Валютно-финансовые и платежные условия международного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Будучи разновидностью категории «кредит» и опосредствуя движение товаров, услуг, капиталов, международный кредит связан с другими экономическими категориями (прибыль, цена, деньги, валютный курс, платежный баланс и т. д.) и всей совокупностью экономических законов рынка. Международный кредит играет важную роль в реализации требований основного экономического закона, создавая условия для получения прибылей субъектами рынка. Как элемент механизма действия закона стоимости международный кредит снижает индивидуальную стоимость товаров по сравнению с их общественной стоимостью, например, на основе внедрения импортного оборудования, купленного в кредит. Международный кредит связан с законом экономии рабочего времени, живого и овеществленного труда, что способствует увеличению общественного богатства при условии эффективного использования заимствованных средств.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
I.ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ, РОЛЬ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТА………………………………………………………………………..3
1.1 Международный кредит…………………………………………………..…3
1.2 Принципы международного кредита……………………………………..4
1.3 Функции международного кредита……………………………………….5
1.4 Роль кредита……………………………………………………………….6
1.5 Формы международного кредита…………………………………………6
1.5.1 По назначению:……………………………………………………………6
1.5.2 По видам:………………………………………………………………….6
1.5.3 По технике предоставления:………………………………………………6
1.5.4 По валюте займа:…………………………………………………….……8
1.5.5 По срокам:…………………………………………………………….…..8
1.5.6 По обеспечению:……………………………………………………..…..8
1.5.7 В зависимости от категории кредитора:………………………………….9
1.5.8 По объектам кредитования:………………………………………….….10
1.5.9 По источникам:…………………………………………………………..10
1.5.10 Лизинг……………………………………………………………………..11
1.5.11 Факторинг………………………………………………………………..12
1.5.12 Форфейтинг………………………………………………………….…..13
1.5.13 Вексельный кредит……………………………………………….……..13
1.5.14 Акцептный кредит………………………………………………….…..15
II.Валютно-финансовые и платежные условия международного кредита…………………………………………………………………………16
III.Формы межгосударственного регулирования международного кредита………………………………………………………………………….24
IV. Международное кредитование и финансирование развивающихся стран………………………………………………………………………….…26
4.1.Особенности международного кредитования и финансирования развивающихся стран. …………………………………………………..……26
4.2 Эволюция системы кредитования и финансирования…………………..27
4.3.Банковское кредитование………………………………………………….31
4.4. Внешняя задолженность, платежеспособность и управление долгом…..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…34
Литература……………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

международный кредит.doc

— 884.50 Кб (Скачать файл)

непосредственно на базе процентов по внутреннему кредиту, в

конечном счете цена международного кредита базируется на процен-

       

                        Рис. 3. Элементы стоимости кредита

 

 

Рис. 4. Основные факторы, определяющие размер процентной ставки

 

тных ставках стран - ведущих кредиторов. Однако в силу многофакторности

ссудного процента образуется разрыв между национальными уровнями ставок.

Периодически происходит беспрецедентный рост процента и  амплитуды его колебаний как следствие нестабильности экономики, усиления инфляции, колебаний валютного курса, «войны процентных ставок», отражающей конкурентную борьбу на мировом рынке. С 70-х гг. практикуются плавающие процентные ставки, которые меняются в зависимости от уровня рыночной ставки. Часть срока кредита, предоставляемого по плавающей ставке, в течение которого (обычно 3-6 месяцев) ставка фиксируется на определенном уровне, называется процентным периодом.

Реальная процентная ставка - это номинальная ставка за вычетом темпа инфляции за определенный период. Если темп обесценения

 денег превышает величину номинальной ставки, то положительная реальная процентная ставка превращается в отрицательную (негативную). Выравнивание национальных процентных ставок происходит не только в результате движения между странами краткосрочных капиталов, но и в зависимости от динамики валютных курсов.

Различают показатели простого и взвешенного элемента субсидий, которые рассчитываются по следующим формулам.

