Активизация государственной инвестиционной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – исследование государственной инвестиционной политики, а также определение приоритетных направлений инвестиционной политики в России.
Задачи работы:
Дать основные понятия государственной инвестиционной политики
Изучить основные методы государственного регулирования инвестиционной активности
Проанализировать показатели состояния инвестиционной политики РФ
Исследовать сложившуюся ситуацию инвестиционной политики в регионах
Выявить проблемы инвестиционной политики в современной экономике России
Предложить направления совершенствования государственной инвестиционной политики.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы инвестиционной политики. 4
1.1.Государственная инвестиционная политика: понятие, значение 4
1.2. Методы государственного регулирования инвестиционной активности 8
Глава 2. Характеристика сложившейся ситуации в инвестиционной политике государства 15
2.1.Показатели состояния инвестиционной политики РФ 15
2.2.Исследование сложившейся ситуации инвестиционной политики в регионах 21
Глава 3. Направления активизации инвестиционной политики РФ 28
3.1. Проблемы инвестиционной политики в современной экономике России 28
3.2.Направления совершенствования государственной инвестиционной политики 30
Заключение 37
Библиографический список 38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 459.00 Кб (Скачать файл)

 

Введено в действие 229,6 тыс. зданий (в 2008г. – 224,6 тыс. зданий), их общий строительный объем составил 380,5 млн. м3(446,2 млн. м3), общая площадь – 89,8 млн. м2 (102,5 млн. м2). В 2010гВ общем объеме инвестиций на строительство жилищ использовано 7293,0 млн. рублей, зданий (кроме жилых) и сооружений – 16203,2 млн. рублей. В 2009 году 233. тыс. зданий

Жилищное строительство

Построено 701,3 тыс. квартир общей  площадью 59,8 млн. кв. метров, что на 6,7% ниже уровня 2008 года. Доля жилых домов, построенных населением за свой счет и с помощью кредитов, в общем вводе жилья составила 47,8% (в 2008г. – 42,7%). В 2010г общем объеме инвестиций на строительство жилищ использовано 7293,0 млн. рублей, зданий (кроме жилых) и сооружений – 16203,2 млн. рублей.

Социально-культурное строительство

 

В 2009г. по сравнению с 2008г. увеличился ввод в действие учреждений начального профессионального образования  в 21,3 раза, театров – в 2,2 раза, домов-интернатов для престарелых, инвалидов (взрослых и детей) – на 34,9%, гостиниц – на 16,8%; уменьшился ввод учреждений среднего профессионального образования – в 5,1 раза, домов отдыха – в 2,1 раза, высших учебных заведений – на 38,9%, дошкольных образовательных учреждений – на 36,2%, больничных учреждений – на 34,9%, амбулаторно-поликлинических учреждений и концертных и киноконцертных залов – на 29,4%, общеобразовательных учреждений – на 12,6%. Ввод коммунальных сетей, в зависимости от вида, сократился в диапазоне от 23,0% до 55,3%.

В 2010 году увеличился ввод в действие образовательных учреждений среднего профессионального образования  в 13,4р., театров – в 4,3р., торгово-развлекательных  центров – в 3,3р., общеобразовательных  учреждений – в 1,8р, домов отдыха, амбулаторно-поликлинических учреждений, домов-интернатов для престарелых, инвалидов (взрослых и детей) –в 1,5р.; уменьшился ввод гостиниц в 2,1р., дошкольных образовательных учреждений – на 20,8%, учреждений культуры клубного типа – на 18,0%, больничных учреждений – на 9,6%. Ввод коммунальных сетей, в зависимости от вида, увеличился в диапазоне от 1,1 до 2,7 раза, кроме газовых сетей, ввод которых уменьшился на 30,4%.

