Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:55, курсовая работа
Будучи разновидностью категории «кредит» и опосредствуя движение товаров, услуг, капиталов, международный кредит связан с другими экономическими категориями (прибыль, цена, деньги, валютный курс, платежный баланс и т. д.) и всей совокупностью экономических законов рынка. Международный кредит играет важную роль в реализации требований основного экономического закона, создавая условия для получения прибылей субъектами рынка. Как элемент механизма действия закона стоимости международный кредит снижает индивидуальную стоимость товаров по сравнению с их общественной стоимостью, например, на основе внедрения импортного оборудования, купленного в кредит. Международный кредит связан с законом экономии рабочего времени, живого и овеществленного труда, что способствует увеличению общественного богатства при условии эффективного использования заимствованных средств.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
I.ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ, РОЛЬ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТА………………………………………………………………………..3
1.1 Международный кредит…………………………………………………..…3
1.2 Принципы международного кредита……………………………………..4
1.3 Функции международного кредита……………………………………….5
1.4 Роль кредита……………………………………………………………….6
1.5 Формы международного кредита…………………………………………6
1.5.1 По назначению:……………………………………………………………6
1.5.2 По видам:………………………………………………………………….6
1.5.3 По технике предоставления:………………………………………………6
1.5.4 По валюте займа:…………………………………………………….……8
1.5.5 По срокам:…………………………………………………………….…..8
1.5.6 По обеспечению:……………………………………………………..…..8
1.5.7 В зависимости от категории кредитора:………………………………….9
1.5.8 По объектам кредитования:………………………………………….….10
1.5.9 По источникам:…………………………………………………………..10
1.5.10 Лизинг……………………………………………………………………..11
1.5.11 Факторинг………………………………………………………………..12
1.5.12 Форфейтинг………………………………………………………….…..13
1.5.13 Вексельный кредит……………………………………………….……..13
1.5.14 Акцептный кредит………………………………………………….…..15
II.Валютно-финансовые и платежные условия международного кредита…………………………………………………………………………16
III.Формы межгосударственного регулирования международного кредита………………………………………………………………………….24
IV. Международное кредитование и финансирование развивающихся стран………………………………………………………………………….…26
4.1.Особенности международного кредитования и финансирования развивающихся стран. …………………………………………………..……26
4.2 Эволюция системы кредитования и финансирования…………………..27
4.3.Банковское кредитование………………………………………………….31
4.4. Внешняя задолженность, платежеспособность и управление долгом…..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…34
Литература……………………………………………………………………..35
Нетто-потоки - валовые потоки за минусом платежей в счет погашения основной суммы долга. Данные ВБ за 1990 г. и МВФ за 1995 и 2002 гг. К
формирующимся рынкам в данном случае отнесены страны развивающиеся и спереходной экономикой, а также азиатские новые индустриальные (Республика Корея, Сингапур, Тайвань) и Израиль, которых по ВВП на душу населения относят к развитым странам, но по состоянию финансовых рынков - к формирующимся.
