Бюджетное финансирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть особенности бюджетного финансирования экономики муниципального образования на примере г. Брянска. В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть экономическое содержание и функции бюджета, бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации, основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях
- рассмотреть особенности бюджетного финансирования муниципальных образований, особенности формирования и исполнения местных бюджетов, наиболее перспективные способы финансового оздоровления и государственного регулирования экономики муниципальных образований.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
1.1 Экономическое содержание и функции бюджета государства
1.2 Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации
1.3 Основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
2.1 Бюджетное финансирование: понятие и принципы
2.2 Местный бюджет: понятие, структура, принципы формирования
2.3 Реализация финансовых основ Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
3.1 Особенности формирования и исполнения местных бюджетов в 2005 – 2009 годах
3.2 Экономическая основа местного самоуправления г.Брянска
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

бюдж финанс.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

Доходы бюджета –  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законами РФ в распоряжение органов государственной и муниципальной власти. В соответствии с законодательством РФ муниципальные бюджеты состоят из собственных, закрепленных и регулирующих доходов. В соответствии с данной классификацией доходные источники состоят из: собственных доходов; поступлений от регулирующих налогов; средства, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований; средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ; финансовая помощь в различной форме дотации, субвенции и т.д.; заемные средства; другие источники.

Собственные доходы - это доходы, закрепленные за местными бюджетами полностью или в определенной части на постоянной основе федеральными законами и законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления и уплачиваемые непосредственной в местные бюджеты. К собственным доходам муниципалитетов относятся: местные налоги и сборы, другие собственные доходы; доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ.

Законом об основах налоговой  системы определены бюджеты разного  уровня, в которые зачисляются  уплачиваемые суммы местных налогов и сборов, если иное не предусмотрено законодательными актами. Поэтому не допускается принятие решений, ущемляющих бюджетные права органов местного самоуправления. За нарушение принятых решений о введении местных налогов и сборов к плательщикам применяются санкции в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы в РФ».

К другим собственным  доходам, согласно ст. 7 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в  РФ», относятся: доходы от приватизации и реализации, сдачи в аренду муниципального имущества; доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей; штрафы, подлежащие зачислению а местные бюджеты; государственная пошлина.

Регулирующие доходы местных бюджетов - это федеральные  и региональные налоги по которым  устанавливаются нормативы отчислений в местные бюджеты в порядке бюджетного регулирования сверх собственных доходов. Средства бюджетного регулирования местных бюджетов:

- часть федеральных  и региональных налогов, передаваемых  в местные бюджеты по нормативам, утверждаемым органами государственной власти субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования на планируемый год;

- дотации и субвенции  из бюджетов субъектов РФ, а  по федеральным программам - и  из федерального бюджета;

- средства из Фонда  Финансовой Поддержки муниципальных образований;

- другие средства, получаемые  местными бюджетами по взаимным  расчетам за счет средств федерального  бюджета и бюджетов субъектов  РФ.

Основная часть налоговых  доходов местных бюджетов формируется  в настоящее время за счет регулирующих доходов. Поскольку регулирующие доходы в части долей от федеральных и региональных закрепляются за местными бюджетами, как правило на один год, данные налоги по степени воздействия на муниципальные финансы можно приравнять к трансфертам. Таким образом, реальный уровень финансовой самостоятельности муниципалитетов при существующей налоговой системе определяется уровнем местных налогов. Т.е. основная часть муниципальных образований находится в финансовой зависимости от региональных органов власти, что не позволяет им самостоятельно решать многие вопросы в своих интересах.

Так как темпы роста  расходов регионов превышают темпы  роста их доходов, то периодически возникает  необходимость в пополнении доходной части бюджетов муниципальных образований. Как правило, основными формами финансовой поддержки муниципальных образований являются дотации и субвенции. Порядок их предоставления и объем, в том числе и средств, выделяемых для финансовой поддержки муниципальных образований, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ [19.с.355].

Дотации - это средства, выделяемые местным бюджетам в твердой сумме из бюджетов субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения и используются для финансирования расходов минимального местного бюджета в случае недостаточности налогового потенциала собственных доходов и регулирующих налогов на территории муниципального образования. Субвенции - суммы, выделяемые на конкретные цели (инвестиционные проекты и программы) и определенный срок местным бюджетам из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Слабой стороной этого инструмента пополнения доходной части местных бюджетов является тот факт, что он фигурирует в бюджетах многих субъектов РФ как не защищенная статья. В этом случае местные бюджеты становятся еще более уязвимыми от поступления доходов в региональные бюджеты. Отрицательной стороной дотаций и субвенций, как способа финансовой помощи является тот факт, что данные источники лишены стимулирующих средств, они создают у органов власти иждивенческие настроения. Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы, а также приводит к ослаблению финансового контроля.

