Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 19:59, курсовая работа
Основная цель курсовой работы – исследование государственной инвестиционной политики, а также определение приоритетных направлений инвестиционной политики в России.
Задачи работы:
Дать основные понятия государственной инвестиционной политики
Изучить основные методы государственного регулирования инвестиционной активности
Проанализировать показатели состояния инвестиционной политики РФ
Исследовать сложившуюся ситуацию инвестиционной политики в регионах
Выявить проблемы инвестиционной политики в современной экономике России
Предложить направления совершенствования государственной инвестиционной политики.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы инвестиционной политики. 4
1.1.Государственная инвестиционная политика: понятие, значение 4
1.2. Методы государственного регулирования инвестиционной активности 8
Глава 2. Характеристика сложившейся ситуации в инвестиционной политике государства 15
2.1.Показатели состояния инвестиционной политики РФ 15
2.2.Исследование сложившейся ситуации инвестиционной политики в регионах 21
Глава 3. Направления активизации инвестиционной политики РФ 28
3.1. Проблемы инвестиционной политики в современной экономике России 28
3.2.Направления совершенствования государственной инвестиционной политики 30
Заключение 37
Библиографический список 38
• операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг;
Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).
Некоторые экономисты к
экономическим методам
По объектам государственного программирования программы подразделяются на:
С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.
Наибольшее распространение государственное программирование получило в странах Западной Европы, а также в Японии. В США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики, оно распространено менее. Государственные программы широко применяются и в развивающихся странах.
Следует отметить, что
государственные программы
- Прямые (административные) методы:
Как уже отметилось, наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы.
К административным методам регулирования экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.
Запрещение — это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.
Разрешение — это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.
Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.
Административные методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.
Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.
Система инструментов регулирования экономики.
Реализация целей экономической политики предполагает использование определенных инструментов, совокупность которых образует механизм государственного регулирования. Ведущими элементами данного механизма (как это исторически сложилось) выступают финансовая (фискальная) и денежно-кредитная политика. В качестве общих принципов использования экономических инструментов можно отметить следующие аспекты:
- Эффект регулирования
предполагает минимальное
- Регулирующие меры
должны осуществляться в
- Стремление к достижению
максимального эффекта в
- К экономическим инструментам
относят те действия
- Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны, в первую очередь, с обеспечением правового поля. Задача принимаемых мер при этом - создание наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Степень активности применения административных мер может быть различной в зависимости от области экономики. Наиболее настойчиво они проявляются сейчас в области социальной защиты малообеспеченных слоев населения, а также в сфере охраны окружающей среды.
- Существует и другая классификация регулирующих мер. Их можно разделять на прямые и косвенные методы, воздействия на экономику.
Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором поведение субъектов экономики основано не столько на самостоятельном экономическом выборе, сколько - на предписаниях государства. В качестве примера назовем влияние налогового законодательства. В каждой стране законом предписана обязанность юридических и физических лиц на безвозмездную передачу части получаемых доходов в распоряжение государства. Частному бизнесу определен также порядок расчета амортизационных отчислений (в зависимости от методики расчета издержек может меняться размер налогооблагаемой величины прибыли). Прямой метод воздействия оказывают и таможенные процедуры правительства.
Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики. Примерами данных действий можно назвать регулирование центральным банком величины учетной ставки, а также - модуляцию налоговых ставок.
Таким образом, оба метода воздействия на экономику не разделены, безусловно, жесткой линией. В каждом из используемых инструментов имеются элементы обоих методов, однако во многом дело зависит от их соотношения. Например, в рамках проведения финансовой политики в большем объеме наблюдается проявление прямых методов регулирования, в то время как при использовании денежно-кредитной политики на первый план выходят косвенные элементы. Одним из внешних проявлений этого является то обстоятельство, что министерство финансов (ответственное за реализацию финансовой политики) всегда выступает структурным элементом правительственного аппарата. В отличие от этого, центральный банк имеет, согласно конституции многих стран, относительно самостоятельный статус.
