Иностранные инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:00, контрольная работа

Описание работы

Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но, к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам. Более того, несмотря на неоднократные попытки создания реально

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………………..1
2. Сущность свободных экономических зон……………..……………………………3
3. Разновидности свободных экономических зон и их основные черты………4
А) Cвободные таможенные зоны……………………………………………………4
Б) Зоны свободной торговли ………………………………………………………..5
В) Промышленно-производственные зоны…………………………………………5
Г) Технико-внедренческие зоны …………………………………………………….5
Д) Сервисные зоны …………………………………………………………………..6
Е) Комплексные зоны ………………………………………………………………..7
4. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон… 8
А)Внешнеторговые льготы…………………………………………………………..8
Б)Административные льготы………………………………………………………..8
В)Налоговые льготы………………………………………………………………….8
Г)Финансовые льготы………………………………………………………………..8
5. Свободные экономические зоны в России…………………………………… ..11
6. Заключение
7. Рекомендуема литература……………………………………………………...…16

Файлы: 1 файл

Иностранные инвестиции (Автосохраненный).docx

— 52.92 Кб (Скачать файл)

Образование свободных  экономических зон, особенно развивающихся  странах, сопряжено со значительным капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства по их развитию. Без строго определенной централизованной поддержки они практически нежизнеспособны. По обследованию, проведенному Институтом Востоковедения РАН по 26 странам, собственные затраты по привлечению иностранных инвестиций в свободные экономические зоны составили в среднем 4 доллара на 1 доллар зарубежных инвестиций. В КНР, например, иностранные вложения в четыре свободные экономические зоны к концу 80-х годов составили 4 млрд. долл., в то время как начальные собственные инвестиции превышали 22 млрд. долл., что в 5,5 раз больше. По существу, вся инфраструктура свободных экономических зон КНР была создана за счет централизованных государственных средств.           

При многочисленных примерах успешного функционирования свободных экономических зон имеют место и неудачные попытки их организации. Так, создание в Шри Ланке, Гватемале, Либерии, Сенегале и других странах разного рода свободных экономических зон не только не увенчалось успехом, но многие из них вообще перестали функционировать. Позднее были предприняты попытки их реанимации, в той или иной степени успешные. К основным причинам неудач в работе СЭЗ в этих странах можно отнести политические, экономические, организационные.    

Политические  причины связаны с общеполитической нестабильностью в стране, гражданскими волнениями,  вплоть до военных действий. К экономическим причинам,  прежде всего, следует отнести чрезмерно усложненное, запутанное, с точки зрения инвестора, законодательство об инвестиционном режиме в зоне. Бюрократическая организованность управления свободными экономическими зонами, наличие многочисленных малооправданных процедур для регистрации иностранного инвестора в зоне, плохая пропаганда и "реклама преимуществ специальной зоны — все это также заметно отражается на ее судьбе. К сожалению, к числу стран и регионов, где свободные экономические зоны не только не дают пока заметного эффекта для народного хозяйства, но и их собственное раз-питие оставляет желать лучшего, относится и Россия.

Рассмотрим некоторые  особенности создания и функционирования свободных экономических зон в России.

4. Свободные экономические  зоны в России

Мировой опыт успешного  функционирования свободных экономических зон в середине 90-х годов привлек пристальное внимание российских реформаторов, в результате чего была поставлена задача за 2—3 года создать широкую сеть такого рода зон. Предполагалось создание в различных регионах СССР до 50 свободных зон. При этом сами специальные зоны зачастую рассматривались как чудодейственное средство по переходу от командной, дефицитной экономики к рыночно-ориентированной. По представлениям российских предпринимателей экономическая зона должна выглядеть как "заповедник нормального рынка в ненормальной стране".

Первые попытки  по пропаганде и созданию свободных  экономических зон были предприняты  в середине 80-х годов. Так, в 1986 г. зародилась идея создания СЭЗ "Находка". К концу 80-х годов появилась государственная концепция развития свободных экономических зон на территории СССР.

По форме СЭЗ  должны были представлять зоны свободного предпринимательства, компактно расположенные в районах с развитым научно-техническим потенциалом. Важной их задачей было привлекать иностранный капитал и технологии. Правительством СССР в декабре 1989 г. было принято постановление о создании свободных экономических зон в городах Находка и Выборг. Через полгода краткие положения общего характера в отношении свободных экономических зон были изложены в "Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР".           

