Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:33, реферат
Инновационный потенциал - предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели ресурсы и технологию деятельности и организационную структуру. Учитываются функциональный производственный (научно-технический, маркетинговый и др.), системный (опыт, миссия, организационная культура, ценностные ориентации), ресурсный (человеческий, технологический, материально-технический, информационный, финансовый, организационно-структурный), и проектный (концентрация в рамках определенного проекта) потенциалы.
Основные понятия..............................................................................................................................3
Введение..............................................................................................................................................5
Исторические аспекты и особенности японского менеджмента
1.1. История и развитие инновационной деятельности в Японии.........................................6
1.2. Отличительные особенности японского менеджмента......................................................8
2. Направления и организация инновационной деятельности
2.1. Особенности и направления инноваций Японии..............................................................11
2.2. Организация НИОКР в компаниях.....................................................................................12
3. Финансирование инноваций Японии
3.1. Структура финансирования НИОКР..................................................................................15
3.2. Государственная политика в сфере НИОКР......................................................................17
Заключение........................................................................................................................................20
Список литературы...........................................................................................................................21
Одним из других видов межкорпоративной
организации научных
Первая форма - объединение групп в одну целую или метагруппу, которая менее зависима от банковского капитала.
Вторая форма - группа как взаимосвязь между поставщиками узлов и деталей, а также сборщиками конечной продукции.
Третья форма - как результат отделения или разделения отделов под влиянием изменений в деятельности компании. При этом родительская компания выполняет основные функции управления НИОКР.
Четвертая форма - связь корпоративных групп и торговых компаний.
Для проведения работ по
новым темам научного исследования,
некоторые компании объединяются через
имеющиеся межкорпоративные группы,
образуя тем самым общие
Как показывает опыт японских компаний, в данном отношении не существует каких-либо конкретных организационных открытий или неизвестных форм. В основном действует рациональное и известное правило: применяются такие формы организации НИОКР, которые отвечают практическим потребностям, как с точки зрения перспективы, так и текущей практики.
3. Финансирование инноваций Японии
3.1. Структура финансирования НИОКР
Удельный вес государственных ассигнований на НИОКР составляет в Японии 25% от общих расходов, в то время как в других развитых странах – эта цифра достигает 50%. Тем не менее прямые сравнения мало о чем говорят, так как расходы государства на военные цели в США превышают соответствующие расходы в Японии более чем в 100 раз. Отсутствие подавления гражданских исследований военными НИОКР значительно увеличивает эффективность влияния государства на научно-исследовательскую деятельность в Японии.
Государственные субсидии в
Японии почти полностью
Статистика финансирования
НИОКР по стадиям научно-
- фундаментальные исследования;
- прикладные исследования;
- опытно-конструкторские разработки.
В Японии существенную долю
расходов на НИОКР несет частный
сектор, который заинтересован
В 1965 году затраты на фундаментальные исследования составляли 30,3% всех расходов Японии на НИОКР, но в 70-е годы эта доля снизилась почти вдвое и на этом уровне стабилизировалась. Также увеличилась доля затрат на опытно-конструкторские разработки, что тем самым стимулировало резкое внедрение в практику достижение прикладных и фундаментальных исследований.
В настоящее время, пропорциональное
соотношение финансирования прикладных,
фундаментальных исследований, и
опытно-конструкторских
Также следует отметить, что в абсолютном большинстве японских фирм, расходы на НИОКР превышают размеры инвестиций в машины и оборудование.
По увеличению числа фирменных научных учреждений можно судить о курсе на ускоренное развитие собственных фундаментальных исследований. Учитывая данную тенденцию, в 1984 году Совет по промышленной структуре Японии предложил применить дополнительные финансовые и налоговые стимулы для частных фирм Японии, ведущих работы в области фундаментальных исследований.
Распределение расходов по отраслям науки на НИОКР
(по исследовательским органам в млрд. иен) изображено в таблице 2.
Таблица 2
Таким образом, одной из особенностей структуры расходов на НИОКР кроме основной прикладной направленности является концентрация главным образом в области технических наук.
3.2. Государственная политика в сфере НИОКР
Правительством Японии финансируется примерно 1/4 от общего объёма НИОКР, выполняемых в стране. И при этом, главным образом финансируются исследования, осуществляемые в интересах гражданского общества. Основная доля финансирования со стороны бюджета государства приходится на университеты и государственные научные организации. Также, фундаментальные исследования финансируются главным образом за счет государства.