Основными показателями, характеризующими состояние инвестиционной политики, являются «Инвестиции в основной капитал» и «Инвестиции из-за рубежа».
В статистическом учете инвестиции в основной капитал представляют собой совокупность затрат, направленных на приобретение, создание и воспроизводство основных фондов, т.е. затрат на новое строительство, расширение, а также реконструкцию и модернизацию объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объекта, на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, на формирование основного стада, многолетние насаждения и т.д.
Таблица 1 - Анализ инвестиции в основной капитал6
2008г. |
2009г |
2010г |
Темп Прирос.2009\08 |
Темп Прир. 2010\09 |
Темп Прирос. 2010\08 | |
Млрд. рублей |
млрд. рублей |
млрд. рублей | ||||
Инвестиции в основной капитал |
8781,6 |
7930,3 |
9348,2 |
-9,694 |
17,9 |
6,45 |
В том числе: |
||||||
жилища |
1193,8 |
1215,4 |
1458,2 |
1,809 |
19,9 |
22,1 |
здания (кроме жилых) и сооружения |
3742,2 |
3609,7 |
3958,3 |
-3,54 |
9,56 |
5,77 |
машины, оборудование, транспортные средства |
3311,9 |
2625,3 |
2916,6 |
-20,73 |
11,1 |
-11,9 |
прочие |
533,7 |
479,9 |
653,9 |
-10,08 |
36,3 |
22,5 |
В экономику России в 2009г. вложено 7930,3 млрд.рублей инвестиций в основной капитал. В 2008 году 8781,6 трлн. руб. по сравнению 2009 с 2008г. инвестиции в сопоставимых ценах сократились на 16,2%., объем инвестиций в 2010 году составил 9348,2 при этом показатель вырос в прошлом году на 5,9% по сравнению с 2009г. За весь 2009 год сокращение инвестиций составило 17% к 2008 году (в 2008 году был рост на 9,8%), что лучше прогноза аналитиков (17,3%) и Минэкономразвития(17,6%). В номинальном выражении объем инвестиций в 2009 году составил 7 трлн 539,9 млрд руб.
Таблица 2 - Темп роста инвестиции в основной капитал 7
Темп роста 2009/2008 |
Темп роста 2010/2008 |
Темп роста 2010/2009 | |
Инвестиции в основной капитал |
90,3 |
106,4 |
117,9 |
В том числе: |
|||
жилища |
101,8 |
122,1 |
119,9 |
здания (кроме жилых) и сооружения |
96,4 |
105,8 |
111,9 |
машины, оборудование, транспортные средства |
79,3 |
88,06 |
109,56 |
прочие |
89,92 |
122,5 |
136,2 |
Анализ расходов на социальную сферу свидетельствует об их приросте в проекте бюджета на 2008-2010 годы. Совокупные затраты на социальные отрасли и социальную политику составят в 2008 году 940 млрд. рублей. Это - 2,7% ВВП, или 14,4% от всех расходов федерального бюджета. В 2010 году эта величина возрастет на 44,3% по сравнению с 2007 годом при расчетах в текущих ценах, что равносильно приросту на 18% с учетом инфляции. По годам представленные расходы почти стабильно сохраняют свою долю в ВВП - 2,7% и в расходах федерального бюджета: в 2008 году - 14,4%; в 2009 году - 14,2%; в 2010 - 14,6%
Ввод в действие (в эксплуатацию) зданий
Таблица 3 - Ввод в действие (в эксплуатацию) зданий8
2008г. |
2009г |
2010г | ||
Количество, тыс.единиц |
233,3 |
174,6 |
224,6 | |
в том числе: |
||||
жилого назначения |
217,2 |
200,5 |
208,9 | |
нежилого назначения |
16,1 |
11,7 |
15,7 | |
Общий строительный объем зданий, млн.куб.метров |
423,6 |
376,4 |
446,2 | |
в том числе: |
||||
жилого назначения |
280,8 |
278,6 |
310,9 | |
нежилого назначения |
142,8 |
98,4 |
135,3 |
Информация о работе Активизация государственной инвестиционной политики