Инвестиционная политика: понятие, виды, цели и принципы формирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 23:00, контрольная работа

Описание работы

Инвестиционная политика — главная функция государства по мобилизации инвестиционных средств на организацию воспроизводства материальных и духовных благ, а также создание условий для активизации инвестиционного процесса. От инвестиций и инвестиционной политики зависит рост производственного потенциала страны, темпы ее экономического роста в целом. Современная инвестиционная политика – основной рычаг осуществления структурных изменений в экономике, проведения в жизнь модернизации промышленности, сельского хозяйства, освоения природных ресурсов, устранения диспропорций в развитии регионов, обеспечения занятости населения, его благосостояния, развития науки и техники.

Файлы: 1 файл

инвист.doc

— 578.50 Кб (Скачать файл)

 

 

1 Инвестиционная  политика: понятие, виды, цели и  принципы формирования в Республике Беларусь

 

 

Инвестиционная политика — главная функция государства  по мобилизации инвестиционных средств  на организацию воспроизводства  материальных и духовных благ, а  также создание условий для активизации инвестиционного процесса. От инвестиций и инвестиционной политики зависит рост производственного потенциала страны, темпы ее экономического роста в целом. Современная инвестиционная политика – основной рычаг осуществления структурных изменений в экономике, проведения в жизнь модернизации промышленности, сельского хозяйства, освоения природных ресурсов, устранения диспропорций в развитии регионов, обеспечения занятости населения, его благосостояния, развития науки и техники.

Под инвестиционной политикой  государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государствам по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Цель инвестиционной политики - реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства, качества человеческого капитала. Содействие выходу экономики на траекторию устойчивого роста приоритетного развития секторов и отраслей, в том числе повышение конкурентоспособности промышленности путем эффективного использования инвестиционных ресурсов. [1, c. 17-20]

Когда основной целью  инвестиционной политики является необходимость  ускорения экономического роста  в стране с насыщенным внутренним спросам и высокими доходами на душу населения, тогда обеспечить высокую норму экономического роста возможно только за счет экспортной ориентации местной промышленности и завоевания ведущих позиций в производстве определенной (обычно весьма узкой) номенклатуры промышленных изделий. Следовательно, ключевыми в этом случае будут оба показателя инвестиционной активности: и качество и объемы инвестиций. В целом такая ситуация складывается в большинстве стран Западной Европы, где Швейцария специализируется на производстве ткацких станков (45,1% мирового экспорта), печатных машин (37,2% доли мирового экспорта) и часов (34,1%); Швеция является лидером в производстве целлюлозных материалов (41,7% мирового экспорта), порошковой металлургии (24,1%) и выплавке высококачественной стали (22,9%); Германия специализируется на выпуске технических устройств специального назначения (56,2% экспорта в мире), изготовление пластмасс, изделий из них (47,1%) и авиации (38,8%); Италия же лидирует в выпуске продуктов питания высокого качества (69,5%); изготовлении ювелирных изделий (49,6%) и производстве одежды (41,8%). [4, с.58-60]

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране. К ним относятся:

постоянный мониторинг секторов, отраслей и отдельных предприятий на предмет приоритетности инвестирования; обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей экономики Беларуси; достижение максимального экономического эффекта путем размещения инвестиций между сырьевым, перерабатывающим сектором и сферой услуг, а также между типами производств промышленности исходя из критерия эффективности; разработка и внедрение механизма защиты национальных отраслей, удовлетворяющий потребительский спрос населения; реструктуризация промышленности; поддержка развития экспортных производств; обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; развитие регионов; защита экологии; поиск стратегического инвестора; поддержка развития малого и среднего бизнеса; поддержка развития человеческого капитала; реализация программы жилищного строительства в стране и др.

Независимо от уровня реализации и типа инвестиционной политики к ее общим компонентам можно отнести: субъекты, объекты, методы и инструменты.

Под субъектами инвестиционной политики понимаются участники инвестиционной деятельности: хозяйствующие субъекты, финансовые институты, консалтинговые фирмы, физические лица.

К объектам инвестиционной политики относятся те направления  и объекты, в которые происходят вложения экономических ресурсов.

Объектами инвестиционной деятельности в Беларуси являются:

– недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;

– ценные бумаги;

– интеллектуальная собственность.

Также дополнительно  включают в перечень объектов инвестиционной деятельности регион, человеческий капитал, окружающую среду.

Инструменты инвестиционной политики - это те средства, с помощью которых осуществляются инвестиции. Сюда относится как сам капитал в денежной форме, так и различные другие формы его воплощения в виде ценных бумаг, долговых или залоговых обязательств, недвижимости, системы взаимозачетов.

Государственная инвестиционная политика проявляется через взаимодействие бюджетной, фискальной, денежно-кредитной, ценовой, социальной, институциональной, инновационной и промышленно-структурной политик.

