Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В усло¬виях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой фи¬нансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Го¬сударство широко использует налоговую политику в качестве определенного ре¬гулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Файлы: 1 файл

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

Налог с имущества переходящего в порядке наследования или дарения. Согласно закону плательщиками являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или даре­ния. Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, транспортные средства, предметы антиквариата, ювелирные изделия. Размер всех этих налогов определяется задачей перераспределения богатства.

Сейчас в России действует почти три десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин. Не все из них выдерживают испытание временем, но в целом нынешняя система налогообложения наиболее близка к принятой на Западе, учитывая, что и там имеются существенные различия по странам.

 

3.3. Недостатки налоговой системы России и пути ее оптимизации

 

Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

С самого начала построения налоговой системы России был взят фискальный ориентир. Налоговая система стала приобретать конфискационный характер. Через различные налоги у предприятий изымается 85-90% прибыли. Современная российская налоговая система лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций налогообложения - фискальной, распределительной и регулирующей.

Основной целью российской налоговой системы была определена прежде всего ликвидация дефицита бюджета. Основной недостаток налоговой системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения.

Налоговая политика России строится пока исходя из принципа - “чем больше ставка, тем лучше для государства и построения рыночной экономики”. В итоге - недобор налогов (как минимум 20-30% налоговых сумм), сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-либо заинтересованности предприятия в развитии производства.

Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе. Налоговая система призвана смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в налоговых системах Запада. Российская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту функцию, что является существенным ее недостатком.

Налоговая система России не учитывает и то, что она функционирует в условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ее инфляционный характер, так как она стимулирует “вздувание” цен. И такое явление вполне закономерно - ведь производители товаров стремятся переложить все бремя налогового давления на непосредственных и конечных потребителей товаров -население. Поэтому подавляющая часть налогов приобретает косвенный характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его на потребителя, включая в цену.

Налоговая система России неадекватна экономическим условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики, не учитывает тенденций развития налоговой системы экономически развитых стран и мирового опыта в целом. В связи с этим актуальной остается задача обеспечить формирования такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту.

Что же должна представлять собой в сегодняшних условиях налоговая реформа? Нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов. Основная задача этого этапа - обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита федерального бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности финансировать экономическое развитие страны.

Основные направления налоговой реформы в России в этом общем контексте видятся следующими: 1) ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды; 2) расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом “налоговой справедливости”; 3) постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц; 4) решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной (с изменением некоторых акцентов) системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную (для обеспечения потребностей государства), но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции.

Какие стратегические цели в области планирования налогообложения должно иметь наше государство на ближайшие пять лет? Очевидно, ответ на этот вопрос таков: 1) ужесточение налоговой дисциплины, формирование цивилизованного института налогоплательщиков; 2) упрощение налоговой системы; 3) налоговое стимулирование производства и реализации конкурентоспособных отечественных товаров; 4) совершенствование принципов федерализма, развитие в стране муниципальных налоговых систем.

Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, рассмотрев основные вопросы плана данной работы, раскрыв сущность и функции налогов, изучив классификацию налогов, показав обобщенную информацию о налогах с населения в России, можно сделать следующие выводы.

Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хо­зяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Налоги с населения - неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Во всех ведущих экономически развитых странах мира один из таких видов налога с населения, как подоходный налог с физических лиц, является основной частью дохода федерального бюджета. В нашей же стране основное налоговое бремя пока ложиться на юридические лица. Налоги с населения имеют большой ряд недостатков. Одним из таких недостатков является непрогрессивность налогов. Большинство населения облагается по минимальной ставке. Следствием этого служит сокрытие налогов высокообеспеченной части населения. Необходимо предотвратить утечку капитала по этим каналам. Наша система налогообложения населения слишком громоздка и требует упрощения. Поэтому надо в первую очередь реформировать налоговое законодательство (что сейчас и пытаются делать органы государственной власти). Без налогового законодательства невозможно нормальное функционирование российской экономики. Когда правительство решит проблему с законом о взимании налогов с населения, будет возможно решить  все остальные проблемы данного сектора экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Об акцизах: Федеральный закон от 6.12.91 г. №1993-1 (с изменениями и дополнениями) // Досье бухгалтера.- 2000. - №3 - С.50-62.

2.     О налоге на добавленную стоимость: Федеральный закон от 6.12.91 г. №1992-1 (с изменениями и дополнениями) // Досье бухгалтера.- 2000. - №3. – С.24-48.

3.     О налоге на имущество с физических лиц: Закон от 9.12.91 г. №2003-1.

4.     О налоге на имущество предприятий и организаций: Закон от 13.12.91 г. №2030-1 (с изменениями и дополнениями) // Досье бухгалтера.- 1999. -№6. –С.49-56.

5.     Об основах налоговой системы в РФ: закон от 27.12.91 г. №2118-1 (с изменениями и дополнениями) // Досье бухгалтера. – 1999. -№15 – С.22-34.

6.     О подоходном налоге с физических лиц: Закон от 7.12.91 г. №1998-1 (с изменениями и дополнениями) // Досье бухгалтера. – 2000. –№2. – С.25-64.

7.     Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Е.Н. Евстигнеев. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 320 с.

8.     Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: учебное пособие / С.П. Колчин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 254 с.

9.     Лукаш Ю.А. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник. – М.: Книжный мир, 2001. – 848 с.

10. Мандрощенко О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О.В. Мандрощенко. – М.: Дашков и К., 2003. – 184 с.

11. Ходов Л.Г. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Л.Г. Ходов, В.В. Худолеев. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 304 с.

12. Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой // 4-е изд., доп. и перераб. – Киров: «АСА», 1999 г. – 752 с.

13. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 // Экономика и жизнь. – 2000. - №32. – С.5-28.

14. Налоги и налогообложение: учебное пособие / под ред. Б.Х. Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 416 с.

15. Финансы, налоги и кредит: учебник / под ред. А.М. Емельянова, И.Д. Мацкуляка, Б.Е. Пенькова. – М.: РАГС, 2002. – 546 с.

16. Налоги и налогообложение: учебное пособие для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Романова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 398 с.

17. Налоги и налогообложение: учебник / Д.Г. Черник и др.// 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 328 с.

18. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 640 с.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 



[1] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М., 1935. Т. 2. С. 341 

[2] Там же. С. 343.

[3] См.: Смит А. Указ. соч. С. 343.

[4] Кадастр – это реестр типичных объектов, классифицированных по внешним признакам, показывающий среднюю доходность объекта обложения.


Информация о работе Фискальная политика