Инвестиционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является анализ инвестиционной среды Казахстана, из которой вытекают ряд задач:
•Значение инвестиций для экономики Казахстана
•Анализ инвестиционного климата РК
•Выявление основных форм участия иностранного капитала в РК

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие инвестиций и его роль в экономике страны…………….. 5
1.1. Понятие инвестиций
1.2 Значение иностранных капиталовложений для РК
Глава 2 Анализ форм участия и показатели иностранного капитала
в РК………………………………………………………………………………….18
2.1. Формы участия иностранного капитала в РК
2.2. Количественные показатели иностранных инвестиций в РК
Глава 3 Перспективы инвестирования в РК…………………………………. 55
3.1 Инвестиционный климат РК
3.2 Механизм государственного регулирования инвестиций в РК
Заключение…………………………………………………………………………62
Список используемо литературы ……………………………………………….64

Файлы: 1 файл

Иностранные инвестиции в РК.doc

— 513.50 Кб (Скачать файл)

В международной практике под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных средств, вкладываемые иностранными инвесторами в производство товаров и услуг с целью получения прибыли.

Привлечение иностранных  инвестиций в экономику Казахстана является объективно необходимым процессом. От того, насколько успешно экономика Казахстана будет интегрироваться в мирохозяйственные связи, зависит стратегия и тактика преодоления кризиса. Сегодня совершенно очевидно, что исторически сложившийся высокий уровень обособленности экономики Казахстана от мировой экономики не имеет будущего, поэтому ориентация на нее представляет собой один из наиболее эффективных способов повышения конкурентоспособности казахстанской национальной экономики.

Тот факт, что в западных инвестиционных средствах сегодня  республика нуждается несравненно больше, чем вчера, подтверждает сложившаяся ситуация в Казахстане, когда почти все предприятия в долгах, возрастает просроченная задолженность, когда в конечном итоге все это ведет к спаду производства, прекращению государственного инвестирования промышленности.

Суть проблемы аккумулирована в вещественных факторах производства. Все ощутимее становится старение основных фондов. Промышленность Казахстана нуждается  в новых технологиях, более совершенной  технике. Все это обусловливает  необходимость привлечения иностранных инвестиций.

Казахстанские предприятия  зачастую не отвечают требованиям рыночной экономики не только в силу изношенности своего оборудования, но и по многим другим показателям. Большинство из них стоят перед проблемой  закрытия и организации на их месте новых, действительно современных предприятий, организаций. А это тоже требует значительных инвестиционных вливаний.

К этому следует добавить, что в Казахстане, как и в других посткоммунистических государствах Восточной Европы и бывшего СССР, находящихся в процессе формирования рыночных отношений, дело не только в нехватке внутренних сбережений для быстрой модернизации экономики. Инвестиционный климат - критерий зрелости рыночных реформ, доверия мирового сообщества к устойчивости прав собственности, к обстановке в данной стране в целом. Хотя Казахстану и свойственны крупный рыночный потенциал, изобилие природных ресурсов и стратегическое деловое месторасположение, по мнению многих иностранных инвесторов, инвестиционный климат Республики Казахстан перспективен, но нестабилен. Нестабильность сопровождается преобладанием ряда негативных факторов, которые препятствуют притоку иностранных инвестиций в республику. Присутствие этих факторов обусловлено негативным отношением иностранных инвесторов к внутренней политике Правительства Республики Казахстан. В результате опроса заинтересованных иностранных инвесторов были выявлены пять основных преград на пути притока иностранных инвестиций в Казахстан.   /2/:

  • бюрократия;
  • финансовый риск;
  • налоговый и финансовый режим Казахстана;
  • правовая инфраструктура /темпы перемен в сфере права;
  • валютный контроль.

Два фактора из пяти, не являясь чисто экономическими, оказывают  существенное влияние на приток инвестиций в республику. И хотя такие факторы, как налоговый и финансовый режим и валютный контроль в Казахстане признаются одними из либеральными в странах СНГ, они также не функционируют в пользу притока иностранных инвестиций. Финансовый риск сопряжен с инфляцией и колебаниями валютных курсов.

Самый высокий рейтинг среди факторов имеет бюрократия. Бюрократия в нашем обществе во многом связана с малоэффективными способами проведения приватизационных и структурных преобразований.

