Финансовые пирамиды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 06:03, курсовая работа

Описание работы

Становление в России рыночных отношений привело не только к трансформации существующих ранее форм и методов управления, изменению технологий функционирования товарных и финансовых рынков, модернизации всех сфер экономики. Свое второе рождение получили некоторые виды экономической деятельности, которые не требовались в условиях административной экономики, в частности фондовый рынок. Это хорошо развитый в дореволюционный России рынок оказался после 1917г. разрушенным, были ликвидированы фондовые биржи, исчезли из обращения ценные бумаги, потерян круг профессионалов, работавших на этом рынке.

Содержание работы

Введение
1. Фондовая биржа – вторичный рынок ценных бумаг
1.1 История возникновения фондовой биржи
1.2 Сущность и цели фондовой биржи
1.3 Экономические функции и задачи фондовой биржи
2. Фондовые биржи в России
2.1 Проблемы становления в условиях переходной экономики
2.2 Совершенствование фондовых бирж в России
2.3 Проблемы мошенничества на российском рынке ценных бумаг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы и источников

Файлы: 1 файл

курсач по инвест.docx

— 47.79 Кб (Скачать файл)

Последствия террористического акта произошедшего 11 сентября 2001г сказались и на работе российских фондовых бирж. Так  из-за повреждения линий связи  « Банк оф Нью-Йорк» не мог полноценно проводить платежи. А он является основным расчетным банком ММВБ. «Это ударило по российским банкам. Валютные торги на российских биржах оказались  под угрозой срыва» [1, с 15].

«ММВБ в ближайшее время намерена направить в Правительство РФ предложения о создании в России международного сектора рынка ценных бумаг. Ею разработан проект создания международного сектора ц/б, в котором бы могли обращаться акции и облигации крупных иностранных компаний. При этом планируется, что котировки бумаг, так же как и расчеты по сделкам, будут проводиться в рублях. Акции иностранных компаний могут пройти листинг на российских биржах напрямую или же возможно создание программы российских депозитарных расписок. Создание такого сектора ценных бумаг способствовало бы притоку иностранных инвестиций в российскую экономику, а так же расширению возможностей инвестирования денежных средств для российских инвесторов» [2, с 2].

 

2.2 Совершенствование фондовых  бирж в России

 

История фондового рынка в Западной Европе и США насчитывает более чем  три столетия. Организованный рынок  ценных бумаг в России существует всего 10 лет.

Организационно  возрождение бирж было частично подготовлено системой аукционной торговли производственными  ресурсами (1988-1989гг). Кризис Госснаба СССР; появление бартерного обмена; проекты  создания бирж ориентировались на организацию  бартерных обменов; к развитию биржевой торговли подталкивало и наличие  сверхнормативных и неиспользованных запасов, которые скопились на складах предприятий; предприятия заинтересовались в биржах, как возможность реализовать товары по рыночным ценам. Советская экономика в течение долгового времени была экономикой дефицитной, т.е. денежный спрос превышал товарное предложение в форме средств производства и предметов потребления.

Появление биржевых структур явилось одним  из направлений вложения избыточных денежных средств. Отличительной чертой крупнейших в РФ бирж всегда была их универсальность, т.е. на одной и  той же бирже совершаются операции товарные и фондовые. Формирование бирж в РФ осуществлялось в условиях отсутствия нормативно-правовой базы, а также в условиях нестабильной экономики и спада производства. Было связано с большим риском для инвесторов. Ситуация на бирже характеризовалась взлетом и падением заработков. Сейчас в РФ биржи уже прошли ряд этапов:

1.возрождение;

2.быстрый  рост;

3.спад  биржевой активности;

4.реорганизация  бирж (этот этап предполагает  выживание в рыночных условиях).

Этапы развития

1991-1992

Формирование  первичной нормативно-законодательной  базы. Появление первых открытых АО, создание бирж, начало функционирования первых инвестиционных компаний. Появление  государственных облигаций на биржевых торгах.

1992-1995

Ваучерная приватизация. Создание и развитие организованного рынка государственных ценных бумаг.

В 1994 г. рынок  ценных бумаг в России начинает оказывать  значительное влияние на экономическое  и политическое развитие страны: способствует снижению темпов инфляции и разрешению кризиса неплатежей. Первые крупные  вложения иностранных инвесторов в  акции приватизированных российских предприятий.

Дальнейшее  развитие инфраструктуры рынка: создание в середине 1996 г. Российской торговой системы (РТС), возникновение саморегулируемых организаций участников рынка.

