Выход предприятия на рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Основной целью настоящей работы является выявление оптимальной стратегии выхода предприятия на рынок ценных бумаг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ 5
НА ФОНДОВЫЙ РЫНОК » 5
1.1. СТРАТЕГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.2. ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ ФИНАНСИРОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ РЕШЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ВЫХОДА НА РЦБ 6
1.3. ТРЕБОВАНИЯ К ЭМИТЕНТУ ПРИ ВЫХОДЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ 9
1.3.1. Требования к векселедателю 10
1.3.2. Требования к эмитенту облигаций 11
1.3.3. Требования к эмитенту акций 15
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА ПРИ ВЫХОДЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ 17
2.1 ПРОДУМАЙТЕ СТРАТЕГИЮ 18
2.2 КАК ВЫБРАТЬ ИНСТРУМЕНТ? 19
2.3 КОГДА ЛУЧШЕ ЗАЯВИТЬ О СЕБЕ 22
2.4 К КОМУ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ ПРИ ПЕРВОМ ВЫХОДЕ НА РЫНОК 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

биржевое дело. Выход п-я на РЦБ.docx

— 53.20 Кб (Скачать файл)

Следующее нефинансовое требование - положительная динамика деятельности эмитента и / или поручителей за последние 3 года и хороший потенциал для дальнейшего развития. При этом инвесторы обращают внимание на макроэкономическую ситуацию страны и региона, на отрасль, силу конкуренции, позиции векселедателя на рынке и качество менеджмента данной компании.

Объем вексельного займа  должен соответствовать таким финансовым показателям компании, как выручка  и величина чистых активов векселедателя и поручителей, кроме того, положительно воспринимается наличие обеспечения в виде недвижимости или оборудования.

Размер займа в зависимости  от генерируемой выручки определяется по формулеi:

N       =    s*r*t / k*(1 + rate*t) ,   где

s - «пороговое» значение выручки от реализации, рассчитано с учетом сохранения тенденции роста;

r - коэффициент рентабельности прибыли до выплаты процентов, налогов и амортизации (EBITDA, %) t - планируемый срок обращения векселей;

k - коэффициент «страхового» запаса (для случая, если в будущем объем выплат по долгам (не связанных с обслуживанием займа) увеличится; rate = предполагаемая доходность по векселям.

Поскольку вексельные программы  состоят, как правило, из нескольких траншей, которые могут отличаться сроком и доходностью, для определения  общего объема займа целесообразно  определить максимальный объем займа  по каждому траншу. Тогда общий  объем займа будет равен:

N общ . = N t1* V t1 + N t2* V t2. + N t3* V t3 + N t4* V t4 +…, где t   - порядковый номер транша,

Nt -максимальный объем займа по t-ому траншу;

V t - вес t-ого транша при расчетах,   определяется на основе анализа

ситуации, складывающейся на рынке векселей данной отрасли и  схожих

заемщиков.

Кроме того, размер чистых активов  эмитента и гарантов / поручителей, а также суммы прочего обеспечения  должны быть не менее объема обязательств по векселям.

С другой стороны, объем вексельной программы должен быть достаточным для организации ликвидного вторичного рынка.

1.3.2. Требования к эмитенту облигаций

Облигации могут быть выпущены эмитентом как на внутреннем рынке (в рублях), так и на зарубежном (в иностранной валюте, как правило, в долларах США). Все валютные займы российских компаний представляют собой ноты, выпущенные специально созданной за рубежом компанией (Special Purpose Vehicle, или SPV), обеспеченные поступлениями по займу, выданному этой компанией конечному заемщику. Различие инструментов определяется наличием кредитного рейтинга и листинга на зарубежной бирже, которые накладывают определенные обязательства к раскрытию информации:

Валютные инструменты, выпущенные SPV, не имеющие листинг на западной бирже и, как правило, не имеющие кредитного рейтинга, называются Credit Linked Notes (CLN);

Валютные инструменты, выпущенные SPV, имеющие листинг на западной бирже и кредитный рейтинг, размещаемые международным синдикатом андеррайтеров называются Loan Participation Notes (LPN), а в российской практике – еврооблигациями.

Инструменты также отличаются сроками обращения: CLN выпускаются на срок 1-3 года, еврооблигации – на 3-5 и более лет [48] .

Отдельно рассмотрим требования инвесторов и регуляторов к рублевым и валютным облигационным займам.