«Официальное финансирование развития» (ОФР). Наличие этого источника финансовых потоков отличает современную систему кредитования и финансирования развивающихся стран (как и стран с переходной экономикой) от системы, характерной для развитых стран. Двухстороннее международное официальное финансирование развитых государств практиковалось лишь в послевоенный период в отношении стран, сильно пострадавших от второй мировой войны. Многостороннее кредитование их Фондом и Всемирным банком закончилось в начале 1980-х . Между прошлым официальным финансированием развитых стран и современным финансированием развивающихся стран есть принципиальная
разница. В первом случае оно использовалось в качестве временного и чрезвычайного источника. Во втором - как постоянно действующая система, необходимость которой обусловлена экономическимразрывом между богатыми и бедными странами, наличием глобальной проблемы бедности В начале 1990-х гг. на долю ОФР приходилось около 50% финансовых потоков на периферию мирового хозяйства (см. табл. 7.1), а к середине этого десятилетия она снизилась до 10% по причине быстрой интеграции формирующихся рынков в мировой. Затем из-за прокатившихся во второй половине 1990-х гг. периферийных финансовых кризисов доля ОФР приблизилась к 25%. Но оно распределяется неравномерно, концентрируется на наименее развитых странах. Для них ОФР является основным, а в ряде случаев почти единственным источником внешних ресурсов. Потоки ОФР на двухсторонней основе значительно превышают многосторонние и предоставляются на более льготных условиях, чем многосторонние по линии международных финансовых институтов (см.гл. 9). В частности, субсидии реализуются исключительно по двухсторонним каналам. Однако страны-реципиенты отдают предпочтение многостороннему ОФР, полагая, что эти кредиты менее политизированы. ОФР на двухсторонней основе предоставляется как в форме субсидий, так и в форме кредитов. При существенных колебаниях по отдельным годам их соотношение можно представить как 1:1. Условия по линии ОФР более льготные, чем по частным кредитам. Однако они делятся на две категории - менее и более льготные. Последние классифицируются как официальная помощь развитию (ОПР). Понятия ОФР и ОПР были введены Комитетом содействия развитию при ОЭСР. Этот Комитет разрабатывает стратегию ОФР и обобщает статистические данные, в том числе выделяет ОПР из общей суммы ОФР. При этом в расчет принимаются следующие критерии: стоимость кредита, его срок и льготный период. На основе этих данных для каждой кредитной сделки рассчитывается грант-элемент, или элемент субсидии. Для субсидий грант-элемент равен 100%. Кредиты относятся к ОПР, если грант-элемент не ниже 20%. Основная сумма ОФР (до 4/5) относится к категории ОПР. Средние условия ОПР таковы: стоимость - 3%, срок - 30 лет, льготный период - 10 лет. Смысл вьщеления ОПР из ОФР заключается в том, что по показателю ОПР измеряется участие стран-доноров в оказании помощи развивающимся странам. В 1970 г. в рамках ООН был установлен этот минимальный показатель в размере 0,7% ВВП страны-донора. Однако в среднем вьщеляемые на эти цели ресурсы составляют около 1/2 установленного норматива. Существенно отстают в этом отношении ведущие
развитые страны. Поскольку средства на оказание помощи выделяются из бюджетов, то часто делаются ссылки на бюджетные трудности. Однако в бюджетах стран-доноров ассигнования на ОПР ничтожно малы. Льготный характер ОПР предполагает наличие доводов, которые оправдывали бы в глазах западных налогоплательщиков ее предоставление. В свое время жестко дебатировался вопрос об ответственности колониализма и неоколониализма за экономическую отсталость развивающихся стран. Этим прежде всего обосновывалась необходимость перераспределения ресурсов пользу периферии. В настоящее время страсти вокруг этой проблемы утихли. Но в ряде стран проблема бедностине может быть решена без внешней помощи. А нищета является источником нестабильности в мире, а также терроризма. Но неэффективное использование помощи, вплоть до ее разворовывания, дает серьезные козыри в руки ее противников. Опыт использования ОПР различными странами неоднозначен. Первоначально она предоставлялась преимущественно странам Азии. И некоторые из них, опираясь в известной мере на нее, сумели совершить экономический рывок (например, Южная Корея и Тайвань), а затем отказаться от получения ОПР. Впоследствии акцент сместился на африканские страны-очаги крайней отсталости и нищеты. Но на этом континенте помощь оказалась гораздо менее результативной. Поскольку средства на ОПР выделяются из бюджетов, то их движение контролируется парламентом. Мобилизовать эти ресурсы, в отличие от частных средств, в короткие сроки невозможно. Средства
эти обычно имеют связанный характер, т.е. привязаны к поставкам определенных товаров, цены на которые нередко завышаются. Страны- реципиенты стремятся к увеличению «программной помощи», при которой предоставляется свобода выбора. Однако ослабление контроля со стороны стран-доноров нередко ведет к неэффективному использованию
средств. Таким образом, двухсторонняя ОПР - это особый финансово-кредитный механизм перераспределения ресурсов от центра мирового хозяйства к периферии на некоммерческой основе. Это финансирование не связано с состоянием мирового финансового рынка, поскольку средства поступают из бюджетов. При их выделении правительства стран-доноров руководствуются социально-экономическими и политическими целями.