Хотя бы для незначительного  сокращения бюрократии необходимо интенсивное  разрешение первоочередных проблем, связанных с определением структуры собственности. Таким образом, определяются хозяева наших промышленных гигантов. После определения структуры собственности можно сокращать и бюрократический аппарат, тем более, что процесс передачи под управление означает наряду с финансовыми вливаниями и привлечение управленческого опыта.

Валютные риски сопряжены  с инфляцией и колебаниями  валютных курсов. Высокий уровень  инфляции часто создает множество  трудностей, которые отражаются на способах деятельности многонациональных фирм. К наиболее значительным относятся следующие трудности: 1) ускоренная девальвация, или обесценивание местной валюты, или максидевальвация; 2) установление более жесткого контроля над капиталом и введение импортных ограничений; 3) снижение доступности кредитов и повышение процентов по займам; 4) накапливание счетов дебиторов и удлинение периодов инкассации; 5) введение ценового контроля с намерением взять под контроль инфляцию; 6) экономический и политический хаос и волнения среди населения; 7) бегство капитала; 8) усложнение оценки эффективности работы филиалов за границей.

Еще один компонент валютного  риска – это колебания валютных курсов. С колебаниями валютных курсов сопряжено выявление рисков трех типов: риск, связанный с валютными пересчетами; риск, связанный с валютными сделками; риск экономических последствий.

Общие уровни налогообложения  выступают в роли факторов, сдерживающих участие иностранных инвесторов в силу того, что они снижают  прибыльность инвестиций. Уровни регулирования и налогообложения, приводящие к снижению прибыльности инвестиций после учета налогов, ниже уровня, требуемого для вознаграждения инвестора за неотъемлемый риск, на который он вынужден идти, выстраивают искусственные препятствия на пути притока инвестиций в Казахстан.

Исходя из вышеизложенного, важно отметить, что иностранному инвестору важны не льготные условия  налогообложения, а их стабильное, предсказуемое  и экономически эффективное и  для государств, и для инвестора  состояние. В соответствии с этими требованиями, целесообразно выполнение следующих задач:

  • ужесточение платежной дисциплины;
  • соблюдение заключенных договоров и контрактов со стороны государства по налогообложению;

упорядочение покрытия задолженности приватизированных  предприятий предприятиями инвесторов. Несомненно то, что все эти факторы связаны с общеэкономической стратегией правительства, поэтому решение этих проблем нуждается в комплексном подходе. Необходим четкий ориентир, программа действий по привлечению иностранных инвестиций, и на основе этой программы необходимо создавать рычаги управления, привлечения и стимулирования внешних капиталовложений. Такое мнение разделяют многие экономисты.

Иностранные инвесторы, расширяя сферу своей деятельности, предпочитают иметь дело со странами со стабильной политической ситуацией и схожими социально-экономическими условиями. Поэтому Казахстану необходимо создать на первых порах привлечения иностранных инвестиций особые льготные для них условия.

Казахстан стремится  создать благоприятный социальный, финансово- экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. В связи с этим, Правительством Республики Казахстан сделан существенный шаг: был разработан и введен в действие в декабре 1994 года Закон “Об иностранных инвестициях”, который определил правовой режим иностранных инвестиций в Казахстане, установил формы осуществления и объекты вложений иностранных инвестиций в Республике Казахстан.

Правовой режим предусматривает  существенные гарантии для иностранных  инвесторов. Вкратце они сводятся к следующим положениям:

  • национальный режим, т.е. иностранные инвесторы, вправе пользоваться условиями не менее благоприятными, чем для инвестиций отечественных инвесторов;
  • правительственные гарантии от имени республики;
  • гарантии от изменений законодательства и политической ситуации;
  • гарантии от экспроприации;
  • гарантии от незаконных действий государственных органов и должностных лиц;
  • компенсация и возмещение убытков иностранным инвесторам;
  • гарантии использования доходов и собственных валютных средств;
  • гласность в деятельности иностранных инвесторов;
  • гарантии при государственной проверке.

Необходимо заметить, что это твердый, последовательный и поступательно осуществляемый курс по постоянному совершенствованию правового режима иностранных инвестиций в Казахстане. /3/.

