Инвестиционная политика государства и механизм её реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование теоретических аспектов инвестиционной политики государства и механизма ее реализации, и анализ инвестиционных процессов в экономике Владимирской области. Для достижения поставленной цели в рамках исследования необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и содержание инвестиционной политики государства;
раскрыть основные принципы и механизм реализации инвестиционной политики;
исследовать методы государственного регулирования инвестиционной активности субъектов хозяйствования;
проанализировать организацию формирования и проведения федеральной инвестиционной политики;
исследовать особенности инвестиционной политики;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………....3
Глава1.Теоретические аспекты инвестиционной политики государства и механизма ее реализации……..…………….……….…... 5
1.1.Понятие об инвестициях………………………………………………...5
1.2. Понятие и содержание инвестиционной политики государства…...6
1.3.Основные принципы и механизм реализации инвестиционной политики…...………………………………………………………………..10
1.4.Методы государственного регулирования инвестиционной активности субъекта хозяйствования……………………………………..15
Глава 2. Инвестиционная политика владимирской области…………….19
2.1. Законодательная база………………………………………………….20
2.2. Иностранные инвесторы…………………………………………….21
2.3. Комплексные инвестиционные проекты по развитию монопрофильных муниципальных образований…………………………22
Заключение………………………………………………………………...29
Список использованных источников……………………………………..32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 749.36 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3

Глава1.Теоретические  аспекты инвестиционной политики государства  и механизма ее реализации……..…………….……….…... 5

1.1.Понятие об инвестициях………………………………………………...5

1.2. Понятие  и содержание  инвестиционной политики государства…...6

1.3.Основные принципы и механизм реализации инвестиционной политики…...………………………………………………………………..10

1.4.Методы государственного регулирования инвестиционной активности субъекта хозяйствования……………………………………..15

Глава 2. Инвестиционная политика владимирской области…………….19

2.1. Законодательная база………………………………………………….20

2.2.  Иностранные инвесторы…………………………………………….21

2.3. Комплексные инвестиционные проекты по развитию монопрофильных муниципальных образований…………………………22

Заключение………………………………………………………………...29

Список использованных источников……………………………………..32

Приложения………………………………………………………………...34 

Введение

Инвестиционная сфера  в последние годы  становится объектом повышенного внимания российских властей, деловых кругов и общества в целом. Растёт количество научных  исследований, конференций и «круглых столов», публикаций в средствах  массовой информации, которые направлены на анализ инвестиционной деятельности в различных отраслях хозяйствования, поиск путей повышения эффективности  инвестиций, оптимизацию инвестиционных процессов.

Инвестиции играют центральную  роль в обеспечении эффективности  функционирования экономической системы  и всего общественного воспроизводства, поскольку непосредственно влияют на возможность экономического роста в долгосрочной перспективе. Инвестиционная активность относится к числу  важнейших показателей экономической  динамики. Их интенсивностью определяется состояние экономики.

В процессе инвестиционной деятельности решаются крупные макроэкономические проблемы: структурная перестройка  национальной экономики и технический  прогресс, преодоление инфляции, расширение налогооблагаемой базы и пополнение бюджета, увеличение числа рабочих мест.

Необходимость дальнейшей теоретической  и методологической проработки проблем  в области государственной инвестиционной политики, их научная и практическая значимость в современных условиях обусловили актуальность выбранной темы и определили постановку цели, задач, логику и структуру исследования.

Цель работы – исследование теоретических аспектов инвестиционной политики государства и механизма ее реализации, и анализ инвестиционных процессов в экономике Владимирской области. Для достижения поставленной цели в рамках исследования необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и содержание инвестиционной политики государства;
  • раскрыть основные принципы и механизм реализации инвестиционной политики;
  • исследовать методы государственного регулирования инвестиционной активности субъектов хозяйствования;
  • проанализировать организацию формирования и проведения федеральной инвестиционной политики;
  • исследовать особенности инвестиционной политики;
  • оценить состояние инвестиционного климата Владимирской области;

Объектом исследования является инвестиционная политика.

Предметом исследования выступают экономические отношения, которые формируются в результате инвестиционной политики государства на основе практики российской экономики.

Методологическую  основу курсовой работы составляет использование методов научного познания, в частности, абстрактно-логический, экономико-статистический, системный и факторный анализ, методы сравнения и группировок. 