Строительная деятельность

Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в 2009г. составил 3869,1 млрд.рублей, что в сопоставимых ценах на 16,0% ниже уровня 2008 года. В 2010г. по сравнению с соответствующим периодом 2009г. увеличился объем производства плитки керамической фасадной в 4,9р., блоков стеновых мелких из ячеистого бетона на 32,0%, извести технологической – на 17,5%, извести строительной – на 16,5%, цемента – на 11,3%, плитки керамической для полов – на 9,9%, гипса – на 9,2%, конструкций и деталей сборных железобетонных – на 8,2%; сократился объем производства кирпича строительного из цемента, бетона или искусственного камня – на 6,9%, кирпича керамического неогнеупорного строительного – на 2,0%.

Цены в строительстве

Сводный индекс цен строительной продукции  в целом за 2009г. составил 100,1%, в том числе индекс цен производителей в строительстве (строительно-монтажные работы) – 97,6%, на машины и оборудование, используемые в строительстве – 102,8%, на прочие капитальные работы и затраты – 101,5%.

Средняя фактическая стоимость 1 кв.метра  общей площади жилых домов, построенных  в I полугодии 2010г., составила 31205 рублей, в I полугодии 2009г. - 28790 рублей.

Труд в строительстве

Среднесписочная численность работников в строительстве (по полному кругу  организаций, с учетом субъектов  малого предпринимательства) в 2009г. снизилась  по сравнению с 2008г., по предварительным данным, на 7,6%, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в строительстве сократилась на 1,5%.

В 2010г. просроченную задолженность  по заработной плате имели 114 строительных организаций. Суммарная задолженность  из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней и отсутствия собственных средств в строительных организациях составила 372 млн. рублей или около трех месячных фондов заработной платы этих организаций. По сравнению с началом 2010 года она снизилась на 10,7.

Производство продукции для  строительства

В 2009г. увеличился объем производства стекла оконного в 1,9 раза, строительного  стекла – на 37,3%; сократился объем  производства блоков крупных стеновых (включая бетонные блоки стен подвалов) на 46,1%, блоков и камней мелких стеновых (без блоков из ячеистого бетона) – на 45,2%, черепицы на 44,5%, извести строительной – на 43,0%, конструкций и изделий сборных железобетонных – на 39,3%, кирпича строительного – на 37,3%, смеси бетонной (товарный выпуск) – на 29,8%, труб и муфт асбестоцементных – на 29,2%, плитки керамической облицовочной – на 27,7%, блоков мелких стеновых из ячеистого бетона – на 27,9%, гипса (алебастра) – на 19,9%, цемента из клинкера, получаемого по энергосберегающим технологиям – на 18,1%, цемента – на 17,3%, материалов мягких кровельных и изоляционных – на 16,2%, листов асбестоцементных (шифера) – на 13,6%, плитки керамической для полов – на 13,1%. 2010г. по сравнению с соответствующим периодом 2009г. увеличился объем производства плитки керамической фасадной в 4,9р., блоков стеновых мелких из ячеистого бетона на 32,0%, извести технологической – на 17,5%, извести строительной – на 16,5%, цемента – на 11,3%, плитки керамической для полов – на 9,9%, гипса – на 9,2%, конструкций и деталей сборных железобетонных – на 8,2%; сократился объем производства кирпича строительного из цемента, бетона или искусственного камня – на 6,9%, кирпича керамического неогнеупорного строительного – на 2,0%.

Инвестиции в нефинансовые активы

 

Диаграмма 1 - Структура инвестиций в нефинансовые активы

...

 

Затраты на приобретение в собственность  земельных участков, объектов природопользования и других нефинансовых активов. В январе – декабре 2010 года на развитие экономики и социальной сферы области (с учетом параметров неформальной экономики) использовано 40148,9 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что составляет 141,8 процента к соответствующему периоду прошлого года.

