Анализ инвестиционной привлекательности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ инвестиционной привлекательности конкретного предприятия на основе определенных показателей.
Цель исследования позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
1. раскрыть понятие инвестиционной привлекательности;
2. определить факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность;
3. привести алгоритм осуществления мониторинга инвестиционной привлекательности предприятия;
4. проанализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты анализа инвестиционной привлекательности предприятия
1.1 Понятие инвестиционной привлекательности и факторы, ее определяющие
1.2 Методические подходы к анализу инвестиционной привлекательности предприятия
1.3 Алгоритм осуществления мониторинга инвестиционной привлекательности предприятия
2. Экономическая характеристика предприятия (на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»)
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности
2.3 Анализ финансовой устойчивости
2.4 Анализ деловой активности
3. Анализ инвестиционной привлекательности на предприятии (на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»)
4. Пути повышения инвестиционной привлекательности предприятия
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 84.35 Кб (Скачать файл)

Показатель рентабельности производства снизился на 3,4% по сравнению  с 2007 г. Он показывает, что на каждый вложенный доллар в основные и  оборотные средства предприятие  получает 22,6 центов прибыли (за 2008 г.).

Продажи стали менее эффективнее на 4,4% по сравнению с 2007 г. Это означает, что на 1 долл. выручки предприятия приходится 11,5 центов прибыли.

Рентабельность собственного капитала сократилась в 2008 г. по сравнению  с 2006 г. на 5,1% и стала равной 20,0%. Это  означает, что на каждый доллар собственных  средств приходится 20 центов прибыли.

Значительно уменьшилась  рентабельность заемного капитала, то есть заемные средства стали использоваться менее эффективно. В 2008 г. данный показатель равен 46,3%, что на 10,1% меньше, чем в 2007 г.. Это означает, что на 1 долл. заемного капитала приходится 46,3 центов прибыли.

Рентабельность активов  также сократилась на 3,6% по сравнению  с 2007 г. и равна 14,0%, что означает, что на каждый доллар вложенных активов  приходится 14 центов прибыли.

Отрицательные изменения  показателей рентабельности свидетельствуют  о том, что предприятие стало  в последние годы менее эффективно использовать свои средства. Возможно в будущем ситуация изменится  к лучшему, так как в настоящее время на деятельность предприятий, а особенно предприятий в данной отрасли, оказывает негативное воздействие финансовый кризис.

 

3. Анализ инвестиционной  привлекательности предприятия

(на примере  ОАО «ЛУКОЙЛ»)

Инвестиционная привлекательность  предприятия определяется каждым конкретным инвестором по-разному, так как каждый из них учитывает различные факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность.

ОАО «ЛУКОЙЛ» - это одна из крупнейших международных нефтегазовых компаний, имеющая огромную сбытовую сеть (25 стран мира). В последние  годы ЛУКОЙЛ являлся лидером в  рейтинге долгосрочной инвестиционной привлекательности нефтегазовых компаний [15].

Инвестиционный потенциал  предприятий России достаточно высокий. Но в последнее время активность российских инвесторов снижается, в то время как интерес иностранных инвесторов увеличивается, особенно к промышленным предприятиям.

Существует несколько  подходов к оценке инвестиционной привлекательности  предприятия. Первый из них, формальный, это анализ показателей финансово-хозяйственной  деятельности предприятия.

Согласно проведенному во второй главе анализу финансовой деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ», можно  выделить следующие моменты.

Выручка от реализации с  каждым годом увеличивается (в 2008 г. она составила 107 680 млн. долл.). Чистая прибыль также возрастает; лишь в 2008 г. по сравнению с 2007 г. она незначительно сократилась и составила 9 144 млн. долл. Базовая прибыль на одну акцию имеет такую же тенденцию изменения, как и чистая прибыль, то есть наблюдался рост в 2007 г., а в 2008 г. произошло незначительное падение (10,88 долл. в 2008 г.).

Исходя из соотношения  собственных средств предприятия и величины валюты баланса, можно сделать вывод о финансовой устойчивости предприятия. Это также подтверждают расчеты абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости.

