Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:23, реферат
Все коммерческие банки, существующие на территории Республики Узбекистан, функционируют и осуществляют свою деятельность на основании Конституции Республики Узбекистан, Законов РУз «О Центральном банке», «О банках и банковской деятельности», а также на основании других актов законодательства. Данными документами регулируется банковская деятельность.
Так, в соответствие с Законом РУз «О банках и банковской деятельности»: «банк – это юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией и осуществляющее совокупность следующих видов деятельности, определяемых как банковская деятельность:
Введение
1. Коммерческие банки как участники налоговых отношений
2. Взаимоотношения ОАКБ «Капиталбанк» с налоговыми органами как посредника и налогового агента
Заключение
Список использованной литературы
План:
Введение
1. Коммерческие банки как участники налоговых отношений
2. Взаимоотношения ОАКБ «Капиталбанк» с налоговыми органами как посредника и налогового агента
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Все коммерческие банки, существующие на территории Республики Узбекистан, функционируют и осуществляют свою деятельность на основании Конституции Республики Узбекистан, Законов РУз «О Центральном банке», «О банках и банковской деятельности», а также на основании других актов законодательства. Данными документами регулируется банковская деятельность.
Так, в соответствие с Законом РУз «О банках и банковской деятельности»: «банк – это юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией и осуществляющее совокупность следующих видов деятельности, определяемых как банковская деятельность:
- принятие вкладов юридических и физических лиц и использование принятых средств для кредитования или инвестирования на собственный страх и риск;
- осуществление платежей.».
Банки при осуществлении своей деятельности производят следующие банковские операции:
1) привлечение во вклады денежных средств юридических и физических лиц (до востребования и на определенный срок);
2) размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности (кредит);
3) открытие и ведение банковских счетов клиентов.
Кроме перечисленных, к банковским операциям относятся:
4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5) инкассация денежных средств, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8) выдача банковских гарантий.
9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Все банковские операции делятся на 2 вида:
активные (операции по размещению средств: кредитные, валютные, фондовые);
пассивные (операции по привлечению средств: депозитные, межбанковское кредитование, выпуск ценных бумаг).
Банки не вправе непосредственно заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных законодательством согласно ст.4 Закона «О банках и банковской деятельности».
Банки получают статус юридического лица с момента их регистрации в Центральном банке РУз. Основанием для осуществления банковской деятельности является лицензия на право проведения банковских операций.
1. Коммерческие банки как участники налоговых отношений
В любой налоговой системе банки всегда занимают особое положение. Это обусловлено тем, что во взаимоотношениях с налоговыми органами банки выступают в трех действующих лицах:
- непосредственно как самостоятельные налогоплательщики;
- как посредник между государством и налогоплательщиками;
- как налоговые агенты.
Тема взаимоотношений банков и налоговых органов всегда актуальна и затрагивает интересы не только банков, но и их клиентов-налогоплательщиков. Поддержание баланса между мерами по соблюдению банковской тайны и контролем государства за банковскими операциями налогоплательщиков зависит от выполнения требований действующего законодательства в установленном порядке.
Фактически банки играют роль кровеносных сосудов в пополнении доходной части бюджета, то есть от своевременности и полноты объема исполнения платежных поручений по налоговым платежам зависит полнота бюджета. На банки возлагаются дополнительные функции по осуществлению валютного и налогового контроля, кроме того, банки обязаны соблюдать установленный порядок открытия счетов, представлять информацию об открытых счетах и финансово-хозяйственных операциях своих клиентов, своевременно исполнять поручения по перечислению налогов и сборов, о приостановлении операций по счету клиента. Говоря о роли коммерческих банков, нельзя не упомянуть тот факт, что коммерческие банки являются одними из наиболее крупных инвесторов в реальный сектор экономики страны, что подразумевает пополнение доходной части бюджета республики за счет увеличения числа налогоплательщиков и создания дополнительных материальных благ.
В настоящее время на территории нашей страны осуществляют деятельность 30 коммерческих банков. Среди них достойное место занимает Открытый Акционерно-коммерческий Банк «Капиталбанк».
2. Взаимоотношения ОАКБ «Капиталбанк» с налоговыми органами как посредника и налогового агента
Открытый акционерно-коммерческий банк «Капиталбанк» был основан в 2001 году. С момента осуществления деятельности банк развивался быстрыми темпами, демонстрируя высокий рост как в сфере обслуживания корпоративных клиентов, так и в розничном сегменте. В настоящее время ОАКБ «Капиталбанк» является одним из крупных коммерческих банков Узбекистана, универсальным и высоконадежным финансовым институтом. Банк предоставляет полный комплекс современных банковских услуг высокого качества, стремится максимально удовлетворять потребности и пожелания клиентов и партнеров.
