Иностранные инвестиции в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Иностранные инвестиции – это долгосрочные вложения предпринимательского капитала странами инвесторами в промышленность, сельское хозяйство и иные отрасли других стран. Или, иностранные инвестиции – это вклады иностранных инвесторов в объекты инвестиционной деятельности данной страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Иностранные инвестиции: сущность, классификация……………………….5
1.1 Сущность иностранных инвестиций……………………………………….5
1.2 Классификация иностранных инвестиций…………………………………7
2. Иностранные инвестиции в экономике России………………………….…13
2.1 Объем и структура иностранных инвестиций в экономике России…….13
2.2 Основные страны-инвесторы………………………………………………15
2.3 Региональное размещение иностранных инвестиций в России…………16
2.4 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России……………………………………………………………………………19
3. Роль государства в улучшении инвестиционного климата……………….20
3.1 Инвестиционный климат основных регионов России…………………..20
3.2 Риски в сфере международного предпринимательства: основные методы оценки управления рисками, основные типы рисков и особенности предпринимательских рисков в РФ……………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………….…31
Приложения…………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Иностранные инвестиции в экономике Росcии.docx

— 81.45 Кб (Скачать файл)

По фактору времени  риск может подразделяться на: долгосрочный риск, связанный с развитием на перспективу и краткосрочный  риск, зависящий от факторов конъюнктурного характера. [6]

 

Основные типы рисков.

 

Таблица 5. Основные типы рисков.

КРИТЕРИИ

ТИПЫ РИСКОВ

По способу измерения

Абсолютные потери.

Относительные потери (в  процентах к определенной базе)

По типу расчета

Расчетный риск, определяемый на стадии проектирования.

Текущий риск, определяемый в процессе реализации проекта.

По фактору времени

Долгосрочный риск.

Краткосрочный риск.

По отношению к предприятию

Внешние риски деловой  среды (международной

В зависимости от факторов риска

Рыночный.

Коммерческий.

Валютный.

Кредитный.

Производственный и др.


 

При определении уровня риска  в зависимости от величины потерь обычно выделяют несколько зон:

а) безрисковая зона, которой  соответствуют нулевые потери или  даже отрицательные (превышение прибыли  над ожидаемой);

б) зона допустимого риска  – область, в пределах которой  данный вид предпринимательской  деятельности сохраняет свою экономическую  целесообразность, т.е. потери имеют  место, но они меньше ожидаемой (расчетной) прибыли; границы этой зоны соответствуют уровню потерь, равному расчетной прибыли;

в) зона критического риска  – область, характеризуемая возможностью потерь, превышающих величину ожидаемой  прибыли и достигающих величины денежного объема выручки, т.е. суммы  затрат и прибыли;

г) зона катастрофического риска – область потерь, которые превышают выручку и в максимуме могут достигать (или превосходить) величины собственного капитала или имущества предпринимателя.

Существуют различные  способы оценки риска предпринимательства  – теоретический (на основе логических рассуждений), эмпирический (на базе экстраполяции  прошлых тенденций) и прикладные способы, которые, в свою очередь, делятся  на статистический (на основе изучения статистики потерь), экспертный (например, на основе обобщения мнений и опыта  предпринимателей или специалистов) и расчетно-аналитический (на основе использования экономико-математических моделей).

В настоящее время одним из наиболее распространенных вариантов оценки уровня рисков (особенно страховых) является оценка, специализированными рейтинговыми агентствами, которые рассчитывают и так называемые инвестиционные рейтинги.

Под инвестиционным рейтингом понимается оценка способности заемщика (страны, фирмы и т. д.) выполнить свои обязательства по своевременному погашению основной суммы долга и процентов по нему в соответствии с условиями договора.

