Инвестиционная политика РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Первая глава посвящена исключительно теоретическим вопросам инвестиционного климата. Именно, в ней раскрывается понятие инвестиций и инвестиционного климата, рассматриваются факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность, и риск при инвестировании.
Вторая же глава содержит в себе информацию о том, какова сегодня обстановка в инвестиционной сфере нашей страны в целом и ее регионов в частности, приводятся статистические данные о состоянии данной сферы и др.
В третьей главе описываются мероприятия и направления работы в области улучшения инвестиционного климата, проводимые на данный момент в Казахстане.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………..…4
1.1 Сущность инвестиционного климата и факторы его формирующие……4
1.2Понятие инвестиционного риска……………………………………………7
1.3Экономическая сущность инвестиционной политики государства и ее влияние на инвестиционный климат страны……………………………………..9
2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………………………………………………………………..12
2.1 Современное состояние инвестиционного климата в РК……………....12
2.2 Индикаторы инвестиционной привлекательности регионов…………...18
3. ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РК И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ КОНЪЮНКТУРЫ ……………………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы…………………………………………….36

Файлы: 1 файл

курсовая инвестиции.docx

— 1.03 Мб (Скачать файл)

На территории Северо-Казахстанской области находятся  Сырымбетское месторождение олова  и Обуховское месторождение титаноциркониевых  песков. Интерес к этим месторождениям руд цветных металлов со стороны  потенциальных  инвесторов усиливается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатель №10. Инвестиции в основной капитал

Как видно  на рисунке 2.11 результаты ранжирования регионов страны по уровню инвестиционной активности во многом идентичны результатам  сравнения по основным показателям  инвестиционной привлекательности  областей и городов республиканского значения. Состав групп регионов с  наиболее высокими и низкими значениями критериальных показателей практически  совпадают.

        Проанализировав все полученные данные, можно придти к следующему выводу:

практически по всем показателям, Атырауская и Мангыстауская  область уверенно держать пальму первенства. За ними, с небольшим  отрывом (в основном благодаря показателям  предпринимательской активности, инвестициям  в основной капитал и среднемесячным доходам неселения), следуют города Алматы и Астана. Именно эти четыре региона и составляют первую группу нашего ранжирования – «регионы-лидеры».

 

Показатель №11. Конечное ранжирование регионов РК по степени  их инвестиционной привлекательности.2010-2012г

 

Во вторую группу вошли регионы, которые по некоторым показателям даже опережали  «лидеров», но по остальным индикаторам  резко сдавали свои позиции: это  Актюбинская, Западно-Казахстанская, Кызылординская, Карагандинская и Восточно-Казахстанская  области.

Несмотря  на то, что ВКО, по сути, могла быть отнесена и к третьей категории  – уникальная диверсификация производства и развитая промышленность вкупе  с впечатляющей минерально-сырьевой базой делают ее регионом, который  вполне может стать «будущим»  лидером.

Третью  группы сформировали среднеразвитые регионы  – в целом, их показатели варьируются  в пределах среднереспубликанского, однако по некоторым из них они  сильно отстают (один из самых низких показателей инвестиций в основной капитал для ЮКО, относительно низкие среднемесячные доходы населения для  Костанайской области и объем  экспорта для Павлодарской).

Регионы четвертой группы практически не показывали результаты выше среднереспубликанских, что позволяет говорить о том, что они являются т.н. «регионами-реципиентами».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Проблемы  привлекательности инвестиционного  климата РК и пути их решения  в условиях мировой конъюктуры

 

Казахстану, вступившему на путь экономических  преобразований, было необходимо определить свою стратегию в отношении иностранного участия в этом процессе, а соответственно, и в отношении создания благоприятного инвестиционного климата.

        В инвестиционном климате, характеризуемом  совокупностью политических, социально-экономических,  финансовых, социокультурных, организационно-правовых  и географических факторов, привлекающих  или отталкивающих инвесторов, можно  выделить три укрупненные группы  этих факторов: политические, правовые, финансово-экономические.

