Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:28, курсовая работа
Цель данной работы – дать характеристику формирования и направлений развития инвестиционной политики Республики Беларусь, найти пути повышения инвестиционной привлекательности страны.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Состояние и развитие инвестиционной сферы в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………5
2. Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран………………………….15
3. Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных
условиях…………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………...27
Список используемой литературы……………………………………………….29
Становление Республики Беларусь как суверенного государства возможно лишь при условии надежного функционирования экономики. Основой её должна быть стройная и эффективная система. Способствовать созданию такой экономической системы должны законом. Среди них важное значение имеют законы о поощрены и льготировании инвестиций, о приоритетных направлениях инвестиционной деятельности. Цель названных законодательных актов: поощрение вложений отечественного и иностранного капитала в приоритетные отрасли экономики республики за счет предоставления налоговых льгот и страховых гарантий по наиболее эффективным инвестиционным проектам; совершенствование системы правового регулирования иностранного инвестирования; развитие инфраструктypы международного бизнеса и создание других предпосылок.
«Привлечение инвестиций, как внутренних, так и внешних, необходимых для стабильного развития страны, является одной из ключевых задач правительства Беларуси» - заявил премьер-министр Сергей Сидорский 21 сентября этого года на проходившем в Москве инвестиционном форуме, проходящем в рамках Международного конгресса «ЕвразЭс – деловой мир». А потребность национальной экономики в инвестициях до 2010 года глава белорусского правительства оценивает в 34 – 40 млрд. долларов США.
За годы независимости в Республику Беларусь вложено около $3,45 млрд. иностранного капитала. Значительная часть этого объема приходится на кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций, полученные под гарантии правительства. В 2008 году в Беларусь поступило более 1,3 млрд. долларов иностранных инвестиций, что почти в 2 раза превышает объем 2007 года. Вместе с тем 90% иностранных инвестиций поступили в виде кредитных ресурсов, а в основной капитал направлено только 150 млн. долларов иностранных капвложений.
По состоянию на 1 января 2009 года в Беларуси действуют 3 461 предприятие с иностранными инвестициями и 2 183 иностранных предприятий из более чем 80 стран мира, которые за прошедший год перечислили в бюджет около 700 млрд. руб. налогов и сборов, что составляет 7,3% от общих поступлений в бюджет. Совокупный вклад иностранных инвесторов в уставные фонды таких организаций составляет около $550 млн., в том числе в 2008 году привлечено $60 млн. Основные страны-инвесторы — Швейцария, Россия, Великобритания, Германия, США. Инвесторы этих стран вложили в экономику республики в 2008 году около 85% всех прямых инвестиций. Прямых инвесторов в республике привлекает промышленная сфера. Сюда — прежде всего в химическую отрасль, а также в машиностроение и металлообработку — в 2008 году направлено более 60% всех вкладов в уставный капитал. В транспорт вложено около 10% перечислений в уставные фонды. Совместные и иностранные компании по некоторым показателям вносят существенный вклад в развитие белорусской экономики. Они обеспечивают рабочими местами до 10% занятого населения республики и выпускают 10% ВВП страны. Совместные и иностранные организации активно осуществляют внешнеторговую деятельность, обеспечивая свыше 15% национального экспорта и около 20% республиканского импорта. Наибольшее количество предприятий с иностранными инвестициями функционирует в г. Минске, Минской и Брестской областях.
C целью привлечения
инвестиций в экономику
Поступление иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь за 2010-2011гг. с разбивкой по странам инвесторам, млн. дол. США
Таблица 1.