 Важной характеристикой международного кредита является его обеспечение (см. с. 266-267). К альтернативным видам кредитного обеспечения относятся:

• открытие целевых накопительных  счетов;

• залог активов;

• переуступка прав по контрактам и др. При определении валютно-финансовых условий международного кредита кредитор исходит из кредитоспособности - способности заемщика получить кредит - и платежеспособности - способности заемщика своевременно и полностью рассчитываться по своим обязательствам. Поэтому одним из условий международного кредита является минимизация кредитных, валютных и других рисков, которым подвергаются кредиторы и заемщики. Таким образом, валютно-финансовые условия международного кредита зависят от состояния экономики, национального и мирового рынков ссудных капиталов.

III. Формы межгосударственного регулирования международного кредита.

 

Противоречие между  уровнем интернационализации экономики и ограниченностью национальных форм регулирования привело к развитию межгосударственного регулирования международного кредита.

 Оно преследует следующие основные цели: 1) регулирование международного движения ссудного капитала для воздействия на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов; 2) совместны меры по преодолению кризисных потрясений; 3) согласование кредитной политики по отношению к определенным заемщикам - в основном к развивающимся, а также странам Восточной Европы, России и другим странам СНГ.

 Межгосударственное регулирование международного кредита осуществляется

в различных формах:

• координация условий экспортных кредитов и гарантий;

• согласование размера  помощи развивающимся странам;

• регламентация деятельности международных и региональных

валютно-кредитных и  финансовых организаций;

• международные совещания  «в верхах».

• рециклирование нефтедолларов и др

Межгосударственное регулирование  международного кредита имеет краткую историю, но роль его возрастет. Государство стремится встроить государственное регулирование в рыночный регулятор условий международного кредита.

Попытки координации  условий экспортных кредитов впервые были предприняты в 1934 г., когда был организован Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций со штаб-квартирой в Берне. Бернский союз, объединяющий страховые компании около 30 стран, предназначен дл обмена информацией и составления рекомендаций относительно условий государственного страхования экспортных кредитов. Этот совещательный консультационный орган не выносит решений, обязательных для его членов. Бернский союз не является межправительственной организацией, так как входящие в него государственные учреждения официально не представляют свои правительства. Но, несмотря на «джентльменские соглашения» (1953 г.) членов Бернского союза не предоставлять гарантии по экспортным кредитам на срок свыше 5 лет, на практике крупные экспортеры добились государственных гарантий по кредитам на более длительные сроки. С формированием ЕС регулирование международного кредита поднялось на межгосударственный, отчасти наднациональный уровень и осуществляется через региональные организации. Страны – члены ЕС заключили соглашение об условиях кредитования экспорта, минимальных процентных ставках и максимальных сроках кредитов. До 80-х гг. он назывался Международный союз страховщиков кредитов(International Union of Credit Insurers).С целью ограничения государственного стимулирования экспорта товаров в условиях обострения конкуренции на мировых рынках регламентация международного кредита осуществляется в рамках ОЭСР.

В начале 60-х гг. достигнута договоренность членов ОЭСР об унификации сроков и процентных ставок по кредитам, доли покупательского аванса в

 контрактах на поставки судов. В 70-х гг. достигнуто соглашение о предварительных консультациях по кредитам сроком более 5 лет и организован обмен информацией между правительствами. С 70-х гг. применяются межгосударственные меры по ограничению субсидирования экспорта как средства конкурентной борьбы. В июне 1976 г. в рамках ГАТТ заключено «джентльменское соглашение» о единых условиях экспортных кредитов, субсидируемых государством, между США, Японией, ФРГ, Францией, Италией, Канадой, Великобританией вначале сроком на год. Затем оно было продлено до апреля 1978 г. и далее на неопределенный срок и распространено почти на все страны - члены ОЭСР. Договоренность стран ОЭСР об условиях экспортных кредитов, пользующихся государственнойподдержкой, включает следующие главные элементы: единый размер авансового платежа - обычно 15% суммы контракта; дифференцированные условия кредитов по трем условным группам стран (богатые, средние, бедные), определяемые исходя из ВВП на душу населения максимальный срок погашения; минимальные процентные ставки. Договоренность косвенно подтверждает право страны выходить за его рамки при условии предварительной информации участников соглашения (например, при снижении стоимости кредита).