 Достаточно  высокий уровень политической  стабильности и межнационального  согласия, четкая ориентация на  углубление процессов демократизации  общества и открытость экономики  способствуют повышению инвестиционной  привлекательности Казахстана. Вместе  с тем непременным условием  успешного развития инвестиционного  процесса становится создание  прогрессивной и стабильной правовой  базы.

Большое значение для иностранных инвесторов имело принятие законодательных  актов, предоставляющих право на приобретение в частную собственность  земли, на которой расположены их производственные объекты, а также  создание консультативного Совета из представителей иностранных компаний, действующих в республике.

Одной из главных привлекательных черт, характеризующих  благоприятный для иностранных  бизнесменов инвестиционный климат в стране, является наличие льгот  и преференций в области налогообложения. Система льгот и преференций  распространяется как на зарубежных, так и на отечественных инвесторов и характеризуется тем, что вводятся государственные натурные гранты, на срок до 5 лет, с момента заключения контракта снижаются ставки подоходного  налога, земельного налога и налога на имущество (до 100% основной ставки), полностью  или частично освобождается от обложения  таможенными пошлинами импорт оборудования, сырья и материалов, необходимых  для осуществления инвестиционных проектов.

К факторам формирования благоприятного инвестиционного  климата относятся и экономическая  эффективность инвестиционных проектов, их валютная окупаемость, платежеспособность внутреннего заемщика, возможности  широкого использования финансово-кредитных  и налоговых стимулов и др.

 По  данным экспертного опроса, проведенного  сотрудниками Республиканского  центра изучения общественного  мнения совместно с Агентством  по стратегическому планированию  главным фактором, лимитирующим  приток иностранных инвестиций, признается прежде всего нестабильность  законодательной базы, частые изменения  в законодательной сфере, а  к благоприятным факторам, в том  числе по мнению инвесторов, относятся: 1) возможности доступа к природным ресурсам, прежде всего к разработке огромных природных ресурсов, которые (нефть и газ, цветные и редкие металлы). По мнению специалистов, нефтяные запасы Казахстана превосходят совместные запасы Ирака и Ирана и в начале следующего века Казахстан может превратиться в ведущую нефтяную державу с ежегодным экспортом до 100 млн т нефти; 2) геостратегическое положение республики как центральноазиатского транспортного перекрестка, обеспечивающего транспортный вход в страны с населением свыше 2 млрд человек и к развивающимся рынкам (России, Китая, Южной Азии); 3) лидирующие позиции Казахстана среди стран СНГ по трансформации экономики и общества, в частности, по приватизации государственной собственности и созданию благоприятных предпосылок для привлечения иностранного капитала.

Проблемы, связанные с инвестиционным процессом, в целом можно условно разделить  на ключевые и сопутствующие.

 

К ключевым проблемам можно отнести следующие:

- перманентное  ухудшение экологической обстановки. Иностранные бизнесмены пока  предпочитают инвестировать в  добывающие отрасли и при этом  нерационально используют природные  ресурсы, игнорируя национальное  экологическое законодательство (в  том числе и по причине его  несовершенства и противоречивости). В адрес ТНК нередко звучат  обвинения, что они злоупотребляют  либеральным режимом экологического  контроля в таких странах, как  Казахстан. В то же время  международные экологические организации  подвергают критике и принимающие  иностранный капитал страны за  умышленное использование слабостей  своего природоохранного законодательства  для привлечения даже тех инвесторов, которые подыскивают места для  размещения экологически вредных  производств; 

- сырьевую  направленность иностранного инвестирования;

- неоптимальность  инвестиционного климата (и для  иностранных, и для национальных  инвесторов);

- несовершенство  государственной промышленной и  технологической политики;

- относительную  неразвитость фондового рынка,  что затрудняет привлечение и  эффективное использование портфельных  инвестиций;

- проблему  ранжирования отраслей и производств  с точки зрения возможности  и необходимости привлечения  иностранных инвесторов;

- отсутствие  развитых форм коллективного  инвестирования, в частности института  инвестиционных фондов.