Страны |
Поступило в 2010г. |
% к общему объёму |
Поступило в 2011г. |
% к 2010г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Республика Беларусь |
1816,2 |
100,0 |
4036,1 |
222,2 |
В том числе: |
||||
из стран СНГ – всего |
542,37 |
29,86 |
418,36 |
77,1 |
Из них: |
||||
Армения |
0,55 |
0,03 |
0,12 |
21,8 |
Казахстан |
0,24 |
0,01 |
2,07 |
В 8,6 раза |
Кыргызстан |
0,4 |
0,02 |
0,83 |
207,5 |
Россия |
531,53 |
29,27 |
398,7 |
75,0 |
Украина |
9,36 |
0,52 |
16,40 |
175,2 |
из стран вне СНГ – всего |
1273,8 |
70,14 |
3617,7 |
284,0 |
Из них: |
||||
Австрия |
178,44 |
9,82 |
276,69 |
155,1 |
Бельгия |
10,38 |
0,57 |
3,63 |
35,0 |
Великобритания |
139,18 |
7,7 |
1512,8 |
В 10,7 раза |
Венгрия |
0,08 |
- |
0,71 |
В 8,9 раза |
Германия |
149,44 |
8,23 |
401,73 |
268,8 |
Гибралтар (брит.) |
0,42 |
0,02 |
0,92 |
219,0 |
Израиль |
2,02 |
0,11 |
2,16 |
106,9 |
Иран |
0,09 |
- |
0,82 |
В 9,1 раза |
Италия |
16,73 |
0,92 |
21,38 |
127,8 |
Канада |
4,28 |
0,24 |
4,39 |
102,6 |
Кипр |
50,33 |
2,77 |
243,7 |
В 4,8 раза |
Китай |
3,5 |
0,19 |
71,8 |
В 20,5 раза |
Латвия |
129,28 |
7,12 |
150,96 |
116,8 |
Литва |
10,69 |
0,59 |
23,34 |
218,3 |
Нидерланды |
71,12 |
3,92 |
49,26 |
69,3 |
ОАЭ |
0,36 |
0,02 |
0,54 |
150,0 |
Польша |
19,67 |
1,08 |
61,38 |
312,0 |
Словакия |
1,32 |
0,07 |
5,39 |
408,3 |
Словения |
5,01 |
0,28 |
4,1 |
81,8 |
США |
64,33 |
3,54 |
80,08 |
124,4 |
Турция |
0,17 |
0,01 |
1,32 |
В 7,8 раза |
Франция |
0,54 |
0,03 |
1,66 |
307,4 |
Хорватия |
33,96 |
1,87 |
57,13 |
168,2 |
Чехия |
14,13 |
0,78 |
12,20 |
86,3 |
Швейцария |
319,29 |
17,58 |
529,44 |
165,8 |
Швеция |
11,76 |
0,65 |
17,23 |
146,5 |
Эстония |
5,84 |
0,32 |
22,55 |
386,1 |
Япония |
6,67 |
0,37 |
10,47 |
157,0 |
Прямые иностранные инвестиции составили 18,5% всех полученных инвестиций. Основными формами привлечения прямых инвестиций были кредиты, полученные от прямых инвесторов (79,6% общего объёма прямых инвестиций), прочие прямые инвестиции (10,4%), вклады в уставный фонд (9,8%).
Значительные объёмы прямых инвестиций поступили от резидентов Швейцарии (66,4% общего объёма прямых инвестиций); России (6,1%); Кипра (3,8%); США (3,2%); Великобритании (3,1%).
Прочих иностранных инвестиций (торговые кредиты, другие кредиты, включая под гарантии правительства, коммерческих банков, залог имущества, поручительство, ссуды, займы, финансовый лизинг) было получено 3284,2 млн. дол. США, или 81,4% общей суммы иностранных инвестиций.
Среди успешно работающих
на белорусском рынке организаций
с иностранным капиталом
СП "Бакко Бисов" — единственный производитель биметаллических ленточных пил промышленного назначения для металлообработки и деревообработки на территории СНГ. Производственная программа СП "Бакко Бисов" включает биметаллические ленточные пилы различных типоразмеров. Для нужд организаций стран СНГ предприятие производит 10% продукции, остальная часть экспортируется на европейский рынок. В СП "Бакко Бисов" с 2004 года инвестировано около $4 млн. иностранного капитала. В последние годы постоянно происходит модернизация и наращивание объемов производства. Планируемый годовой объем производства на 2009 год составляет 2 млн. м. биметаллических ленточных пил, объем выручки от реализации продукции — $3,4 млн. В настоящее время на предприятии работает 90 человек. Ежегодный товарооборот этой фирмы составляет приблизительно $340 млн. Компания имеет 2500 служащих и действует в более чем 40 странах мира. Благодаря высокому качеству производимая компанией продукция пользуется устойчивым спросом среди профессиональных пользователей. Компания контролирует весь цикл — от фундаментальных исследований в процессе развития и производства продукции до ее реализации. "Бакко Групп" регулярно внедряет инновации, которые помогают потребителям повышать качество работы.
