Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 12:49, курсовая работа
Целью данной работы является анализ процесса регулирования инвестиционной деятельности со стороны государства.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:
– рассмотреть экономическую сущность и содержание инвестиций;
– дать общую оценку инвестиционной ситуации в России;
– рассмотреть возможные пути повышения инвестиционной активности;
– ознакомиться с методами государственного регулирования инвестиционного процесса;
– рассмотреть социальные функции инвестиционной политики государства.
Введение 3
1. Экономическая сущность, содержание и состав инвестиций 5
1.1 Инвестиции и их место в экономической системе 5
1.2 Общая оценка инвестиционной ситуации в России 12
1.3 Пути повышения инвестиционной активности 15
2. Государственное регулирование инвестиционным процессом 21
2.1 Прямые и косвенные методы государственного регулирования инвестиционного процесса 21
2.2 Регулирование сфер и объектов инвестирования 22
2.3 Проблемы бюджетного финансирования инвестиций 27
Заключение 30
Cписок использованной литературы 32
–
Важным условием, определяющим готовность
к осуществлению инвестиций, является
достаточный уровень
При выборе
критериев расширения экономической
деятельности директора российских
предприятий назвали в качестве
главных следующие: максимизацию или
повышение прибыли (31%), рост зарплаты
и прибыли (24%), рост среднего уровня
зарплаты (26%), рост объема выпуска продукции
(51%), повышение уровня занятости (36%),
рост доходов управленческого
Обследования показали, что в настоящий момент уровень загрузки производственных мощностей является невысоким (в среднем порядка 60%), и руководители предприятий не считают нехватку оборудования фактором, ограничивающим производство. Таким образом, обследования не обнаружили потребность предприятий в инвестициях. На самом деле это не так. Потребность в инвестициях высока и весьма насущна. Государство постоянно должно принимать меры по активизации инвестиционной деятельности.
Можно наметить следующие основные пути повышения инвестиционной активности: создание финансово-промышленных групп, защита прав собственности, совершенствование налогового законодательства в направлении стимулирования инвестиций, развитие лицензирования и контрактного права.
Рассмотрим эти пути повышения инвестиционной активности более подробно.
1. Создание
финансово-промышленных групп.
Обычно
финансово-промышленные группы создаются
с целью объединения
2. Защита
прав собственности.
Необходимо,
чтобы экономическое
3. Налоговое
законодательство в области
Для совершенствования налоговой системы необходимо принять такие меры, как сокращение числа взимаемых налогов, упрощение структуры налогообложения, переход от налогообложения производства к взиманию налогов с дохода, отмена неоправданных налоговых льгот.
Представляется целесообразным предусмотреть возможность конкуренции между регионами за привлечение инвестиций путем создания наиболее благоприятного налогового климата. Подобная конкуренция между регионами будет способствовать созданию на региональном уровне оптимальной бюджетно-налоговой структуры.
4. Лицензирование
и контрактное право.
В настоящий
момент в России предпринято ограничение
прав местных органов власти в
этой сфере, в результате чего система
приобретает большее
Обеспечение соблюдения контрактного права является решающим условием для нормализации экономической деятельности. Учитывая кризис неплатежей, вопрос о создании механизмов принуждения злостных неплательщиков приобретает большую важность.
2. Государственное регулирование инвестиционным процессом
2.1 Прямые и косвенные методы
государственного
Устойчивость научно-технического развития обеспечивается определяющей ролью государства в регулировании долгосрочных инвестиций. Необходимость государственного регулирования инвестиционных процессов, принятия долгосрочных программ давно осознана в промышленно развитых странах. В частности, в Японии общую стратегию НТП формируют четыре ведомства, основные из которых – Совет и Агентство по науке и технике. Такие же централизованные органы есть во Франции и Германии. Во многих странах с высокоразвитой экономикой в планах имеются директивные показатели. Так, в четырехлетнем индикативном плане Франции показатели выполнения мероприятий, финансируемых из бюджета, носят обязательный характер. Рекомендации японских государственных органов не являются директивными, однако они неукоснительно выполняются фирмами, поскольку стимулируются льготами.
В современных
условиях хозяйствования роль государства
в регулировании инновационной
и инвестиционной политики должна быть
повышена. Инвестиционная политика должна
учитывать текущее состояние
производственного аппарата и приоритеты
в решении перспективных
Невысокие темпы обновления производственного аппарата в последние годы еще более замедлились. Коэффициент выбытия оборудования – в 4 раза ниже, чем в промышленно развитых странах. В результате увеличивается износ основных производственных фондов. Особенно отметим более быстрое их старение (в 2 раза по сравнению с пищевой промышленностью) в отраслях, определяющих темпы НТП в экономике. В перспективе это приведет к ускоренному устареванию фондов всех остальных отраслей народного хозяйства. Кроме отмеченных негативных моментов, необходимо учитывать значительное качественное отставание отечественных технологий от мировых аналогов.
В перспективе
основой инвестиционной политики станут
организационно-экономические
Кроме
прямого вмешательства в
2.2 Регулирование сфер и объектов инвестирования
Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются определённые в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и её регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.
Инвестиционная
деятельность в России регулируется
как общим государственным
Принципиальное значение имеют такие законы, как Конституция РФ, Гражданский кодекс, законы об акционерных обществах, о собственности, о приватизации, о предприятиях и предпринимательской деятельности и налогообложении, внешнеэкономической деятельности, о тарифном контроле и валютном регулировании и др.
В нашей
стране также приняты специальные
законы, постановления, нормативные
акты, которые регулируют непосредственно
инвестиционный процесс. К ним следует
отнести Закон «Об
Принят
ряд постановлений
Государство использует как административные, так и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность в стране.
Административные
(прямые) методы регулирования предполагают
прямое воздействие на субъекты инвестиционной
деятельности; государство обладает
правом и возможностью осуществлять
принуждение по отношению к другим
субъектам экономики, используя
регламенты, запреты, ограничения, разрешения.
В качестве инструментов подобного
воздействия выступают
Экономические методы воздействия государства – это методы, с помощью которых государство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности путём стимулирования принятия инвестиционных решений как в интересах самих субъектов, так и в интересах всего общества.
Обычно
государство сочетает административные
и экономические методы для достижения
целей в области
К экономическим методам относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы как земля, природные ресурсы.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Законом
об инвестиционной деятельности, осуществляемой
в форме капитальных вложений,
предусматриваются следующие
1) Создание
благоприятных условий для
– совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
– установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
– защиты интересов инвесторов;
– предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землёй и др. природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;
– расширения
использования средств
– создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтинговых оценок субъекта инвестиционной деятельности;
– принятия антимонопольных мер;
– расширения
возможностей использования залогов
при осуществлении
– развития финансового лизинга;
– проведения переоценок основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
– создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.
Информация о работе Государственное регулирование инвестиций в России