Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В усло¬виях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой фи¬нансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Го¬сударство широко использует налоговую политику в качестве определенного ре¬гулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Файлы: 1 файл

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

По своему содержанию на макроэкономическом уровне налог представляет собой долю производственного государством валового внутреннего продукта, перераспределяемую с целью реализации функций государства, в том числе:  для финансирования социальных программ поддержки незащищенных слоев населения – детей, одиноких и многодетных матерей, пенсионеров, инвалидов; экономических программ, направленных на приоритетную поддержку отдельных отраслей экономики, предприятий; на содержание армии, служащих социальной сферы – здравоохранения, образования, органов охраны правопорядка, управления. В микроэкономическом аспекте налог – это изымаемая доля продукта, произведенного субъектом хозяйствования при осуществлении своей деятельности.

В Налоговом кодексе РФ сказано, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Иными словами, налог основывается на принципах:

                 обязательности уплаты налога всеми лицами. определенными в качестве субъектов налогообложения. В данном случае можно говорить о принудительном характере налога;

                 индивидуальности определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика;

                 безвозмездности уплачиваемых сумм, что означает отсутствие факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ, продукции, прав, документов взамен уплачиваемой суммы налога;

                 отчуждения доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу.

Кроме того, особенностью налога является то, что он устанавливается и взимается государством или специально уполномоченными организациями в силу права верховенства, властных полномочий.

Современное понимание природы налогов позволяет выделить ряд характерных черт, которые отличают налоги от других видов финансовых платежей. К таким специфическим чертам можно отнести:  

обязательный характер;

законодательный характер;

безэквивалентность;

целевой характер.

Обязательный характер. Любой налог изымает определенную часть дохода. Вряд ли найдется человек или организация, которые платят налоги с радостью. В современном обществе налоги – это «печальная » необходимость. Одни налогоплательщики могут быть сознательными и понимать эту необходимость, другие видят в налогах только «зло». Однако независимо от субъективных взглядов все они должны платить налоги в обязательном порядке. Налоги – платежи не добровольные, а обязательные. В обществе, в котором действует отлаженная налоговая система, вопрос, платить или не платить налоги, просто не должен возникать. В цивилизованном обществе налоги становятся неизбежностью. 

Законодательный характер.  Налоги – это законодательные платежи. Они вводятся и взимаются не по воле монарха, президента или правительства, а в силу законодательных актов. Налоги вводятся и отменяются только соответствующими законами. Именно закон определяет, кто обязан уплачивать данный налог, по какой ставке и в какие сроки.

Безэквивалентность налогов имеет двойственный характер. С точки зрения налогоплательщика, налоги, безусловно, бэзэквивалентны. А сточки зрения общества, налоги носят эквивалентный характер. Доходы бюджета, сформированные через налоговые поступления, используются и на финансирование государственных расходов. Последние должны быть направлены исключительно на благо общества в целом. Если граждане считают, что государство плохо выполняет свои функции, то они весьма неохотно платят налоги. Поддержка (или осуждение) налогоплательщиками экономической, социальной, внешней политики государства имеет большое значение для морального климата и непосредственно сказывается на уровне собираемости налогов.

Целевой характер проявляется в обеспечении потребностей государства и муниципальных образований в денежных ресурсах, направляемых на финансирование мероприятий, предусмотренных бюджетами различных уровней.

Перечисленные черты – это лишь внешние признаки, через которые раскрывается содержание налогов. Экономическая сущность налогов гораздо глубже.

 

 

2.2. Функции налогов

 

Сущность налогов проявляется через их функции. Выделяют три основные функции налогов: фискальную, экономическую, контрольную.

Фискальная функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается материальная основа самого существования государства и его функционирования.

С развитием государства, расширением его политической, экономической и социальной деятельности возрастает значение фискальной функции налогов. Налоги превратились в главнейший источник государственных доходов. В странах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в доходной части бюджета составляет 80-90%.

Экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфункции, влияющие на воспроизводственный процесс как налоговая волна. Налоги, воздействуя на воспроизводственный процесс, неизбежно влияют как на объем производства следующего цикла, так и на темпы экономического роста в целом.

Экономическая функция налогов реализуется через налоговое регулирование, которое является составной частью государственного регулирования экономики. В современных условиях налоги признаны важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса. Инвестиции, темпы экономического роста, а также на стимулирование отдельных отраслей и сфер экономики.

Распределительная функция налогов выступает в виде использования налогов в качестве инструмента при распределении и перераспределении валового внутреннего продукта. Этот процесс происходит путем введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения либо сокращения налоговой базы, изменения уровня зачисления налогов. Первоначально распределительная функция была неразрывно связана с фискальными интересами государства, но увеличение роли государства в экономике привело к усилению регулирующих акцентов преимущественно через налоговую систему.   

  Стимулирующая функция налогов. Органично дополняющая регулирующую функцию, проявляется в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот, направленных на поддержку мало предпринимательства, производства продукции социального, сельскохозяйственного назначения, капитальных вложений, а также инновационной и внешнеэкономической деятельности.