Совместное белорусско-
Руководителям СП "МАЗ-МАН" представилась возможность на практике реализовать новые технологии организации производства, применив западные концепции в отечественных экономических условиях. Немецкая сторона активно участвует в процессе реализации данного проекта, передавая опыт в построении бизнеса, ноу-хау, поддерживая техническое развитие предприятия, внедряя новые подходы в сфере организации производства. Немецкие специалисты передают свой опыт в области создания гибких производственных и управленческих технологий. Производственные мощности завода рассчитаны на выпуск до 3 000 автомобилей в год. На производственных площадях располагаются современно оборудованный сборочный цех, складские помещения, площадка для хранения готовой продукции, а также административное здание. На предприятии в настоящее время занято около 140 человек.
СП "МАЗ-МАN" стало первым в Республике Беларусь отечественным производителем седельных тягачей европейского класса, соответствующих требованиям европейских правил и директив, в том числе правилам ЕЭК ООН по нормам, регулирующим уровень выхлопа и шумности. В настоящее время завод производит также самосвалы МАЗ-МАN 651668 с колесной формулой 6x4, автомобили-шасси МАЗ-МАN 630368 с колесной формулой 6x4, бортовые автомобили-тягачи с колесными формулами 6x4 и 6x2. На базе указанных моделей освоен ряд модификаций — таких, как автомобили для перевозки опасных грузов, в северном и тропическом исполнениях, для эксплуатации в тяжелых дорожных и климатических условиях и т.д. Разработаны также технические опции для повышения технико-эксплуатационных параметров автомобилей в зависимости от конкретных условий эксплуатации. За время своей деятельности предприятие произвело свыше 700 единиц автомобильной техники. Основными регионами сбыта являются страны СНГ. С 2002 года осуществлены первые поставки в регионы Ближнего Востока.
Автомобили МАЗ-МАN представляют
на рынке качественно новый
Наиболее экономически выгодными для сотрудничества сторон являются совместные предприятия, которые имеют следующие преимущества: доступ к новым технологиям, рынкам сбыта; возможность разделения высокой стоимости проекта между его участниками; перемещение некоторой доли риска на партнера-инвестора; сочетание опыта иностранного инвестора с накопленным местных. B свою очередь для зарубежных партнеров совместные предприятия - это рост загрузки собственных предприятий, повышение конкурентоспособности, дополнительная прибыль. Под данную форму инвестирования подпадают как непосредственное образование нового предприятия, так и полное либо частичное приобретение акций существующего предприятия.
Государство, являясь активным участником инвестиционного процесса, регулирует, направляет и стимулирует его. Это означает, что состояние инвестиционной сферы и экономики в целом в значительной мере зависит от проводимой в стране инвестиционной политики.
Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных действий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью наращивания объемов инвестиций, оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.
Инвестиционная политика, будучи составной частью экономической политики государства в свою очередь должна способствовать реализации экономической, научно-технической, региональной, социальной и природоохранной политики правительства, обеспечивать эффективное использование инвестиций, рациональную структуру экономики и национальную безопасность.
Свою главную
задачу в условиях либерализации
экономической жизни
Однако негативная экономическая практика страны показала, что переходная экономика как система, выведенная из состояния равновесия, для стабилизации и обеспечения экономического роста нуждается в более активной роли государства. Это касается не только создания институционально-пpавовой основы деятельности частных инвесторов, но и прямого инвестирования в реальный сектор для осуществления необходимых структурных сдвигов. В переходной экономике нельзя недооценивать особую роль государственных инвестиций как важнейшего рычага модернизации структуры национального хозяйства, преодоления значительных диспропорций.
Кроме того, инвестиционная политика должна строиться с учетом ряда критериев и их пороговых значений, выработанных мировой практикой для оценки развития национальной экономики, к которым относятся:
• удельный вес продукции обрабатывающих отраслей промышленности в общем объеме экспорта, который не должен быть ниже предельного значения, - 40 % ;
• доля импортных продуктов питания не должна превышать ее предельного значения - 30 % , в противном случае появляется зависимость жизнедеятельности страны от импорта продовольствия;
Информация о работе Инвестиционная политика, её инструменты и особенности в РБ