Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2012 в 16:01, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть риски в инвестиционной деятельности. Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия риска и неопределенности в инвестиционной деятельности.
2. Определить классификацию инвестиционных рисков.
3. Проанализировать риски.
4. Выявить мероприятия по снижению рисков.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РИСКОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ……………………………………..……………………….5 1.1 Понятие риска и неопределенности ……………………………………...…5 1.2. Классификация рисков…………………………………………...…………..8
ГЛАВА II АНАЛИЗ РИСКОВ…………………………………………………..15
2.1 Количественный анализ рисков………………………………………..…...16
2.2 Экспертный анализ рисков………………………………….…………..…..17
ГЛАВА III МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКОВ…………………...21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………
Постадийная оценка рисков основана на том, что риски определяются для каждой стадии проекта отдельно, а затем находится суммарный риск по всему проекту. В инвестиционном проекте выделяются следующие стадии:
подготовительная: выполнение всего комплекса работ, необходимого для начала реализации проекта;
строительная: возведение необходимых зданий и сооружений, закупка и монтаж оборудования;
функционирования: вывод проекта на полную мощность и получение прибыли.
В связи с этим первой задачей является составление исчерпывающего перечня рисков. Второй задачей является определение удельного веса каждого простого риска во всех их совокупности.
Характер инвестиционного проекта как чего то совершаемого в индивидуальном порядке, по существу, оставляет единственную возможность для оценки значений рисков- использование мнений экспертов.
Для оценки вероятности рисков необходимо использовать мнения не менее, чем трех экспертов, разбирающихся в конъюнктуре полиграфического рынка:
Специалистами инвестиционного менеджмента был составлен перечень первичных рисков по всем стадиям проекта, присущих российской экономике. Каждому эксперту, работающему отдельно, предоставляется перечень первичных рисков, и им предлагается оценить вероятность их наступления, руководствуясь следующей системой оценок:
0 - риск рассматривается как несущественный;
25 - риск, скорее всего, не реализуется;
50 - о наступлении события ничего определенного сказать нельзя;
75 - риск, скорее всего, проявится;
100 - риск наверняка реализуется.
Три оценки сведены в среднюю, которая используется в дальнейших расчетах.
Определение приоритетов прямо связано с социально-экономической ситуацией в стране.
После определения вероятностей по простым рискам проводится интегральная оценка риска. В соответствии с применяемой методикой, интегральная оценка риска осуществляется в два последовательных этапа:
сначала определяется оценка риска для каждой из стадий, предварительно рассчитав риски для подстадий (композиций), стадии функционирования - финансово-экономической, технологической, социальной, экологической, прочих рисков;
после этого можно работать с объединенными рисками и дать оценку риска всего проекта на основе оценок риска отдельных стадий.
Для получения оценки объединенных рисков используется процедура взвешивания, для которой необходимо определить веса, с которыми каждый простой риск входит в общий риск проекта.
Процедура взвешивания (определение веса, с которыми каждый простой риск входит в общий риск проекта) проводилась согласно следующим правилам:
все простые риски могут быть проранжированы по степени важности (расставлены по приоритетам). Риски первого приоритета имеют больший вес, чем риски второго, и т.д.;
все риски с одним и тем же приоритетом имеют равные веса.
При анализе рисков проекта используются три приоритета. Они определяют значения весов следующим образом: первый и последний приоритеты определяют соответственно максимальное и минимальное значение весов; веса, второй приоритет является средним арифметическим между ними.
ГЛАВА III МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКОВ
В условиях действия разнообразных внешних и внутренних факторов риска могут применяться следующие методы управления риском:
методы уклонения от рисков
методы локализации рисков
методы диверсификации рисков
методы компенсации рисков
При выборе конкретного метода управления рисками риск-менеджер должен исходить из следующих принципов:
нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
нельзя рисковать многим ради малого;
следует предугадывать последствия риска.
Методы уклонения от риска наиболее распространены в хозяйственной практике, ими пользуются предприниматели, предпочитающие действовать наверняка (это отказ от ненадежных партнеров, отказ от рискованных проектов, страхование рисков, поиск гарантов, увольнение некомпетентных работников).
Методы локализации рисков используются в редких случаях, когда удается довольно четко идентифицировать риски и источники их возникновения. Выделив экономически наиболее опасные этапы или участки деятельности в обособленные структурные подразделения, можно сделать их более контролируемыми и снизить уровень риска (создание венчурных предприятий предполагает создание небольшого дочернего предприятия как самостоятельного юридического лица для высокотехнологических (рискованных) проектов, создание специальных структурных подразделений для выполнения рискованных проектов, заключение договоров о совместной деятельности для реализации рискованных проектов).
Методы диверсификации рисков заключаются в распределении общего риска (распределение ответственности, диверсификация видов деятельности, диверсификация сбыта и поставок, диверсификация инвестиций, распределения риска во времени).
Методы компенсации рисков связаны с созданием механизмов предупреждения опасности. Методы компенсация рисков более трудоемки и требуют обширной предварительной аналитической работы для их эффективного применения (стратегическое планирование, прогнозирование внешней обстановки, обучение персонала).