Другой частью местного бюджета является смета расходов. Расходы бюджета включают в себя все невозвратные платежи, независимо от того являются они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются – текущих или капитальных. Расходы формируются по следующим направлениям:

- На финансирование  отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, рыболовство, строительство, транспорт, связь и т.д.);

- На финансирование  социально-культурного  развития, науки;

- На содержание органов  власти и управления;

- Расходы связанные  с обслуживанием долга [12. с. 154 - 162].

Исходя из того что  бюджет муниципального образования состоит из минимального бюджета и бюджета развития, расходы соответственно различаются на текущие расходы и капитальные расходы, связанные с развитием муниципального образования. Такое деление расходной части бюджетов является традиционным для бюджетов всех уровней. К текущим расходам относятся расходы на содержание и капитальный ремонт ЖКХ, учреждений образования, науки, культуры, спорта, социальную поддержку населения, содержание пассажирского общественного транспорта и другие расходы, не входящие в бюджет развития. Расходная часть бюджета развития, как правило, включает в себя ассигнования на капитальные вложения и развитие социально-экономического потенциала муниципального образования, иные расходы на расширенное воспроизводство. Вместе с тем, расходы муниципалитетов можно классифицировать в зависимости от того, на осуществление каких полномочий органов местного самоуправления они направляются. Среди полномочий местного самоуправления выделяют собственные полномочия, связанные с решением задач местного значения, и полномочия, делегированные органами государственной власти. С учетом этого деления расходная часть местных бюджетов включает в себя: расходы, связанные с выполнением функций органов местного самоуправления; расходы, связанные с выполнением государственный полномочий, делегированных органам местного самоуправления.

Полный перечень расходов местных бюджетов содержится в ст. 12 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ». Расходная  часть местных бюджетов включает расходы: связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ; связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ; связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам и муниципальным займам; ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска; иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Как правило, бюджеты  и субъектов РФ и муниципальных  образований в особенности, социально  ориентированы. В бюджетах городов  областного подчинения основные расходы  приходятся на народное хозяйство (в  первую очередь - ЖКХ) и социально-культурные мероприятия (особенно образование и здравоохранение). Из общих расходов бюджетов всех уровней на местные бюджеты приходится: 42% всех расходов на социальную политику, 57%- на здравоохранение и физкультуру, 42% - на культуру и искусство, 66% - на ЖКХ, 67% - на образование (среднее образование финансируется на местном уровне на 95%) Здесь необходимо отметить, что экономическое положение муниципалитетов в последние годы ухудшилось в связи с тем, что на них сброшены финансово неподкрепленные расходы. Доля затрат М.О. в консолидированном бюджете РФ за последние 3 года с 27 до 32%, а доходная часть, наоборот, сократилась с 29 до 20% [12. с. 154 - 162].

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы  Российской Федерации. Наличие бюджета  укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий.

 

2.3 Реализация  финансовых основ Федерального  Закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации»

 

6 октября 2006 г. завершился  третий год реализации ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» За это время органами государственной власти, органами местного самоуправления с привлечением всех заинтересованных сил - общественности, граждан - проделан большой объем работы. Тем не менее, в ряде случаев реально заниматься осуществлением Закона, думать о важнейших вопросах организации местной власти, разделении полномочий, об инвентаризации имущества начали только в этом году.

До проведения реформы  в России было 11733 муниципальных образования, сейчас общее количество муниципальных образований составляет 24210, в том числе более 12000 вновь образованных. Во всех субъектах Федерации, за исключением городов федерального значения, организована новая система территориальной организации местного самоуправления. Ее основным звеном являются поселения, большинство из которых, около 20000, сельские. Сформированы органы местного самоуправления, приведена в соответствие с требованиями Закона нормативная база субъектов РФ, государственную регистрацию, по данным Минюста России, прошли уставы 99,8% муниципальных образований. В результате муниципальных выборов были избраны более 15000 глав муниципальных образований, около 9000 глав избраны из числа депутатов. Около 10000 местных администраций возглавляют избранные по конкурсу и назначенные по контракту главы администраций, в остальных случаях администрацией руководит глава муниципального образования. Избрано 252000 депутатов. На 1 января 2005 года в муниципальных образованиях было 301000 работников, занимающих муниципальные должности и должности муниципальной службы. В настоящее время после выборов количество муниципальных служащих составляет 328000, т.е. произошло небольшое увеличение. Расходы на муниципальное управление выросли на 3,8% и составляют около 9% расходной части местных бюджетов [18.с. 8 - 9].

