Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:33, реферат
Инновационный потенциал - предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели ресурсы и технологию деятельности и организационную структуру. Учитываются функциональный производственный (научно-технический, маркетинговый и др.), системный (опыт, миссия, организационная культура, ценностные ориентации), ресурсный (человеческий, технологический, материально-технический, информационный, финансовый, организационно-структурный), и проектный (концентрация в рамках определенного проекта) потенциалы.
Основные понятия..............................................................................................................................3
Введение..............................................................................................................................................5
Исторические аспекты и особенности японского менеджмента
1.1. История и развитие инновационной деятельности в Японии.........................................6
1.2. Отличительные особенности японского менеджмента......................................................8
2. Направления и организация инновационной деятельности
2.1. Особенности и направления инноваций Японии..............................................................11
2.2. Организация НИОКР в компаниях.....................................................................................12
3. Финансирование инноваций Японии
3.1. Структура финансирования НИОКР..................................................................................15
3.2. Государственная политика в сфере НИОКР......................................................................17
Заключение........................................................................................................................................20
Список литературы...........................................................................................................................21
Исследовательская работа по инновационному менеджменту
Министерство образования Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Поволжский
государственный
Кафедра экономики и финансов
Реферат по дисциплине «Инновационный менеджмент»
на тему «Японская модель организации и регулирования инновационной деятельности»
Выполнил: студент гр. ФК-31 Лазарев Евгений
Проверила: к.э.н., доцент Родионова Е.В.
Йошкар-Ола
2013
Основные понятия..............
Введение......................
1.1. История и развитие инновационной
деятельности в Японии........................
1.2. Отличительные особенности
японского менеджмента...................
2. Направления и организация инновационной деятельности
2.1. Особенности и направления
инноваций Японии........................
2.2. Организация НИОКР в компаниях.....................
3. Финансирование инноваций Японии
3.1. Структура финансирования
НИОКР.........................
3.2. Государственная политика
в сфере НИОКР.........................
Заключение....................
Список литературы.............
Основные понятия
Инновационная деятельность - это процесс, который направлен на разработку инноваций, исполнение конечных результатов законченных научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Инновационный потенциал - предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели ресурсы и технологию деятельности и организационную структуру. Учитываются функциональный производственный (научно-технический, маркетинговый и др.), системный (опыт, миссия, организационная культура, ценностные ориентации), ресурсный (человеческий, технологический, материально-технический, информационный, финансовый, организационно-структурный), и проектный (концентрация в рамках определенного проекта) потенциалы.
Инновационный проект - это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных, оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решении конкретной инновационной проблемы, выраженной в количественных показателях. Инновационный проект - это проект целенаправленного изменения или создания новой технической или социально-экономической системы.
Инновационная политика государства
— совокупность форм, методов и
направлений воздействия
Технополис - специально учрежденный комплекс в одном регионе недалеко от центра научных идей.
Инновационный процесс состоит из совокупности работ в области инновационной деятельности, регламентированных этапами их организации, возможностями пользования ресурсами, этапами эволюции научного знания от зарождения перспективной идеи создания новой техники или новой продукции до их коммерциализации в условиях конкуренции.
Малые инновационные (венчурные) фирмы - небольшие фирмы в области нововведений, для которых характерны следующие черты:
- высокая степень риска, которая обусловлена особенностями инновационной деятельности и высокой зависимостью малого бизнеса от изменений внешней среды;
- узкая специализация их научных поисков и небольшая номенклатура выполняемых разработок;
- они быстрее внедряют результаты НИОКР в процесс производства;
- разработка ведется на отдельных этапах, где не требуется значительных затрат ресурсов.
Введение
На современном этапе мирового экономического развития, отличающимся ускорением научно-технологического прогресса, все большую значимость в качестве показателя состояния и перспектив экономического развития приобретает международная конкурентоспособность товаров, предприятий и стран. Она, в свою очередь, во многом зависит от способности того или иного государства осуществлять инновации.
Признание исключительной важности инновация с точки зрения обретения, удержания и усиления конкурентных позиций страны на мировом рынке привело к тому, что понятия «инновационная деятельность» и «международная конкурентоспособность» практически стали однородными.
Конкурентоспособность компаний во многом зависит от того, насколько эффективно выстроена их инновационная деятельность, которая включает в себя систему управления персоналом компании, занятым в разработке инновационной продукции, НИОКР, и систему сбора и обработки информации, необходимой для осуществления инноваций.
Таким образом, основной задачей для государственных органов страны и частного сектора, которая рассчитывает занять достойное место на мировой экономической арене является выработка наиболее эффективной и продуктивной системы организации инновационной деятельности.
Данная проблема актуальна для такой страны как Японии, которой в период XX и ХХI столетий пришлось столкнуться с ожесточенной конкуренцией со стороны быстро развивающихся азиатских соседей и западных стран.
1. Исторические аспекты и особенности японского менеджмента
1.1. История и развитие инновационной деятельности в Японии
В период после окончания войны ситуация в Японской экономике во многом напоминала Россию в период после либеральных реформ. Маленькая островная страна, оказалась на грани разрухи, вызванной демилитаризацией экономики, разгромом флота, колоссальной безработицей. Негде было взять ресурсы, чтобы накормить население в котором было более 100 млн. человек и при этом не сорваться в пропасть социально-политических потрясений.
