Инвестиции в КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в курсовой работе является анализ роли инвестиций в развитии Китайской Народной Республики. Актуальность исследования обусловлена следующими положениями. В современном мире Китай является одной из ведущих экономических держав и крупнейшим региональным лидером. В последнее десятилетие КНР приложила большие усилия для утверждения себя как мирового лидера, что в целом привело к формированию нового «центра силы» на международной арене.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1.Способы привлечения иностранных инвестиций в КНР………….…4
2.Тенденции инвестиционной деятельности в КНР……………………14
3.Прямые иностранные инвестиции в КНР……………………………..19
4.Распределение инвестиций по регионам КНР………………………...26
5.Прогнозы привлечения иностранных инвестиций в КНР……………31
Заключение………………………………………………………………...35
Список использованной литературы……………………………………..40

Файлы: 1 файл

1.doc

— 2.29 Мб (Скачать файл)

Все это происходит на фоне увеличения доли инвестиций из оффшоров, особенно в 2000-е годы. Так, если в 1998 г. доля оффшоров в совокупном объеме инвестиций составила около 10 %, то в 2008 г. более 20 %. Оффшорные инвестиции, прежде всего, являются тайваньскими, а также средствами первоначально, выведенными из КНР. Анализ официальной статистики Тайваня показал, что объем «непрямых» тайваньских инвестиций за тот же период значительно превышает данные статистики КНР (в 2003 г.-1,1 млрд., в 2008 г.-10,7 млрд. долларов США). Доли США и Японии за рассматриваемый период существенно сокращаются. Так если в 1994 г. доли США и Японии в общем объеме прямых иностранных инвестиций в КНР составляли соответственно 7,3 % и 6,1 %, то в 2008 г. они составили 3,2 % и 4 % соответственно. Общий объем прямых иностранных инвестиций в экономику КНР вырос с 33,9 млрд. долларов США в 1994 г. до 92,4 млрд. долларов США в 2008 г.24

Иностранные инвестиции оказывают положительное влияние на развитие китайской экономики по целому ряду направлений.

Во-первых, усиливается  привлечение рабочей силы, что позволяет решить вопросы занятости. 

Во-вторых, повышается совокупная производительность факторов производства, поскольку с приходом капитала вместе приходят в

страну и исследования, разработки, технологии, управление, маркетинг и др.

В-третьих, происходит стимулирование модернизации структуры китайских отраслей. Прямые иностранные инвестиции главным образом сконцентрированы в промышленности. Если смотреть на характерные изменения китайской отраслевой структуры с начала проведения политики реформ и открытости, то за исключением 1978-1983 гг., когда увеличились объемы производства сельского хозяйства, в остальные годы объемы производства сельского хозяйства из года в год снижались, объемы производства промышленности и сферы услуг постоянно росли. 

В-четвертых, стимулируется развитие внешней торговли. 

В-пятых, с  увеличением объема инвестиций увеличились и налоговые сборы.25

 

4.Распределение инвестиций по регионам КНР

 

Сегодняшняя инвестиционная политика китайского руководства направлена на то, чтобы внести определенные коррективы в сложившееся территориальное  распределение иностранных инвестиций. Такой поворот является составной  частью нового курса, направленного на освоение богатых ресурсами, но экономически слабо развитых районов удаленного от приморья внутреннего Китая. Курс выражается в значительном увеличении бюджетных ассигнований на развитие этих районов, в расширении объемов капитатьного строительства, в предоставлении инвесторам различных субсидий и льгот.26

Изначально подавляющее  большинство иностранных инвестиций (до 90 %) приходилось на восточные  и юго-восточные районы, тогда  как обширные территории Центрального и особенно Западного Китая пользовались значительно меньшим вниманием. В конце 90-х годов прошлого века на душу населения в Восточном Китае приходилось в 8,3 раза больше иностранных инвестиций, чем в Центральном Китае, и в 18 раз больше, чем в Западном. Первое соотношение оставалось практически неизменным на протяжении всего периода реформ, а второе даже увеличилось. Главными получателями иностранных инвестиций на востоке были провинции Гуандун, Цзянсу, Фуцзянь и город центрального подчинения Шанхай (рис. 1).

Рис. 1. Предприятия с иностранным капиталом на начало 2008 г.

