Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:48, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и рассмотрение инвестиционного климата Республики Армения, о проблемах в этой области и методах их решения, также будут рассмотрены иностранные инвестиции и пути их привлечения в экономику Армении. Для достижения цели определены следующие задачи:
Дать общую актуальную характеристику инвестиционной ситуации в Республике Армения;
Определить роль иностранных инвестиций как фактора экономического развития Армении;
Провести анализ качественный и количественный анализ инвестиционного климата РА;
Сформулировать практические рекомендации по улучшению инвестиционного климата Армении;
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Глава 1. Инвестиции и инвестиционный климат……………………...5
Понятие инвестиций и их классификация………………………………..5
Понятие инвестиционного климата и его составляющих…………….....9
Глава 2. Инвестиционная ситуация в Республике Армения……….…………13
Качественная оценка инвестиционного климата в Республике Армения………………………………………………………………..……………….14
Количественная оценка инвестиционного климата Республики Армения……………………………………………………..………………………….16
Глава 3. Инвестиционный потенциал Республики Армения…………………18
3.1. Негативные факторы инвестиционного климата в Республики Армения...........................................................................................................................21
3.2. Меры по улучшению инвестиционного климата в Республики Армения………………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………..…………….......30
Список использованных источников…………………………………..……….32
Приложения……………………………………………………………………...33
Глава 3. Инвестиционный потенциал Республики Армения.
Армения пока еще не занимает лучшие места в мировых рейтингах по инвестиционному климату, однако в случае серьезных и действенных шагов со стороны правительства возможен существенный прогресс, однако стране предстоит сделать многое для обеспечения стабильного инвестиционного климата.10
Экономика Республики Армения в
последние десятилетия
К настоящему времени прямое государственное финансирование производственных и социальных объектов сохранил ось преимущественно лишь для тех случаев, значение которых для страны может считаться чрезвычайным. В производственной сфере, например, речь идет о таких инвестиционных программах, как оборона, некоторые важнейшие направления развития транспорта и связи, частично, агропромышленного комплекса. Основная же масса инвестиционного финансирования в новых условиях должна быть обеспечена самими хозяйствующими субъектами за счет собственных и привлекаемых средств. При оценке состояния инвестиционного климата в той или иной стране большое значение на международном уровне придается условиям, которые обеспечиваются ее властями именно для иностранных инвесторов. Именно в этой сфере зачастую возникают коллизии между общепринятыми в мировой практике нормами и принципами инвестиционного сотрудничества и «правилами игры», укоренившимися в национальной инвестиционной политике. Чем шире спектр таких противоречий, тем менее благоприятным может оказаться инвестиционный климат, причем не только для иностранных, но и для своих, отечественных, инвесторов. Оценивая армянскую действительность с позиций необходимости создания в стране более благоприятного инвестиционного климата, следует признать, что комплекс подлежащих решению проблем в этой сфере сближает Республику Армения с развивающимися странами. Специфическая особенность состоит, например, в том, что в Республике Армения пока еще не созданы основополагающие условия для существования единообразного инвестиционного климата для всего ее экономического пространства. Одной из проблем остается то, что пока лишь только малая часть потенциальных объектов для инвестирования готова к эффективному освоению средств в силу неприемлемо низкого качества управления.
У Армении, безусловно, есть потенциал. В этой связи можно вспомнить, что с 2000 по 2009 годы ВВП страны вырoc примерно в 3 раза, просышленное производство – в 2,2 раза. Армения на протяжении нескольких докризисных лет демонстрировала двузначный экономический рост (в 2007 году рекордные – 13,8%). Не случайно же в мировом рейтинге нестабильных (несостоявшихся) государств Faild States американского журнала Foreign Policy Армения заняла 101 место, тогда, как к примеру соседние страны Грузия – 33-е, а Азербайджан – 56-е место (чем ниже страна в рейтинге, тем стабильнее).
Преимущества и потенциал
- особом отношении с Россией. В стране работает 1400 предприятий с российским капиталом, причем в таких стратегических сферах, как энергетика, транспорт и связь.
- армянской диаспоре, которая сплачивает армянский народ всего мира.
