Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 20:50, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть особенности бюджетного финансирования экономики муниципального образования на примере г. Брянска. В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть экономическое содержание и функции бюджета, бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации, основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях
- рассмотреть особенности бюджетного финансирования муниципальных образований, особенности формирования и исполнения местных бюджетов, наиболее перспективные способы финансового оздоровления и государственного регулирования экономики муниципальных образований.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
1.1 Экономическое содержание и функции бюджета государства
1.2 Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации
1.3 Основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
2.1 Бюджетное финансирование: понятие и принципы
2.2 Местный бюджет: понятие, структура, принципы формирования
2.3 Реализация финансовых основ Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
3.1 Особенности формирования и исполнения местных бюджетов в 2005 – 2009 годах
3.2 Экономическая основа местного самоуправления г.Брянска
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Вторая составляющая - субсидии, направляющиеся на реализацию полномочий муниципальных образований. Основная часть бюджетов муниципальных; образований высокодотационна. 63% всех муниципальных образований имеют дотационность от 50 до 100%; и всего 9% муниципальных образований – от 0 до 10%. Связано это с тем, что различий в уровне экономического развития между муниципалитетами, так же как и между субъектами Российской Федерации, очень сильны, и в муниципальных бюджетах это проявляется еще больше.
Наибольший объем расходов местных бюджетов - на образование 38,7%, причем (эта сфера финансируется) в основном за счет местных бюджетов: 526 млрд., или 68% всех расходов бюджетов субъектов РФ - это расходы на образование. Стоит отметить серьезные расходы на управление - 9,6%, которые выросли по сравнению с 2005 годом на 3,8% в связи с созданием дополнительных управленческих структур. За счет каких источников покрываются расходы бюджетов муниципальных образований?
В первую очередь налоговые и неналоговые доходы - 39,5%. Межбюджетные трансферты из региональных бюджетов - 25%. Затем идет фонд компенсаций, делегированные полномочия. И 4,2% - это запланированный дефицит. О кредиторской задолженности муниципальных образований много говорилось при подготовке проекта федерального бюджета-2007 ко второму чтению. Стоит заметить, что кредиторская задолженность муниципальных образований с начала 2006 года снижается, на 1 сентября она составила 58,3 млрд. рублей, т.е. за восемь месяцев снизилась на 4,7 млрд, рублей, или на 7%.
3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
3.1 Особенности формирования и исполнения местных бюджетов в 2005 – 2009 годах
На переходный период 129-й закон значительно расширил права субъектов Федерации по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований. В зависимости от установленного в субъекте Федерации порядка решения вопросов местного значения определяется бюджетный статус поселений. Может быть три варианта решения этого вопроса. Первый, когда поселения наделяются вопросами местного значения в полном объеме в соответствии со 131-м законом. Второй - все вопросы местного значения поселения передаются муниципальному району. И третий вариант - частичное закрепление за поселением вопросов местного значения, установленных 131-м законом. В случае установления одного из вышеперечисленных вариантов доходы и расходы, связанные с решением вопросов местного значения, могут входить составной частью в бюджет муниципального района (табл. 1).
Таблица 1. Бюджетный статус вновь образованных поселений
Порядок решения вопросов местного значения поселениями |
1 вариант |
2 вариант |
3вариант | |
Поселения наделяются вопросами местного значения в полном объеме (ст. 14 и 17) |
Частичное закрепление вопросов местного значения за поселениями |
Полная передача вопросов местного значения на уровень поселений | ||
2 А |
2 Б | |||
Источник финансирования вопросов местного значения |
Бюджет поселения |
Самостоятельный бюджет поселения |
Смета |
Смета |
Налоги и неналоговые доходы поселения |
В бюджет поселения в соответствии со ст. 61, 62 Бюджетного кодекса |
Частично или полностью в 6юджет |
Полностью в бюджет поселения |
Полностью в бюджет поселения |
Финансовая помощь из регионального фонда финансовой поддержки поселений |
В бюджет поселения |
В бюджет поселения |
В бюджет поселения |
В бюджет поселения |
Финансовая помощь из районного фонда финансовой поддержки |
В бюджет поселения |
В бюджет поселения |
Не создается |
Не создается |
Возникает много вопросов о том, в какой форме и в каком порядке доходы и расходы должны предусматриваться в бюджетах муниципальных районов. Надо отметить, что законодатель на федеральном уровне не установил ни форму, ни порядок включения доходов и расходов поселений в бюджет муниципального района. И в то же время не ограничил субъекты принять решение по этому вопросу. Точнее, в ст. 2 Закона № 129-ФЗ говорится, что вопросы местного значения в переходный период решаются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. В связи с этим форму и порядок включения доходов и расходов поселений в бюджеты муниципальных районов субъекты Федерации определяют самостоятельно.
