Закон денежного обращения, факторы определяющие массу денег в обращении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Задачами работы являются:
1.Раскрытие сущности понятий «денежное обращение», «закон денежного обращения», «денежная масса», «денежная эмиссия».
2.Рассмотрение особенностей наличного и безналичного денежного обращения.
3.Исследование строения денежной массы и денежной базы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….4
Раздел 1. Теоретическая часть.
1.1 Понятие денежного обращения, единство налично-денежного и безналичного оборота……………………………………………........6
1.2. Денежная эмиссия и её формы……………………......................9
1.3. Количество денег в обращении и факторы его определяющие………………………………………………………..11
1.4 Закон денежного обращения, его экономический смысл……..13
Раздел 2.Практическая часть.
2.1. Спрос и предложение на деньги………………………….…….16
2.2.Контроль Банка России за денежным обращением, методы регулирования денежной массы..........……………………………...19
Заключение..……………………………………………………………...28
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Денежное обращение. курсовик.docx

— 91.36 Кб (Скачать файл)

1) объема номинального ВВП (чем  больше производится товаров  и услуг, чем выше цены на  них, тем больше нужно денег  для обслуживания торговых и  платежных операций, следовательно,  спрос на деньги для сделок  изменяется пропорционально номинальному  ВВП);

2) скорости обращения денег (чем  она больше, тем меньше денег  необходимо для торговых сделок, и наоборот). Для простоты можно  предположить, что необходимое количество  денег не связано с изменением  ставки ссудного процента г.  Тогда при данном объеме ВВП  и данной скорости обращения  денег кривая спроса на деньги для сделок D1 будет иметь вид вертикальной прямой (См. Приложение №1).

Рассмотрим вторую составляющую совокупного  спроса на деньги. Кейнс называл  его спекулятивным. Этот спрос объясняется  тем, что часть своих доходов  население сберегает. Есть три варианта сбережения: сохранять их в виде денег; покупать ценные бумаги; приобретать  недвижимость и другие материальные ценности с целью их накопления, а не потребления. Последняя форма  сбережений характерна более всего  для инфляционной экономики. В нормально функционирующей экономике выбор осуществляется между деньгами и ценными бумагами. У каждого способа размещения сбережений есть свои достоинства и недостатки. Деньги не приносят дохода, но абсолютно ликвидны, т.е. могут сразу и без всяких затрат быть использованы для покупок и платежей. Ценные бумаги (для упрощения все их многообразие сведем к государственным облигациям) приносят устойчивый доход в виде процента, но менее ликвидны. Необходимо время, а возможно, и деньги, чтобы превратить их в платежное средство. Выбор между деньгами и облигациями и определяет колебания процентной ставки. Повышение уровня процентной ставки приводит к росту спроса на облигации и соответственно (при фиксированном объеме сбережений) сокращению спроса на деньги. И наоборот, снижение уровня процентной ставки сопровождается сокращением спроса на облигации и ростом на деньги. Таким образом, существует обратная зависимость между спросом на деньги (как средство сохранения богатства) и движением процентной ставки. Графически спрос будет изображаться нисходящей кривой Dn.(См.Приложение №2). Она никогда не будет касаться оси абсцисс, так как существует некоторая минимальная ставка процента iтin при которой неудобства хранения сбережений в форме облигаций не будут компенсироваться доходом на них, и никто не будет предъявлять спрос на облигации.

Совокупный спрос на деньги можно  получить, суммировав спрос на деньги для сделок D1 и спрос на деньги со стороны активов Dn. Кривая общего спроса Dm не касается оси абсцисс, ибо норма процента не может упасть ниже минимальной предельной ставки imin - Она не касается и оси ординат, так как составляющая спроса на деньги Dm не зависит от ставки процента.(См.Приложение №3)

Спрос на деньги должен покрываться их предложением. В современной рыночной экономике предложение денег создается банковской системой: центральным и коммерческими банками страны. Центральный банк выпускает в обращение монеты, бумажные деньги в форме банкнот различного достоинства. Коммерческие банки создают деньги путем предоставления ссуд бизнесменам, населению.

Для определения предложения денег  денежную массу разбивают на несколько групп, которые называют денежными агрегатами М1, М2, МЗ. В основе их выделения лежит степень ликвидности компонентов, входящих в денежный агрегат. Причем по мере перехода от агрегата M1 к агрегату М2 и т.д. она снижается, а само понятие денег приобретает все более широкий смысл. В разных странах денежные  агрегаты  рассчитывают по-разному.   Относительное единодушие существует по поводу агрегата М1. В него входят наличные деньги (монеты, бумажные деньги); вклады до востребования, т. е. вклады, на которые в любое время могут быть выписаны чеки. Поэтому их называют еще чековыми. В США к M1