К мероприятиям по снижению рисков относят:
распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);
резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов;
снижение рисков в плане финансирования;
страхование
Распределение риска фактически реализуется в процессе подготовки плана проекта и контрольных документов. Следует иметь в виду, что повышение риска у одного из участников должно сопровождаться адекватным изменением в распределении доходов от проекта. Поэтому при переговорах с потенциальными инвесторами и участниками проекта необходимо:
1. определить возможности участников проекта по предотвращению последствий наступления
рисковых событий;
2.определить степень риска, который берет на себя каждый участник проекта;
3.договорится о приемлемом вознаграждении за риск;
4.следить за соблюдением паритета в соотношении риска и доходов между всеми участниками проекта.
Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ борьбы с риском, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проекта [ 6 ].
Работы по резервированию средств имеют такую последовательность:
1. проводится оценка потенциальных последствий рисков, т.е. суммы на покрытие непредвиденных расходов. С этой целью используют все вышеперечисленные методы анализа рисков;
2. определяется структура резерва на покрытие непредвиденных расходов. Эта структура может соответствовать заключенным контрактам или категориям затрат (рабочая сила, материалы и др.);
3. определяются направления использования установленного резерва:
выделение средств для вновь выявленной работы по проекту;
увеличение средств на работу, для выполнения которых было выделено недостаточно средств;
формирование варианта бюджета с учетом работ, для которых необходимые средства еще не выделены;
компенсация непредвиденных изменений трудозатрат, накладных расходов и т.п., возникающих в ходе работы над проектом.
После выполнения работы, для которой выделен резерв на покрытие непредвиденных расходов, необходимо сравнить плановое и фактическое распределение непредвиденных расходов. Неиспользованная часть выделенного резерва возвращается в резерв проекта.
Необходимым условием успеха проекта является превышение предполагаемых поступлений от реализации проекта над оттоками денежных средств на каждом шаге расчета. С целью снижения рисков в плане финансирования необходимо создавать достаточный запас прочности, учитывающий следующие виды рисков:
риск незавершенного строительства (дополнительные затраты и отсутствие запланированных на этот период доходов)
риск временного снижения объема продаж продукции проекта;
налоговый риск (невозможность использования налоговых льгот и преимуществ, изменение налогового законодательства);
риск несвоевременной уплаты задолженностей со стороны заказчиков.
Кроме того, необходимо предусматривать дополнительные источники финансирования проекта и создание резервных фондов с отчислением в них определенного процента с выручки от реализации продукции.
В случае, если участники проекта не в состоянии обеспечить реализацию проекта при наступлении того или иного рискового события собственными силами, необходимо осуществлять страхование риска.
Страхование риска - передача определенных рисков страховой компании [ 5 ].
Приказом Росстрахнадзора утверждена Классификация по видам страховой деятельности, в которой предусмотрено страхование финансовых рисков, представляющих собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации потери дохода (дополнительных расходов) юр.лица, о страховании которого заключается договор (застрахованного лица), вызванных следующими событиями:
остановка производства или сокращение объемов производства в результате оговоренных событий;
банкротство;
непредвиденные расходы;
неисполнение (ненадлежащее исполнение) договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося кредитором по сделке
понесенные застрахованным лицом судебные расходы (издержки).
Эффективность мероприятий по снижению рисков определяется с помощью следующего алгоритма:
рассматривается риск, имеющий наибольшую важность для проекта;
определяется перерасход средств с учетом вероятности наступления неблагоприятного события;
определяется перечень возможных мероприятий, направленных на снижение вероятности и опасности рискового события;
определяются дополнительные затраты на реализацию предложенных мероприятий;
сравниваются требуемые затраты на реализацию предложенных мероприятий с возможным перерасходом средств, в следствии наступления рискового события;
принимается решение об осуществлении или об отказе от противорисковых мероприятий;
процесс сопоставления вероятности и последствий рисковых событий с затратами на мероприятия по их снижению повторяется для следующего по важности риска.
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены такие понятия как риск и неопределенность в инвестиционной деятельности. А также были рассмотрены мероприятия по снижению рисков.
Инвестирование представляет собой один из наиболее важных аспектов деятельности любой динамично развивающейся коммерческой организации.
В инвестиционной деятельности существенное значение имеет фактор риска. Инвестиционный риск – это опасность потери инвестиций, неполучения от них полной отдачи, обесценения вложений.
В инвестиционной деятельности мы сталкиваемся с огромным
разнообразием рисков, поэтому необходимо классифицировать их по вполне определенным признакам.
Наиболее общим является деление рисков на чистые (статистические, простые) и спекулятивные (динамические, коммерческие).
По объекту инвестирования принято выделять финансовые и производственные риски в зависимости от того, в какую сферу деятельности осуществляются вложения капитала — в реальный или фиктивный капитал.
Важной является классификация рисков, по уровню экономической системы, на которой они формируются. Это мегоэкономические, макроэкономические и мезоэкономические.
Анализ рисков – процедура выявления факторов рисков и оценки их значимости, по сути, анализ вероятности того, что произойдут определенные нежелательные события и отрицательно повлияют на достижение целей проекта.