Средства на предприятии  используются эффективно, о чем свидетельствуют  показатели оборачиваемости.

Рентабельность продукции, производства, продаж, собственного и  заемного капитала, активов достаточно высокая. Только в 2008 г. наблюдается  незначительное снижение данных показателей, что вызвано кризисной ситуацией  на международном финансовом рынке.

Далее можно проанализировать движение денежных средств от инвестиционной деятельности предприятия (таблица 3.1.).

Таблица 3.1

Движение денежных средств от инвестиционной деятельности

(млн. долл. США)

 

2006 год

2007 год

2008 год

Приобретение лицензий

(7)

(255)

(12)

Капитальные затраты

(6 419)

(9 071)

(10 525)

Поступления от реализации основных средств

310

72

166

Приобретение финансовых вложений

(312)

(206)

(398)

Продажа долей в дочерних и зависимых компаниях

216

175

636

Приобретение компаний и  долей миноритарных акционеров (включая авансы по приобретениям), без учета приобретенных денежных средств

71

1 136

3

Чистые денежные средства, использованные в инвестиционной деятельности

(7 515)

(9 715)

(13 559)


Из таблицы видно, что  чистые денежные средства, использованные в инвестиционной деятельности, увеличиваются  с каждым годом и в 2008 г. составили 13 559 млн. долл. Большая доля денежных средств приходится на капитальные затраты.

Для анализа инвестиционной привлекательности необходимо определить доходность вложенных средств по следующей формуле:

К= П / И,

 

где К– экономическая составляющая инвестиционной привлекательности предприятия, в долях единицы;

И – объем инвестиций в основной капитал предприятия;

П – объем прибыли за анализируемый период.

В качестве показателя дохода в нашем случае возьмем чистую прибыль предприятия. Рассчитаем данный показатель за 2008 г.

К= 9 144 / 48 966 = 0,187,

Показывает, насколько эффективно используются инвестируемые в предприятие  средства.

Также можно использовать вместо экономической составляющей инвестиционной привлекательности  предприятия показатель рентабельности основного капитала, так как этот показатель отражает эффективность  использования вложенных ранее  средств в основной капитал.

Rк = ЧП / ср.вел. кап.,

Rк = 9 144 / 45 776,5 = 0,20.

Следовательно, показатель рентабельности основного капитала за 2008 г. равен 20%.

Во многих методиках оценки инвестиционной привлекательности  предприятия одним из основных факторов оценки выступает система управления.

Для обеспечения деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» созданы следующие  органы управления и контроля:

·        Органы управления:

-Собрание акционеров  – высший орган управления  Компании;

-Совет директоров;

-Единоличный исполнительный  орган – Президент (Генеральный  директор);

-Коллегиальный исполнительный  орган – Правление.

·        Орган контроля:

-Ревизионная комиссия.

Также высокую инвестиционную привлекательность ОАО «ЛУКОЙЛ» определяют следующие факторы:

-производственно-технологические  (при добыче нефти и газа, а  также при производстве продукции  используется современное оборудование, постоянно внедряются научные  разработки, позволяющие повышать  эффективность проводимых работ);

-ресурсные;

-инфраструктурные;

-экспортный потенциал  (в настоящее время налажена  широкая сбытовая сеть – поставки  в 25 стран мира, которая в дальнейшем  будет расширяться);

-деловая репутация и  некоторые другие.

 

4. Пути повышения инвестиционной привлекательности предприятия

Предприятие может провести ряд мероприятий для повышения  своей инвестиционной привлекательности (большего соответствия требованиям  инвестора). Основными мероприятиями  в этой связи могут быть:

·        разработка долгосрочной стратегии развития;

·        бизнес-планирование;

·          юридическая экспертиза и приведение правоустанавливающих документов в соответствии с законодательством;

·        создание кредитной истории;

·          проведение мероприятий по реформированию (реструктуризации).

Для определения того, какие  мероприятия необходимы конкретному  предприятию для повышения инвестиционной привлекательности, целесообразно  проведение анализа существующей ситуации (диагностика состояния предприятия). Этот анализ позволяет:

·        определить сильные стороны деятельности компании;

·        определить риски и слабые стороны в текущем состоянии компании, в том числе с точки зрения инвестора;

·          разработать рекомендации для развития конкурентоспособности, повышения эффективности деятельности и повышения инвестиционной привлекательности.