Можно констатировать, что  сегодня, несмотря на установление переходного  периода, который заканчивается 2009 годом, 72% муниципальных образований, а это 17500, перешли с 1 января 2006 года к реализации закона № 131-ФЗ в полном объеме. С 1 января 2007 года добавилось еще десять субъектов Федерации. Однако пока рано утверждать, что местное самоуправление обрело стабильность и устойчивость, так необходимые для эффективной работы и осуществления поставленных задач. Речь идет, прежде всего, о формировании экономических основ местного самоуправления; о создании эффективной муниципальной службы, о формировании достаточно профессионально подготовленного кадрового потенциала, о развитии межмуниципального сотрудничества. По данным Минфина РФ, Общий объем доходов местных бюджетов в 2006 году составляет 1 трлн. 303 млрд. рублей, что выше уровня 2005 года на 150 млрд., хотя объем полномочий уменьшился более чем на 200 млрд. рублей. Только в 18% муниципальных образований бюджет формально утвержден с дефицитом. На самом деле скрытый дефицит, по оценкам Счетной палаты, имеется почти во всех образованиях и составляет более 300 млрд. руб.

Министерство финансов РФ ведет мониторинг хода исполнения бюджетов муниципальных образований. Рассмотрим данные о достаточности ресурсов для выполнения бюджетных обязательств, которые приняты муниципальными образованиями, о ходе исполнения бюджетов и проектах местных бюджетов на 2007 год.

Можно отметить, что доля местных бюджетов в общем объеме консолидированного бюджета 2006г. составляет порядка 33,8%, это чуть выше, чем в 2005 году. Общий объем бюджетов местного уровня составляет 1 трлн. 303 млрд. рублей. Эта цифра определена с учетом делегированных полномочий. Часть бюджетов - в 36% вновь созданных муниципальных образований исполняются по сметному принципу, т.е. субъект РФ определяет вместе с вновь созданным муниципальным образованием объемы доходов и расходов. Если посмотреть динамику доходов в 2005-2006 годах, то в 2006 году общий объем доходов составил 879,5 млрд. рублей, то есть возрос по сравнению с уровнем 2005 года на 6,9%.

При этом расходы увеличивались  более высокими темпами и составили 936,9 млрд. руб., т.е. возросли на 12,5%. Т.о., создается разница между доходами и расходами, которая составляет 57,4 млрд. руб. По сути дела, это тот дефицит, который запланирован на 2006 год в бюджетах муниципальных образований. Можно сказать, что в основном большинство бюджетов муниципальных образований сбалансировано, лишь порядка 15% бюджетов имеют дефицит, тем не менее этот дефицит по плану - 57,4 млрд. руб.

Налоговые доходы составляют порядка 30%, межбюджетные трансферты из субъектов РФ - 26%; делегированные полномочия - 33%. Из этих делегированных полномочий большая часть, почти 94%, - это те полномочия, которые делегировали субъекты Федерации, а не Российская Федерация. Поэтому 33% на делегированные полномочия в структуре доходов - это действительно много, но это решение субъектов Федерации.

Много или мало у муниципальных  образований собственных налоговых  доходов и в какой степени  они зависят от межбюджетных трансфертов  из бюджетов субъектов РФ?

Уровень межбюджетных трансфертов  из бюджета вышестоящего уровня в России 59%, в то время как во Франции - 36%, в Финляндии - 30, а в Италии и в Великобритании - 79 и 72%. То есть все зависит от соответствующих решений, от федеративного устройства государства. Поэтому можно считать, что сложившаяся система достаточно оптимальна. Структура налоговых доходов говорит о следующем: основной объем налоговых доходов составляет налог на доходы физических лиц -66,2%, второе место занимает земельный налог и налог на имущество (это местные доходы) - 13%, дальше налог на совокупный доход [10.с. 6 - 7].

Субъекты РФ передали в бюджеты муниципальных образований дополнительно своих налоговых доходов 25,4% от всех налоговых доходов местных бюджетов. Основная часть межбюджетных трансфертов - дотации на выравнивание, т.е. нецелевые дотации, которые могут направляться на цели, определяемые муниципальными образованиями.

Информация о работе Бюджетное финансирование