Для осуществления эмиссии  рублевых облигаций эмитент должен удовлетворять определенным правовым и экономическим требованиям.

Требования к эмитенту облигаций – коммерческой организации, установленные законодательством:

1). Эмитент облигаций должен являться акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью (в соответствии со ст. 816 ГК РФ (часть 2) возможность выпуска облигаций лицом должна быть предусмотрена законодательством; для коммерческих организаций данная возможность предусмотрена только для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью).

2). Размещение облигаций до полной оплаты уставного капитала не допускается (п. 2 ст. 31 Федерального закона от 08.02.98г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

3). Номинальная стоимость всех непогашенных выпусков облигаций не должна превышать размера уставного капитала либо величины обеспечения, предоставленного третьими лицами (п. 2 ст. 31 Федерального закона от 08.02.98г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»)

4). Размещение облигаций без обеспечения может осуществляться не ранее третьего года существования эмитента и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов (п. 3 ст. 31 Федерального закона от 08.02.98г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»)

В случае, если суммарная величина обязательств по облигациям, включая проценты, превышает сумму следующих показателей:

а) стоимости чистых активов  эмитента;

б)     размера поручительства, предоставляемого в обеспечение  исполнения обязательств по облигациям, а в случае, когда размер такого поручительства больше стоимости чистых активов лица (лиц), предоставляющего поручительство по облигациям, - стоимости чистых активов такого лица (лиц) (в случае если поручительство по облигациям предоставляется физическим лицом, вместо стоимости чистых активов учитывается стоимость имущества такого физического лица, которая определена привлеченным для этих целей оценщиком);

в)   суммы банковской гарантии, предоставляемой в обеспечение  исполнения обязательств по облигациям, а в случае, когда сумма такой банковской гарантии больше стоимости чистых активов (размера собственных средств) лица (лиц), предоставляющего банковскую гарантию по облигациям, -стоимости чистых активов (размера собственных средств) такого лица (лиц);

г)  стоимости имущества, закладываемого в обеспечение исполнения обязательств по облигациям, которая  определена оценщиком;

д)   размера   государственной   и/или   муниципальной   гарантии   по облигациям,

- титульный лист проспекта таких облигаций должен содержать фразу «инвестиции повышенного риска».

5). Наличие в Уставе положений, предусматривающих возможность размещения корпоративных облигаций по открытой подписке, а также положений, прописывающих порядок принятия решений.

Помимо требований, предъявляемых  законодательством, необходимо учитывать  требования инвесторов. Поскольку выпуск предполагает публичность среди большего количества инвесторов, чем вексельные программы, соответственно, здесь особо важно формирование положительного имиджа эмиссии и заемщика на финансовом рынке. Требования инвесторов к облигационным займам в целом соответствуют требованиям к вексельным программам, однако инвесторы более пристально присматриваются к финансовому положению заемщика, главным образом, его кредитоспособности. Эмитент, вызывающий доверие, должен обладать следующими характеристиками:

•   Объем продаж не менее 1,5 млрд. руб. и не менее, чем в 3 раза больше

объема выпуска;

•   Доминирующая или  стабильная позиция в своей отрасли, что отражается

в стабильной динамике денежных потоков компании;

•   Умеренные    показатели долговой нагрузки: отношение  общей суммы

кредитов и займов к  прибыли до выплаты процентов  и налогов (EBIT) не ниже «3», и/или отношение прибыли до выплаты процентов и налогов (EBIT) к сумме выплачиваемых процентов не ниже «4»;

•   Достаточность оборотных  средств, в частности соответствие суммы

дебиторской задолженности  и запасов объему кредиторской задолженности;

•    Приемлемая срочная  структура обязательств и активов  до и после

выпуска займа.

При размещении валютных займов отсутствуют регулятивные требования, однако требования инвесторов гораздо выше.

При принятии решения о  покупке CLN, инвесторы предпочитают эмиссии и эмитентов, удовлетворяющих следующим условиям:

•   Положительная кредитная  история,

•   Объем займа 50-150 млн. долл.

•   Срок займа до 2 лет. При    этом    допускается    отчетность    по    российским    стандартам

бухгалтерской отчетности.

При выпуске еврооблигаций  эмитент обязательно должен иметь  бухгалтерскую отчетность по международным стандартам, причем за 2-3 года, предшествующие выпуску и заверенную аудитором. Вся документация должна быть проверена независимым аудитором. Кроме этого, важнейшей характеристикой для этого рынка является кредитный рейтинг компании. Для получения высокого рейтинга компания должна иметь лидирующее положение на рынке, солидное финансовое положения и безупречную кредитную историю. Заимствования на рынке еврооблигаций оправданы только при объемах не менее 100 млн. долл.

