Иностранные инвестиции в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Устойчивое развитие экономики любой страны сегодня невозможно без активного участия в мирохозяйственных отношениях. Наряду с международной торговлей всё большее значение приобретают международные потоки инвестиционного капитала, на основе эффективного сотрудничества между странами.
Об иностранных инвестициях можно говорить в тех случаях, когда иностранный капитал вкладывается в активы национальных компаний и государств.

Файлы: 1 файл

Чистовик.docx

— 71.66 Кб (Скачать файл)

В России существуют особые экономические  зоны четырёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные.

Кроме того, в Калининградской области  с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ "Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2008 г..

Классификация ОЭЗ  по системам льгот

  • Налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 20 %) снижается налог на прибыль. Для ТВЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26 % до 14 %.)
  • Таможенные (импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;
  • Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
  • Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.
  • Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

В целом значение ОЭЗ для стран  их размещения заключается в том, что они:

  • являются важным фактором социально-экономического, научно-технического, кадрового и технологического совершенствования национального хозяйства;
  • выступают связующим звеном между мировой экономикой и экономикой дайной страны, т.е. способствуют интеграции последней в систему мирохозяйственных связей; являются своеобразным эталоном наиболее передовых форм организации производства и управления, развития и внедрения новейшей технологии;
  • способствуют насыщению внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами;
  • являются мощным средством привлечения иностранных инвестиций, а также фактором мобилизации местных ресурсов;
  • стимулируют развитие новых форм предпринимательства и деловой активности, которые могут использоваться в остальных сферах и регионах национальной экономики;
  • являются «полем экспериментирования» и отработки новых способов решения социально-экономических проблем, развития нового для стран с переходной экономикой экономического мышления и новых черт социальной психологии.

В развивающихся странах целями ОЭЗ являются достижение более высокого уровня индустриализации, включение  или повышение доли страны в мировой  торговле. Основным и даже иногда единственным источником привлекаемого капитала в такие зоны является иностранный  капитал.

В развитых странах создание ОЭЗ  используется в основном как инструмент региональной политики, т.е. ОЭЗ создаются  в регионах, где необходимо повышение  уровня социально-экономического развития.

 

2.2 Цели создания  свободных экономических зон

Впервые СЭЗ были созданы  в США по акту 1934 г. в виде зон  внешней торговли. Их целью была активизация внешнеторговой деятельности посредством использования эффективных  механизмов снижения таможенных издержек. При этом главным образом предполагалось сокращение импортных тарифов на детали и компоненты для производства автомобилей. В зоны внешней торговли были превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие в указанных  зонах, выводились из-под таможенного  контроля в США, если импортируемые  в зону товары затем направлялись в третью страну. Таможенные издержки снижались и тогда, когда в  зоне осуществлялась "доводка" продукции  фирм США для последующего экспорта. Если же товары из зоны шли в США, они в обязательном порядке проходили все таможенные процедуры, предусмотренные законодательством страны.

Цели создания СЭЗ зависят  от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон  в каждом конкретном случае могут  отличаться друг от друга. Так, в промышленно  развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные  экономические зоны часто создавались  для активизации внешнеэкономических  связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого  и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных  различий. В этих целях такой категории  предпринимателей предоставлялась  большая, чем в других районах  страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы  ;не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

Со сходной целью создавались  свободные экономические зоны и  в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно  развитых стран в этих государствах упор при создании СЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей  силы.

В обобщенном виде создание СЭЗ направлено на достижение таких целей, как:

  • привлечение передовых, по отношению к национальным, технологий;
  • активизация экономики путем привлечения иностранного капитала;
  • поступление валютных активов, и, таким образом, увеличение валютных запасов;
  • насыщение внутреннего потребительского рынка;
  • повышение уровня занятости населения и квалификации рабочей силы;
  • создание современной рыночной инфраструктуры;
  • ускоренное развитие депрессивных районов;
  • приобретение мирового опыта в области управления экономикой, международного предпринимательства.

Главная цель создания СЭЗ  заключается именно в более глубоком включении национальных хозяйств в  международное географическое разделение труда.

Сегодня можно утверждать, что создание и функционирование СЭЗ на территории России лишь в  малой степени достигло поставленных целей, как на региональном, так и  на общегосударственном уровне. При  реализации этой новой для страны задачи возникло множество проблем  различного характера, разрешение которых  предстоит в ближайшем будущем.

 

 

2.3 Анализ свободных экономических зон в России

Режим особых экономических зон предлагает инвесторам таможенные преимущества, налоговые льготы, другие привилегии, что обеспечивает резидентам зон ряд конкурентных преимуществ. Так, по данным российского Министерства экономического развития и торговли, существующая в ОЭЗ система налогообложения обеспечивает фирмам-резидентам получение 20-30-процентной финансовой выгоды. Однако даже при условии существования действительно полноценного зонального льготного режима наличие одних только этих налоговых льгот еще отнюдь не гарантирует заинтересованности иностранных компаний в осуществлении инвестиций в России. Иными словами, хотя зональный режим и означает снижение инвестиционного барьера для иностранных инвесторов, одних только этих преимуществ ОЭЗ еще недостаточно для привлечения в Россию инвестиций иностранных фирм. Об этом однозначно свидетельствуют данные о фирмах - резидентах особых экономических зон, среди которых пока отсутствуют ведущие иностранные высокотехнологичные компании. Более того, их массовый приход в Россию крайне маловероятен до тех пор, пока руководство ОЭЗ не начнет серьезную практическую работу по их привлечению в эти зоны (что предполагает гораздо более высокий уровень маркетинговой деятельности), а в стране в целом не будет создан действительно благоприятный климат для прямых иностранных инвестиций.

