Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:28, курсовая работа
Цель данной работы – дать характеристику формирования и направлений развития инвестиционной политики Республики Беларусь, найти пути повышения инвестиционной привлекательности страны.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Состояние и развитие инвестиционной сферы в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………5
2. Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран………………………….15
3. Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных
условиях…………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………...27
Список используемой литературы……………………………………………….29
• степень износа основных производственных фондов не должна превышать критического значения - 60% , за пределом которого происходит неуправляемое разрушение производственного потенциала;
• доля валового накопления в ВВП должна составлять 30-40 %;
• в составе валового накопления рациональное соотношение основного и оборотного капитала должно быть в пределах 2/3 к 1/3.
Инвестиционная политика Республики Беларусь в современных условиях направлена прежде всего на создание условий для стимулирования роста внутренних и внешних инвестиций в экономику, в том числе за счет средств населения, кредитов банков, иностранных инвестиций, эмиссии ценных бумаг. Использование инвестированных ресурсов должно быть связано с реализацией приоритетных инвестиционных проектов по таким критериям, как валютоокупаемость, прибыльность, социально-экономическая и экологическая значимость.
Основным разработчиком
и координатором
Главной целью инвестиционной политики на ближайшие годы является преодоление инвестиционного кризиса, стимулирование инвестиций в реальный сектор и активизация на этой основе инвестиционной деятельности как важнейшее условие достижения макроэкономической стабилизации и устойчивого экономического роста страны.
Необходимым условием успешной реализации государственной инвестиционной политики является наличие полноценной и непротиворечивой нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность в стране. B Республике Беларусь приняты Инвестиционный кодекс, ряд декретов и указов Президента, постановлений правительства, рассчитанных на создание стабильных и привлекательных условий хозяйствования как для национальных, так и иностранных инвесторов.
Основными задачами инвестиционной политики Республики Беларусь на долгосрочную перспективу являются повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования всех форм собственности как главной предпосылки стабилизации экономики и перехода к устойчивому развитию и обеспечение ежегодного прироста инвестиций на уровне 3-5%. Долгосрочная инвестиционная стратегия республики разработана с учетом необходимости и возможности закрепления сложившихся в последнее время положительных тенденций роста объемов капитальных вложений (инвестиций в основной капитал) и выхода в ближайшие 10-15 лет из кризиса воспроизводства основных фондов, обусловившего необходимость смены физически и морально устаревших технологий и оборудования.
B настоящее
время инвестиционная политика
республики тесно связана со
структурной перестройкой
Общий объем инвестиций за период с 2009 по 2013 г. увеличится в 1,4-1,5 раза. При этом будет пересмотрено участие государств в прямом инвестировании и льготном кредитовании перспективных проектов.
Основные параметры инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, определенные с учетом ситуации в области инвестиций и целевых показателей, отражающих социально-экономическое развитие республики, нашли отражение в прогнозных и программных документах:
• Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь;
• Концепции и Программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2015 года;
• Концепции социально-экономического развития публики Беларусь до 2015 года;
• Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2013 года;
• Национальной программе привлечения инвестиций в экономику страны;
• годовых прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь.
Основная цель инвестиционной политики республики на ближайшую перспективу - улучшение технологической и воспроизводственной структур инвестиций в основной капитал, преодоление негативной тенденции сокращения инвестиций в реальный сектор экономики и повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов.
Важнейшими направлениями государственной инвестиционной политики являются следующие.
Обеспечение высоких
и устойчивых темпов роста инвестиций
в реальный сектор, необходимых для
рациональных преобразований в экономике
и социальной сфере, повышения конкурентоспособност
По оценкам Министерства экономики Республики Беларусь, потребность в инвестициях на 2005-2013 гг. составляет 39 млрд. дол. США.
Предусмотрен опережающий рост инвестиций в основной капитал. При прогнозируемом увеличении валового внутреннего продукта в 2005-2013 гг. в 1,7-1,8 раза инвестиции в основной капитал должны возрасти в 2,2-2,5 раза. Долю инвестиций в ВВП намечено довести в 2012 г. до 26-28 % (в 2005 г. она составляла 19,8 %).
Решению задачи ускоренного наращивания инвестиций в реальный сектор в определенной мере будет способствовать использование концессий и инвестиционных договоров.
Сторонами инвестиционного договора выступают, с одной стороны, Республика Беларусь в лице правительства или уполномоченного им республиканского органа государственного управления, а с другой -национальные или (и) иностранные инвесторы. Договор заключается в целях оказания государственной поддержки при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики республики. Кроме общепринятых обязательных условий инвестиционный договор может также содержать: право на вывоз из страны произведенной продукции и полученной прибыли; дополнительные правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту в части налогового и таможенного режима, экологических норм и иных существенных для инвестора условий; обязательства по выдаче инвестору разрешительных документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта; обязательства иностранного инвестора по найму и обучению работников из числа граждан Беларуси; взаимные обязательства сторон по развитию производственной и социальной инфраструктуры региона и другие моменты.