В процессе диагностики рассматриваются  различные направления деятельности предприятия: сбыт, производство, финансы, управление. Выделяется сфера деятельности предприятия, которая связана с  наибольшими рисками и имеет  наибольшее число слабых сторон, формируются  мероприятия для улучшения положения  по выделенным направлениям.

Отдельно стоит отметить проведение юридической экспертизы предприятия – объекта инвестирования. Направлениями экспертизы при оценке инвестиционной привлекательности предприятия являются:

·        права собственности на земельные участки и другое имущество;

·          права акционеров и полномочия органов управления предприятием, описанные в учредительных документах;

·          юридическая чистота и корректность учета прав на ценные бумаги компании.

По итогам экспертизы выявляются несоответствия в указанных направлениях современным нормам законодательства. Устранение этих несоответствий является крайне важным шагом, так как при  анализе предприятия любой инвестор придает юридическому аудиту большое  значение.

Проведение диагностики  состояния предприятия является основой для разработки стратегии  развития. Стратегия – это генеральный  план развития, который, как правило, разрабатывается на 3-5 лет. Стратегия  описывает основные цели как предприятия  в целом, так и функциональных направлений деятельности и систем (производство, сбыт, маркетинг). Определяются основные целевые количественные и  качественные показатели. Стратегия  позволяет предприятию осуществлять планирование не более короткие периоды  времени в рамках единой концепции. Для потенциального инвестора стратегия  демонстрирует видение предприятием своих долгосрочных перспектив и  адекватность менеджмента предприятия  условиям работы предприятия (как внутренним, так и внешним).

Имея долгосрочную стратегию  развития, предприятие переходит  к разработке бизнес-плана. В бизнес-плане  подробно и детально рассматриваются  все аспекты деятельности, обосновывается объем необходимых инвестиций и  схема финансирования, результаты инвестиций для предприятия. План денежных потоков, рассчитываемый в бизнес-плане, позволяет  оценить способность предприятия  вернуть инвестору из группы кредиторов заемные средства и выплатить  проценты. Для инвесторов-собственников  бизнес-план является основанием для  проведения оценки стоимости предприятия  и, соответственно, оценки стоимости  капитала, вложенного в предприятие, и обоснованием потенциала его развития.

Для всех групп инвесторов большое значение имеет кредитная  история предприятия, поскольку  она позволяет судить об опыте  предприятия по освоению внешних  инвестиций и выполнению обязательств перед кредиторами и инвесторами-собственниками. В этой связи возможно проведение мероприятий по созданию такой истории. Например, предприятие может провести выпуск и погашение облигационного займа на относительно небольшую  сумму с коротким сроком погашения. После погашения займа предприятие  в глазах инвесторов перейдет на качественно  иной уровень, как кредитор, способный  своевременно выполнить свои обязательства. В дальнейшем предприятие сможет на более выгодных условиях привлекать как заемные средства в форме  следующих выпусков облигационных  займов, так и прямые инвестиции.

Одним из самых сложных  мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности предприятия  является проведение реформирования (реструктуризации). Полная программа реформирования включает совокупность мероприятий по комплексному приведению деятельности компании в  соответствие с имеющимися условиями  рынка и выработанной стратегией ее развития. Реструктуризация может  проводиться по нескольким направлениям:

1.         Реформирование акционерного капитала.

Данное направление включает в себя мероприятия по оптимизации  структуры капитала – дробление, консолидация акций, все описанные  в Законе об акционерных обществах  формах реорганизации акционерного общества. Результатом подобных действий является повышение управляемости  компании или группы компаний.

2.         Изменение организационной структуры и методов управления.

Данное направление реформирования нацелено на совершенствование процессов  управления, обеспечивающих основные функции эффективно действующего предприятия, и организационных структур предприятия, которые должны соответствовать  новым процессам управления.

Информация о работе Анализ инвестиционной привлекательности предприятия