- геостратегическом положении. Армения находится на перекрёстке путей, соединяющих страны Востока и Запада, торговых путей между Ближним и Средним Востоком и Европой, что позволяет рассматривать её как трансконтинентальное государство.
- том, что Армения единственная из 5 стран региона имеет АЭС.
- туризме. Страна привлекает многих своей первозданной красотой и историческими местами.
- высококвалифицированных
Наиболее привлекательными и перспективными отраслями экономики для инвесирования по мнению экспертов Академии трейдинга Masterforex-V являются:
-золоторудные проекты,
-алмазообработка,
-туризм,
-отрасли информационных
-проекты строительства
Страна собирается развивать транспортную инфраструктуру, планирует строить железные дороги и автомагистрали, чтобы соединить Иран с портами Грузии. Армения с её большим инвестиционным потенциалом может стать торгово-экономическим мостом, соединяющим соседние страны, более того, региональным финансовым центром.
Однако, инвесторам при принятии решений следует иметь в виду ряд негативных факторов, о которых написано в подпункте данной главы. И всё же Армения довольно либеральное государство, власти которой всячески поощряют иностранных инвесторов:
- относительно благоприятный
- отсутствуют ограничения на передвижение капитала;
- достаточная стабильность
- институт права собственности довольно прочный.
По данным Всемирного банка, по индексу упрощенности ведения бизнеса, Армения занимает 43-е место ( на 7 пунктов выше, чем в 2010 году):
- 5-е место в сфере регистрации собственности;
- 21-е место основания нового бизнеса;
- 43-е место в сфере получения кредитов
-5-е место защита инвесторов
-153-е место в сфере уплаты налогов.
В ежегодном рейтинге свободы экономики, подготовленном специалистами аналитического центра Heritage Foundation, Армения хотя и опустилась с 31-го на 38-е место, но стоит значительно выше соседнего Азербайджана (96-е место).
А также, для постсоветских инвесторов немаловажное значение имеет географическая близость Армении, отсутствие виз, постсоветская ментальная близость и знание русского языка.
3.1. Негативные
факторы инвестиционного
Для Республики Армения, начиная с 90-х годов XX столетия, актуа-льно существование так называемых политических рисков и их исследование, так как такие риски являются специфическими для каждой отдельно взятой страны. К политическим рискам можно отнести: возможности конфискации имущества иностранного вкладчика по возникшим политическим причинам (захват власти экстремистами или государственный переворот), возможность уничтожения или потери имущества иностранного вкладчика из-за политических волнений или войны, изменения по отношению к деятельности иностранных инвесторов из-за внутриполитических изменений и под. Как свидетельствует анализ специальной литературы, разными авторами наличие политических рисков для иностранных инвесторов классифицируется по-разному. 11
В ряде случаев составляющую часть политических рисков рассматривают как явление политической нестабильности, которая проявляется при политических переворотах, противогосударственных забастовках, гражданской войне и других тождественных проявлениях. Однако они случаются очень редко и не относятся к важнейшим факторам, беспокоящим иностранных инвесторов. Отмеченное, в основном, относится к иностранному инвестору, который уже развернул свою инвестиционную деятельность в данной стране.
Обосновывается важность страхования инвестиционных рисков для привлечения иностранных инвестиций в Армении. Для уменьшения степени политического риска иностранных инвесторов важно и их правильное информационное обеспечение.
Как показывает практика, независимо от реального состояния инвестиционной обстановки данной страны, иностранные инвесторы склонны рассматривать как страну с наибольшей степенью риска ту, о которой они имеют минимум информации. Для будущего Армении этот факт крайне важен. А поскольку Республика Армения представляет собой страну «молодую» (начиная с момента получения независимости в начале 90-х гг.), с ограниченным пространством, малой численностью населения, располагающуюся в нестабильном peгионе со сложеными политическими отношениями с двумя странами-соседями (Азербайджаном и Турцией), то Армения не всегда над-лежащим образом предстает перед иностранным инвестором в плане политическом, экономическом, социально-культурном.