Таблица 2. Формирование доходной части бюджетов вновь образованных поселений
Вариант 1. Самостоятельные бюджеты поселений |
Федеральные налоги и сборы (ст. 61 Бюджетного кодекса) |
Вариант 2. Смета поселения | ||
Налог на доходы физических лиц – 10%; Единый сельскохозяйственный налог – 30% |
||||
Бюджет поселения |
Бюджет муниципального района | |||
Местные налоги сборы (ст. 61 Бюджетного кодекса) |
||||
Устанавливаются и вводятся органами МСУ поселений |
Земельный налог – 100% Налог на имущество физических лиц – 100% |
Устанавливаются и вводятся органами МСУ районов |
Таблица 3. Возможность распределения федеральных и региональных налогов по дифференцированным нормативам
Налоги |
Нормативы отчислений | |
Существующая редакция |
Изменения, действующие на переходный период | |
Обязанность субъекта РФ НДФЛ (ст. 58 бюджетного кодекса) не менее 10% |
Единые Дополнительные (дифференцированные) в счет замены дотаций из фонда финансовой поддержки районе» (подушевой принцип) |
Единые Дополнительные (дифференцированные) в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности |
Право субъекта РФ Другие федеральные и региональные налоги (в т.ч. НДФЛ) |
Единые |
Единые Дополнительные (дифференцированные) в счет замены дотаций из фондов финансовой поддержки (подушевой принцип или исходя из уровня бюджетной обеспеченности) |
В переходный период в 2006 - 2008 годах региональный фонд финансовой поддержки поселений полностью или частично может распределяться между поселениями с учетом расчетной бюджетной обеспеченности. Основная редакция Бюджетного кодекса предусматривает выделение средств из регионального фонда финансовой поддержки поселений только исходя из расчета на 1 жителя муниципального образования, т.е. по подушевому принципу. В переходный период можно распределять средства поселений исходя из бюджетной обеспеченности. Трансферты городским округам в переходный период из регионального фонда финансовой поддержки выделяются только по подушевому принципу.
На переходный период также предусмотрено увеличение доли регионального фонда финансовой поддержки районов, которая может распределяться с использованием фактических и прогнозируемых расходов и доходов. Эти доли могут составлять на 2006-2008 годы соответственно 100, 80 и 50 процентов. Что касается районного фонда финансовой поддержки поселений, то этот фонд переходит в полном объеме и может распределяться с использованием фактических и прогнозируемых расходов и доходов поселений. Начиная с 2009 года при распределении фонда финансовой поддержки поселений не могут применяться методики, которые используют прогнозные и расчетные показатели по доходам и расходам бюджетов.
Большая часть поправок, связанных с бюджетным процессом муниципальных образований, предусмотрена Законом № 198-ФЗ, который был принят 28 декабря 2005 года. В частности, изменен механизм изъятия сверхдоходов муниципальных образований путем снижения уровня верхней границы превышения среднедушевых доходов, сверх которой применяется механизм отрицательного трансферта, с 2 до 1,3 раза. При формировании и утверждении бюджетов на 2006-2008 годы субъектам Федерации предоставляется право зачисления не менее 30% дохода от налога на доходы физических лиц в бюджет поселений муниципальных районов по единым нормативам. Основной текст Бюджетного кодекса предусматривает закрепление за районом 20% подоходного налога и 10% - за поселениями. В соответствии с этим законом полномочия местных администраций поселений по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджета могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района [2. с. 114 - 117].
Таблица 4. Изменения в порядке распределения
Наименование фондов |
Доля фонда, распределяемая с использованием фактических и прогнозируемых расходов и доходов, % | |||||
2006 год |
2007 год |
2008 год | ||||
было |
стало |
было |
стало |
было |
стало | |
Дотации из регионального фонда финансовой поддержки районов (городских округов) |
40 |
100 |
30 |
80 |
20 |
50 |
Дотации из районных фондов финансовой поддержки поселений |
50 |
100 |
40 |
100 |
30 |
100 |
Таблица 5. Органы, обладающие контрольными полномочиями в отношении местных бюджетов
1. Представительный орган 2. Контрольный орган 3. Местная администрация 4. Финансовый орган местной администрации |
Предварительный, текущий, последующий контроль в отношении всех средств местного бюджета | |
5. Главные распорядители,
распорядители средств |
Внутренний контроль в части средств, полученных из местного бюджета | |
6. Федеральное казначейство или иной орган, обеспечивающий кассовое обслуживание исполнения бюджета |
Текущий контроль в ходе исполнения местного бюджета | |
7. Контрольный органы
Российской Федерации и |
В части муниципальных образований, получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ | |
31 декабря 2005 года был
принят Федеральный закон №
199-ФЗ, в котором были уточнены
полномочия органов местного
самоуправления. С учетом новых
полномочий меняются и
Этим же законом уточнена редакция вопросов местного значения поселений в сфере охраны объектов культурного наследий. В новой редакции на органы местного самоуправления возложены полномочий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений. Также разграничены вопросы местного значения в сфере физической культуры и спорта. Теперь на поселения возложены полномочия обеспечении условий развития на их территории физической культуры, массового спорта, организация проведения официальных культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в масштабах поселений. Соответственно на муниципальные районы возложены полномочия по обеспечению условий для развития физической культуры и массового спорта, организация культурно-оздоровительных мероприятий на территории районов [2. с. 114 - 117].
Внесены изменения и в разграничение вопросов местного значения в сфере организации библиотечного дела между поселениями и муниципальными районами. Кроме того, в перечень вопросов включены: создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав района услугами по организации досуга и культуры учреждениями района, создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью. Также из вопросов местного значения муниципального района исключено полномочие по организации и осуществлению экологического контроля объектов производственного и социального назначения на его территории.
В 2007 году Минфин продолжит проведение мониторинга местных бюджетов. Подготовлен приказ о формате проведения этого мониторинга.
3.2 Экономическая основа местного самоуправления г.Брянска
Город Брянск - муниципальное образование, в соответствии с Законом Брянской области «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» наделено статусом городского округа.