Социальная функция налогов проявляется в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования. Вычеты на благотворительные цели, на содержание детей, платежи в государственные социальные внебюджетные фонды непосредственно направлены на обеспечение социальной защищенности и государственных гарантий членам общества, нуждающимся в первоочередной поддержке. Кроме того, финансирование государственных социальных программ, социальной сферы за счет налоговых поступлений также свидетельствует о социальном характер налогов.

Воспроизводственная функция налогов предполагает зачисление налогов на специальные счета бюджетной классификации и использование средств на мероприятия прежде всего природоохранного назначения и дорожного хозяйства. 

Контрольная функция заключается в том, что налоги выступают своеобразным «зеркалом» экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности девствующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности. К ним относятся органы Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Министерства финансов РФ, государственных внебюджетных фондов.

 

2.3. Элементы налога и их характеристика

 

Степень реализации отдельных функций конкретного налога определяется элементами налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, к которым относятся: объект обложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, единица обложения, порядок и сроки уплаты налога. Если в законе по налогу не определен хотя бы один элемент, налогоплательщик не несет полной ответственности за уплату этого налога.

Субъект налогообложения – это организация или физическое лицо, на которые законодательными и иными нормативными актами возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. В качестве организации в налоговом законодательстве могут рассматриваться юридические лица, другие аналогичные обособленные подразделения, корпоративные образования, партнерства, не являющиеся юридическими лицами, созданные и функционирующие на территории страны, международные организации.

Под физическими лицами в налоговом законодательстве понимаются граждане страны, иностранные граждане и лица без гражданства. В отношении каждой группы предусматриваются определенные правила.

Консолидированный налогоплательщик – образованное и зарегистрированное в установленном порядке объединение организаций, на которое возлагаются обязанности уплаты налогов по входящим в его состав субъектам.

В правовых документах наряду с понятием «налогоплательщик» определяются также и такие элементы налога. Как налоговый агент, сборщик налогов, носитель налога.

Налоговыми агентами признаются лица, на которые законодательным и иным нормативным актом о налогах возложены обязанности по исчислению и удержанию налогов у налогоплательщиков и перечислению их в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды.

Прием от налогоплательщиков сборов в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет могут осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, которые называются сборщиками налогов.

Носителем налога называется лицо, которое фактически платит налог; именно у этого лица происходит уменьшение доходов на величину налога.

Объект налогообложения как экономический элемент налога представляет собой предмет, действие или иную стоимостную или натуральную величину, на которые направлено действие налога. Видами объектов налогообложения выступают: выручка от реализации товаров (работ, услуг), доход, прибыль, имущество (в том числе недвижимость как самостоятельный объект обложения), определенные действия и виды деятельности, наступление отдельных событий. С правовой точки зрения большинство перечисленных видов являются предметами налогообложения, а объектом налогообложения выступают соответственно: факт получения выручки от реализации, прибыли, дохода.

Единицей обложения является единица измерения налоговой базы. Она может выражаться как в денежной, так и в любой другой форме.

Для определения размера платежа на единицу обложения устанавливается налоговая ставка (норма налогового обложения). Различают твердые и долевые (процентные) налоговые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в определенном размере (абсолютной сумме) на единицу (объект) обложения независимо от получаемого плательщиком размера дохода. Твердые ставки характерны для реальных налогов с земельных участков, домов, для индивидуальных акцизов, таможенных пошлин.

Долевые (процентные) ставки устанавливаются в виде доли (процента) от объекта налогообложения. Долевые (процентные) ставки устанавливаются, как правило, при обложении имущества, прибыли юридических и доходов физических лиц, результатов тех или иных действий, например, при добыче минерального сырья. 

Общая ставка налога действует одновременно с разнообразными льготами, которые являются необязательным элементом налога. Налоговые льготы – это изменения любого налога, предоставляемые в соответствии с законодательными или другими нормативными актами по налогам, уменьшающие величину налогового платежа или изменяющие срок уплаты налога в пользу налогоплательщика.

 

2.4. Принципы и методы налогообложения. Способы уплаты налогов

 

Использование налогов в качестве главного источника доходов государства требует разработки определенных правил. Эти правила (принципы налогообложения) наиболее ярко и точно были сформулированы в XVIII в. Адамом Смитом. Пройдя испытание временем, они не потеряли актуальность и сегодня. Можно отметить четыре важнейших принципа: справедливость, определенность, удобство, экономия.

Принцип справедливости. Налоги представляют собой изъятие части дохода налогоплательщика. Следовательно, налоги изымают часть дохода индивидуума, а используются в масштабе государства. В связи с этим встает вопрос о справедливости налогов. А. Смит считал справедливыми такие налоги, которые являются всеобщими и учитывают платежеспособность плательщиков.

Принцип определенности Смит объясняет следующим образом: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть объяснено для плательщика и для всякого другого лица»[1].

Принцип удобства предполагает, что «налог должен взиматься тогда и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего платить его»[2].

Принцип экономии. «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству»[3]. Сегодня данный принцип трактуется обычно следующим образом: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.

Информация о работе Фискальная политика