Столь неравномерное  распределение инвестиций было в  определенной степени связано с  тем, что в качестве главных инвесторов изначально и долгое время спустя выступали жители Сянгана, Тайваня, Аомэня, стран Юго-Восточной Азии. Их предки или они сами были выходцами из этих провинций, укоренены в той же местной культуре, говорили на тех же местных диалектах, обладали родственными, земляческими, деловыми связями с местными жителями. Кроме того, и места их нынешнего обитания территориально наиболее приближены к этим районам континентального Китая. Что касается западных инвесторов, то их интересовал, прежде всего, потенциально емкий рынок Восточного Китая, поэтому они отдавали предпочтение крупным городам этого региона; Пекину, Тяньцзишо, Шанхаю. Но главную роль в привлечении капиталовложений в Восточный Китай сыграл установленный правительством особый режим стимулирования инвесторов в прибрежных районах, включавший льготы по налогообложению, землепользованию, валютным операциям. Льготы распространялись на специальные экономические зоны и 14 открытых городов данного региона. Немалое значение имели также сравнительно развитая в Восточном Китае инфраструктура, большая степень урбанизации, более высокий уровень образования, наличие определенной производственной базы, относительная зрелость рыночных отношений.

Несмотря на усилия центрального правительства изменить ситуацию в  пользу более отсталых территорий, вплоть до самого последнего времени  никаких существенных перемен в  распределении иностранных капиталовложений между тремя основными регионами страны: восточным, центральным и западным - не происходило. Все сдвиги имели место только в пределах Восточного Китая. Здесь на непосредственно прилегающих к побережью территориях сосредоточивался капитал, ориентированный на экспорт, а прочие части этого густонаселенного региона притягивали инвестиции, рассчитанные на внутреннее потребление. Малые и средние предприятия иностранных инвесторов, производящие на экспорт текстиль, одежду, обувь, детские игрушки, небольшую бытовую электротехнику, размещаются в основном в малых приморских городах и поселках, где им легче привлечь избыточную и дешевую рабочую силу из села.

В самом начале реформ, когда политика открытости ознаменовалась созданием четырех специальных экономических зон, расположенных на южном побережье страны, в них концентрировалось 70 %, а в 1984 г. - даже 81,7 % всех иностранных инвестиций. После 1984 г., когда в Китае был взят курс на создание социалистической рыночной экономики, территориальная концентрация стала уменьшаться - до 59,3 % в 1991 г. и до 38,8 % в 2000 г. Соответственно увеличивалась доля восточного и северного приморья. Особенно быстро рос приток иностранных капиталовложений в провинции Цзянсу.27

Для того чтобы привлечь иностранные инвестиции в Центральный и Западный Китай, правительство разработало целый комплекс мер. Он включал в себя, прежде всего, льготы по налогообложению, В течение десяти лет предприятия с участием иностранного капитала обязаны платить подоходный налог в размере 15 %. Это самая низкая налоговая ставка, которую до сих пор устанавливали для особо привилегированных инвесторов на востоке страны. В районах проживания национальных меньшинств условия инвестирования еще более льготные. То же самое касается вновь создаваемых на западе предприятий в области транспорта, энергетики, водной охраны, почтовой и радио связи. Эти предприятия на два года освобождаются от налога и еще на три года получают налоговую скидку. Как и в других районах страны, льготами по налогообложению пользуются иностранные инвестиции в энергетику, высокие технологии, производство интегрированных схем и программных продуктов. На десять лет освобождаются от налогов доходы от восстановления лесов и пастбищ и некоторые виды сельскохозяйственной продукции. Не взимается также земельный налог при приобретении участков для строительства шоссейных и железных дорог и аэродромов. Все эти льготы равным образом распространяются и на вложения национального капитала.

Расширяется допустимая сфера приложения иностранных инвестиций. В нее включаются разработка природных ресурсов, туризм, банковское дело. Западные территории первыми предоставили филиалам иностранных банков право вести операции в юанях, открыли для иностранного капитала розничную и внешнюю торговлю. Здесь раньше, чем в других районах, допустили иностранные инвестиции в телекоммуникации, страхование, адвокатуру, проектирование, грузоперевозки по железным и автомобильным дорогам, коммунальное хозяйство и т. д.

Перечень форм использования  иностранных инвестиций в Западном Китае постоянно пополняется. В него, в частности, включены пилотные проекты по схеме ВОТ. Допускается софинансирование поддерживаемых правительством проектов из китайских источников, в том числе в юанях. Увеличивается и доля льготных займов. Предполагается установить еще более благоприятные условия для иностранных инвестиций в разработку минеральных ресурсов.

Все это, однако, пока не привело к сколько-нибудь существенной территориальной переориентации иностранных  инвестиций, по-прежнему подавляющую их часть получает Восточный регион. Больше того, в 2006 г. эта ситуация стала еще более выгодной для Восточного Китая (табл. 4).

Таблица 4

Территориальное распределение  реально использованных прямых иностранных инвестиций в 2008 г.

Регионы Восточный Китай

ПИИ, млрд. долл.

