Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 15:02, курсовая работа
Основной целью настоящей работы является выявление оптимальной стратегии выхода предприятия на рынок ценных бумаг.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ 5
НА ФОНДОВЫЙ РЫНОК » 5
1.1. СТРАТЕГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.2. ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ ФИНАНСИРОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ РЕШЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ВЫХОДА НА РЦБ 6
1.3. ТРЕБОВАНИЯ К ЭМИТЕНТУ ПРИ ВЫХОДЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ 9
1.3.1. Требования к векселедателю 10
1.3.2. Требования к эмитенту облигаций 11
1.3.3. Требования к эмитенту акций 15
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА ПРИ ВЫХОДЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ 17
2.1 ПРОДУМАЙТЕ СТРАТЕГИЮ 18
2.2 КАК ВЫБРАТЬ ИНСТРУМЕНТ? 19
2.3 КОГДА ЛУЧШЕ ЗАЯВИТЬ О СЕБЕ 22
2.4 К КОМУ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ ПРИ ПЕРВОМ ВЫХОДЕ НА РЫНОК 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Введение 3
Глава 1. «Определение стратегии выхода предприятия 5
на фондовый рынок » 5
1.1. Стратегия
финансирования как часть
1.2. Прикладные задачи финансирования и возможность их решения с помощью выхода на РЦБ 6
1.3. Требования к эмитенту при выходе на финансовые рынки 9
1.3.1. Требования к векселедателю 10
1.3.2. Требования к эмитенту облигаций 11
1.3.3. Требования к эмитенту акций 15
Глава 2. Комплекс маркетинга при выходе предприятия на рынке ценных бумаг 17
2.1 Продумайте стратегию 18
2.2 Как выбрать инструмент? 19
2.3 Когда лучше заявить о себе 22
2.4 К кому обратиться за помощью при первом выходе на рынок 22
Заключение 24
Список литературы 25
С того момента как Россия вступила на рыночный путь развития - рынок ценных бумаг занял лидирующее место среди институтов новой экономики. В настоящее время на рынке ценных бумаг торгуются акции представляющие разные сектора экономики. Востребованность рынка ценных бумаг экономикой не вызывает сомнений. Пенсионные накопления, сбережения населения, страховые резервы попадают на рынок в виде портфельных инвестиций. За свою небольшую, но насыщенную историю российский рынок стал одним из лидеров по росту капитализации среди развивающихся рынков, при этом оставаясь самым волантильным. Продолжающийся рост рынка только увеличивает опасения инвесторов, не желающих покупать акции на пике роста. Многочисленные дискуссии поднимают вопросы о том, на сколько оправдан данный рост рынка, есть ли фундаментальные предпосылки роста рынка в будущем. Таким образом, рынок ставит перед инвесторами вопросы и возникает проблема анализа инвестиционной привлекательности, как всего рынка ценных бумаг, так и отдельных акций.
В распоряжении инвестора
есть два инструмента
В совокупности фундаментальный и технический анализ представляют мощный инструмент для принятия инвестиционного решения. Фундаментальный анализ может дать знать о том, когда рынок или отдельная акция переоценена или недооценена. А технический анализ, в свою очередь, позволяет предсказать рост или падение отдельной акции или всего индекса на основе исторических данных.
В настоящее время в большинстве секторов российской экономики наблюдается обострение конкуренции. В частности, рынки товаров потребительского потребления, получившие мощный толчок к развитию после дефолта 1998 г., подходят к стадии насыщения. Параллельно повышается качество российского топ-менеджмента. Руководители, получившие западное образование или имеющие ученые степени ведущих российских ВУЗов и опыт работы в ведущих западных компаниях, понимают важность наличия долгосрочной стратегии развития компании, формирования конкурентных преимуществ и снижения стоимости капитала.
Для реализации стратегии компании необходимым условием является наличие доступа к финансовым ресурсам. Рост масштабов деятельности и сильные рыночные позиции компаний открывают им доступ на фондовые рынки, как российские, так и международные.
Основной целью настоящей работы является выявление оптимальной стратегии выхода предприятия на рынок ценных бумаг.
В первой главе «Определение стратегии выхода предприятия на рынок» рассматриваются стратегия финансирования компании в свете теории максимизации стоимости акционеров, прикладные задачи стратегии финансирования и возможность их решения с помощью выхода на рынок ценных бумаг, а также требования к эмитентам.
Вторая глава посвящена изучению комплекса маркетинга при выходе предприятия на рынок ценных бумаг.
Каждый собственник ставит
определенные цели перед своим бизнесом.
В странах с развитыми
Достижение наибольшей рыночной стоимости возможно при занятии сильных позиций на рынке, наличии оптимизированных бизнес-процессов, позволяющих достичь более высокого качества, чем у конкурентов или низких издержек; развитой филиальной структуры, наличии ценных активов и так далее, таким образом, предприятие должно постоянно развиваться и расти как в количественных показателях, так и в качественных, чтобы оставаться конкурентоспособным и быть привлекательным в глазах потенциальных инвесторов.
Для обеспечения роста нужны инвестиции. Денежных средств, генерируемых компанией, как правило, недостаточно, особенно при агрессивной стратегии развития, средства собственников не всегда доступны и обычно дороже заемного капитала. Часто сознательный отказ от внешних источников финансирования становится причиной неоправданного ограничения темпов роста бизнеса. Цель стратегии финансирования – определение требуемой суммы инвестиций на основе стратегических инициатив и инвестиционной программы, определение кассовых разрывов и нахождение источников финансирования при минимизации стоимости капитала.
