Финансовое обеспечение инновационной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Успех инновационной деятельности зависит от общей экономической ситуации в стране и государственной научно-технической стратегии, от полноценного ресурсного обеспечения, конъюнктуры рынка, профессионализма специалистов, эффективного менеджмента и от наличия развитой инновационной инфраструктуры, которая обеспечивает эффективную реализацию всех этапов инновационного процесса вплоть до успешной коммерциализации разработок.
Целью данной работы является анализ, обобщение и систематизация теоретических и практических основ финансового обеспечения инновационной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Понятие, сущность и функции инноваций 5
1.2 Формы и источники финансирования инновационной деятельности
1.3 Методологические проблемы финансового обеспечения инновационной деятельности 8
14
2 АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ 19
2.1 Анализ финансирования государственных инновационных программ 19
2.2 Финансирование инновационных проектов компанией ОАО «Роснано» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 66.93 Кб (Скачать файл)

Предприниматели в экономически развитых странах  реализуют «инновационную политику», основанную на продуктивных нововведениях, обеспечивающих рынок в соответствии с его конъюнктурой. Инновационная политика современных предприятий базируются на теории маркетинга, уделяющей внимание инновационному механизму, позволяющему перехватить у рынка инициативу формирования спроса, создавать потребности прежде всего массового покупателя в новых товарах и услугах, Становление «потребительского общества» в экономически развитых странах связано с активным проникновением новшеств в условия и образ жизни населения.

Эффективная инновационная политика требует  от предпринимателя умения ориентироваться  в имеющихся научных разработках, создания условий для восприимчивости  работников предприятия к быстрым  непрерывным изменениям, а в необходимых  случаях — формирования собственных  исследовательских подразделений  с целью организационного объединения  разработки новшества с его испытанием и серийным изготовлением. Это позволяет  максимально совместить в едином процессе все стадии — генерация  идеи, прикладные разработки, производство, сбыт, эксплуатация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ

2.1 Анализ финансирования государственных  инновационных программ


 

Согласно оценкам зарубежных экспертов  мировой рынок нанотехнологий растет в геометрической прогрессии. Если в 2007 году объемы продаж на этом рынке  составляли 50 млрд. долл., то согласно прогнозам  к 2010 году они достигнут 800 млрд. долл., к 2015 году – свыше 2 трлн. долл., то есть ожидается увеличение емкости рынка  в течение восьми лет в 40 раз [14].

Нанотехнологии – это не одна конкретная отрасль, а методы и приемы широкого спектра применения. В России, как и в остальном мире, пока не существует общепризнанного определения  и классификатора нанотехнологий. Наиболее распространенным определением нанотехнологий является определение, в соответствии с которым нанотехнологии – это  методы и приемы, позволяющие целенаправленно работать со структурами вещества в диапазоне от 1 до 100 нм для получения объектов с принципиально новыми химическими, физическими и биологическими свойствами [15].

Все последние годы лидером по масштабам  государственного финансирования нанотехнологических  исследований являются США [16], однако показательно, что в ближайшие годы Россия планирует вкладывать в это направление не меньше мирового лидера [14].

В течение ближайших 4 – 5 лет на развитие нанотехнологий в России планируется  направить 185 млрд. руб [17]., то есть без малого около 7 млрд. долл. по текущему валютному курсу. Это беспрецедентное увеличение объемов бюджетного финансирования нанотехнологий, если учесть, что в 2006 году Россия по этому показателю (100 млн. долл.) отставала от США в 13,5 раз (13521 млн. долл.), от Японии – почти в 10 раз (990 млн. долл.) [16].

Бюджетное финансирование разработки и внедрения нанотехнологий осуществляется рядом федеральных ведомств (Минобрнауки России, Минпромторг России, Роснаука и др.) и РАН, в том числе в рамках федеральных целевых программ: ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» (2007 – 2012 гг.), «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» (2008 – 2010 гг.), «Национальная технологическая база» (2007 – 2011 гг.), в частности в рамках подпрограммы «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники», и ВИП проекта «Разработка технологий и освоение производства приборов и оборудования для нанотехнологий» [17].