К началу 90-х  годов государственная концепция  СЭЗ дополняется рядом региональных инициатив. Эти инициативы делали акцент на значительной самостоятельности  свободных экономических зон  и ратовали за огромные территории, отводимые для размещения зон. В  середине 1990-х гг. Верховный Совет  РСФСР принял решение о создании 13 свободных экономических зон. По каждой СЭЗ Совет Министров РСФСР  утверждал отдельное положение, закрепляющее ее хозяйственно-правовой статус.           

Процесс образования  свободных экономических зон  начале 90-х годов характеризовался следующими чертами

• отсутствием  четкого понимания реальных целей, задач СЭЗ;                                       

• огромностью  отводимых территорий для СЭЗ: на долю формально созданных "свободных  зон" приходилось более одной  трети территории России;                     

• массовой раздачей льгот и привилегий зонам  лоббированием их интересов в Правительстве РФ;   

• стремлением  местных властей к суверенитету через создание СЭЗ.

Вступивший в  силу в сентябре 1991 г. Закон "Об иностранных  инвестициях в РСФСР", в котором целая глава была посвящена свободным экономическим зонам, заметно упорядочил процесс их образования. По этому закон свободные экономические зоны создаются с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной тех-кики, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В свободных экономических зонах устанавливается льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием: упрощенный порядок регистрации предприятии с иностранными инвестициями. Так, для предприятий с вкладом иностранных инвесторов до 75 млн. руб. регистрация производится непосредственно в СЭЗ; налогообложение по льготным ставкам: до 50% установленных на территории Российской федерации для иностранных инвесторов; понижение ставки платы за пользование землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду (сроком до 70 лет) с правом субаренды (вне СЭЗ этот срок — до 50 лет); понижение таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров; упрощенный порядок пересечения границ, въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизового; наличие права безлицензионного экспорта и импорта, предусмотренное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей иностранных инвестиций более 30%. Валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полностью оставляется в их распоряжении.

Коренные экономические  реформы, начатые в 1992 г., и либерализация  всей хозяйственной жизни в стране заметно изменили отношение российского правительства к проблеме организации свободных экономических зон в России. Новыми законами, регулирующими внутри- и внешнеэкономические отношения, не предусматривался какой-либо особый статус свободных экономических зон. И хотя правительственные положения о них никто не отменял, государственные финансово-налоговые службы посчитали их утратившими силу. Все это вызвало беспокойство у иностранных инвесторов. Принятый в июне 1992 г. Указ Президента РФ о свободных экономических зонах, а также заверения администрации действующих зон о неизменности зональной политики способствовали определенной стабилизации обстановки. Однако в целом в развитии СЭЗ в стране явно стал ощущаться застой.

В Правительстве  РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории страны, что было вполне объяснимо. Взамен предлагалась концепция формирования микрозон — разновидностей свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зон был полажен принцип сочетания выгодного географического расположения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.

Стала заметной тенденция закрытия ранее созданных  свободных экономических зон  путем урезания и лишения их ряда привилегий. В печати, высказываниях  официальных лиц появились мнения о малой перспективности СЭЗ  в России, о необходимости развития всей экономики в льготном рыночном режиме, а не каких-то ее отдельных  частей. Подобные точки зрения подкреплялись  следующими аргументами:                  

• опасениями, что  будет образовано слишком большое  число различных СЭЗ;                        

• свободные  экономические зоны — это "черные дыры" российской экономики по утечке ресурсов страны, концентрации криминогенных  элементов и других негативных явлений;                                              

• уменьшением  управляемости СЭЗ со стороны  центральных властей, их чрезмерной самостоятельностью и формированием  новых региональных элит.            

Несмотря на сдерживание процессов развития свободных экономических зон  сверху, тенденция к их развитию снизу часто оказывалась решающей. Активность местных администрации  и управленческих структур таких  свободных экономических зон, как "Находка", "Янтарь" (Калининградская  область), способствовали тому, что  правительство предоставляло им льготы, кредиты и т. п. В ноябре 1995 г. Государственной Думой был  принят Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской  области". Этот закон определил  правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны в Калининградской  области, учитывая ее специфическое  географическое положение, значение для  интересов Российской Федерации.                           

Усилилась тенденция  по созданию "налоговых убежищ". и результате в России возникли специальные зоны оффшорного типа. Первая из таких зон - зона экономического благоприятствования "Ингушетия" просуществовала до июля 1997 года. Функционирует так называемый "налоговый оазис Калмыкии", предоставляющий существенные налоговые льготы предприятиям, зарегистрировавшимся в этой зоне. Льготами в Калмыкии пользуются только компании-нерезиденты, не использующие ее сырьевые и природные ресурсы.                              