Также Правительством Республики Казахстан были разработаны и  введены в действие другие законы и нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в республике с целью привлечения иностранных инвестиций.

С точки зрения политиков  и экономистов республики, с участием иностранного капитала можно решать следующие задачи:

  • повысить эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность;
  • усилить экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внешних рынках;
  • развить импортозамещающие производства;
  • повысить научно-технический уровень производства с помощью новой техники и технологий, методов управления и сбыта продукции;
  • сформировать законченные технологические циклы с выпуском готовой продукции;
  • увеличить налоговые поступления в государственный бюджет;
  • содействовать развитию отсталых и депрессивных районов;
  • создать новые рабочие места в национальной экономике;
  • использовать современный производственный и управленческий опыт через обучение и переподготовку кадров;
  • достигнуть экономической самостоятельности Казахстана.

Подобными критериями руководствуются  все развитые и развивающиеся  страны, о чем свидетельствует  история развития отдельных стран, которые непосредственно ориентировались  на эти критерии.

Таким образом, зарубежное инвестирование выступает как объективно необходимый процесс для Казахстана, т.к. он способствует обузданию кризиса  и одновременно финансовой стабилизации экономики, решает стратегические и  тактические задачи макроэкономического характера, такие как борьба с инфляцией, структурная перестройка, искоренение технологической и управленческой отсталости экономики. То есть все эти факторы доказывают важность привлечения и использования внешних капитальных вложений. /2/.

Исходя из вышеизложенного, определяются основные формы привлечения и использования внешних источников финансирования, такие как:

  • Кредиты и займы международных финансовых организаций.
  • Прямые инвестиции.
  • “Портфельные” инвестиции.

К первой категории инвестиций относятся кредиты и займы МВФ, МБРР, ЕБРР, АБР и других международных организаций, предоставляемые по линии официальной помощи развитию. Эти ресурсы направляются на развитие и поддержание приоритетных отраслей экономики стран-получателей помощи, на финансирование программ системного преобразования экономики, дефицита платежного баланса, финансирование социального сектора, на поддержку структурных преобразований и развитие сельского хозяйства, на финансирование проектов развития мелких и средних предприятий и т.д. Отрицательной стороной таких заимствований является то, что они увеличивают внешний долг страны.

Прямые  инвестиции – это форма инвестиций, представляющая собой долгосрочное вложение предпринимательского капитала, которое обеспечивает иностранному вкладчику контроль над деятельностью заграничного предприятия. Прямые иностранные инвестиции дают возможность инвестору распоряжаться всей прибылью, полученной зарубежным предприятием.

В соответствии с законами РК о внешнеэкономических связях, к прямым инвестициям прежде всего относятся: создание фирм, филиалов и предприятий за границей, приобретение доли участия в капитале иностранных предприятий, предоставление кредитов собственным предприятиям за границей или фирмам, в которых имеется доля участия.

Прямые иностранные инвестиции при разумном их использовании способствуют диверсификации экспорта, созданию дополнительных рабочих мест в стране, позаимствовавшей инвестиции, и по сравнению с иностранными кредитами не увеличивают задолженности страны, тем самым уменьшают отток валюты за рубеж. Поэтому развивающиеся страны стремятся привлекать именно прямые иностранные инвестиции. Но для этих стран важно не столько привлекать иностранные инвестиции, сколько рационально их использовать.

Следующей формой внешнего финансирования являются "портфельные" инвестиции, которые представляют собой долгосрочные вложения капитала в промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, кредитные и другие предприятия за границей. Они производятся обычно в форме покупки акций и облигаций заграничных акционерных компаний. Как правило, составляют менее 10% акционерного капитала предприятия; не дают инвесторам права полного контроля за деятельностью предприятий или владения ими.

На мировом рынке  капиталов "портфельные" инвестиции распространены в развитых странах с нормально функционирующим рынком ценных бумаг, фондовые ценности которых общепризнанны и значимы на международном фондовом рынке, и в которые вкладчики вкладывают свои средства без особого риска для себя. Это, в первую очередь, портфели ценных бумаг международных организаций, финансово-кредитных институтов, ТНК и иностранных фирм- гигантов высокоразвитых стран.

Информация о работе Инвестиционная политика