  относят также сберегательные  счета, приносящие проценты, на  которые могут быть выписаны чеки. Следовательно, М1  — это деньги, используемые в качестве средства обращения. В определении агрегата М2 в разных странах существуют серьезные расхождения. Предложение денег контролирует Банк России как путем денежной эмиссии, так и посредством управления процессом создания денег коммерческими банками. Он определяет необходимое количество денег исходя из состояния экономики страны вне связи с уровнем процентной ставки. Поэтому кривая предложения денег Sm представляет собой вертикальную линию, перпендикулярную оси абсцисс в точке, соответствующей количеству денег в стране. (См. Приложение №4)

Денежное предложениеи его источники

Анализ динамики денежных агрегатов  позволяет выявлять инфляционные риски  в средне- и долгосрочный период. Увеличение совокупного денежного предложения в конце 2009 года и в 2010 году, превысившего рост спроса на деньги, свидетельствовало о возрастании инфляционных рисков в первой половине 2011 года. Вместе с тем сформировавшееся замедление роста денежной массы создает условия для снижения инфляции, обусловленной действием монетарных факторов.

В 2010 году уровень годовых темпов прироста денежного агрегата М2 был  достаточно высоким – более 30%. Однако с сентября 2010 года годовые темпы прироста рублевой денежной массы постепенно снижались и в 2011 году эта тенденция продолжилась. В результате на 1.09.2011 годовой темп прироста денежной массы М2 составил 20,9% (на 1.01.2011 – 31,1%).

В январе-августе 2011 года происходило снижение годовых темпов прироста рублевых депозитов населения и нефинансовых организаций. В то же время уровень годовых темпов прироста рублевых депозитов населения был существенно выше аналогичного показателя у нефинансовых организаций. Так, несмотря на снижение, годовой темп прироста депозитов населения в национальной валюте в среднем за январь-август был равен 33 – 34% (за январь-август 2010 года – 43 – 44%), в то время как соответствующий показатель в секторе нефинансовых организаций составил порядка 18% (за январь-август 2010 года – около 34%). По состоянию на 1.09.2011 годовой темп прироста рублевых депозитов населения составил 26,8%, а депозитов нефинансовых организаций – 15,1%.

Годовые темпы  прироста широкой денежной массы (включающей депозиты в иностранной валюте) с декабря 2010 года также стали постепенно уменьшаться, и в январе-августе текущего года эта тенденция продолжилась (на 1.09.2011 они составили 18,8%, на 1.09.2010 – 24,1%).

Существенное  изменение курсовой динамики с августа 2011 года привело к тому, что объем депозитов в иностранной валюте в рублевом эквиваленте за январь-август 2011 года увеличился на 2,1% (за январь-август 2010 года он сократился на 7,2%). Годовой темп прироста депозитов в иностранной валюте в рублевом выражении на 1.09.2011 составил 8,6% (на 1.09.2010 депозиты в иностранной валюте сократились по сравнению с соответствующей датой 2009 года на 13,8%). Тем не менее уровень валютизации депозитов2 в течение января-августа 2011 года был ниже аналогичного показателя предыдущего года и на 1.09.2011 составил 15,5% (на 1.09.2010 – 16,9%). Согласно предварительным оценкам платежного баланса Российской Федерации, объем наличной иностранной валюты вне банков за девять месяцев 2011 года сократился, однако в существенно меньшей степени, чем за аналогичный период 2010 года.

Определенный  вклад в рост денежной массы внесло увеличение чистых иностранных активов банковской системы. Их прирост за январь-август 2011 года составил 1509,9 млрд. рублей против 1019,5 млрд. рублей за соответствующий период 2010 года. При этом чистые иностранные активы Банка России увеличились за январь-август 2011 года на 1119,5 млрд. рублей (на 1325,4 млрд. рублей за январь-август предыдущего года). Бюджетный канал в истекший период года перестал быть источником роста денежного предложения. Чистые требования к органам государственного управления со стороны банковской системы сократились за январь-август 2011 года на 2821,3 млрд. рублей, в то время как за соответствующий период 2010 года они возросли на 131,3 млрд. рублей.

В январе-августе 2011 года существенно возрос вклад банковского кредитования экономики в увеличение широкой денежной массы. Прирост требований к нефинансовым организациям и населению со стороны банковской системы составил 2805,6 млрд. рублей, то есть более чем в два раза превысил аналогичный показатель за предыдущий год (1148,5 млрд. рублей). Заметное повышение роли кредитной активности в формировании денежного предложения создает основу для более эффективной реализации процентной политики Банка России.

Темп прироста задолженности по кредитам нефинансовым организациям в рублях и иностранной валюте (в рублевом выражении) составил за январь-август 2011 года 13,0% (5,6% за январь-август 2010 года). Задолженность по ним на 1.09.2011 увеличилась по сравнению с аналогичной датой 2010 года на 20,0%, чему в значительной степени способствовало снижение процентных ставок по кредитам. Задолженность по кредитам физическим лицам в рублях и иностранной валюте (в рублевом выражении) за январь-август 2011 года увеличилась на 19,6% (за январь-август 2010 года – на 6,5%). В годовом выражении эта задолженность на 1.09.2011 возросла на 28,5% (на соответствующую дату 2010 года – на 4,0%). Ускорению роста кредитов физическим лицам способствовали повышение потребительской активности населения и смягчение условий кредитования. Развитие долгосрочного кредитования населения в 2011 году дополнительно поддерживалось за счет государственных мер в сфере ипотечного и автокредитования.