Преимущественное развитие
получили косвенные формы
Правительство Японии создало систему финансирования НИР и ОКР, позволяющую сосредоточивать средства кредитно-финансовых учреждений страны в приоритетные производства и отрасли экономики. Для этого в государственной промышленной политике предусмотрены прямое и косвенное распределение кредитно-финансовых ресурсов, внедрение практики перекредитования, а также применяется стратегия заниженного уровня процентных ставок, создаются согласительные советы "банк - правительство - субъект экономии", координирующие кредитование по специально выделяемым кредитным линиям.
Существенный объем работ по реализации государственной программы займов и инвестиций для развития инновационного предпринимательства в Японии выполняют Японский банк развития и Бюро трастовых фондов. Государственная инвестиционная программа отличается гибкостью, подвержена изменениям с учетом экономических процессов, происходящих в стране.
Основными направлениями
комплексного государственного к инновациям
и научно-инновационной
- финансирование частных компаний, занимающихся НИОКР, с последующим или одновременным предоставлением государственного госзаказа;
- государственные дотации крупным компаниям для закупки лицензий на использование ноу-хау;
- национализация отдельных отраслей промышленности с последующей передачей их в частное владение по достижении ими прибыльности и финансовой устойчивости;
- создание условий для получения новых технологий из других стран;
- защита японского производителя от конкуренции с другими странами;
- привлечение внебюджетных источников финансирования НИОКР;
- льготное кредитование перспективных НИОКР;
- согласование государственной инвестиционной программы с интересами национальной промышленности;
- льготное налогообложение или освобождение от налогов научно-исследовательской и производственной деятельности в области перспективных НИОКР.
Организации, поддерживающие
малое инновационное
- Японский центр ключевых технологий - помогает малому и среднему инновационному бизнесу в установлении необходимых им деловых связей, финансирует фундаментальные и прикладные разработки;
- Организация по развитию новых источников энергии - способствует созданию научных центров для частных предпринимателей и организует международные коллективы предпринимателей для проведения совместных исследований.
- «Программа распространения научных знаний» - создание для частных компаний-подрядчиков научные центры в префектурах;
- «Основополагающий закон по науке и технологиям» - основная цель создание ученым-разработчикам благоприятных условий и обеспечение государственных гарантий финансовой поддержки и финансовой помощи при разработке НИОКР.
В целом, в Японии не обеспечивается наилучшего, с точки зрения всего общества, финансирования исследований и разработок со стороны частного сектора.
Во-первых, фундаментальные исследования, сами по своей природе весьма рискованное предприятие, и рискуют, главным образом, корпорации, поскольку им приходится инвестировать средства под эти исследования.
Во-вторых, результаты фундаментальных исследований часто непредсказуемы, область их коммерческого применения может выходить за рамки коммерческих интересов фирмы. В таком случае фирмы, в основном, финансируют исследования, результатами которых уже пользуются другие фирмы. Внешние потери не позволяют фирме-инноватору получать все выгоды от своих изобретений.
Вследствие этого
Заключение
В условиях современности невозможна успешная конкуренция с ведущими игроками мирового рынка без создания и непрерывного совершенствования национальной инновационной систем. И в большинстве моделей национальных инновационных систем основным или одним из ключевых игроков является государство.
Развитие высокотехнологичной отрасли промышленной политики Японии происходит не столько за счет использования рыночного механизма, сколько путём вовлечения компаний в проекты, которые частично финансируются государством.
Все более активную роль играет государство в стимулировании коллективных промышленных исследований и разработок в частном секторе. Это тем самым создает определенные преимущества на этапе коммерческого освоения нововведений, но при этом отрицательно сказывается на генерировании и апробации принципиально новых идей.
В последнее время наблюдается тенденция к усилению регламентации финансирования НИОКР и увеличение в их структуре доли расходов на фундаментальные исследования, и также склонность Японии проводить свою научно-техническую политику и за рубежом.
Можно с точностью сказать, что концентрация усилий на внедрении новых технологий в сочетании с проведением активной промышленной политики, на основе первоочередного финансирования приоритетных отраслей, стало базой для экономического возрождения Японии.
Список литературы
Информация о работе Японская модель организации и регулирования инновационной деятельности