В общем случае полноценная государственная  инвестиционная политика включает в  себя: направления государственных  инвестиций и способы привлечения  инвестиций. Способы привлечения  включают следующие составляющие: политику содействия сбережениям, политику стимулирования инвестиций через создание благоприятного инвестиционного климата, а также национальную отраслевую политику. Кроме государственной инвестиционной политики, различают отраслевую региональную и инвестиционную политику отдельные субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она должна создавать цивилизованные правила игры в области инвестиций и способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Инвестиционная политика должна удовлетворять следующим  требованиям: она должна базироваться на непреходящих общечеловеческих ценностях  и принципах; главной целью инвестиционной политики должен быть человек (объект и субъект инвестирования); она должна быть политикой реализации разумных интересов всех или большинства членов общества. [4, с. 12-17]

Важнейшим направлением государственной  экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.

Республика Беларусь предлагает потенциальным  инвесторам такие свои основные преимущества, как: выгодное экономико-географическое и геополитическое положение (Беларусь является восточной границей Европейского союза (далее – ЕС) и может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран Содружества независимых государств (далее – СНГ). Этому во многом способствует развитая сеть автомобильных и железнодорожных путей сообщения между странами ЕС и СНГ. А единое таможенное пространство с Россией обеспечивает потенциальному инвестору широкий доступ к огромной емкости российской территории); благоприятные природно–климатические условия; политическая, социальная и экономическая стабильность; положительная динамика развития экономических процессов в республике; макроэкономическая стабилизация; квалифицированные относительно дешевые трудовые ресурсы; высокий научно–технический и промышленный потенциал; емкий внутренний рынок; законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса.

Республика находится на пересечении  железнодорожных и автомобильных  магистралей, систем нефте–, газо–и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Республика Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.

Экономическая ситуация в стране характеризуется стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых и таможенных льгот для иностранных инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг. [9, c. 87-93]

В стране существует развитая научно–техническая база для проведения исследований и разработок в различных  областях теоретических и прикладных знаний. В республике функционирует  около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тыс. человек, в их числе более 805 докторов наук и 3400 кандидатов наук. Международное признание получили разработки белорусских ученых в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии и др. [5, с. 141-143]

Республика Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора  это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику республики, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и огромной емкости российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Республики Беларусь способствуют так же положительная динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной торговой организации (далее – ВТО), улучшение отношений с международными финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международной финансовой корпорацией и Международным банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития).

В республике создано 6 свободных  экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового и таможенного  режимов. Ставки налогов на прибыль  и на добавленную стоимость для  резидентов свободных экономических  зон (далее – СЭЗ) в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации продукции собственного производства, освобождается от налогообложения сроком на 5 лет с момента ее объявления. [8, c. 25-32]

В Республике Беларусь сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. По мнению Международной финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного климата в разных странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ.

Формирование государственной  политики в области инвестиционной деятельности возложено в Республике Беларусь на Департамент по делам  инвестиций, который является самостоятельным  структурным подразделением Министерства экономики. Основной задачей Департамента является разработка принципов, механизмов инвестиционной политики, а также мер по стимулированию, привлечению и эффективному использованию внутренних и внешних инвестиций в целях создания условий для устойчивого экономического роста.

Основным программным  документом, определяющим формирование инвестиционной политики в республике является Национальная прогpaммa привлечения  инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года, одобренная Правительством в 2002 году. Программа определяет стратегию и механизмы привлечения внутреннего и внешнего капитала, а так же законодательные и организационно-экономические мероприятия для создания благоприятной инвестиционной среды. [17, c. 11-14]

Основополагающим документом, определяющим общие условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, является Инвестиционный кодекс, принятый в 2001 году. Он направлен на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на территории республики.

В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право на государственную поддержку в виде централизованных инвестиционных ресурсов или предоставления гарантий белорусского Правительства. Кроме того, при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики нашей страны, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор, в котором устанавливаются дополнительные правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту, оговоренные на период действия договора.

Наряду с поддержкой, иностранные инвесторы получают в нашей стране целый ряд гарантий государства. Им гарантируется право  собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом. И, главное - независимо от формы собственности, инвесторам гарантирована равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов.

В соответствии с белорусским  законодательствам инвесторы могут  самостоятельно осуществлять все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности. В частности, распоряжаться полученной от инвестиций прибылью, в том числе, реинвестировать ее на территории Беларуси или после уплаты налогов и других обязательных платежей беспрепятственно переводить за пределы республики.

Немаловажным является и тот факт, что инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы  или реквизированы. Такие процессы возможны лишь со своевременной и  полной компенсацией не только стоимости инвестиционного имущества, но и других вызванных ими убытков.

Инвестиционным кодексом также закрепляется право инвестора  обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) государственных органов  или их должностных лиц и их акты, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки. [7, c. 23-34]

Важная роль в создании благоприятного инвестиционного климата  в Республике Беларусь принадлежит  Консультативному Совету по иностранным  инвестициям, возглавляемому Премьер-министром. В его состав входят представители государственных структур, международных организаций, а также иностранных инвесторов, работающих на белорусском рынке.

Дополнительные гарантии зарубежным инвесторам предоставляются  в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения, в том числе с Россией, Венгрией, Чехией, Бельгией, Австрией, Нидерландами, Египтом, Ираном. Заключено 59 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, в том числе с Италией, Данией, Испанией, США, Канадой.

Информация о работе Инвестиционная политика: понятие, виды, цели и принципы формирования в Республике Беларусь