Сопутствующими  проблемами являются:

- безработица;

- проблемы  в работе государственной службы  стандартизации качества товаров;

- неразвитость  системы корпоративного управления;

- проблемы  в области импортзамещения;

- нехватка  персонала, владеющего современными  методами международного менеджмента  и маркетинга;

- отсутствие  четких критериев для отбора  инвестиционных проектов, что приводит  и к отрицательным экономическим  и социальным эффектам;

- проблема  координации деятельности иностранных  и отечественных инвесторов, решение  которой требует создания объединенного  Совета иностранных и отечественных  инвесторов при Президенте РК.

 Следует  учитывать еще одну проблему, связанную с психологическими  факторами: психологическое "несовпадение" инвестора и заказчика. Несовпадение  менталитета и уровней экономической  культуры казахстанских и зарубежных  инвесторов прямо препятствует  реализации ряда инвестиционных  программ, в том числе из-за  разного представления и о  роли и значении инвестиционного  бизнеса. Заказчики в республике  нередко предлагают для инвестирования  случайные и бесперспективные  проекты, стремясь лишь решать  свои производственные и финансовые  проблемы за счет зарубежных  средств.

Вместе  с тем в любых условиях необходимо решать такие задачи, как обеспечение  национальной безопасности, суверенитет  над природными ресурсами, сохранение контроля над ключевыми секторами  экономики. В определенных сферах экономики  ПИИ должны быть запрещены или  ограничены.

Интересы  Казахстана в качестве страны-реципиента капитала и цели иностранных инвесторов могут и совпадать, и различаться. Частные иностранные компании заинтересованы в поощрении государством их деятельности, но решающее значение для них имеют  общие условия инвестирования. В  свою очередь, Казахстан, рассматривая иностранные инвестиции как дополнительный источник капитальных средств, технологий, опыта в области управления, маркетинга, обязан принимать во внимание свои национальные интересы.

 Выделим  наиболее типичные параметры  совпадения или расхождения интересов  Казахстана и иностранных инвесторов.

Особое  место в данном анализе должны занимать оценки методов стимулирования ПИИ. Эти методы должны стимулировать  реализацию наиболее приоритетных инвестиционных проектов. К ним относятся финансовые меры (субсидии, займы, кредиты, ускоренная амортизация), фискальные (снижение или  отмена налогов, пошлин, тарифов) и административные меры (освобождение от лицензирования, квотирования, прединвестиционное содействие).

 Благоприятный  инвестиционный климат в стране  определяется системой следующих  показателей: 

- потенциалом  рынка страны;

- обеспеченностью  производства природными и трудовыми  ресурсами;

- состоянием  и развитием экономических реформ;

- состоянием  законодательной базы в сфере  инвестиционной деятельности;

- характером  льгот по налогам и уровнем  таможенных тарифов;

-особенностями  принятия управленческих решений  в государственных органах;

- степенью  устойчивости банковской системы;

- состоянием  политического климата в стране.

 Иностранный  инвестор определяет возможности  инвестирования капитала на основе  оценки нескольких внутренних  и внешних факторов. Среди внутренних  оценивается местоположение объекта,  характер технологического процесса, производственная мощность, проблемы  управления и кадров, возможности  финансирования, затраты и структура  доходов, прибыльность, влияние на  окружающую среду. Среди внешних  особое внимание обращается на  степень риска, определяемую условиями  страны, степень риска, определяемую  условиями партнера, степень риска,  определяемую условиями рынка.

 Для  Казахстана, который встал на  путь создания открытой экономики,  крайне необходимо участие в  процессах миграции капитала  и в качестве импортера, и  в качестве экспортера капитала. Сегодня участие Казахстана в  этих процессах весьма скромное. К тому же ему предстоит  соперничать со странами, рынки  которых более привлекательны  для инвесторов, в том числе  с азиатскими и латиноамериканскими.  Иностранные инвесторы считают,  что инвестиционный климат в  республике обещающий, но не  стабильный. Большинство иностранных  инвесторов, однако, указывает на  положительные изменения, произошедшие  в экономике Казахстана за  последние годы.

Информация о работе Инвестиционная политика РК