Стратегия финансирования должна решать важнейшую задачу финансового менеджмента - обеспечение долгосрочного роста стоимости компании. Оптимальная структура финансирования и обоснованное соотношение долга и собственного капитала минимизируют совокупную стоимость капитала компании, позволяя ей одновременно привлекать необходимые финансовые ресурсы и сохранять гибкость принятия финансовых решений. В то же время нельзя забывать, что целью финансового управления является максимизация стоимости компании, а не минимизация затрат на капитал, и именно с этой позиции подойти к формированию структуры капитала.
Потребности финансирования деятельности предприятия могут принимать различные формы. Прежде всего, потребности в финансировании можно проклассифицировать по видам деятельности, для которых требуется финансирование:
1) Операционная (основная) деятельность,
2) Инвестиционная деятельность,
3) Финансовая деятельность. Потребность в финансировании операционной деятельности обычно
выражается в нехватке оборотного капитала, то есть носит краткосрочный характер. Финансирование инвестиционной деятельности, напротив, как правило, рассчитывается на долгий срок. Возможно многообразие инвестиционных проектов: от модернизации оборудования и строительства до проведения сделок слияний и поглощений. Финансирование финансовой деятельности, главным образом, носит характер перекредитования или реструктуризации портфеля заемных средств, иногда также могут требоваться денежные средства для выкупа собственных акций.
Задача финансового менеджера подобрать под конкретный вид потребности в финансировании, возникающий на предприятии, наиболее адекватный источник финансирования с целью минимизации стоимости капитала. Но ошибочно было бы при выборе источников финансирования руководствоваться исключительно стоимостью капитала, не принимая во внимание ряд других важных параметров, а именно, диверсификация источников финансирования, создание публичной кредитной истории.
Вкратце рассмотрим возможные источники финансирования при пересчисленных выше потребностях в финансировании (Таблица 1).
При появлении потребности в увеличении оборотного капитала может быть принят, прежде всего, ряд внутренних мер, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия, в частности улучшение планирования производства, приводящее к уменьшению товарных запасов, изменение политики работы с дебиторами/ кредиторами. Однако для проведения данных изменений требуется время и невозможно твердо рассчитывать на положительный эффект. Предоставление краткосрочного кредита банка является для многих предприятий в рассматриваемой ситуации достойным выходом из положения, укажем только на такие недостатки банковского кредита как необходимость предоставления залога или другого обеспечения, навязывание других услуг банка (например, расчетно-кассового обслуживания), необходимость прозрачности направлений использования привлеченных денежных средств. Вексель, как правило, нацелен на определенного покупателя векселя, который не обязательно является финансовым институтом и в большинстве случаев заранее известен. Коммерческие бумаги – разновидность крупнономинальных простых необеспеченных дисконтных векселей на предъявителя с 3-9 месячными сроками обращения, выдаваемые траншами в рамках 2-3 летних программ для размещения на внебиржевом рынке. Выпуск коммерческих бумаг является самым простым и оперативным методом привлечения средств с финансовых рынков, однако для финансирования оборотного капитала это способ наиболее организационно сложный.
Профинансировать
Финансирование долгосрочных инвестиционных программ возможно уже такими ранее упоминавшимися способами, как привлечение банковского кредита, выпуск облигаций; кроме того, возможно размещение акции компаний. Размещение акций требует от эмитента открытости, прозрачности деятельности компании и приводит к размыванию акционерного капитала. Зачастую проводя размещение акций, собственники ставят цель не привлечения финансирования, а «капитализации успеха» - выхода из бизнеса с максимальной выгодой.
Кроме того, при всех видах потребностей в привлечении денежных средств, всегда существует такой источник финансирования как привлечение средств собственников. Однако для этого у собственников должна быть возможность и желание вкладываться дальше в компанию. Кроме того, у собственников всегда существует возможность альтернативных вложений, некоторые из которых могут приносить большую норму отдачи.
Таблица 1. Возможные источники финансирования при различных потребностях в финансировании.
Потребность |
Источник финансирования |
Потребность в увеличении оборотного капитала (до года) |
Вложение средств собственников |
| Принятие внутренних мер, направленных на ускорение оборачиваемости, изменение политики работы с дебиторами/ кредиторами |
| Вексель |
| Банковский кредит |
| Выпуск вексельной программы (коммерческих бумаг) |
Финансирование среднесрочных инвестиционных программ (1-3 года) |
Вложение средств собственников |
| Банковский кредит |
| Выпуск вексельной программы |
| Выпуск облигационных займов |
Финансирование долгосрочных инвестиционных программ (3 года и более) |
Вложение средств собственников |
| Банковский кредит |
| Выпуск облигационных займов |
| Размещение пакета акций |
Главное условие успешного выхода предприятия на рынки внешнего финансирования – выпуск ценных бумаг должен быть привлекательным для инвесторов. Кроме параметров предлагаемых инструментов, инвесторов интересует качество заемщиков/эмитентов акций, в том числе положение на рынке, показатели финансово-хозяйственной деятельности, организационная структура и многое другое. Кроме того, при выпуске акций и облигаций эмитенты должны соответствовать законодательно установленным требованиям. Рассмотрим требования инвесторов и регуляторов к выпускам вексельных программ, облигаций и акций.
Вексельные программы
не требуют государственной