В мире действует несколько  авторитетных рейтинговых агентств – «Стандарт энд Пурз», «Мудиз»  и другие, которые присваивают  рейтинги странам и отдельным  экономическим субъектам - компаниям, банкам и т. д. К концу 2005 г. Международные рейтинговые агентства «Мудиз», «Фитч» и «Стандарт энд Пурз» в очередной раз повысили кредитный рейтинг России, что делает страну более привлекательной для иностранных инвестиций. Однако следует отметить, что эти рейтинги оценивают кредитный риск страны, а не деловой риск, так что вряд ли их повышение вызовет значительный приток иностранных инвестиций, особенно прямых.

Суверенные рейтинги – рейтинги, присваиваемые отдельным странам, играют важную роль при оценке инвестиционного риска, касающегося всех экономических субъектов этой страны. При этом никакой экономический субъект, находящийся на территории страны, не может иметь рейтинг выше рейтинга данной страны. Данное обстоятельство еще больше повышает значение суверенных рейтингов. [6]

Особенности предпринимательских рисков в России

Анализ сравнительно непродолжительного (немногим более десятилетия) опыта  реализации совместных проектов с участием иностранных инвесторов в России позволил выявить ряд специфических  рисков, присущих российской экономике, с которыми должны считаться не только иностранные инвесторы, но и российские участники. Эти риски связаны с такими внешними для совместных предприятий факторами, как нестабильность и несовершенство правовой базы, высокий уровень монополизации отдельных сегментов экономики, неустойчивость финансово-кредитной системы, определенный вакуум в сфере объективной комплексной информации о состоянии развития промышленных и других предприятий. В России во многих случаях сохраняются длительные бюрократические процедуры: переговоры между потенциальными партнерами иногда длятся 1-2 года, подписание и утверждение контрактов – 2-3 месяца, согласование и получение лицензии еще 2-3 месяца. Часто эти процедуры столь сложны и запутанны, что позволило некоторым специалистам говорить о новом типе риска — «бюрократическом».

Кроме того, российские предприятия  уделяют недостаточное внимание выявлению и прогнозированию организационных рисков, связанных в первую очередь с качеством менеджмента, что обусловлено недостаточной подготовкой и отсутствием опыта у российских управляющих, незнанием ими принятых на Западе методик оценки рисков и эффективности инвестиционных проектов, отсутствием команды управления, обеспечивающей преемственность при изменении в персональном составе высшего руководства предприятия. В результате случаются факты, когда жизнеспособный проект практически рассыпался из-за болезни директора и неспособности его заместителей осуществлять должное руководство проектом. Наличие надежной и квалифицированной команды управляющих помогло бы предотвратить такие случаи.

Особое внимание при организации  совместного проекта в России следует уделять анализу и  оценке его устойчивости. Дело в  том, что в настоящее время  российский рынок сырья и комплектующих  изделий в значительной степени  монополизирован, что делает возможным  ценовой диктат поставщиков. Имеются факты, когда после положительного решения об участии иностранного инвестора в финансировании проекта цены смежников повышались в несколько раз. Для минимизации подобных рисков малые предприятия могут создавать запасы материалов и комплектующих, рынок которых монополизирован. Крупные предприятия могут предпринять определенные организационно-правовые меры (например, закрепление в договоре определенных условий и жестких санкций за их несоблюдение) по предотвращению внезапного повышения цен.

Для успешной реализации инвестиционных проектов в России важным является обеспечение эффективного взаимодействия и поддержки местных (региональных) властей, что может обеспечить получение льгот по местному налогообложению, реальные гарантии по возврату средств и т.д.

Все эти и другие риски, присущие российской экономике, во многом связаны с переживаемым страной переходным этапом и с течением времени будут смягчаться или вовсе исчезать. Но уже и сегодня осуществление на стадии проработки совместного инвестиционного проекта комплекса специальных организационных мер позволяет минимизировать эти риски. Как показывает опыт успешно действующих в России иностранных инвесторов, затраты на проработку таких мер с лихвой окупаются в ходе реализации проекта.