 

Глава1. Теоретические  аспекты инвестиционной политики государства  и механизма ее реализации.

    1. Понятие об инвестициях.

Чтобы раскрыть экономическое  содержание категории "инвестиции", нужно дать четкое определение этого базового понятия. В различных, в том числе в общепризнанных, работах экономистов обнаруживается отсутствие единой точки зрения на сущность понятия "инвестиции" (см. табл. 1.1). В определении, заложенном в действующем законодательстве, представлена попытка комплексного отражения экономического содержания рассматриваемой категории. Вместе с тем незаслуженно "поражены в правах" такие неотъемлемые элементы инвестиций, как здания и сооружения, оборудование, технологии.

Не вполне корректно и  внесение в определение инвестиций услуг и информации, поскольку они не всегда могут принимать форму имущества или имущественных прав.1 Если, например иностранная компания оказывает российскому предприятию услуги по транспортировке произведенной им продукции на экспорт, то такие услуги не являются инвестициями. Что же касается информации, то она может рассматриваться, как элемент инвестиций не непосредственно, а через денежную оценку имущественных прав на нее. Другой недостаток рассматриваемых определений заключается в неполной характеристике целей инвестирования. Действительно, они не исчерпываются "получением прибыли и (или) достижением иного полезного эффекта". Если, на пример, угледобывающее предприятие приобретает контрольный пакет акций производителя горно-шахтного оборудования, то его прибыль может и не измениться. Однако стратегическая цель данных инвестиций не была связана с ростом прибыли, а заключалась в обеспечении независимости развития основного бизнеса от ценовой политики поставщика материально-технических ресурсов. С учетом изложенного, в дальнейшем мы будем ориентироваться на следующее определение.

Инвестиции — денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, иное имущество, а также имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности для достижения стратегических целей инвестора, получения прибыли и (или) иного полезного эффекта. В экономической теории различают несколько классификаций инвестиций, каждая из которых имеет свою область применения. В табл. 1.2, приводятся содержательные интерпретации этих классификаций по таким классификационным признакам как направления инвестирования, обеспечение участия в управлении предприятием, отношение к инновациям. В дополнение к рассмотренным в табл. 1.2 классификационным признакам инвестиций целесообразно специально выделить и такой признак, как сроки вложения активов (обычно — финансовых). Различают долгосрочные (на срок более одного года) и краткосрочные (на срок до одного года) вложения. Следует отметить, что сформировавшаяся структура инвестиций характеризуется более чем двукратным превышением кратко срочных финансовых инвестиций над долгосрочными и отрицательным сальдо притока иностранных инвестиций в российскую экономику. Организация инвестиционного процесса невозможна без наличия необходимых ресурсов, без привлекательных для собственников капитала объектов инвестирования, без благоприятного инвестиционного климата. В этой связи в дальнейшем изложении роль государства рассматривается с позиций решения проблем ресурсного обеспечения инвестиционной деятельности и повышения инвестиционной привлекательности российской экономики. Инвестиционный климат — совокупность социально-экономических, организационно-правовых, политических и культурных условий, предопределяющих целесообразность инвестирования.2

    1. Понятие  и содержание  инвестиционной политики государства.

В настоящее время существует множество определений понятия «инвестиционная политика государства». Для того чтобы обрисовать все составляющие инвестиционной политики целесообразно привести следующее определение:

Инвестиционная политика государства – это комплекс взаимосвязанных  целей и мероприятий по обеспечению  необходимого уровня и структуры  капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной  деятельности: населения, предпринимателей и государства. Проще говоря, инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования .3

В то же время инвестиционная политика – это составное звено  экономической политики, представляющее собой совокупность хозяйственных  решений, определяющих объем, структуру  и основные направления вложений, средств, ресурсов, труда, капитала, интеллектуальной собственности для обеспечения  роста основных фондов и их обновления на основе важнейших достижений науки  и техники.

Также государственную инвестиционную политику можно определить как систему мер по регулированию и активизации инвестиционной деятельности с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны и ее регионального звена.

Основным субъектом инвестиционной политики является государство. Существует мнение, что целесообразно разделить  субъекты государственной инвестиционной политики на два уровня. Субъектом  первого уровня, воздействующим на инвестиционный процесс, является государство.

