Факторинг и форфейтинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:14, реферат

Описание работы

Помимо государственной поддержки в развитых странах существуют и так называемые рыночные формы финансирования экспорта товаров капитального назначения, одной из которых является использование экспортерами факторинга и форфейтинга. Факторинг и форфейтинг как формы кредитования внешнеторговых операций теоретически в России известны давно, но длительное время были доступны ограниченному числу «пользователей». Поэтому такое положение делает особенно актуальным рассмотрение сущности этих внешнеторговых форм кредитования.

Содержание работы

Введение 3
1. Факторинг как инструмент финансирования экспортных операций 4
1.1 Понятие операций факторинга 4
1.2 Модели международного факторинга 5
1.3 Выгоды участников факторингового соглашения 6
2. Сущность форфейтинга как формы кредитования торговых операций 7
2.1 Сущность форфейтинга 7
2.2 Преимущества и недостатки форфейтингового финансирования 9
3.Сравнительная характеристика факторинга и форфейтинга 11
Заключение 12
Список литературы: 14

Файлы: 1 файл

Межд.факторинг и форфейтинг.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

ПЛАН: 

 

Введение

      В последние годы Правительство Российской Федерации декларирует одной  из основных стратегических задач существенное увеличение доли товаров с высокой добавленной стоимостью в общем объеме российского экспорта. Принята и поэтапно вводится в действие программа государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая предоставление государственных гарантий и субсидирование стоимости экспортного финансирования для российских предприятий.

      Актуальность  темы. Помимо государственной поддержки в развитых странах существуют и так называемые рыночные формы финансирования экспорта товаров капитального назначения, одной из которых является использование экспортерами факторинга и форфейтинга. Факторинг и форфейтинг как формы кредитования внешнеторговых операций теоретически в России известны давно, но длительное время были доступны ограниченному числу «пользователей». Поэтому такое положение делает особенно актуальным рассмотрение сущности этих внешнеторговых форм кредитования.

      Кроме того, операции факторинга и форфейтирование в РФ имеет целый ряд особенностей, что обусловлено как спецификой национального законодательства, так и чисто рыночными факторами. Вместе с тем выгоды от использования данных форм финансирования определенно весомее тех сложностей, которые приходится преодолевать при ее внедрении.

   Поэтому,  целью данной работы является: анализ сущности факторинга и форфейтинга как форм экспортного кредитования и проблем, связанных с развитием рынка факторинга и форфейтинга в Российской Федерации.

   Объект  исследования: международный факторинг и форфейтинг как специфические формы экспортного кредитования.

   Предмет исследования: механизм осуществления операций факторинга и форфейтинга по кредитованию внешнеторговых сделок.

   Задачи  данной работы:

1. Рассмотреть сущность, модели международного факторинга.

2. Проанализировать сущность, функции форфейтинга, проблемы развития рынка форфейтинга в России.

3.Сравнить характеристики форфейтинга и факторинга как форм финансирования экспортных сделок.

     При написании работы были использованы материалы из учебной литературы, периодических изданий.

 

1. Факторинг как инструмент финансирования экспортных операций

1.1 Понятие операций  факторинга

     Факторинг - это сравнительно новый для России вид услуг в области финансирования, предназначенный для поддержки малых и средних фирм. Весьма выгоден факторинг и для крупных фирм-экспортеров, имеющих солидную клиентуру, значительные отсрочки платежей и недостаточную наличность. При этом они получают такие преимущества:

       а) освобождение от риска неплатежей;

     б) заблаговременную реализацию портфеля долговых требований;

     в) упрощение структуры баланса;

     г) сокращение срока инкассации требований на клиентов (на 15—20% в среднем);

     д) экономию на бухгалтерских, административных и других расходах.

     Участниками международных факторинговых сделок являются поставщик, покупатель, импорт-фактор (банк или импортная фактор-фирма ) и экспорт-фактор (банк или экспортная фактор-фирма).

     Факторингом занимаются специальные фактор-фирмы, тесно связанные с банками  или являющиеся их дочерними фирмами. Сущность деятельности факторинга заключается в том, что фактор-фирма покупает у своих клиентов их требования к их партнерам и в течение 2-3 дней оплачивает им от 70-90% требований в виде аванса, оставшиеся 10- 30% клиент получает после того, как к нему поступит счет от партнера. Факторинговые компании тщательно проверяют приобретаемые требования с точки зрения платежеспособности покупателя с помощью своих справочных отделов и банков. Кроме кредитных и учетно-контрольных операций факторинговые компании оказывают юридические, складские, информационные, консультационные услуги. Соглашение о факторинге повышает кредитоспособность фирмы экспортера и облегчает ей получение кредита в банке.

     Преимуществом такой формы услуг является увеличение ликвидности (легкость превращения материальных ценностей в наличные деньги), высокий уровень которой является необходимой предпосылкой для быстрого роста предприятия.

     Скидка  за немедленный платеж по счету (в  течение 5- 10 дней) составляет в странах с рыночной экономикой около 3% и называется «сконто». И если фирма в течение года закупает товары на сумму 10 млн руб., то за год экономия составит 300 тыс. руб. Поэтому предприятиям выгодно платить по своим счетам в течение предусмотренного срока для скидки, по системе «сконто».

     Факторные фирмы могут предоставлять своим клиентам такие дополнительные услуги, как гарантию за платеж. При этом фактор-банк покупает у своих клиентов их требования к партнерам, выплачивая, как и при обычной системе, в течение 2-3 дней от 70 до 90% суммы требований и предоставляя остаток клиенту после того, как его партнер оплатит счет.