4.3.Банковское кредитование. До начала 1970-х гг. развивающиеся страны, опираясь на ОФР и прямые инвестиции, были слабо связаны с мировым финансовым рынком. Эта связь реализовывалась главным образом через экспортные кредиты, которые относятся к категории смешанных, поскольку их предоставляют как частные банки, так и государство, обычно через экспортно-импортные банки. Экспортные кредиты обычно сопровождают поставки машин и оборудования, чем и обусловлено участие государства. Интеграция развивающихся стран в мировойфинансовый рынок началась в 1970-х гг. по линии международного банковского кредитования. В тот период доля развивающихся стран в этой сфере деятельности была ничтожно мала, а к концу 1970-х гг. достигла 1/2 среднесрочного и долгосрочного синдицированного кредитования. Сложившаяся ситуация была обусловлена следующими факторами. Во-первых, возросшим дефицитом по текущим операциям платежных балансов импортеров нефти в связи с энергетическим кризисом. Во-вторых, образованием крупных сумм в нефтедолларах на банковских счетах, которые было необходимо рециклировать, и это толкало банки на чрезмерные риски. В-третьих, слабым спросом развитых стран на международный кредит. К началу 80-х гг. отмеченная конъюнктура резко изменилась. Но главное заключалось в том, что ряд развивающихся стран, прежде всего латиноамериканских, были перекредитованы и оказались в состоянии долгового кризиса. Существенную роль в его развитии сыграло и то обстоятельство, что по кредитам взималась плавающая процентная ставка (ЛИБОР), которая затем резко повысилась. В результате долгового кризиса банковское кредитование развивающихся стран резко снизилось. Международные банки извлекли урок из долгового кризиса. Во- первых, они переориентировались на Азию, которая благополучно миновала рифы кризиса. Во-вторых, заемщикам стали предоставлять краткосрочные возобновляемые синдицированные кредиты (а не долгосрочные, как странам Латинской Америки). Это давало банкам шанс уйти с рынка при неблагоприятном стечении обстоятельств. В-третьих, в Латинской Америке в качестве основного заемщика выступало государство, в Азии - корпоративный сектор. Но международные банки выдавали им кредиты через посредников, национальные банки, тем самым переносили на них риски. В 90-х гг. страны Юго-Восточной Азии, так же как и Латинская Америка в 70-х гг., оказались перекредитованы, что явилось одной из причин долгового кризиса. Но существенное различие было в том, что в Латинской Америке имел место кризис государственного долга, а в ЮВА - частного. Благодаря более гибкой системе кредитования международные банки минимизировали свои убытки, но графики долговых платежей были пересмотрены. В результате кризиса в ЮВА банковское кредитование развивающихся стран вновь резко сократилось. Хотя пик кризиса пришелся на 1997—1998 гг., в 2002 г. нетто-поток международного кредитовании стран с формирующимися рынками характеризовался отрицательной величиной.
4.4. Внешняя задолженность, платежеспособность и управление долгом.
Развивающиеся страны начали процесс независимого развития, не будучи обременены большим внешним долгом (табл. 4.4). Однако он стал быстро увеличиваться, поскольку форсируя экономический рост, многие страны были вынуждены прибегать к крупным внешним заимствованиям. До 1970-х гг. они привлекали преимущественно средства из официальных источников, в которых преобладали субсидии. Поэтому их долг рос умеренными темпами. Но ситуация изменилась после того, как развивающиеся страны стали интегрироваться в мировой финансовый рынок.