Инвестиционные фонды, банки, корпорации, концерны, акционерные  общества и прочие исполняют роль субъекта второго уровня разработки инвестиционной политики (или ее отдельных  частей), воплощают ее в своих  программах, планах и т.п. И эта  их «вторичная» роль касается, разумеется, лишь  генеральной направленности действий, а не их масштаба, содержания, эффективности. Подобное распределение  ролей объясняется не столько  прямыми властными акциями государства (хотя они, конечно, не могут отбрасываться), сколько действенностью устанавливаемых  им правил экономического поведения.

Инвестиционная политика принадлежит к числу важнейших  функций современного государства, она носит институциональный  характер, т.е. направлена не только на поддержание количественных соотношений  между совокупным спросом и предложением, но и на изменение отраслевой и секторальной структуры экономики, изменение рыночных институтов.

 Объектом инвестиционной политики государства являются все  инвестиционные процессы в национальной экономике, обеспечивающие воспроизводство  капитала, научно-техническое и социальное развитие страны.

Инвестиционная политика государства имеет сложную многоплановую  структуру, ее содержание принято подразделять по следующих основаниям:

  1. по характеру проблем и основательности их решения (стратегия и тактика);
  2. по направлениям деятельности государства (прогнозирование, программирование, нормотворческая деятельность, государственные заказы и закупки инвестиционных товаров, финансовое и кадровое обеспечение инвестиционного комплекса и т.д.);
  3. по источнику и характеру властных полномочий (федеральная, региональная, местная);
  4. по секторам, сферам и отраслям экономики (политика в государственном и частном секторах, в материальном производстве и непроизводственной сфере, в промышленности, в сельском хозяйстве и иных отраслях);
  5. по методам регулирования (прямые и косвенные, административные и рыночные);
  6. по инструментам воздействия (нормативные, бюджетные, внебюджетные).

Как процесс государственного воздействия на национальную экономику, инвестиционная политика может быть рассмотрена на разных этапах своего жизненного цикла, а именно: формирования, реализации и оценки результатов.

Формирование инвестиционной политики государства – это сложный, многоступенчатый процесс, базирующийся, на научной основе и наиболее эффективных  направлений их достижения с учетом ожидаемого социально-экономического результата для национальной экономики.

Государственная инвестиционная политика имеет многоуровневую структуру  управления. Прежде всего, необходимо выделить федеральный и субфедеральный уровни .

Все уровни инвестиционной политики, решая собственные задачи, должны быть, объединены, интегрированы  для достижения общих целей. Основа такой интеграции — долгосрочная стратегия социально-экономического развития страны и ее регионов.

Инвестиционная политика федеративного государства основывается на взаимодействии федерации и ее субъектов. Основой конструктивных отношений между центром и  регионами является равноправие (в  правах и ответственности), четкое разделение функций, компетенции, предметов ведения  между уровнями управления. Важно  избежать противоречий мер, проводимых на федеральном, региональном и местном  уровнях.

Задача федеральной инвестиционной политики — выравнивать «инвестиционное  пространство», обеспечивать максимальный вклад каждого региона в решение  хозяйственных проблем страны. Кроме  того, цели общегосударственной инвестиционной политики естественным образом связаны  с задачей выравнивания уровней  социально-экономического развития регионов. Сосредоточение инвестиций в нескольких относительно благополучных регионах не отвечает интересам государства, так как другие регионы, не получив  достаточного объема инвестиционных ресурсов, снижают собственный инвестиционный потенциал. Необходимо исходить из принципа: «чем менее привлекателен регион для инвестора, тем больший объем  льгот, гарантий должно быть обеспечено инвестору». На практике, чтобы не нарушать принцип равенства субъектов  федерации, данные льготы необходимо предоставлять  в рамках целевых программ развития регионов.

Таким образом, можно сделать  вывод, инвестиции в современной  экономике являются основным элементом, воздействие на который со стороны  государства позволяет формировать  темпы, динамику и хозяйственную  ориентацию национальной экономики. Инвестиционная политика государства должна создавать  условия для развития производства, обосновать направления фундаментальных  и поисковых исследований, определяющих развитие экономики на перспективу. Для непрерывности, научной обоснованности и эффективности инвестиций осуществляется инвестиционная экономика на государственном  и региональном уровнях.

Информация о работе Инвестиционная политика государства и механизм её реализации