Основополагающими направлениями клиентской политики банка являются формирование диверсифицированной структуры клиентской базы по отраслевым параметрам, ориентированность тарифной политики к среднерыночному уровню, установление долгосрочных партнерских отношений и эффективное сопровождение бизнеса клиента.
Расширение территориальной сети банковского обслуживания оценивается как важный фактор в стратегии региональной экспансии деятельности банка. Все филиалы ОАКБ «Капиталбанк» активно работают на региональных рынках, расширяя спектр банковских услуг и привлекая новых клиентов. Банк прикладывает все усилия к тому, чтобы стандарт обслуживания клиентов был максимально высок и отвечал современным требованиям в любом офисе банка, вне зависимости от его расположения. Использование самых современных информационных технологий позволяет обеспечить доступность клиентам филиалов практически всего спектра услуг, предоставляемых Банком.
Внедрены единые стандарты банковского обслуживания, регулярно публикуется информация о текущей деятельности и услугах банка, также банк является активным участником международных и национальных выставок и форумов. Членство банка в различных ассоциациях, биржах и клиринговых центрах позволяет участвовать в процессах совершенствования банковского обслуживания, внедрения инноваций и новых банковских продуктов, а также в программах повышения квалификации сотрудников банка. Стремление Банка повышать свою репутацию и имидж проявляется активной маркетинговой и рекламной деятельностью банка в течение последних лет.
Планом стратегического развития банка одним из основных направлений было определено расширение масштабов деятельности путем открытия филиалов в регионах Республики Узбекистан.
На сегодняшний день инфраструктура Банка состоит из десяти филиалов, пять из которых находятся в г. Ташкенте, пять филиалов в областных центрах Республики и сорока девяти мини-банков, число которых постоянно увеличивается. Освоение и развитие розничного рынка банк осуществляет через сеть своих мини-банков, основной задачей которых является предоставления розничных услуг населению.
Развитие филиальной сети позволит реализовать политику банка, обслуживать клиентов в каждом уголке страны - от крупных городов до небольших отдаленных сельских районов. При этом банк постоянно расширяет перечень операций своих учреждений, делая их более универсальными, что позволяет полнее удовлетворять любые потребности клиентов в банковских продуктах в соответствии с имеющимся спросом. Внедрены единые стандарты банковского обслуживания. ОАКБ «Капиталбанк» отвечает современным требованиям в любом отделении Банка, вне зависимости от его расположения. Использование современных информационных технологий позволяет обеспечить доступность клиентам филиалов практически всего спектра услуг, предоставляемых Банком. Продуманная и взвешенная политика регионального развития Банка в сочетании с объективной оценкой ситуации на рынке банковских услуг конкретного региона обеспечивает стабильность и прибыльность функционирования всех инфраструктурных подразделений Банка, деятельность которых характеризуется стабильным ростом основных показателей.
В данной работе хотелось бы подробнее остановиться на роли банка как посредника между государством и налогоплательщиками, а также роли банка как налогового агента.
В соответствие со ст. 27 Закона «О банках и банковской деятельности»: «Банки по поручению Центрального банка выполняют операции по кассовому исполнению государственного бюджета Республики Узбекистан.».
В целях реализации Указа Президента РУ № УП-2331 от 26.06.1999г. «О мерах по упрощению порядка ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки» и в соответствие со ст. 29-1 в.у. Закона коммерческие банки обязаны:
В случаях неосуществления предприятиями финансово-хозяйственной деятельности с проведением денежных операций по банковским счетам в течение 6 месяцев (торговыми и торгово – посредническими предприятиями – в течение месяцев), за исключением дехканских и фермерских хозяйств, банки обязаны предоставлять о таких предприятиях в органы государственной налоговой службы по месту постановки их на учет для принятия соответствующих норм.
В предоставляемой информации указывается:
- даты открытия счета в банке и проведения последней операции;
- наличие денежных средств на банковских счетах;
- имеющаяся дебиторская и кредиторская задолженность, наличие картотеки № 2, с расшифровкой кредиторов;
- должностные лица предприятия.
При предъявлении соответствующего решения суда приостановлении операций по банковским счетам банки не позднее следующего рабочего дня должны закрыть счета хозяйствующих субъектов.