О росте экономики даже
не было и речи, т.к. западные эксперты
были уверены, что Япония навсегда останется
мировой экономической
Именно технологические нововведения стали основным толчком бурного инвестиционного процесса, позволяя снять ряд ограничений: на рабочую силу, на энергоносители, основой которой являлась нефть, на выполнение норм экологии. Косвенным эффектом согласованных действий частных компаний и государства было решение общей социально-экономической проблемы, которая создавала угрозу жизнедеятельности всей страны. Таким образом, совместное решение жизненно важных проблем стало ещё одним фактором социально-политической устойчивости.
В Японии, развитие НИОКР можно разделить на 2 этапа: первый, это окончание Второй мировой войны (1945) - мировой энергетический кризис (1973) и второй с 1973 года - по настоящее время.
Чем обусловлена такая периодизация?
Во-первых, временными границами, отражающими как историю в области в экономике страны, так и состояние в сфере НИОКР.
Во-вторых, методологическим
положением о том, что динамичная
страна, которая стремится к достижению
высоких показателей в
В-третьих, соотнесение различных количественных данных применительно к НИОКР дает основание для определения двух этапов с их характерными чертами.
Первый этап 1945 - 1973 гг.
Эти годы называют "заимствованием" того, что было достигнуто в мире в области науки и техники промышленного производства.
С начала 50-х годов одним из крупнейших в мире покупателей новейших научных и технических достижений становится Япония. В период с 1950 по 1978 гг., потратив около 7 млрд. долларов она приобрела приблизительно 26 тыс. иностранных патентов и лицензий, из которых 65% было закуплено в США, а 35 - в странах Западной Европы.
Выбрав курс освоения передовых технологий для технического обновления, Япония смогла выиграть время и сэкономить огромные средства, при перестройке экономики, прежде всего таких отраслях как химическая промышленность, электротехническое и транспортное машиностроение, черная металлургия. Общий выигрыш страны от импортных лицензионных соглашений за период с 1950-1951 по 1968-1969 гг. составил порядка 70 млрд. долларов, или около 25% всей суммы валовых накоплений основного капитала за это же время.
Исследования, которые были
проведены в начале 1970-х годов,
показали, что каждая лицензия, в
среднем, на использование научно-
Второй этап - с 1973 г. по настоящее время.
К началу 70-х годов для достижения более высоких результатов в области НИОКР, были созданы организационные, материальные и кадровые предпосылки. Исследования, разработки и использование энергоэкономичных технологий стимулировал начавшийся в 1973г. мировой энергетический кризис. Таким образом, при удвоении ВНП за 1973 -1984 гг. потребности в энергетических ресурсах возросли в Японии всего на 7-8 %.
В эти годы увеличились расходы на НИОКР. В 1990 году по доле ассигнований в национальном доходе (3,51%) Япония начала опережать США (3,26%). При этом ассигнования на НИОКР распределялись с следующем процентном соотношении: 63,2% -на разработки, 24,2% - на прикладные исследования и 12,6% - на фундаментальные. По прикладным исследованиям и разработкам Япония находится на одном уровне с США или даже превосходит их, но при этом в фундаментальной области США превосходит Японию.
Страна вышла на лидирующие позиции в судостроении, черной металлургии, автомобилестроении, оборудовании с числовым программным управлением, бытовой электротехнике, производстве полупроводников и интегральных схем. Появились и так называемые конкурентные результаты применительно к мировому рынку: в начале 1980-х годов доля Японии в мировом экспорте товаров высоких технологий достигла 25% по сравнению с 13% в начале 1970-х годов.
Одним из важнейших показателей для Японии является концентрация основной части расходов на НИОКР (около 70-75%) непосредственно в компаниях. Оставшиеся расходы приходятся на университеты. При этом в промышленных компаниях главной ориентацией затрат на НИОКР является коммерческая отдача. Также, важной характеристикой развития НИОКР является увеличение объема и значения научно-технической информации.
В Японии данная темпоритмическая характеристика имеет три важнейших аспекта:
1. Организация и использование
информации в процессе НИОКР.
В данном случае речь идет
о самых разных уровнях
2. Так называемый текущий
обмен информацией между
3. Уровень подготовки
современных инженерных кадров,
а также возможности для
1.2. Отличительные особенности японского менеджмента
Что же такое японский менеджмент и чем он отличается от западной или американской управленческой практики?
Бесспорно, есть ряд существенных отличий. Все коммерческие компании, которые действуют в условиях современного капиталистического мира, пытаются быть более конкурентоспособными по сравнению с конкурентами, частными или общественными. Чтобы сохранить конкурентоспособность предприятия, в капиталистических странах с развитой экономикой, менеджерам приходится тратить значительные ресурсы на выявление новых путей организации своей дистрибьютивной и производственной деятельности. Японские корпорации исключением из этого правила не являются. Они с успехом внедряют инновации в практику менеджмента. Однако организационные инновации в Японии и в странах Запада заметно отличаются друг от друга.
Информация о работе Японская модель организации и регулирования инновационной деятельности