Но рост долга и даже долговых платежей мало о чем говорит, важно определить платежеспособность страны. А она прежде всего зависит
от объема ресурсов страны (ВВП), экспортной выручки (поскольку долг погашается в свободно конвертируемых валютах) и от динамики этих характеристик. В этой связи для анализа платежеспособности страны предлагаются следующие показатели. Ключевым показателем долгового бремени является отношение долга к ВНП и экспорту. Если данные по ВНП отсутствуют, используют ВВП. На основе этих данных Всемирный банк дает следующую классификацию стран с низкими и средними доходами (не более 8955 долл. на душу населения). Выделяют три группы развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Высокий уровень - долг превышает
80% ВНП или 220% экспорта. Средний уровень задолженности – соответственно от 48 до 80% и от 132 до 220%. У стран с низким уровнем долга эти показатели ниже - 48 и 132%. Однако при схожих показателях долгового бремени у стран-должников по-разному может складываться ситуация по долговым платежам. Это зависит от сроков займов, льготного периода, от графика платежей, от уровня процентны ставок. Последние в приведенных показателях не отражены. В связи с этим используется показатель нормы обслуживания долга (ПОД) (%) НОД = Долговые платежи Экспорт товаров и услуг Пороговый уровень ПОД установлен в 20-25%. Этому показателю часто отдается приоритет перед всеми другими. Но и его следует рассматривать лишь как ориентир. Иногда и при более высокой норме ПОД страны соблюдали график платежей. И, наоборот, низкая НОД может свидетельствовать о том, что страна не прилагает должных усилий для обслуживания долга и тем самым подрывает свой авторитет в глазах кредиторов. НОД снижается также после урегулирования долга, т.е. перехода к кризисному управлению долгом. Глобальный долговой кризис 1980-х гг. в значительной степени был обусловлен тем, что в портфеле многих стран оказалось много кредитов с плавающей процентной ставкой. Поэтому большое внимание при анализе платежеспособности стало уделяться соотношению заемных средств с фиксированной и плавающей процентной ставкой. В 1990-х гг. кризис платежеспособности в ряде стран Азии возникал из-за большой краткосрочной задолженности. Поэтому ее наличие также рассматривается в качестве ухудшающего платежеспособность фактора. В нормальных условиях краткосрочные кредиты легко пролонгируются. Однако при неблагоприятной ситуации этот процесс прерывается. Если долговые платежи осуществляются из бюджета, ключевыми показателями долгового бремени может выступать соотношение суммы долга с бюджетными доходами или расходами. Международная ликвидность страны измеряется отношением централизованных золотовалютных резервов к объему импорта товаров. Если резервы адекватны трехмесячному импорту, то ликвидность оценивается как достаточная. Данный показатель отвечает на вопрос, насколько страна обеспечена валютой для оплаты критического импорта при возникновении трудностей платежного баланса. Но он не очень подходит для анализа платежеспособности. В частности, во
время кризиса в Азии при вполне благоприятном этом показателе ощущался острый дефицит валюты для осуществления долговых платежей. Поэтому для анализа платежеспособности страны необходимо соотносить предстоящие долговые платежи с золотовалютными резервами. В конечном счете платежеспособность страны зависит от состояния ее экономики. Но долговые кризисы в развивающихся странах усугублялись низким качеством управления либо государственного долга (латиноамериканский кризис 1980-х гг.), либо компаний (азиатский кризис 1990-х гг.). Наиболее сложен процесс управления государственным долгом. Развитые страны накопили уже большой опыт в этом отношении. Развивающиеся страны и государства с переходной экономикой еще только его осваивают. Задача управления внешним долгом заключается в формировании оптимальной структуры портфеля долговых обязательств. При этом для стран с формирующимися