В 2010 году в общем объеме инвестиций на строительство жилищ  использовано 7293,0 млн. рублей, зданий и  сооружений – 16203,2 млн. рублей, на приобретение машин, оборудования, инструмента и  инвентаря – 16061,1 млн. рублей, прочие – 591,6. В 2009г. использовано 7930,3 млрд.рублей инвестиций в основной капитал, или 83,8% к уровню 2008г. Инвестиции на приобретение импортных машин, оборудования, транспортных средств в 2009г. составили 371,8 млрд.рублей, или 20,7% от общего объема инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства (в 2008г. – 20,0%).

Таким образом, инвестиции в основной капитал способствуют созданию необходимой сырьевой базы промышленности, ускорению научно - технического прогресса и улучшению качества продукции, освоению новых товарных рынков. Они увеличивают доходность и регулируют проблемы безработицы. Посредством инвестиций осуществляется жилищное строительство, развивается социальная сфера, решаются вопросы охраны природной среды и т.п.

2.2.Исследование сложившейся ситуации  инвестиционной политики в регионах

Неравномерное распределение  инвестиций в основной капитал между  регионами России отражает исторические реалии советского периода и тенденции  постсоветского развития. Субъекты Федерации значительно различаются по отраслевой и воспроизводственной структуре инвестиций, видам инвестируемых основных фондов, источникам инвестиций и т.д.

Среди субъектов России по инвестиционной активности заметно  выделяется небольшая ведущая группа регионов в которых сконцентрировано более 60% всех инвестиций в основной капитал России; они лидируют также по величине капиталовложений на душу населения. Данный кластер финансово сильных регионов с крупной промышленностью, взявших курс на формирование экономических реформ, характеризуется также высокими показателями затрат на технологические инновации.

Таблица 4 - Ведущие по объему инвестиций в основной капитал9

СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ

Доля в инвестициях  в основной капитал, %

Доля в инвестициях  в основной капитал, %

Доля в инвестициях  в основной капитал, %

Доля в инвестициях  в основной капитал, %

 

2007

2008

2009

2010

Москва

6,0

10,7

14,3

12,9

Ханты-Мансийский АО

4,7

7,0

6,2

10,2

Ямало-Ненецкий АО

3,5

4,9

5,4

7,1

Московская область

3,4

4,1

5,5

4,7

Краснодарский край

2,2

2,6

3,9

4,5

Республика Татарстан

2,6

2,9

3,0

3,7

Санкт-Петербург

2,4

2,5

4,9

3,0

Республика Башкортостан

2,3

3,2

2,6

2,5

Пермская область*

1,9

2,0

2,2

2,2

Свердловская область

2,5

3,1

2,5

2,1

Красноярский край

2,6

2,6

1,9

2,0

Челябинская область

2,0

2,1

1,9

2,0

Самарская область

1,8

2,7

2,0

1,8

Ростовская область

2,1

1,9

1,7

1,8

Ленинградская область

1,2

1,1

1,9

1,9


 

Такой высокий уровень  концентрации инвестиций в небольшой  группе субъектов Федерации означает, что в большинстве остальных регионов инвестиционная ситуация складывается хуже. Наименьшие объемы инвестиций привлекают регионы с низким уровнем экономического развития – преимущественно аграрно-индустриальные республики Северного Кавказа и национальные образования  Сибири и Дальнего Востока, в которых незначительна роль добывающей промышленности.

С начала 2007-х годов в условиях экономического роста региональные диспропорции в инвестициях усилились. На первый план вышли различия не только между отдельными крупными территориальными образованиями (федеральными округами), сколько внутри них. Удельный вес Центрального федерального округа за 1975-2010 гг. в общих объемах инвестиций практически не изменился (22-23%), но доля Москвы в этом округе выросла с 25 до 50%. Удельный вес Санкт-Петербурга в инвестициях Северо-Западного округа увеличился за тот же период с 24 до 30%, доля Красноярского края в Южном Федеральном округе  - с 23 до 37%, удельный вес Тюменской области в инвестициях Уральского округа – с 43 до 77%.

