операций на открытом рынке центральный банк воздействует, прежде всего, на величину денежной базы.
При необходимости увеличить предложение денег ЦБ начинает покупать ценные бумаги. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то центральный увеличивает на сумму покупок резервы коммерческих банков на своих счетах.
С помощью появившихся
избыточных резервов у коммерческих
банков увеличивается потенциал
для кредитования реального сектора
экономики. Срабатывание в дальнейшем
денежного мультипликатора
Центральный банк может купить у коммерческих ценные бумаги в форме соглашения об обратном выкупе (операции РЕПО). В этом случае при покупке ценных бумаг на определенный срок банковские резервы увеличиваются, но как только коммерческие банки выкупают свои бумаги - резервы уменьшаются. Следовательно операции РЕПО позволяют осуществлять кратковременные незначительные изменения денежной базы.
Покупку государственных ценных бумаг у населения центральный банк оплачивает чеками на себя. Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а они предъявляют их к оплате центральному. Последний оплачивает чеки путем увеличения резервов коммерческих банков. Особенностью данного инструмента является то, что одновременно увеличиваются как резервы коммерческих банков на счетах центрального, так и их текущие счета, что сопровождается ростом денежного предложения.
Если необходимо сократить денежную массу, ЦБ продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам и населению. Покупку ценных бумаг коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний, принимая чеки, уменьшает на соответствующую сумму резервы банков и денежную базу.
Это также ведет к снижению способности банков создавать деньги.
Население, покупая ценные бумаги у центрального банка, выписывает чеки на свои счета в коммерческих банках. Центральный банк, принимая чеки, уменьшает на сумму покупок резервы коммерческих банков, сокращая тем самым объем денежной базы и предложения денег.
Может возникнуть вопрос: Зачем населению и коммерческим банкам покупать государственные облигации, когда центральный банк продает их на открытом рынке? Разве они обязаны их покупать? Конечно, в административном порядке никто не может принудить население и банки приобретать те или иные активы. Но дело в том, что, выставляя на продажу пакет облигаций, ЦБ увеличивает тем самым их предложение. Эта операция ведет к снижению текущей рыночной цены облигаций и соответственно к повышению их доходности, т.е. ставки процента по облигациям. Естественно, что экономические субъекты выразят желание купить ценную бумагу с более высокой доходностью при формировании своего портфеля активов.
Операции на открытом рынке стали решающим инструментом денежно-кредитного регулирования по следующим причинам: во-первых, проводя их центральный банк не зависит от коммерческих; во-вторых, государственные ценные бумаги можно продавать и покупать в разных количествах, а значит, и в различной степени влиять на предложение денег.
Однако в странах, где люди не доверяют правительству и где уровень инфляции непредсказуем, объём частной торговли государственными ценными бумагами может оказаться недостаточным для проведения активной денежно-кредитной политики. Но в Республике Беларусь последнее время этот инструмент активно используется.
2) Изменение учетной ставки
Учетная ставка - это процентная ставка, которую устанавливает центральный банк по кредитам, выдаваемым коммерческим банкам. Термин “учетная ставка” возник тогда, когда основной формой кредитования банков был учет (или переучет) их векселей по ставке процента, получившей название “учетной”. В настоящее время учет векселей потерял свою актуальность, а термин “учетная ставка” сохранился.
В Республике Беларусь в
качестве инструмента денежно-кредитной
политики используется ставка рефинансирования.
Она представляет собой процент,
который взимает центральный
банк при предоставлении краткосрочного
кредита коммерческому банку
под залог государственных
Изменение учетной ставки - старейший метод денежно-кредитного регулирования, с помощью которого ЦБ влияет на денежную базу и ликвидность банков. Данный метод центральный банк использует для контроля над объемом денежной базы и, следовательно, предложением денег. Предоставляя денежные средства коммерческим банкам, центральный увеличивает на соответствующую сумму резервы банков заёмщиков.
Эти резервы являются избыточными и банки могут использовать их для выдачи ссуд, создавая тем самым новые деньги. Следовательно, понижение учетной ставки приводит к росту предложения денег и расширению кредитования экономики.
При повышении учетной
ставки до такого уровня, когда она
становится выше ставки межбанковского
рынка, коммерческие банки сокращают
заимствование средств у