     Фактор-банки  могут регулярно информировать  своих клиентов о платежеспособности покупателя, а также могут брать  на себя гарантию за платежи в зарубежных странах. Благодаря наличию разветвленной компьютерной информационной системы крупных банков, фактор-фирмы хорошо осведомлены о финансовом положении многих предприятий, в том числе и зарубежных. Поэтому им нетрудно определить финансовый риск при покупке требований.

     В сфере экспорта фактор-фирмы могут предоставить своим клиентам дополнительные услуги по обеспечению «тихого» факторинга и «открытого» факторинга.

     При «тихом» факторинге клиент заключает договор со своим фактор-банком и регулярно сообщает ему о всех заключенных сделках, присылая копии всех экспортных счетов. Партнер экспортера не знает об этом. Если партнер экспортера не может оплатить счет за 60 дней после истечения срока, то экспортер информирует его об уступке требования фактор-банку, который со своей стороны принимает различные меры, включая и предъявление иска к покупателям через Международную факторинговую организацию.

     Стоимость системы «тихого» факторинга в зависимости от размера оборота и платежеспособности заключена в интервале от 0,5 до 1% суммы счетов. К этому также добавляется рыночная процентная ставка для кредитов по финансированию экспортных сделок.

     Вторая  система факторинга, включая инкассо, называется «открытой». В этой системе экспортер обязан указать на своих счетах, что требование продано фактор-фирме в стране покупателя. Если экспортер не может получить оплату, то фактор-фирма через 90 дней переводит экспортеру всю сумму счета. Стоимость для экспортера системы факторинга составляет 0,7-1,5% суммы счетов в зависимости от оборота и кредитоспособности покупателей.

     Факторинг является новой эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска для малых и средних фирм.

1.2 Модели международного  факторинга

     В международной торговле применяются четыре модели факторинга:

      • двухфакторный;
      • прямой импортный;
      • прямой экспортный;
      • «бэк-ту-бэк» (back-to-back).

     Двухфакторная модель позволяет разделить функции и риски между импорт-фактором, расположенным в стране импортера, и экспорт-фактором, расположенным в стране экспортера. Главная цель этой модели - обеспечить финансирование до 100% и уменьшить накладные расходы в административной сфере.

     Классическая  двухфакторная схема  состоит из следующих  этапов:

  1. запрос лимита / обеспечение рисков;
  2. поставка / рассылка фактуры;
  3. финансирование;
  4. оплата.

     Преимущество двухфакторного факторинга заключается в том, что для компании, обслуживающей импортера, долговые требования являются внутренними, а не внешними, как для факторинговой компании экспортера. Вместе с тем он достаточно громоздок и предполагает высокие издержки сторон.

     Вторая  модель международного факторинга - прямой импортный факторинг. Его главная цель - обеспечение платежей. Схема прямого импортного факторинга состоит из следующих этапов:

    1. запрос лимита / обеспечение рисков;
    2. поставка / рассылка фактуры;
    3. оплата.

     Прямой  импортный факторинг имеет смысл  лишь в том случае, когда экспорт  производится в одну или две страны. Прямой импортный факторинг может представлять интерес для фирм, которым не нужно незамедлительное финансирование под переуступленные требования.

      Третья  модель международных факторинговых  операций - прямой экспортный факторинг. При прямом экспортном факторинге не требуется подключения факторинговой фирмы в стране импортера. При этом факторинговая компания сталкивается со значительными трудностями в оценке кредитоспособности иностранных клиентов и инкассирования требований. При использовании этого варианта факторинга можно получить выгодные условия финансирования экспортных поставок при покрытии со стороны государственной страховой компании.

     Последний тип международного факторинга –  «бэк-ту-бэк». В трех первых моделях международных факторинговых операций финансирования требований концернов не предусматривается. Эту функцию выполняет факторинг «бэк-ту-бэк». Реализация сделки при этой технологии похожа на комбинацию двухфакторной схемы и обычного внутреннего факторинга.

1.3 Выгоды участников факторингового соглашения

      Факторинг выгоден и поставщику, и покупателю, и фактору. С его  помощью поставщик может следующее:

    • увеличить объем продаж, число покупателей и конкурентоспособность, предоставив покупателям льготные условия оплаты товара (отсрочку) под надежную гарантию;
    • получить кредит в размере до 90% от стоимости поставляемого товара, что ускорит оборачиваемость средств.
    • Сосредоточиться непосредственно на производстве продукции.
    • Избежать риска неплатежей.

      Покупатель  может:

    • получить товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3 месяцев);
    • избежать риска получения некачественного товара;
    • увеличить объем закупок;
    • улучшить конкурентоспособность, ускорить оборачиваемость средств.

      Фактор  приобретает:

    • проценты по кредиту;
    • комиссионное вознаграждение.
    • Возможность привлекать для обслуживания дистрибьюторов и производителей, тем самым привлекая новый капитал.

      Таким образом, можно выделить главные экономические достоинства факторинга, как особой формы кредитования:

    • увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;
    • превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;
    • возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;
    • независимость и свобода от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов;
    • возможность расширения объемов оборота;
    • повышение доходности;
    • экономия собственного капитала;
    • улучшение финансового планирования;
    • уменьшение рисков неплатежей.

      Факторинг является рискованным, но высоко прибыльным видом кредитования, эффективным орудием финансового маркетинга, одной из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития мировой экономики.

Информация о работе Факторинг и форфейтинг