Улучшение платежной  дисциплины заемщиков, а также использование банками различных инструментов по сокращению проблемной задолженности способствовали повышению качества портфеля кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам. Удельный вес просроченной задолженности в общем объеме кредитов нефинансовым организациям снизился с 5,3% на 1.01.2011 до 5,1% на 1.09.2011, а в общем объеме кредитов физическим лицам – с 6,9 до 6,1% соответственно.

Доля проблемных и безнадежных ссуд в общем  объеме совокупного кредитного портфеля российских банков за январь-август 2011 года уменьшилась на 0,6 процентного пункта, до 7,8% на 1.09.2011. За январь-август 2011 года объем фактически сформированных резервов на возможные потери по ссудам увеличился на 2,6% (на 12,3% за аналогичный период 2010 года). По отношению к ссудной задолженности уровень сформированных резервов составил 8,1% на 1.09.2011 (8,8% на 1.01.2011).

В 2011 году кредитные  риски останутся достаточно высокими, но уже не будут представлять такой серьезной проблемы для банковского сектора, как в период кризиса. Дальнейшему снижению остроты проблемы кредитных рисков послужит, в частности, совершенствование порядка оценки уровня рисков, принятых банками на реальных собственников и аффилированных с ними лиц.

С учетом сложившихся тенденций  формирования основных макроэкономических показателей ожидаемые темпы прироста денежной массы (агрегата М2) в целом за 2011 год могут составить 18 – 22%, денежной базы в узком определении – 18 – 20%. Указанные оценки близки к показателям третьего варианта денежной программы, представленной в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов». Однако отдельные показатели денежной программы на 2011 год были уточнены Банком России исходя из их фактической динамики.

В 2011 году ожидается менее значительный, чем прогнозировалось ранее, прирост чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования, что обусловлено в основном снижением сальдо по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами. Решения Банка России, обусловившие повышение гибкости курса рубля, способствовали существенному сокращению эмиссионного эффекта от его интервенций на внутреннем валютном рынке. Прирост чистых международных резервов (ЧМР) органов денежно-кредитного регулирования за январь-сентябрь 2011 года составил 0,7 трлн. рублей (1,8 трлн. рублей за аналогичный период 2010 года). В соответствии с уточненным прогнозом платежного баланса прирост ЧМР в целом за 2011 год оценивается в 0,8 трлн. рублей (2,7 трлн. рублей в третьем варианте программы).

Это означает, что с учетом прогнозируемого объема денежной базы чистые внутренние активы (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования за 2011 год увеличатся на 0,4 трлн. рублей.

Под влиянием динамики показателей бюджетной системы в текущем году существенно изменится структура ЧВА. В условиях профицита расширенного бюджета произошло значительное сокращение чистого кредита расширенному правительству (на 2,2 трлн. рублей за девять месяцев 2011 года), ставшее основным фактором замедления динамики денежной базы и важным каналом абсорбирования банковской ликвидности. При этом использование механизма размещения временно свободных средств федерального бюджета в депозиты в кредитных организациях способствовало снижению влияния бюджетного фактора на уровень банковской ликвидности. За январь-сентябрь 2011 года объем размещенных в кредитных организациях средств федерального бюджета возрос на 0,9 трлн. рублей. В целом за 2011 год сокращение чистого кредита расширенному правительству оценивается в 1,6 трлн. рублей (вместо 0,5 трлн. рублей по третьему варианту денежной программы на 2011 год). В этих условиях, согласно уточненному варианту программы, вероятно увеличение чистого кредита банкам на 1,6 трлн. рублей (в третьем варианте программы – снижение на 1,0 трлн. рублей).

Указанные изменения  в динамике денежно-кредитных показателей  в 2011 году учитываются Банком России при использовании инструментов денежно-кредитной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Контроль  Банка России за денежным обращением, методы регулирования денежного  обращения.

Основной целью кредитно-денежной политики является стабилизация денежного обращения. Кроме того, Центральный Банк (далее ЦБ) формулирует следующие цели кредитно-денежной политики:

  • достижение финансовой стабилизации;
  • поддержание темпов инфляции на минимально возможном уровне;
  • сохранение стабильности обменного курса национальной валюты;
  • обеспечение устойчивости платежного баланса страны;
  • создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике.

 

Основные методы (инструменты) кредитно-денежной политики включают:

  1. изменение уровня учетной ставки ЦБ;
  2. изменение уровня резервной нормы ЦБ;
  3. операции на открытом рынке;
  4. установление ориентиров денежной массы;
  5. регулирование деятельности банковской системы (законодательные акты и экономические нормативы);
  6. валютное регулирование (валютная интервенция, лицензирование валютной деятельности, регламентация открытых валютных позиций, установление темпа изменения официального обменного курса).

Информация о работе Закон денежного обращения, факторы определяющие массу денег в обращении