Преодоление всех этих трудностей и недостатков будет способствовать решению одной из главных задач, стоящей перед Россией — задачи повышения конкурентоспособности российской экономики на основе преодоления ее отставания в инвестиционно-технологической области. Решение этой задачи предполагает активное привлечение иностранных прямых инвестиций. [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

В I квартале 2008 г. в экономику  России поступило 17,3 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 29,9% меньше, чем в I квартале 2007 года. Объем поступивших иностранных инвестиций по основным странам-инвесторам, включая страны СНГ, в I квартале 2008 г. составил 221045 млн. долл. США.

Основные страны-инвесторы  в I квартале 2008 г. - Кипр, Нидерланды, Соединенное  Королевство (Великобритания), Германия, Швейцария, США, Франция, Ирландия. На долю этих стран приходилось 71,2% от общего объема накопленных иностранных  инвестиций, 84,3% общего объема накопленных  прямых иностранных инвестиций.

По состоянию на конец  марта 2008 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 221 млрд. долларов США, что на 45,9% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 48,8% (на конец марта 2007 г. - 50,0%), доля прямых - 48,2% (48,2%), портфельных - 3,0% (1,8%).

Несмотря на ряд проблем  привлечения иностранных инвестиций в Россию, перечисленных мною в  курсовой работе, в настоящее время  активность иностранных инвесторов набирает большие темпы. Это обосновывается тем, что состояние российской экономики  улучшается и в ней сейчас присутствует достаточно большое количество накопленных золотовалютных резервов.

Иностранный капитал может привнести  в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала – необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей – выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов – с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный  капитал, и, не лишая его собственных  стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

 

                  Список использованной литературы

  1. Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ.
  2. Хорошилова О. Прямые иностранные инвестиции в России: ограничения и возможности/ О. Хорошилова// Инвестиции в России. - 2007. - №4. - с.14-21
  3. Мальцев Г.Н. Иностранные инвестиции в российскую экономику/ Г.Н.Мальцев// ЭКО. - 2007. - №10. - с.20-34
  4. Агапова Т.Н., Осмоловская С.П. Иностранные инвестиции. Курс лекций: учебное пособие. – Вологда-Молочное: ИЦ ВПЧХА, 2005. – С. 21, 51-52.
  5. Валдайцев С. В., Воробьев П. П. и др. // Под ред. Ковалева В. В., Иванова В. В., Лялина В. А. Инвестиции: учеб. - М.: ТК Велби. - 2004. – С. 28-31.
  6. Воронина Л.А. Иностранные инвестиции как современный источник финансирования российской экономики/ Л.А.Воронина//Финансы и кредит. - 2007. - №9. - с.2-11
  7. Гусев К.Н. Новые тенденции в притоке иностранных капиталов в Россию/ К.Н.Гусев//Банковской дело. - 2007. - №5. - с.19-24, №6. - с.31-34
  8. Аскинадзи В.М. Инвестиционное дело. Учебное пособие/ В.М. Аскинадзи - М: ООО»Маркет ДС Корпорейшн», 2007. - 512 с.
  9. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. – Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М. - 2006. – 672 с.
  10. Добрынин А.И., Тарасевич Л. С. Экономическая теория / 3-е изд. – СПб: Изд. СПбГУЭФ. - 2001. – 544 с.
  11. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции: Учебное пособие. М.: ООО «Книгодел», 2006. – С. 7-25, 121-130, 141-146.
  12. Киселева Н.В., Боровикова Т.В., Захарова Г.В. и др. // Под ред. Подшиваленко Г.П., Киселевой Н. В. Инвестиционная деятельность: Учебное пособие / – М.: КНОРУС, 2005. – С. 84-86.
  13. М. Делягин, О. Тиньков Инвестиции //Финанс-2007.- №10.- С.21-25.
  14. А.Гудков. Инвестиционная привлекательность регионов. // Комме<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';

Информация о работе Иностранные инвестиции в экономике России