Эпоха пирамид

В 1993-1994 гг. в России функционировали ряд организаций - т.н. "финансовых пирамид": "Хопер-инвест", "Олби-дипломат", "Властелина", "Гермес", "Русский Дом Селенга" и др. Наибольшую известность получило АО "МММ", которое на пике активности зарабатывало на продаже своих акций 20 млрд. неденоминированных рублей в неделю, обещая своим вкладчикам от 1000% до 3000% годовых. Число вкладчиков по самым скромным оценкам превысило 10 млн. человек.

К моменту  прекращения деятельности МММ имела  обязательства перед вкладчиками  на 3 трлн. руб. и 50 млрд. руб. неуплаченных налогов. Именно неуплата налогов стала  причиной, по которой 22 июля 1994 года милиция  опечатала офисы АО "МММ". Только после краха аферы МММ и  ей подобных государство обратило пристальное  внимание на необходимость защиты прав инвесторов.

Теперь  процедура эмиссии ценных бумаг  регулируется "Законом о рынке  ценных бумаг"

1996 - октябрь  1997

Вступление  в силу в 1996 г. законов РФ "Об акционерных  обществах" и "О рынке ценных бумаг". Рост ликвидности и капитализации  рынка.

В октябре 1997 г. начался обвал российского  фондового рынка, вызванный мировым  финансовым кризисом, который продолжался  год - до октября 1998 г. За это время  капитализация рынка акций снизилась  в 15 раз. 17 августа 1998 г. Правительство РФ объявило дефолт - рухнул рынок ГКО. Ряд субъектов Российской Федерации отказались обслуживать свои облигационные займы.

Октябрь 1998-2000

Рост  рынка акций, увеличение объема торгов. В 1999 г. в России появляется интернет-трейдинг. В 1999 г темпы роста российского  фондового рынка - вторые в мире после  турецкого. Принят "Закон о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".

В 2000 году внутренний рынок государственных  бумаг федерального уровня по объему операций практически вернулся на докризисные  позиции. Министерство финансов РФ изменило политику заимствований, значительно  уменьшив их объем. Кроме того, была резко сокращена доля нерезидентов (на конец года иностранные инвесторы  владели менее чем 10% облигаций  от общего объема ГКО-ОФЗ в обращении), что способствовало уменьшению зависимости  рынка от мировой конъюнктуры. Обязательства  государства перед владельцами  ГКО были реструктурированы.

2001 год

Индекс  РТС на закрытие торговой сессии в  последний рабочий день 2001 года - 29 декабря - зафиксирован на отметке 260,05 пункта, что является максимальным значением с 14 мая 1998 г. По итогам 2001 г. индекс РТС вырос на 98.48% (значение на 3 января 2001 г. - 131.02 пункта). Остальные  фондовые рынки стран с развивающейся  рыночной экономикой имеют гораздо  худшие результаты.

Государственная Дума принимает ряд важнейших  для российской экономики и фондового  рынка законопроектов снижен налог  на прибыль и отменены все льготы по этому налогу; принят новый проект Уголовно-процессуального кодекса, ужесточающий наказания за злоупотребления  при выпуске ценных бумаг; принят Земельный кодекс, закрепляющий за компаниями право на землю, принят в  новой редакции "Закон об акционерных  обществах", расширяющий компетенцию  Совета директоров и общего собрания акционеров. Также начато обсуждение банковской реформы (14 января 2002 года опубликовано заявление Правительства РФ и Банка России "О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации"), реформы жилищно-коммунального хозяйства и Министерства путей сообщения.

Все ведущие  международные рейтинговые агентства - Standard&Poors, Moodys, Fitch IBCA - повысили кредитные рейтинги Российской Федерации и субъектов РФ.

 

2.3 Проблемы мошенничества  на российском рынке ценных  бумаг

 

В настоящее  время рынок ценных бумаг является одним из интенсивно развивающихся  секторов экономики России. Сюда направлены крупные финансовые потоки, что неизбежно  влечет за собой активизацию деятельности криминальных структур в данной отрасли.

Одним из видов мошенничества на рынке  ценных бумаг являются рыночные манипуляции, схема которых заключается в  извлечении прибыли за счет продажи  ценных бумаг, спрос на которые был  искусственно сформирован. Манипулятор, называясь осведомленным лицом  и распространяя ложную информацию об эмитенте, создает повышенный спрос  на определенные ценные бумаги, способствует повышению их цены. Затем осуществляет их продажу по завышенным ценам. После  таких манипуляций цена на рынке  возвращается к своему исходному  уровню, а рядовые инвесторы оказываются  в убытке. Данная схема может применяться  и в обратном варианте с целью  понижения котировок акций того или иного эмитента.