 С середины 70-х гг. до 1982 г. активно практиковалось межгосударственное регулирование движения ссудного капитала путем рециклирование нефтедолларов из нефтедобывающих стран. Региональное рециклирование осуществляли страны - члены ОПЕК путем использования валютной выручки от экспорта нефти для развития национальной экономики, помощи другим развивающимся странам, прибыльных инвестиций в развитых странах. Развитые страны проводили рециклирование нефтедолларов в своих интересах для: 1) покрытия дефицита платежных балансов; 2) перераспределения нефтедолларов через банки в пользу развивающихся стран – импортеров нефти в целях расширения национального экспорта в эти страны; 3) аккумуляции указанных средств в международных валютно-кре-

дитных и финансовых организациях (для последующего их использования в собственных интересах). С этой целью были созданы специальны фонды, в частности нефтяной фонд МВФ. Важной формой межгосударственного регулирования международного кредита являются международные совещания «в верхах», на которых вырабатываются совместные мероприятия по этим проблемам.  На встречах на высшем уровне вопросы экспортных кредитов, передачи технологии, торговли периодически приобретали политическое значение в свете отношений Восток-Запад. Своеобразной формой сотрудничества банков на многосторонней основе стали международные банковские клубы. Например, Форекс клаб объединяет 1600 банкиров, представляющих мировые финансовые центры, и ежегодно проводит совещания по актуальным проблема международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Межгосударственное регулирование кредита испытывает влияние противоречивых тенденций - партнерство  разногласия - во взаимоотношениях трех основных мировых финансовых центров - США, Западной Европы, Японии. Каждый центр стремится получить преимуществ за счет своих партнеров. ТНК и ТНБ активно используют государственное регулирование международного кредита, когда им это выгодно. Иначе они конфликтуют с ним и бесконтрольно осуществляют международные кредитно-финансовые операции.

 

IV. Международное кредитование и финансирование развивающихся стран

 

4.1.Особенности международного кредитования и финансирования развивающихся стран.

Финансовые потоки в  развивающиеся страны имеют следующие особенности. Во-первых, значительную часть внешних ресурсов эти страны получают в форме безвозвратных субсидий и льготных кредитов на основе межгосударственных соглашений, от международных финансовых организаций и различных фондов, соответственно

 в рамках двухстороннего и многостороннего, официального финансировании развития (ОФР). Отбор стран, которые могут претендовать на льготные финансовые ресурсы, осуществляется с учетом их уровня экономического развития, экономических, политических и военно-стратегические интересов стран-доноров. Средства по линии ОФР получают

также страны, столкнувшиеся  с серьезными экономическими трудностями.

С 1990-х гг. получателями льготных финансовых ресурсов стали многие бывшие социалистические страны. Во-вторых, в зависимости от структуры финансового потока, развивающиеся страны можно разделить на две группы. Первая – страны с низким уровнем развития - привлекают внешние ресурсы преимуществен из официальных источников. Частные ресурсы им мало доступны из-за их жестких рыночных условий. К тому же для частных кредиторов и инвесторов такие страны непривлекательны. Вторая группа - относительно развитые страны - привлекают внешние ресурсы, как правило, из частных источников, только в трудных условиях временно становятся получателями ОФР. В-третьих, международное кредитование и финансирование развивающихся стран сводится преимущественно к отношениям между центром и периферией мирового хозяйства. Лишь небольшая часть международных кредитов и субсидий предоставляется в рамках взаимного сотрудничества развивающихся страны. Страны, добившиеся значительного прогресса, как правило, активно привлекали внешние ресурсы. Но внешние кредиты и инвестиции выступали в роли катализаторов экономического роста, а основой его были внутренние сбережения и инвестиции. Однако ряд развивающихся стран не сумел продвинуться существенно вперед по пути социально-экономического прогресса, несмотря на крупные внешние вливания. В связи с этим программы льготного финансирования развивающихся стран подвергаются резкой критике.

4.2 Эволюция системы кредитования и финансирования.