рынками важное значение приобретает недопущение срыва графика долговых платежей. Если это происходит, то управление переходит в кризисную фазу, т.е. урегулирование долга. Нормальное (не кризисное) управление суверенным долгом основывается на готовности правительства брать на себя риски в установленных заранее пределах. Для этого разрабатывается некий ориентир, условная структура долговых обязательств с учетом сроков погашения, процентных ставок, валют. Задача агентства, которое управляет долгом, заключается в обеспечении реализации этих целевых ориентиров. Таким образом, в практике управления реальный
портфель сопоставляется с целевым ориентиром. Отклонения от намеченных параметров служат сигналом для принятия соответствующих мер. Страны с формирующимися рынками только начали (далеко не все) осваивать методы управления долгом. Но структурная неустойчивость их экономик часто склоняет чашу весов к переходу к кризисному управлению (урегулированию долга). Эффективное управление долгом основано на наличии развитого финансового рынка, преобладании долговых обязательств в ликвидной форме (ценные бумаги). Но страны с формирующимися рынками не располагают ни тем, ни другим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преобладавшая до недавнего времени государственная форма собственности предполагала в основном централизованное бюджетное финансирование предприятий. Существовавшая ранее система, при которой бюджетные средства выделялись в рамках государственного планирования развития экономики, не учитывала необходимости четкого законодательного регулирования финансово-кредитных вопросов.
С развитием в нашей стране рыночных отношений, появлением предприятий различных форм собственности (как частной, так и государственной, общественной) особое значение приобретает проблема четкого правового регулирования финансово-кредитных отношении субъектов предпринимательской деятельности.[20]
При столь быстром
развитии международного кредита возрастает
роль его межгосударственного
регулирование международного движения ссудного капитала для воздействия на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов;
совместные межгосударственные меры по преодолению кризисных явлений;
согласование кредитной политики по отношению к определенным заемщикам — в основном к развивающимся, а также странам Восточной Европы и бывшего СССР.
Межгосударственное
координация условий экспортных кредитов и гарантий;
согласование размера помощи развивающимся странам;
регламентация деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций;
рециклирование нефтедолларов и др.
Государство стремится встроить рыночные силы, конкуренцию в сфере международного кредита в механизм государственного регулирования, придать ему гибкость.
ЛИТЕРАТУРА :
1 Киреев А.П. Международная
экономика. – М.: Международные отношения, 2007.
2..Кругман П.Р., Обстфельд М.Международная
экономика. Теория и политика. – М.:2008.
3..Международные валютно-кредитные и финансовые
отношения. (Под ред. И.Н.Красавиной.) –
М.: Финансы и статистика, 2006.
4..Потиенко Л.И. Валютный рынок. – Владивосток,
изд. ВГУЭС, 2009.
5. Потиенко Л.И. Международные валютно-финансовые
и кредитные отношения. Учебное пособие.
– Владивосток, изд. ВГУЭС, 2007.
6. Финансы. Денежное обращение. Кредит:
Учебник для вузов /
Л.А.Дробозина, Л.П.Окунева, Л.Д.Андросова
и др.; Под ред. проф. Л.А.
Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2007 .
7. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л. Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 592с.: ил. – С. 245-303, 434-523.
8. Носкова И. Я. Международные валютно-кредитные отношения: Учеб. пособие. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. – 208с. – С. 124-128, 133-138.
Орешкин В.С. О состоянии официального внешнего долга России // Деньги и кредит. – 2008. - №2. – С.49-50.
9. Саркисянц А.Г. Проблема внешней задолженности России // Деньги и кредит. – 1999. - №2. – С.40 – 48.
10. Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: на рубеже столетий // Деньги и кредит. – 2007. - №7.-С. 58-66, - №8.-С.61-68, - №9.-С. 54-65, - № 10. – С.44-58,- №12.- 59-71.
11. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Научн. Ред. Д-р эконом. Наук, профессор В.Вкруглов – М.: ИНФРА-М-2008
Информация о работе Валютно-финансовые и платежные условия международного кредита