При этом остатки средств на закрываемых счетах хозяйствующих субъектов зачисляются коммерческими банками на специальные счета без права пользования, а кредиторская задолженность хозяйствующего субъекта, предъявленная банку к оплате, переводится на отдельный счет непредвиденных обстоятельств.
Средства, поступающие на имя хозяйствующих субъектов после закрытия их банковских счетов, зачисляются на специальные счета без права пользования.
Средства, аккумулированные на специальных счетах без права пользования, направляются банком в первоочередном порядке на погашение задолженности хозяйствующих субъектов перед бюджетом и внебюджетными фондами, а оставшиеся суммы – на погашение их кредиторской задолженности календарной очередности платежей.
В соответствие с Указом Президента РУз за № УП – 1504 «О мерах по повышению ответственности хозяйствующих субъектов за расчеты с бюджетом» от 09.08.1996г.:
«В целях обеспечения своевременного и полного поступления налогов и обязательных платеж в бюджет, укрепления налоговой т платежной дисциплины, а также повышения ответственности хозяйствующих субъектов за выполнение своих обязательств перед бюджетом:
- коммерческие банки обязаны обеспечивать своевременное проведение платежей в бюджет при наличии средств на счете хозяйствующего субъекта независимо от состояния корреспондентского счета. При недостаточности средств на корреспондентских счетах отдельных филиалов областные управления коммерческих банков или головной банк обязаны произвести маневрирование имеющимися в распоряжении средствами согласно «Положению о порядке проведения операций по оплате расчетных документов с корреспондентских счетов коммерческих банков». Если средств на корреспондентском счете и после такого маневрирования недостаточно для проведения платежей в бюджет, то в исключительных случаях заключать кредитный договор с Центральным банком на получение подкрепления в установленном порядке сроком до 7 рабочих дней.
- при недостатке у обслуживаемых предприятий – должников средств в национальной валюте – сумм и наличии средств н7а валютных счетах, по предоставлению налоговых органов, в бесспорном порядке осуществлять продажу указанных валютных средств на Узбекской республиканской валютной бирже по курсу на день продажи в объемах, необходимых для погашения задолженности перед бюджетом.
- коммерческие банки должны обеспечивать надлежащий контроль за исполнением экспортных контрактов, учитывая при этом, что экспортная продукция, за исключением централизованного экспорта, по истечении 6дней с момента пересечения таможенной границы республики считается реализованной с обязательством уплаты всех причитающихся налоговых платежей.
- строго обеспечивать предоставление необходимых сведений об операциях по письменному запросу налоговых органов по отдельным клиентам для контроля за полнотой и правильностью уплаты ими налоговых платежей.
- коммерческим банкам установить контроль за тем, что при переходе на обслуживание в другой банк хозяйствующий субъект обязан предоставить справку налогового органа, подтверждающую отсутствие его обязательств перед бюджетом. При этом не допускается переход до полного расчета с бюджетом.
- коммерческие банки обеспечивают ежедневный контроль за сдачей наличных денег хозяйствующими субъектами, имеющими постоянную выручку. Материалы по нарушителям требования по сдаче наличных денег сверх установленной нормы незамедлительно передавать налоговым органам для применения санкций к руководителям.
- запрещается перевод средств за поставленную продукцию (работ, услуг) непосредственно поставщикам, не допуская заче5та платежей с третьими лицами.
В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 22 декабря 2009 года № ПП-1245 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2010 год» разработано и действует «Положение о порядке уплаты единого налогового платежа предприятиями оптовой торговли с учетом авансовых платежей», которое определяет порядок уплаты ЕНП предприятиями оптовой торговли, кроме оптовых аптечных организаций, специализированных оптовых баз-контор и их территориальных баз, входящих в систему Ассоциации предприятий оптовой торговли, а также кроме предприятий, для которых в соответствии с отдельными нормативно-правовыми актами установлен иной порядок распределения денежных средств, поступающих на банковские счета.
Согласно в.у постановлению Президента РУз с 1 января 2010 года для предприятий оптовой торговли вводится уплата авансовых платежей по единому налоговому платежу в размере 5 процентов от суммы выручки, поступающей от каждой проведенной торговой операции.
Органы государственной налоговой службы в трехдневный срок со дня получения информации от лицензирующего органа о выдаче лицензии предприятиям на право осуществления оптовой торговли, направляют уведомление в коммерческие банки, где открыты основные и вторичные счета до востребования.
Информация о работе Взаимоотношения коммерческого банка с налоговыми органами