Создание
благоприятных экономических
Формирование рынка инвестиционных ресурсов, в частности, путем размещения государственных централизованных инвестиционных ресурсов на производственные цели на условиях конкурса инвестиционных проектов, в котором могут участвовать и частные инвесторы. Бюджетные ресурсы победителям конкурса предоставляются на основе платности, срочности и возвратности. Такой порядок направлен на Повышение эффективности государственных централизованных инвестиций и усиление инвестиционной активности частных инвесторов. На условиях конкурса размещается не менее 10% общего объёма государственных централизованных капитальных вложений, предусмотренных в законе о бюджете на очередной финансовый год.
Сохранение ведущей роли государства в финансировании социальной сферы, деловой инфраструктуры, экологических программ и других важнейших жизнеобеспечивающих объектов, не привлекательных для частных инвесторов.
Оказание государственной поддержки в реализации приоритетных инвестиционных проектов, предусмотренных в президентских, государственных и союзных целевых программах.
Государственная
поддержка высокоэффективных
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса. Согласно принятой Концепции развития малого предпринимательства на 2002-2005 гг., важнейшим приоритетом, па котором основывается государственная поддержка, является активизация производственной, инновационной и инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства.
Расширение самофинансирования предприятий за счет прибыли, амортизационных отчислений и других собственных средств. Оно достигнется при проведении мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий и повышению их рентабельности, снижении налоговых нагрузок, введении новых условий начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.
Развитие рынка ценных бумаг с целью привлечения ресурсов для финансирования инвестиций.
Усиление инвестиционной направленности банковской системы, ее взаимодействия с реальным сектором экономики. Достичь этого невозможно без наращивания ресурсной базы коммерческих банков. Для решения данной задачи необходимо создание эффективных финансово-промышленных групп, расширение участия банков в уставных фондах других юридических лиц, придание системообразующим банкам, обслуживающим государственные инвестиционные программы (Белинвест6анк, Белпромстройбанк, Белагропромбанк), статуса инвестиционных банков, активизация деятельности коммерческих банков по привлечению долгосрочных сбережений населения и свободных средств институциональных инвесторов и использованию их на производственные инвестиции.
Развитие инвестиционного кредитования на неинфляционной основе.
Расширение лизинга как эффективного метода инвестирования. Его использование особенно целесообразно в условиях дефицита инвестиционных ресурсов. Лизинг также способствует привлечению в республику иностранных инвестиций и увеличению экспорта продукции отечественных предприятий.
Привлечение иностранного капитала преимущественно в виде прямых и портфельных инвестиций. Без иностранных инвестиций технологическое отставание республики может усугубиться.
Целесообразно расширять инвестиционное сотрудничество со странами СНГ, в первую очередь с Российской Федерацией, как на правительственном уровне, так и на уровне прямых связей между предприятиями.
Привлечение иностранного и отечественного капитала в свободные экономические зоны для развития приоритетных отраслей и производств, увеличения экспорта, создания благоприятных условий для экономического роста регионов.
Возврат вывезенных из республики капиталов, которые могут стать важным источником инвестиционных ресурсов.
Активизация технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий. Это позволит обновить изношенные основные производственные фонды и улучшить обеспеченность предприятий современным технологическим
оборудованием.
Повышение эффективности инвестиций.
Таким образом, в основе государственной инвестиционной политики правительства Республики Беларусь лежат меры по усилению инвестиционной активности и более эффективному использованию инвестируемых средств.
Заключение
Выход из сложившейся
системной кризисной ситуации в
сфере инвестиций потребует реализации
серии взаимосвязанных
Инвестиционная политика
является составной частью
Изучая опыт стран, где различные формы коллективного инвестирования наглядно продемонстрировали свои преимущества, можно сделать несколько выводов. Прежде всего, от развития инвестиций в Беларуси выигрывает все население, поскольку с их помощью увеличится приток капиталовложений в экономику, что создаст условия для экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, а значит — улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Кроме того, расширятся возможности граждан сохранять и приумножать свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей людей само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к рыночной экономике. На экономическом развитии страны положительно скажется и обострение конкурентной борьбы инвесторов и коммерческих банков за деньги населения — финансовые ресурсы станут доступнее предприятиям. А если, как ожидается, повысятся цены на акции предприятий, выгоду от этого получат не банки, а миллионы собственников — акционеров. Они станут реально богаче.
Информация о работе Инвестиционная политика, её инструменты и особенности в РБ