Еще более заметны региональные диспропорции в распределении иностранных инвестиций. Здесь доля Краснодарского края в Южном Федеральном округе достигает 65%, Санкт – Петербурга в Северном округе – 66, Москвы в Центральном округе – 87%.

Заметно различаются  российские регионы и по источникам финансирования инвестиций. В относительно благополучных в экономическом отношении регионах с развитой промышленностью и значительным количеством успешно работающих компаний более высока доля собственных средств в инвестировании (Татарстан, Пермский край и Самарская область, Ханты-Мансийский автономный округ и др.). В Москве велика доля бюджетного финансирования, то есть поддержка инвестирования из столичного бюджета. Для Санкт-Петербурга, где  хорошо развита финансово-кредитная инфраструктура, характерна большая доля в источниках инвестирования заемных средств. Роль заемных средств также высока в экспортно-ориентированных регионах (Астраханской, Белгородской, Сахалинской, Томской областях, Ямало-Ненецком автономном округе), предприятиям которых банки и иные кредитные организации предоставляют кредиты, так как они обеспечены и, как правило, возвращаются в срок.

Наиболее высока доля бюджетных источников финансирования капиталовложений в слаборазвитых  регионах, так как они мало привлекательны для частных инвесторов. Например, в начале 2000-х годов около 90% всех инвестиций в Агинском Бурятском автономном округе финансировалось из бюджетов разных уровней. Учитывая, что эти регионы, как правило, дотационные, главный объем средств на инвестиционные цели выделялся из федерального бюджета.

По данным Счетной  палаты Российской Федерации, состояние  бюджетов субъектов Российской Федерации в 2010 году оставалось неустойчивым, продолжалось увеличение  дифференциации в их социально-экономическом развитии. Число высокодотационных регионов, в которых доля финансовой помощи из федерального бюджета превышала 50% расходов их консолидированных бюджетов, остается значительным: в 2008 году оно равнялось 31, в 2009 году – 29, в 2010 году – 31, в 2011 году – 27.

Наибольшее число высокодотационных регионов входит в состав Южного, Сибирского, и Дальневосточного округов федерального округов.

В 2008 году, несмотря на происходящий в стране экономический рост, увеличилось количество субъектов Российской Федерации, консолидированные бюджеты которых исполнены с дефицитом  - их число составило 53 (в 2004 году  -47, в 2003 году – 60, в 2002 году – 64, в 2001 году – 54 субъекта Российской Федерации). 

Основная часть расходов консолидированных бюджетов субъектов  российской Федерации направляется на текущие нужды (выплату заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы, финансирование жилищно-коммунального хозяйства и государственного управления), и лишь незначительная часть расходов – на инвестиции.  

К середине 2009-х годов в целом завершилось формирование инвестиционной политики российских регионов, начало которому было положено принятием в 2000-е годы первых региональных актов о поддержке инвестиций в республиках Татарстан, Саха-Якутия, Коми и др.   

Лидерами в разработке собственной инвестиционной политики, региональных инвестиционных программ являются Москва, Санкт-Петербург, Новгородская, Нижегородская, Свердловская, Самарская, Псковская области, республики Саха-Якутия, Коми, Татарстан.

Надо подчеркнуть, что  за эти годы во многих российских регионах в целом  уже накоплен богатый опыт взаимодействия, сформировались необходимые правовая инвестиционная среда и институты сопровождения приходящих в регион инвесторов от «нулевого цикла» до завершения инвестиционного проекта (получение лицензий, содействие в выделении земельных участков и подключении к коммунальным службам и др.).

Таким образом, основными  элементами  инвестиционной политики в субъектах Российской Федерации являются: принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс, предоставление (в пределах своих полномочий) инвесторам различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера, создание организационных структур по содействию инвестициям, разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования, оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот, предоставление гарантий и поручительств банкам под выделенные ими средства для реализации отобранных на конкурсной основе инвестиционных проектов, аккумулирование средств населения путем выпуска муниципальных займов.

Информация о работе Активизация государственной инвестиционной политики