Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение теоретических и практических аспектов регулирования инвестиционной деятельности в России. При выполнении данной работы ставились следующие задачи:
-выявить различные виды инвестиционной деятельности;
-исследовать формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;

Содержание работы

Глава 1.Экономическое содержание инвестиционной деятельности……………4
1.1.Понятие инвестиционной деятельности и ее роль в экономике……….……..4
1.2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности…………………………6
1.3. Виды инвестиционной деятельности………………………………………….8
Глава 2.Государственное регулирование инвестиционной деятельности в России……………………………………………………………………………….10
2.1.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности…………………………………………………………………….….10
2.2.Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности.18
2.3.Органы государственного регулирования инвестиционной деятельности в России…………………………………………………...…………………………..19
Глава 3.Направления развития государственного регулирования…………...…29
инвестиционной деятельности в РФ
Заключение…………………………………………………………………………33
Список использованной литературы……………………………………………..34

Файлы: 1 файл

план.docx

— 118.34 Кб (Скачать файл)

В Российской Федерации сложилась за последние годы следующая система федеральных органов государственного регулирования инвестиционной деятельности.

1. Федеральные  органы и учреждения, осуществляющие  государственную легализацию и  регистрацию инвестиций и субъектов  инвестиционной деятельности. К  данной группе органов относятся:

  • Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики РФ (регистрация предприятий с иностранными инвестициями, аккредитация представительств иностранных юридических лиц, ведение реестров и т. д.);
  • Центральный банк РФ (в части регистрации и лицензирования кредитных организаций, аккредитации представительств иностранных банков, лицензирование аудиторов кредитных организаций, легализации вывоза капитала и т. д.);
  • Российский фонд федерального имущества (в части легализации сделок по купле-продаже государственных пакетов акций приватизированных предприятий);
  • Министерство финансов РФ (в части ведения единых реестров инвестиционных фондов и зарегистрированных в России ценных бумаг, выдачи лицензий на производство бланков ценных бумаг);
  • Государственный комитет РФ по рынку ценных бумаг (в части лицензирования профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг и саморегулируемых организаций, ведения их реестра);
  • Государственный таможенный комитет РФ (в части выдачи лицензий и квалификационных аттестатов, ведения реестров), а также ряд других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий лицензирование отдельных видов деятельности.

2. Федеральные  органы общеэкономического и  внешнеторгового государственного  регулирования в сфере инвестиционной  деятельности. К этой группе органов  относятся:

  • Министерство экономики РФ;
  • Министерство внешних экономических связей РФ;
  • Государственный таможенный комитет РФ.

3. Федеральные  органы финансово-кредитного и  валютного регулирования и контроля  в сфере инвестиционной деятельности. К этой группе могут быть  отнесены:

  • Центральный Банк РФ;
  • Министерство финансов РФ;
  • Министерство экономики РФ (в части разработки сводного финансового баланса государства, обоснования финансирования целевых программ, разработки политики привлечения инвестиций и так далее);
  • Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю.

4. Федеральные  органы фискально-налогового государственного  регулирования и надзора в  сфере инвестиционной деятельности. К ним относятся:

  • Федеральная налоговая служба России; Федеральная служба налоговой полиции России;
  • Государственный таможенный комитет РФ (в части взимания таможенных пошлин и налогов, а также иных таможенных платежей);
  • Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (в части приостановления незаконных внешнеэкономических операций и привлечения к ответственности за их совершение).

5. Федеральные  органы государственного регулирования  инвестиционной деятельности на  фондовом рынке и в сфере  приватизации: Российский фонд федерального  имущества; Государственный комитет  РФ по управлению государственным  имуществом;

  • Государственный комитет РФ по рынку ценных бумаг;
  • Государственный комитет РФ по антимонопольной политике;
  • Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России. [19,64]

Как легко подсчитать на основании приведенной классификации, функции регулирования инвестиционной деятельности от имени государства сегодня реально в России осуществляют как минимум 15 различных органов и учреждений. Среди них и значительное число органов исполнительной власти, и государственные учреждения при них, и Центральный банк России, и федеральные неправительственные органы.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Направления развития государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ  

Регулирование инвестиционной деятельности в России, осуществляемое путем направления капитальных вложений, предусматривает две формы: 
  -прямое участие государства в инвестиционной деятельности; 
  -создание государством благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности. 
Государство устанавливает правовые и экономические основы инвестиционной деятельности. Это права инвесторов, обязанности субъектов инвестиционной деятельности, отношения между субъектами инвестиционной деятельности (на базе государственного контракта). Государство запрещает капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству Российской Федерации и утвержденным стандартам (нормам и правилам).