В апреле 1997 года Государственная Дума приняла в  третьем чтении Федеральный закон "О свободных экономических зонах", который не был утвержден Президентом РФ п концу 90-х годов свободные экономические зоны в России (зарегистрировано более 20 разного рода СЭЗ)[2]

по-прежнему находились как бы на полулегальном положении. Потенциал этой идеи пока не получил своего полноценного раскрытия & России. Вместе с тем достигнутые результаты функционирующих СЭЗ свидетельствуют об их переценивности.  

К числу таких  примеров можно отнести СЭЗ "Находка". На территории свободной экономической зоны "Находка зарегистрировано 3,3 тыс. предприятий. Из них более 2 тыс. принадлежит частным лицам. В середине 90-х годов в зоне работало 386 предприятий с иностранными инвестициями, при этом 224 предприятия со 100% иностранных инвестиций. Объем экспортной продукции свободной экономической зоны в 1995 г. составил 42,3 млн. долл., в 3 раза превысив импорт. С российской стороны в создании предприятии с иностранными инвестициями принимают участие не только предприятия СЭЗ "Находка", но и привлекаются капиталы многих регионов России и государств СНГ

На территории осуществляются проекты по организации и функционированию российско-корейского технопарка и российско-американского промышленного парка. Это промышленные комплексы должны сыграть ключевое значение в индустриализации этой зоны. В зоне действуют 15 банковских институтов (14 филиалов различных банков и банк "Находка").                                  

Поскольку функционирование СЭЗ "Находка" длительное время  рассматривалось как эксперимент, Правительство России принимало  по ней специальные решения. Например, "О некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны "Находка" от 8 сентября 1994 г." В соответствий с этим и другими регулирующими документами в СЭЗ для предприятий, иностранные вклады в которых превышают 30%, установлены следующие льготы:         

• федеральный  налог на часть прибыли, переводимой  за границу, составляет 7%, а соответствующие  местный налог — не более 3%;   

• прибыль и  часть прибыли, переводимой за границу, полностью освобождены от налогообложения  на 5 лет (после объявления о регулярном получении прибыли);

• часть прибыли, реинвестируемой в развитие производства, а также в объекты инфраструктуры и социальной сферы СЭЗ, полностью освобождаются от налога.

С февраля 1994 г. Административный комитет, который занимается вопросами регулирования и контроля в СЭЗ "Находка", приступил к осуществлению новой стратегии по ее развитию. Основным направлением этой стратегии стало создание в зоне ряда локальных свободных зон, которые должны способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата всей зоны, стимулировать организацию импортозамещения с использованием современных технологий, появление новых рабочих мест. Другим направлением новой стратегии должен стать ориентир на превращение Находки в центр переработки грузов стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Свободная экономическая  зона "Находка" находится пока на начальном этапе своего развития. Однако уже сейчас можно говорить о первых ее позитивных результатах: сравнительно высоких темпах экономического роста в СЭЗ, создании многих рабочих мест, что заметно контрастирует со всеми, другими регионами России. При благоприятном функционировании СЭЗ, которое зависит не только от нее, зона способна дать мощный импульс развитию международных экономических связей Дальнего Востока и Сибири.

Отмечая факты .успешной работы некоторых свободных экономических зон России, необходимо указать и на негативный опыт их функционирования. Так, практика свободной экономической зоны "Алтай" свидетельствует о том, что многие совместные предприятия, зарегистрированные в зоне, фактически бездействовали. Вместо привлечения иностранного капитала шел процесс ввоза и перепродажи ширпотреба. При проверке внешнеэкономической деятельности этой зоны было выявлено много нарушений при выдаче квот и лицензий на вывоз сырьевых и стратегических ресурсов, экспорт которых ограничен законом. Коммерческая деятельность учредителей зоны принесла многочисленные убытки при осуществлении торговых сделок. В итоге, просуществовав около трех лет, СЭЗ "Алтай" была ликвидирована[3]. Следует также отметить, что налоговые льготы и инфраструктурные условия функционирования свободных экономических зон в России гораздо менее привлекательны по сравнению с зарубежными аналогами. Местные российские власти стремятся не столько создать привлекательные условия для иностранных инвесторов, сколько использовать инвестируемые средства для решения социальных проблем региона. Кроме того, СЭЗ рассматриваются как возможность получения большей автономии от центра.

Информация о работе Иностранные инвестиции