Эту эволюцию можно проследить, обозначив этапы ее развития. Первый период—после второй мировой войны до середины 1950-х гг. В то время мировой финансовый рынок находился в состоянии крайнего упадка. Основным источником внешнего финансирования не только развивающихся, но и развитых стран были официальные ресурсы, дополняемые потоком прямых инвестиций. Второй период - с середины 1950-х гг. до начала 1970-х гг. Наиболе характерная его черта - быстрый рост потока официальных ресурсов. Преобладание официальных ресурсов придавало системе устойчивость. Долговые кризисы случались нечасто и имели локальный характер. Третий этап - с начала 1970-х гг. до августа 1982 г., т.е. до вспышки глобального долгового кризиса. Основные черты его - резкий рост

 банковского кредитования и относительное уменьшение потока официальных ресурсов. На рынке синдицированных кредитов доля развивающихся стран достигла 1/2. Этой системе была присуща большая гибкость по сравнению с предыдущей, основанной на официальных ресурсах, поскольку привлечение их обставлено множеством бюрократических препон. Однако усилилась зависимость ряда стран от неустойчивой конъюнктуры мирового рынка ссудных капиталов. Это привело многих из них к долговому кризису. Четвертый период - с августа 1982 г. до начала 1990-х гг. Он характеризуется резким сокращением притока частных ресурсов, особенно банковских кредитов. Долговой кризис вызвал тяжелейшие социально-экономические последствия для многих развивающихся стран. Потребовалось около десяти лет для того, чтобы выйти из него. В начале 1990-х гг. начался пятый период. Активный поиск выхода из долгового кризиса дал результаты. Приток частного капитала в страны, испытавшие долговой кризис, возобновился. Начинается активная интеграция финансовых рынков ряда развивающихся стран мировой рынок.

Появилась категория  стран с «формирующимися финансовыми рынками» (emerging markets). Этот термин, появившийся с середины 1980-х гг., не имеет четкого определения. Строго говоря, к странам с такими рынками следует относить государства со средним уровнем развития, в которых внутренние финансовые рынки достигли определенного уровня развития, но не поднялись до стадии зрелости. Эти рынки хрупки, их инфраструктура слаба, они отличаются значительной нестабильностью. Но тем не менее они обладают предпосылками  для интеграции не только в мировой кредитный, но и фондовый рынок. Поскольку четких критериев для данной категории стран нет, ток ним иногда относят все развивающиеся страны. В состав формирующихся рынков включают также страны с переходной экономикой. Это правомерно, поскольку по ВВП на душу населения эти страны находятся на среднем уровне, их финансовые рынки далеки от стадии зрелости, в структуре внешних ресурсов значительное место занимает

 ОФР, долговые кризисы проходят по сценариям, типичным для развивающихся стран и сопровождаются соответствующими мерами по урегулированию кризиса. Быстрая интеграция формирующихся рынков в мировой продолжалась до 1997 г., когда разразился глобальной финансовый кризис в Азии, который затронул многие финансовые рынки. За ним последовал ряд новых периферийных финансовых кризисов, имевших международный резонанс. Появилось понятие «эффект вируса» - быстрое распространение периферийного финансового кризиса из одной страны в другие страны и регионы. Современные периферийные финансовые кризисы являются продуктом глобализации, особенно глобализации финансовых потоков, и интеграции в них формирующихся рынков. Эта интеграция объективна. Но ее формирование при хрупком финансовом рынке и слабом регулировании приносит гораздо больше вреда, чем пользы. В результат периферийных финансовых кризисов доля развивающихся стран мировых финансовых потоках резко снизилась: с 14,4% в 1997 г. до7,6% в 2000 г. Причем доля этих стран в мировом производстве и торговле значительно выше - соответственно 22,5 и 33,4% в 2000 г В начале XXI в. ситуация на формирующихся рынках оказалась более устойчива, чем во второй половине 1990-х гг. Периферийные финансовые кризисы вспыхивали в ряде стран, но эффект «вируса» от них был ограничен. На протяжении рассмотренного периода система кредитования и финансирования развивающихся стран в целом оставалась неизменной. Она включает следующие основные звенья: ОФР, в том числе двухстороннее и многостороннее; потоки частных ресурсов, в том числе кредиты, эмиссия долговых обязательств, портфельные инвестиции в акции, прямые инвестиции (табл. 7.1). Но структура финансовых потоков менялась и иногда фундаментально. Существенныеколебания наблюдались и по объему привлекаемых ресурсов.

Информация о работе Валютно-финансовые и платежные условия международного кредита