%

Восточный Китай

56,9

90,3

Центральный Китай

3,9

6,2

Западный Китай

2,2

3,4


Спецификой экономики  Центрального и Западного Китая, осложняющей ее быстрое развитие, является высокий удельный вес крупных  государственных предприятий, которые по своей эффективности уступают средним и малым предприятиям государственного и негосударственного секторов в прибрежных районах. Привлечение иностранных инвесторов к процессу реформирования государственного секторов может существенно ускорить данный процесс. Однако на этом пути предстоит еще урегулировать некоторые непростые проблемы, такие как отсутствие надежной системы социального страхования и наличие большой банковской задолженности предприятий.

Хорошие перспективы  для привлечения иностранных инвесторов имеют такие крупные города Центрального и Западного Китая, как Сиань, Чэнду, Чунцин, обладающие высоким научно-техническим потенциалом. Несомненным плюсом Западного Китая является также наличие мощных машиностроительных, аэрокосмических, химических, оборонных предприятий, созданных в 60-е и 70-е годы прошлого века.

Курс китайского правительства  на освоение западных районов страны, в том числе и путем привлечения  иностранных инвестиций, создает  новые благоприятные предпосылки  для развития российско-китайского экономического сотрудничества, особенно в северо-западных и северо-восточных районах КНР и на прилегающих к ним территориях Центральной Азии, Сибири и российского Дальнего Востока. Перспективы такого сотрудничества, двустороннего и многостороннего, могут еще более укрепиться благодаря успешному развитию региональных организаций и вступлению России в ВТО.28

Территориальное размещение иностранных инвестиций, несмотря на все усилия центрального китайского правительства, не способствует смягчению межрайонных диспропорций. Иностранный капитал по-прежнему концентрируется   в   Восточном   Китае,   прежде   всего,   в   дельте р. Чжуцзян, в дельте р. Янцзы и на побережье вокруг Бохайского залива. В таких юго-восточных провинциях, как Чжэц-зян,  Цзянсу, на долю предприятий с иностранным капиталом приходится 43 % промышленных активов. Неравномерное распределение иностранных инвестиций служит одним из важных факторов региональных различий в уровне экономического развития и связанных с ним условий жизни.

 

5.Прогнозы привлечения иностранных инвестиций в КНР

 

Роль иностранного капитала в китайской экономике за последнее  время начинает оцениваться не только позитивно, высказываются все больше опасений по поводу ряда негативных аспектов.

Прежде всего, немалую роль играет то обстоятельство, что иностранные инвестиции во многом не дополняют отечественные, а вытесняют их с китайского рынка. Подавляющее большинство средних и малых инвесторов из Сянгана, Аомэня  и Тайваня вкладывают свои капиталы в основном в производство потребительских товаров, где и без того товарный рынок перенасыщен и производственные мощности недогружены. В этих случаях преимущество иностранных инвесторов обеспечивается не благодаря более высокой эффективности производства,  но почти исключительно вследствие льгот и привилегий и использования  административного ресурса  местными  властями,  что не может не вызывать недовольства у национального капитала.

При смене модели экономического роста, предполагающей определенную переориентацию производства, в том числе и на предприятиях с иностранным капиталом, с внешнего рынка на внутренний, сохранение привилегий за иностранными инвесторами еще более усилило бы их позиции в конкуренции с отечественными производителями.

Иностранные инвесторы  часто предпочитают вкладывать капиталы в отрасли, поглощающие естественные ресурсы и наносящие большой урон окружающей среде, такие, как производство кожи, бумаги, резины, инсектицидов, пластмасс. Используя прорехи в китайском законодательстве,   многие  иностранные предприниматели целенаправленно перемещают в Китай «грязные» производства, оборудование, технологии и даже отходы для последующей переработки. До  1993 г. базой для переработки опасных отходов для США служил Тайвань. Но после того, как тайваньские власти запретили торговлю металлическими отходами, большое количество соответствующего производственного оборудования было перемешено в приморские районы континентального Китая. В перечень предприятий, загрязняющих окружающую среду, попадают все больше ведущих ТНК в таких отраслях, как пищевая, электронная, химическая, машиностроительная промышленность. Между тем проблемы защиты экологии и ресурсообеспечения в КНР нарастают и вызывают усиливающуюся тревогу в обществе.

На предприятиях с  иностранным капиталом нередко имеет место наиболее жестокая эксплуатация труда, приводящая нередко к серьезным конфликтам.

При вовлечении иностранного капитала в совместное хозяйствование на государственных предприятиях имеет  место немалая утечка стоимости  активов. Дело в том, что значительная часть иностранных инвестиций осуществляется путем передачи оборудования, стоимость которого часто завышается. Иногда в зачет по высокой цене идет также морально и физически устаревшее или даже списанное за рубежом оборудование. При этом бывает, что одновременно занижается стоимость активов китайского предприятия, что еще более усугубляет ситуацию. Аналогичная ситуация имеет место и при оценке нематериальных (незримых) активов: иностранный инвестор ее завышает, а китайская сторона часто понятия о ней не имеет.

Информация о работе Инвестиции в КНР