Вместе с тем действия указанных  ведомств и реализуемые ими программы  не скоординированы и разобщены, а потому не столь эффективны. Для  решения этой проблемы был создан Совет по нанотехнологиям, которому принадлежит решение о наделении Курчатовского института статусом головной организации, курирующей это направление, и функциями по координации всех научных исследований в области нанотехнологий. Для финансовой поддержки перспективных коммерческих проектов в области нанотехнологий было принято решение о создании Российской корпорации нанотехнологий (далее – Роснано).

Государственная финансовая поддержка исследований и разработок во всех странах играет ключевую роль в обеспечении инновационного прогресса. Доля частного сектора в  поддержке исследований и разработок низкая и ещё сокращается, поскольку  бюджетное финансирование растет опережающими темпами.

Заметно увеличиваются затраты на поддержку  проектов инновационной инфраструктуры, развития высокотехнологичных кластеров и внешнеэкономической деятельности в сфере инноваций.

Одновременно  можно отметить и рост внебюджетного  финансирования науки, однако соотношение  между объемами финансирования НИОКР  из бюджетных и внебюджетных средств  осталось на уровне 2009 г. (65:35). Таким  образом, бюджетные источники по-прежнему доминируют в структуре финансирования научных исследований и разработок [18, с.18].

Политика  по распределению бюджетных средств  менялась в направлении наращивания  доли конкурсного финансирования по государственным контрактам, которое  выросло на 37,3%, что можно оценить  позитивно, поскольку конкурс предполагает отбор лучших проектов. В то же время  базовое финансирование, согласно оценкам  ректоров ведущих вузов и научных  организаций, как и прежде, не покрывало  затрат на содержание имущества и  поддержание научного процесса организаций. Соответственно стохастичность в финансировании науки не снижалась, поскольку постоянное (не конкурсное) бюджетное финансирование было недостаточным для того, чтобы  можно было вести долгосрочные научные  проекты.

В последнее  годы доля бюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки постоянно возрастает. В рамках Инновационной  стратегии – 2020 намечено увеличение расходов для создания национальных исследовательских центров и  роста финансирования научных фондов – с 7,0 млрд. руб. в 2011 г. до 31,3 млрд. руб. в 2020 г. Резко вырастет объем затрат на создание сверхкрупных научных установок  – с 0,9 млрд. руб. в 2011 г. до 13,6 млрд. в 2012 г. и затем до 27,7 млрд. руб. в 2020 г.

На продленную до 2014 г. программу развития технопарков  выделено 6,089 млрд. руб., ежегодно планируется  тратить 1,5 млрд. руб. С начала программы, которая стартовала в 2007 г., на технопарки из федерального бюджета уже было выделено около 6 млрд. руб.

Предстоящее четырехлетнее бюджетное финансирование технопарков не ограничится 6 млрд. руб. Минфин сократил изначальную сумму более чем в 2 раза - на программу запрашивалось 13,6 млрд. руб. Схожего объема финансирования все же рассчитывается достичь за счет сбора заявок от технопарков, которые считают себя недофинансированными.

Финансирование инновационных программ может осуществляться по разным каналам. Один из них – конкурсное финансирование исследователей и инновационных фирм через фонды.

В настоящее время серьезной тенденцией стало снижение роли конкурсного грантового финансирования через систему фондов. Несмотря на провозглашаемую во всех официальных документах высокую значимость Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), их фактическое положение остается сложным. Бюджеты фондов в 2011 г. были небольшими, особенно по контрасту с финансированием исследований и разработок по лотам министерств и ведомств в рамках федеральных целевых программ (ФЦП). Сокращение бюджетов фондов началось еще в 2010 г. (рис.1). Средние размеры грантов не росли и составляли 370 тыс. руб. на коллектив до 10 человек в РФФИ и 400 тыс. руб. в РГНФ [19]. Более того, фактические средства, направляемые на проведение исследований, составляют от 60 до 40% размера гранта, а остальные – это различного рода налоги, а также накладные расходы.

 

Рисунок 1 - Изменение бюджетов государственных фондов – РГНФ и РФФИ, 2006-2011 гг. (в млн. руб.)