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в форме прямого участия государства проводится по следующим главным направлениям: 
  - разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации; 
  - формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет средств федерального бюджета;

- предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

- размещение на конкурентной  основе для финансирования инвестиционных  проектов средств федерального  бюджета, средств бюджетов субъектов  Российской Федерации на возвратной  и срочной основах с уплатой  процентов. Возможно закрепление в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества;

- разработка и утверждение  стандартов (норм и правил) и контроль  за их соблюдением; 
  - предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством РФ; 
  - проведение экспертизы инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, и проектов, имеющих важное значение независимо от источников финансирования и форм собственности. 
  Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических, юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.[9,43] 
  Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы, а за счет средств бюджетов субъектов РФ - региональные инвестиционные программы. 
  К приоритетам государственной инвестиционной политики следует отнести те направления инвестирования, действие рыночных факторов которых может дать результаты, не совпадающие с долгосрочными национально-государственными интересами. Они включают:

- импортозамещающие производства, в том числе проекты с участием  стратегических инвесторов из-за рубежа;

- глубокую переработку  сырья и топлива, составляющих основу экспорта; 
- наукоемкие производства в области создания принципиально новых материалов, средств связи и др.;

- высокотехнологичный сектор  экономики (оборонно-промышленный комплекс, авиационную, биологическую промышленность и др.);

- социальную инфраструктуру  некоммерческого характера: здравоохранение, образование, науку, культуру, которые  не могут развиваться без прямой  государственной поддержки.  

Государство защищает интересы инвесторов независимо от форм собственности и при этом гарантирует субъектам инвестиционной деятельности: 
- обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности; 
- гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

- стабильность прав субъектов  инвестиционной деятельности;

-совершенствование системы налогов путем установления специальных налоговых режимов субъектам инвестиционной деятельности, определения механизмов начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; 
- предоставление льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации; 
- проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; 
- регулирование условий инвестиционной деятельности посредством кредитной, антимонопольной политики и других мер.

Выдержка из концепции «Приоритетные направления деятельности торгово-промышленной палаты РФ на 2011-2015 годы»:

Торгово-промышленная палата Российской Федерации исходит из целесообразности разработки национальной инвестиционной стратегии, предусматривающей более рациональное использование доходов государства и сырьевых компаний для обновления и развития технологического, институционального и инфраструктурного каркаса экономики страны. Для этого существует потребность принятия системы правовых и организационных мер, позволяющих перенаправить денежные потоки на кредитование реального сектора экономики и приоритетные сферы ее развития.

Улучшение инвестиционного климата:

- продолжить участие представителей ТПП РФ в деятельности Консультационного Совета по иностранным инвестициям при Председателе Правительства РФ по вопросам, касающимся улучшения инвестиционного климата и инвестиционного имиджа России.

- проработать предложения делового сообщества о совершенствовании механизмов государственно-частного партнерства. Принять участие в работе над проектом Федерального закона «Об инвестиционном партнерстве», разрабатываемом Минэкономразвития России.

- подготовить проект поправок в законодательство о концессионных соглашениях, направленных на урегулирование прав концессионеров в части гарантий на возмещение экономически обоснованных вложений.

- направить в Правительство РФ предложения об упорядочении принципов функционирования Инвестиционного фонда Российской Федерации в плане его преимущественной ориентации на финансирование региональных инвестпрограмм.

- разработать и представить в Правительство РФ предложение о восстановлении 50% инвестиционной льготы по налогу на прибыль.

- подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в миграционное законодательство с целью устранения противоречий и пробелов в отношении деятельности представительств и сотрудников иностранных фирм на территории России, привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов, инновационных технологий, создания благоприятного инвестиционного климата.


 

 

Заключение

Государственное регулирование экономики должно осуществляться по различным направлениям, отраслям и проблемам. Одним из направлений является государственное регулирование инвестиционной деятельности.

Государственное регулирование инвестирования направлено на обеспечение максимальной эффективности инвестиционных вложений.

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки, соответствующих законодательных и иных нормативно-правовых актов, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики.

Инвестиционная деятельность в России регулируется как общим государственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов. Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д. 

Реализация инвестиционной политики через соответствующие законодательные акты по сути своей направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим направлением социально-экономической политики государства, позволяющим добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования. 

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности