Инвестиционная политика регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны является инвестиционная политика государства. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы и объемы производства, уровень инфляции, ускорение НТП, изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем. Таким образом, в современных условиях большую роль играют инвестиции, инвестиционная деятельность и инвестиционная политика государства, поэтому выбранная тема является актуальной. Целью данной работы является рассмотрение и изучение инвестиционной политики России.

Файлы: 1 файл

инвестиции.docx

— 55.52 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем активизация собственной инвестиционной политики регионов имеет и ряд других причин. Среди этих причин: попытки преодолеть несовершенство федерального инвестиционного законодательства, элиминировать непоследовательность инвестиционной политики центра, создать более благоприятный климат, обеспечивающий приток инвестиций в локальных рамках региона.

Региональные органы власти стали проявлять значительную активность в улучшении инвестиционного климата, создании зон наибольшего благоприятствования, предоставлении различных налоговых льгот, развитии лизинговой деятельности, кредитной поддержки инвестиций. В 1993-1994 гг. над формированием собственного инвестиционного законодательства стали работать республики Коми, Саха-Якутия и Татарстан, Затем к формированию пакета законодательных и иных документов по инвестиционной деятельности приступил ряд других регионов. Если в 1997 г. только пять регионов имели специальное инвестиционное законодательство, то к 2000 г. около 70 регионов приняли законодательные и нормативные акты в области инвестиционной деятельности[15].

В целом процесс формирования регионального инвестиционного права был направлен на совершенствование и дополнение в рамках компетенции региональных органов власти федеральной нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности. Вместе с тем анализ показывает наличие существенных различий в ранних и более поздних законодательных актах: если первые законодательные акты были нацелены в основном на привлечение иностранных инвестиций, то последующие документы определяли условия, благоприятные для всех типов инвесторов. В определенной степени это явилось отражением постепенного отхода от младореформистской трактовки иностранных инвестиций как решающего фактора экономического развития и признания того факта, что масштабный приток иностранных инвестиций, как правило, следует за возобновлением внутренних инвестиций в результате создания благоприятных и стабильных условий в стране[12].

Имел возможность в рамках существующего федеративного устройства России вести собственную инвестиционную политику, создавать и реализовывать различные схемы стимулирования инвестиций, региональные власти накопили за период рыночного реформирования значительный опыт в сфере инвестиционного сотрудничества, и их роль в этом процессе в последнее время все усиливается.

В наиболее общем виде инвестиционная политика регионов включает следующие основные элементы:

  1. разработка и принятие пакета законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс;
  2. предоставление гарантий сохранности частного капитала;
  3. предоставление налоговых и иных льгот, отсрочек по налоговым и арендным платежам, нефинансовых стимулов;
  4. создание организационных структур по поддержке инвестиционной деятельности;
  5. содействие в разработке, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов;
  6. выдача гарантий и поручительств коммерческим банкам, финансирующим инвестиционные проекты;
  7. мобилизация средств населения посредством выпуска муниципальных ценных бумаг;
  8. содействие становлению институтов региональной инвестиционной инфраструктуры.

С активизацией инвестиционной политики регионов возникает ряд проблем, связанных с углублением межрегиональных противоречий. В их числе усиление конкуренции за привлечение инвестиционного капитала, возрастание дифференциации уровней социально-экономического развития, разрыв единого инвестиционного пространства. Эти противоречия достаточно тесно взаимосвязаны[11].

Российские регионы характеризуются высокой степенью экономической неоднородности, а следовательно, и различием возможностей привлечения инвестиционных ресурсов. Анализ региональной структуры инвестиций свидетельствует о неравномерном распределении средств: предпочтения инвесторов связаны в основном с вложениями ресурсов в крупные центры с развитой рыночной инфраструктурой, со сравнительно высокой платежеспособностью населения, а также в сырьевые регионы. Рост самостоятельности регионов в проведении региональной политики инициирует усиление конкурентной борьбы между регионами за привлечение инвестиционного капитала путем предоставления более благоприятных условий для его использования. Это имеет не только позитивные, но и негативные последствия.

Дифференцированность инвестиционной среды, многообразие форм и методов стимулирования инвестиций, отсутствие унифицированных схем продвижения проектов затрудняют активизацию инвестиционного процесса. Анализ фактологического и статистического материала свидетельствует о продолжающихся процессах вывоза отечественного капитала, отсутствии масштабного притока иностранных инвестиций и т.д.

Для инвесторов, особенно иностранных, первостепенное значение имеют стабильность и транспарентность экономики государства в целом, поэтому при принятии инвестиционных решений учитываются в первую очередь не региональные, а страновые риски. Мировой опыт показывает, что основные потоки средств стратегических инвесторов устремляются не столько в места, где созданы максимальные налоговые льготы, сколько в страны, экономика которых стабильно и последовательно развивается на собственной, внутренней основе, так как здесь можно рассчитывать на сохранность вложений, устойчивую прибыль и дальнейшие перспективы[10].

1.4.Анализ основных потенциалов социально-экономического развития Архангельской области

Планируемый стратегический результат развития экономики и социальной сферы Архангельской области к 2030 году – рост производительности труда в 3-5 раз, увеличение доходов населения до почти 35 тыс. рублей в месяц (в ценах 2006 года), достижение ВРП на уровне Португалии – на основе модернизации существующих предприятий и активного привлечения инвестиций в создание новых рабочих мест. В соответствии со стратегическими задачами определены следующие отраслевые приоритеты: машиностроение (в том числе судостроение), ЛПК, транспорт, добыча полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических ресурсов), рыболовство, пищевая промышленность, химия и нефтехимия, промышленность строительных материалов, строительство, сельское хозяйство.

Анализ стратегических направлений развития базовых отраслей экономики произведен в соответствии со статистическими данными без учета Ненецкого автономного округа.

В 2010 году основной вклад в стоимостную долю ВРП был внесен за счет следующих видов деятельности: обрабатывающие производства (25,3 %), транспорт и связь (17,0 %), оптовая и розничная торговля (14,1 %). Отрасли промышленного производства составляли в общем объеме 28,1 % (увеличение доли по сравнению с 2009 годом на 5,1 %), в том числе: добыча полезных ископаемых – 0,6 %, обрабатывающие производства – 25,3 % (увеличение доли по сравнению с 2009 годом на 5,2 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 2,2 % (снижение по сравнению с прошлым периодом на 0,1 процента).

По оценке, в 2011 году, как и в 2010 году, обрабатывающие производства вносили основной стоимостной вклад в формирование ВРП – 27,1 % (увеличение доли по сравнению с 2010 годом на 1,8 %), доля транспорта и связи составила 16,1 % (снижение по сравнению с 2010 годом на 0,9 процента).

В таблице представлена структура ВРП (оценка) по основным видам деятельности за 2011 год (Приложение 1).

В соответствии с распоряжением правительства Архангельской области от 11 октября 2011 года № 554-рп «Прогноз социально-экономического развития Архангельской области на 2012 год и на период до 2014 года» объем валового регионального продукта (без Ненецкого автономного округа) в расчете на 1 жителя области должен составить: в 2011 году – 226,5 тыс. рублей, в 2012 году – 266,0 тыс. рублей, в 2013 году – 296,2 тыс. рублей, в 2014 году – 332,2 тыс. рублей. В соответствии со Стратегией области 2030 ВРП в расчете на 1 жителя должен достичь: в 2010 году – 192,2 тыс. рублей, в 2011 году – 226,5 тыс. рублей, в 2012 году – 266,0 тыс. рублей, в 2013 году – 296,2 тыс. рублей, в 2014 году – 332,2 тыс. рублей, в 2030 году – 450 тыс. рублей.

В целом за 2007-2011 годы производительность труда в регионе имеет положительную динамику роста, исключение составляет снижение производительности труда в 2009 году на 1,9 % вследствие уменьшения в период кризиса уровня объема ВРП в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 2,7 %.  В 2010 году производительность труда увеличилась по сравнению с 2009 годом на 30,4 %, несмотря на то, что численность занятых в экономике людей сократилась на 9,2 %. В 2011 году по сравнению с 2010 годом производительность труда увеличилась на 17,7 %, а по сравнению с 2007 годом – на 80,4 процента.

В 2010 году по сравнению с 2009 годом фондовооруженность труда увеличилась на 18,7 % вследствие сокращения численности занятых в экономике и увеличения стоимости основных фондов на 7,7 %. Если сопоставить рост производительности и фондовооруженности труда в 2010 году с 2009 годом, то наблюдается следующая картина: при росте фондовооруженности труда на 18,7 % производительность труда увеличилась на 30,4 процента (Приложение 2).

В связи с кризисом в 2009 году произошло сокращение инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (без учета НАО) по отношению к 2008 году на 35,1 %. В 2010 году отмечается увеличение инвестиций в основной капитал по сравнению с 2009 годом на 6,0 %. В 2011 году объем инвестиций по сравнению с 2010 годом увеличился в 2,3 раза и составил 94488,4 млн. рублей.

Анализ динамики коэффициента эффективности инвестиционных вложений показал нулевую доходность вложений в 2008-2009 годах по сравнению с 2007 годом (на 1 рубль вложенных инвестиций в основной капитал в 2007 году приходилось 10 копеек чистой прибыли, полученной организациями). В 2010 году на 1 рубль вложенных инвестиций в основной капитал приходилось 15,2 копейки чистой прибыли.

Основную долю в общем объеме отгруженных товаров собственного производства в 2011 году составляют обрабатывающие производства – 76,7 % (увеличение доли по сравнению с 2010 годом на 0,4 %, по сравнению с 2007 годом – снижение на 2,2 %). Структура промышленного производства в 2011 году выглядит следующим образом: добыча полезных ископаемых – 2,1 %, обрабатывающие производства – 76,7 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 21,2 процента.

2.Инвестиционный процесс в России

2.1. Иностранные инвестиции в банковскую систему России

Правовые основы инвестиционной деятельности в России устанавливаются в федеральном инвестиционном законодательстве, но они не регулируют инвестиционные правоотношения в банковской сфере. Отношения по поводу вложений в объекты предпринимательской банковской деятельности должны были быть урегулированы в законодательстве о банках и банковской деятельности. Между тем, банковское законодательство, в отличие от инвестиционного, ограничивается упоминанием о регистрации, лицензировании и некоторых дополнительных требованиях к кредитным организациям с иностранными инвестициями и филиалам иностранных банков (ст.17, 18 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").

В банковском законодательстве отсутствуют какие-либо правовые нормы о содержании иностранных инвестиций в банковскую систему; о принципах, субъектах, формах, методах иностранных инвестиций; о юридическом равенстве иностранных инвесторов; о равных государственных гарантиях защиты их имущества и законных интересов, исключающих применение мер дискриминационного характера[9].

Отсутствуют в банковском законодательстве и специальные инвестиционные правовые режимы, без которых процесс законодательного регулирования общественных отношений в банковской сфере нельзя считать завершенным. В результате иностранные инвесторы, вкладывающие капиталы в банковскую систему России, формально оказываются вне единого инвестиционного правового поля. На инвестиции в банковскую сферу положения федерального инвестиционного законодательства формально не распространяются, а банковское законодательство этот пробел не восполняет и не содержит соответствующих правовых норм применительно к банковской системе. В такой ситуации положения инвестиционного законодательства с учетом особенностей, предусмотренных в законодательстве о банках и банковской деятельности, могут и должны применяться к отношениям, связанным с иностранными инвестициями в банковскую сферу.

В особенности это касается содержания самого термина "иностранные инвестиции", под которым понимаются вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации[4]. Приведенное определение содержит качественные признаки, позволяющие отличить иностранные инвестиции от других видов инвестиционной деятельности в России.

Во-первых, иностранным должно быть само лицо, вкладывающее средства в банковскую систему России (юридическое лицо; организация, не являющаяся юридическим лицом; физическое лицо: международная организация, имеющая в соответствии с международным договором право осуществлять инвестиции в России; иностранное государство). Юридический статус иностранного лица устанавливается на основе законодательства государства его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства, и подтверждается документами, выданными компетентными органами этого государства. Для признания юридического лица иностранным необходимо достоверно установить его правоспособность в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, а также установить наличие у него права в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации[8].

Достоверным подтверждением принадлежности юридического лица к иностранному государству является выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное, равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица. Физическое лицо может быть признано иностранным инвестором, если это иностранный гражданин, либо лицо без гражданства, постоянно проживающее за пределами России; гражданская правоспособность и дееспособность лица определяется законодательством государства, гражданином которого оно является, либо государства постоянного места жительства лица без гражданства; лицо в соответствии с законодательством своего государства имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.

От иностранного физического лица, имеющего намерение инвестировать капитал в кредитную организацию с иностранными инвестициями или в филиал иностранного банка, федеральное законодательство требует представить подтверждение платежеспособности этого лица от первоклассного (согласно международной практике) иностранного банка (ст.17 Федерального закона "О банках и банковской деятельности")[7].

Информация о работе Инвестиционная политика регионов