Для потенциальных иностранных инвесторов политическая нестабильность выступает в виде, по меньшей мере, непривлекательной действи-тельности и, более того, – в виде ограничивающей действительности. Так, проведённый в Восточной Европе опрос руководителей фирм, желающих развернуть свою инвестиционную деятельность, показывает, что иностранные инвесторы подразумевают в качестве главных три основных обстоятельства, отдавая при этом первенство политической стабильности (78 % от
числа опрошенных участников). Как следующий важнейший фактор отмечается фактор объёма внутреннего рынка (52 %), наличие опытной рабочей силы (29 %), географическое расположение (24 %), уровень развития инфраструктуры (7 %) и только 2 % обращают внимание па наличие налоговых льгот.
Возникновение политической нестабильности и для действующих, и для потенциальных вкладчиков является фактором беспокойства, особенно когда вследствие таких событий возникают внутренние и внешние напряжения, для преодоления которых правительство меняет «правила игры» для иностранных инвесторов(политические риски, относящиеся к правитель-ству). К перечисленным рискам можно отнести риски, возникшие при изменениях в системе налогообложения иностранных предприятий, в вывозе полученной прибыли, обмене валюты, возможности изменения в упорядочении норм владения собственностью, о чем свидетельствуют итоги опросов, проведенных среди действующих на территории Армении инвесторов и экспертов.
Специфика Армении состоит в том, что, несмотря на определённые сложности во внутри политической жизни страны, политические риски в значительной степени связаны с региональной политической нестабильностью. В Армении при существующих условиях нестабильной внешней обстановки политические риски связаны с устроенной Азербайджаном и Турцией экономической блокадой, а также с обострившейся политической ситуацией в Грузии и на Южном Кавказе в целом. Перспективы политическойобстановки в Азербайджане и Грузии в настоящее время выглядят достаточно неопределённо, что, естественно, негативным образом отражается и на Армении. Что же касается взаимоотношений с Турцией, то руководство Армении стремится к их улучшению, ожидая при этом ответных шагов с противоположной стороны.
Не причисляя к важнейшим факторам, имеющим воздействие на иностранные инвестиции, факт региональной нестабильности, все-таки от-метим, что он имеет негативное воздействие прежде всего на не имеющих опыта работы инвесторов и тех, кто готовится вывозить произведённый продукт на внешний рынок, не ограничиваясь армянским, – достаточно компактным рынком. Однако в целом сохранение региональной стабильности – это та область, которая требует немедленного решения.
С точки зрения оценки внешнеполитических рисков надо положительно оценить качество двухсторонних отношений Армении и основных её стран-партнеров (Россия, США, страны Европейского Союза, Иран, арабские страны. При этом огромное, во многом определяющее значение имеет и должно иметь в будущем политическое взаимодействие Армении и России). Heт необходимости доказывать, что для иностранных инвесторов уровень этих двусторонних связей, их стабильность или, в лучшем случае, развитие имеют принципиальное значение.
Ухудшение или ослабление этих связей может стать ещё одним поводом для колебаний иностранных инвесторов. Так, ухудшение отношений между государствами может привести к установлению эмбарго или двухстороннему экономическому бойкоту, к ограничению движения капитала или его приостановке.
К политическим рискам в определённой степени примыкают социальные риски (которые в некоторых случаях выступают как социально- культурные риски). В основе такого рода рисков лежит особое (нередко негативное) восприятие населением принимающей страны части иностранных инвесторов из-за имевших место ранее или имеющих место в настоящее время исторических, политических противоречий, острых конфликтов, войн, различий в обычаях, культуре и т. п.
Хотя в случае с Арменией общество в целом достаточно либерально относится почти ко всем иностранным инвесторам, и, как свидетельствуют факты, иностранные инвесторы (независимо от того, какие страны представляют) в основном позитивно воспринимаются населением республики и в целом довольны отношением к себе.
Сказанное не относится лишь к ряду естественных монополий (связь, энергораспределительные сети) и традиционным отраслям (производство коньяка), торговой деятельности, присутствие в которых иностранных компаний удостаивается отрицательной оценки разных слоёв населения Республики Армения.
Таким образом, анализ современной инвестиционной деятельности в РА свидетельствует, что имеется целый ряд факторов, препятствующих активизации процесса инвестирования в экономику РА, среди которых необходимо отметить следующие:
Информация о работе Анализ инвестиционного климата современной Республики Армения