 Между тем, начиная  с середины текущего десятилетия  инвестиционный климат в России существенно ухудшился, о чем свидетельствуют как отдельные случаи «странного» отношения российских властей к ряду зарубежных компаний, так и введение российским правительством ряда ограничений на деятельность иностранных фирм в так называемых стратегических отраслях экономики. 

Три года работы особых экономических  зон доказали, что этот институт развития реального сектора экономики полностью состоялся. Сформирована в 2008 году нормативная правовая база из 78 правовых актов, в том числе 8 федеральных законов, 20 постановлений Правительства РФ, 37 приказов, 13 соглашений о создании ОЭЗ и т.д. Оформлены все земельно-имущественные отношения, что для любого нового строительства является вопросом номер один. Сложилась система управления ОЭЗ во главе с Минэкономразвития РФ, учитывающая интересы и федерации, и регионов, и муниципалитетов, и самих инвесторов.

Площадь земельных участков, переданных резидентам ОЭЗ в аренду и в собственность, за первое полугодие 2011 г. увеличилась на 29,3 га (за 2010 г. - 31 га) и составляет 887,7 га, из которых  передано в аренду 839,4 га, в собственность - 48,2 гектар.

Затраты на создание инфраструктуры ОЭЗ за первое полугодие 2011 г.превысили 12,77 млрд. рублей (нарастающим итогом с начала функционирования ОЭЗ - 63 млрд. рублей), в том числе средства федерального бюджета - 3,5 млрд. рублей (36,3 млрд. рублей) и средства региональных бюджетов - 9,27 млрд. рублей (26,7 млрд. рублей).

В первом полугодии текущего года затраты на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ всех типов более  чем в 2,5 раза выше, чем затраты  за 2010 г., при этом из федерального бюджета  на указанные цели было потрачено  средств на 27% меньше. Увеличение средств  на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ обусловлено улучшением исполнения субъектами Российской Федерации своих  обязательств по участию в создании объектов инфраструктуры ОЭЗ в соответствии с утвержденными перечнями объектов такой инфраструктуры.

В ОЭЗ всех типов за первое полугодие 2011 г. зарегистрировано 18 резидентов ОЭЗ, 13 резидентов лишено статуса резидентов ОЭЗ (нарастающим итогом с начала функционирования ОЭЗ - 263 резидента). Резидентами  ОЭЗ осуществлено инвестиций в объеме 4,4 млрд. рублей (36,3 млрд. рублей). Объем  произведенной продукции и услуг  на территориях ОЭЗ за первое полугодие 2011 г. составил 8,5 млрд. рублей (45,7 млрд. рублей), в ОЭЗ создано резидентами  около 695 рабочих мест (нарастающим  итогом около 6652 рабочих мест). На территориях  ОЭЗ резидентами построено и  введено в эксплуатацию 7 объектов производственной и инновационной  инфраструктуры ОЭЗ.

 Сегодня действующие ОЭЗ развиваются неодинаково. Промышленно-производственные зоны находятся на этапе начала выпуска продукции, технико-внедренческие - на этапе активного строительства инфраструктуры, туристско-рекреационные — на этапе градостроительного проектирования. Начинают организовываться и портовые зоны. Перечень особых экономических зон в России представлен в приложении 6.

В целом в последнее  время репутация особых экономических  зон у российских работников, фирм и в особенности у лиц, принимающих  решения, улучшилась: зоны более не считаются узаконенными территориями для отмывания нелегальных доходов  и коррупционной деятельности. Однако потребуется длительное время для  того, чтобы российские ОЭЗ приобрели  известность в зарубежных деловых  кругах.

В соответствии с бизнес-планами  инвестиции этих организаций в строительство  и оборудование офисных помещений, цехов и лабораторий составят более 90 млрд рублей, при этом будет создано более 30 тысяч рабочих мест, объем выпускаемой продукции составит 1,7 трлн рублей.

Существует по меньшей мере шесть причин, в силу которых российским особым экономическим зонам не следует недооценивать значимость иностранных инвестиций. Во-первых, приход иностранных компаний означает поступление в российскую сферу НИР дополнительных капиталовложений. Во-вторых, зарубежные фирмы приносят с собой передовые технологии и передовой опыт, что еще важнее, чем поступление собственно финансового капитала, поскольку на деньги можно купить технологию, но не ее эффективное использование. В-третьих, без участия передовых высокотехнологичных иностранных компаний российская инновационная система будет фокусироваться на ограниченных внутринациональных потребностях вместо ориентации на возможности глобального рынка. В-четвертых, присутствие зарубежных фирм активизирует процесс конкуренции, что способно придать инертному российскому инновационному сектору необходимую динамику развития. В-пятых, специалисты ведущих иностранных инновационных компаний гораздо лучше представляют себе перспективы инновационного развития, чем даже самые информированные чиновники-бюрократы. И наконец, в-шестых, привлечение в Россию инвестиций иностранных высокотехнологичных компаний — это более эффективный способ превращения пораженной «ресурсным проклятием » российской экономики в диверсифицированное высокотехнологичное хозяйство по сравнению с приобретением собственно высокотехнологичных компаний и их научных достижений. Таким образом, идея создания особых экономических зон заключается в формировании «точек роста» на специально выделенных территориях за счет привлечения инвестиций на льготных условиях.

Информация о работе Иностранные инвестиции в экономике России