1.3.3. Требования к эмитенту акций

При размещении акций требования к эмитенту можно подразделить на требования инвесторов и требования бирж для включения в котировальные  листы.

Требования российских инвесторов таковы:

•   наличие стратегии  развития;

•   четкая и понятная структура бизнеса;

•   раскрытие реальных владельцев компании;

•   соответствие принципам  корпоративного управления;

•   высокий уровень  раскрытия информации, в том числе  по договорным и

коммерческим обязательствам;

•   достаточный free-float;

•    публичная история  эмитента. При размещении акций или  ADR на зарубежных площадках появляются такие дополнительные условия, как

•   размер активов  и/или годового оборота не менее 5-10 млн. долларов, а оптимально, начиная от 25 млн. долларов;

•   осуществление деятельности в привлекательных  секторах экономики, а для     высокотехнологичных     компаний     -     обладать     экспертно подтвержденным "ноу-хау";

•   иметь отчетность по международным стандартам отчетности, заверенную аудиторами. Условия  включения  эмитента  в  котировальные  листы  регулируются биржами. Приведем требования ведущих российских бирж РТС и ММФБ, а также наиболее популярной среди российских эмитентов зарубежной биржи – Лондонской фондовой биржи.

Требования к корпоративному управлению включают в себя:

•   Наличие совета директоров, избираемого кумулятивным голосованием;

•   Наличие в совете директоров не менее 1 независимого директора;

•   Наличие  в  совете  директоров  комитета  по  аудиту,  возглавляемого независимым директором;

•   Наличие   положения   об   обязанности   членов   органов   управления раскрывать информацию о владении ценными бумагами эмитента;

•    Раскрытие эмитентом  информации о вознаграждениях членам органов управления.

Требования   ММВБ   аналогичны,   единственное   отличие   -   биржа

выдвигает еще одно требование: минимальный ежемесячный объем  сделок, рассчитанный по итогам последних 6 месяцев должен составлять:

Для списка А1 – 50 млн. руб.,

Для списка А2 – 5 млн. руб.,

Для списка Б – 3 млн. руб.

Глава 2. Комплекс маркетинга при выходе предприятия  на рынке ценных бумаг

Маркетинг важнейшая составляющая рынка ценных бумаг наряду с фондовыми  операциями, управлением, ценообразованием, прогнозированием, планированием, анализом и моделированием.

Современный рынок ориентирован на потребителя, поиск сбалансированного соотношения между спросом и предложением конкретных видов товаров и услуг. Маркетинг играет ключевую роль на рынке, так как дает ответ на вопрос о соотношении спроса и объема продаж в натуральном и стоимостном выражении.

Маркетинг на рынке ценных бумаг включает анализ спроса, прогноз  продаж, рекламную деятельность, проведение исследований, сбор информации, ценообразование, продвижение ценных бумаг на рынок и их реализацию. Естественно, что ни один эмитент или инвестор на рынке не могут одновременно выполнять все перечисленные функции.

Комплекс маркетинга актуален для рынка ценных бумаг так  же, как для любого другого рынка:

1. Продукт: любая бумага, которая имеет определенную ценность. Перед новым выпуском ценных бумаг необходимо провести всесторонний предварительный анализ. Подготовка к решению вопроса о выпуске ценных бумаг предполагает следующие действия: тщательный анализ отрасли, в которой действует соответствующая компания; изучение положения компании в отрасли; изучение финансовой отчетности компании.

2. Цена: любая ценная бумага, операция или услуга имеет  свою стоимость. Здесь опять важны исследования рынка, конкурентов, покупательской способность, спрос.

3. Дистрибьюция: в данном случае, маркетинг на рынке ценных бумаг нацелен на максимизацию охвата потенциальных инвесторов. А это в свою очередь неразрывно связано с процессом выпуска, размещения, обращения, конвертации, обмена, дарения, наследования и иных способов обращения ценных бумаг на первичном и вторичном рынках. Хорошие деловые отношения с дилерами и другими профессиональными участниками рынка, которые продают ценные бумаги эмитента, также имеют важное значение для бизнеса.

Информация о работе Выход предприятия на рынок ценных бумаг