Интерес представляет проект по созданию нанотехнологических центров РОСНАНО - они должны концептуально отличаться от того, что создавалось до сих пор в виде технопарков, ИТЦ и других подобных объектов инфраструктуры. Особенность нанотехнологических центров – концентрация в одном месте технологического оборудования и компетенций по инкубированию малых инновационных компаний (маркетинговой, управленческой и информационной поддержки). На создание центров будут выделены существенные средства, в том числе на покупку оборудования, и поддержка будет оказываться в течение 3–5 лет. Таким образом, в концепции наноцентров учтены ошибки прошлого (краткосрочность и малые объемы финансирования, отсутствие статей расходов на инфраструктуру и новое оборудование). Планируется, что к 2015 г. в стране будет создано 12–15 таких центров.

 

2.2 Финансирование инновационных  проектов компанией               ОАО «Роснано»

 

ГК «Роснано» создана Федеральным  законом от 19 июля 2007 года № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий»  в целях содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии. В марте 2011 была закончена реорганизация и государственная корпорация  перерегистрирована в открытое акционерное общество «Роснано»

В соответствии с указанным законом  для достижения целей своей деятельности Роснано реализует следующие основные функции:

  1. рассматривает проекты в сфере нанотехнологий в целях последующего предоставления финансовой поддержки за счет средств компании;
  2. осуществляет организационную и финансовую поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в сфере нанотехнологий;
  3. осуществляет финансирование проектов в сфере нанотехнологий, предусматривающих внедрение нанотехнологий или производство продукции в сфере наноиндустрии;
  4. осуществляет финансирование проектов по подготовке специалистов в сфере нанотехнологий;
  5. осуществляет мониторинг реализации проектов в сфере нанотехнологий, финансируемых за счет средств Компании.

Выстраивая бизнес-модель своих  инвестиционных проектов, вкладывая  собственные финансовые средства и  привлекая ресурсы частных соинвесторов, РОСНАНО, по сути, помогает довести научные разработки ученых, имеющие потенциал коммерциализации, до стадии реально работающего бизнеса. Компания вкладывает средства в проекты самых различных отраслей деятельности – от солнечной энергетики и энергосбережения до машиностроения и металлообработки, объемы инвестиционной деятельности можно оценить по данным из таблицы 1. Приоритетом являются проекты, нацеленные либо на создание новых, либо на расширение и модернизацию существующих производств. Необходимыми условиями для одобрения проекта к софинансированию со стороны компании являются следующие факторы:

• техническая реализуемость;

• экономическая эффективность;

• принадлежность проекта к сфере  нанотехнологий;

• размещение производства в России;

• годовая выручка через пять лет должна достичь не менее 250 млн  рублей.

 

 

Таблица 1 - Инвестиционная деятельность по годам

 

Одобренных проектов

Инвестировано

Работающих производств

Выручка портфельных компаний

Получено дивидендов

Получено от выходов из проектов

2007

Создание РОСНАНО

2008

7

198,7млн руб.

-

-

-

-

2009

54

32,2 млрд руб.

-

-

-

-

2010

44

32 млрд руб.

3

1 млрд руб.

-

-

2011

38

36,3 млрд руб.

13

11.3 млрд руб.

4.3 млн руб. 

-

2011

1.полугодие

10

20,1 млрд руб.

5

8,6 млрд руб.

12 млн руб.

1,9 млрд руб.


 

Компания использует различные  формы инвестирования: вклад в  уставной капитал проектной компании, займы, гарантии по кредитам, лизинговые операции.

РОСНАНО участвует в создании венчурных  инвестиционных фондов, цель которых способствовать возникновению новых нанотехнологических и инновационных компаний в России, коммерциализации и трансферу технологий, формированию культуры инновационного предпринимательства.

Разнообразие форм участия РОСНАНО  предполагает создание фондов малобюджетных  проектов, отраслевых и международных  фондов. Так создание совместного  фонда с международным лидером  венчурного рынка Draper Fisher Jurvetson (DFJ), российско-казахстанского и российско-израильского фондов, фонда Евротехтрансфер и Международного фонда РОСНАНО нацелено на выход на международные рынки капитала, получение доступа к зарубежным инновационным разработкам через систему международного партнерства, а также использование профессионального зарубежного опыта управления и совершенствования инновационной инфраструктуры.

Информация о работе Финансовое обеспечение инновационной деятельности в России