Российский  рынок ценных бумаг остается незащищенным от подобного рода преступных посягательств  в силу ряда причин: несовершенство российского законодательства; отсутствия у российских правоохранительных органов  опыта и методик борьбы с такими преступлениями; отсутствие системы информирования общественности о совершенных преступлениях.

Наиболее  ярким примером мошенничества может  служить «эпоха пирамид». В середине 90-х годов около 1800 «пирамид» выманили у вкладчиков более 13 трлн. руб. Помощь государства — это все, на что  могут рассчитывать обманутые люди. После того как руководители «пирамид»  одурачили полстраны, Б. Ельцин издал  известный указ, по которому обязал себя и государство выплатить  компенсацию обманутым вкладчикам. Для этого был создан специальный  фонд, который и выплатил 150 млн. рублей из государственного кармана.

Сложившийся в России рынок ценных бумаг в  настоящее время в целом не соответствует потребностям развития экономики. Он имеет ярко выраженную спекулятивную направленность, незначительные объемы и лишь в отдельных случаях  служит механизмом привлечения финансовых ресурсов. Физические лица - российские граждане почти полностью отстранены от рынка корпоративных бумаг. В  последние 5-7 лет рынок ценных бумаг  в значительной мере обслуживает  интересы ограниченных групп, выкачивая  деньги из реального сектора. Фондовый рынок практически не выполняет  свою основную функцию по аккумуляции  сбережений и превращению их в  инвестиции.

Успех деятельности на фондовом рынке во многом зависит  от оперативности получения финансовой информации. А в настоящее время  на биржах России информация об эмитентах  и их ценных бумагах раскрывается недостаточно полно. Эффективный фондовый рынок - это рынок перспективный  в переработке информации. Информационная эффективность российского рынка  ценных бумаг на три порядка ниже американского, и даже на порядок  ниже украинского рынка.

В связи  с этим остро стоит вопрос об инсайдерской информации. Разные степени доступа  к той или иной информации у  разных участников рынка нарушают баланс естественного спроса и предложения. Что приводит к разрушению всего рынка. Это отбивает охоту у неинформированных людей выходить на рынок, их отпугивает молва, что на рынке – одни жулики, которые что-то знают, кое-что разведали, но никому не рассказывают, а им, неинформированным, в конечном итоге придется оплатить все доходы мошенников.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) старается перекрывать лазейки  для манипулирования рынком. Подготовленный с участием экспертов комиссии проект закона об инсайдерской информации позволяет  начинать уголовное преследование  эмитентов или брокеров, заподозренных  в утечке или использовании закрытой информации.

В настоящее  время стоит вопрос об укрупнении российских бирж, создании такой системы, в которой все операций, происходящие через биржу, были бы безрисковые для клиентов. Ведь дальнейшие перспективы российского рынка ценных бумаг во многом зависят от степени развития фондовых бирж в нашей стране.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основная  задача рынка ценных бумаг - обеспечение  торговыми фондовыми ценностями для привлечения денежных средств, необходимых для развития предприятий. Для осуществления этой задачи используются различные виды ценных бумаг, каждая из которых выполняет свои определенные функции. Какая-то часть этих бумаг, прежде чем попасть к очередному владельцу, проходит фондовую биржу.

Ее появление  было вызвано необходимостью, поддержать развитие акционерных фирм. Со временем и сама биржа стала местом зарабатывания  денег, и очень крупных. Фондовая биржа начала выполнять роль регулятора экономических пропорций. Она как точнейший прибор регистрирует все колебания в любых сферах деятельности человека, реагируя на них колебаниями курсов акций.

Современная рыночная экономика, в том числе  и российская уже не может существовать без ценных бумаг и фондовых бирж – они стали ее неотъемлемой частью. Сегодня именно фондовые биржи обеспечивают поддержание равновесия в рыночной экономике. Но существует ряд первоочередных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг фондовых бирж. В данном разрезе  можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового  рынка, которое требует первоочередного  решения.

1.Преодоление  негативно влияющих внешних факторов, то есть хозяйственного кризиса,  политической и социальной нестабильности, которые сдерживают развитие  фондового рынка и в частности  фондовых бирж.

2.Улучшение  качественных характеристик фондовых  бирж.

3.Фондовая  биржа должна выполнять свою  главную задачу – преодоление  инвестиционного кризиса и аккумуляцию и направление свободных денежных ресурсов на восстановление и развитие производства в России.

4.Повышение  роли государства на фондовом  рынке, для чего необходимо  создание государственной политики  в отношении фондовых бирж  и формирование согласованной  системы государственного регулирования  фондового рынка для преодоления  раздробленности и пересечения  функции многих государственных  органов; формирование активно  действующей системы контроля за небанковскими инвестиционными институтами.

Информация о работе Финансовые пирамиды