Инвестиционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 01:50, реферат

Описание работы

В настоящее время в России в период после перестройки сложилась тяжелая инвестиционная ситуация, кризис недоинвестирования. Этот кризис не позволяет своевременно осуществлять процесс непрерывного воспроизводства субъектов экономической и социальной деятельности и постепенно ведет к их деградации. Последствия этого кризиса мы еще ощутим на себе через несколько лет. С ним, прежде всего, связано резкое падение объемов производства, и проявление негативных социальных эффектов: рост безработицы, ухудшение криминогенной обстановки и др. С ним также связана утрата позиций российских производителей на мировых рынках. В приложении №1 приведены данные Госкомстата об объемах инвестирования в России в динамике за период с 1989 г по 1994 г. В структуре использования ВВП доля инвестиций в 1994г снизилась по сравнению с 1989г с 31,2% до 20,7%. В процентном выражении (индекс инфляции устранен) объем инвестиций в 1994 году составил 34,5% по сравнению с 1989 годом, т.е. мы имеем дело с глубоким затяжным кризисом. Среди причин его возникновения можно выделить несколько наиболее важных:

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)


1.    СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

 

В настоящее время в России в период после перестройки сложилась тяжелая инвестиционная ситуация, кризис недоинвестирования. Этот кризис не позволяет своевременно осуществлять процесс непрерывного воспроизводства субъектов экономической и социальной деятельности и постепенно ведет к их деградации.  Последствия этого кризиса мы еще ощутим на себе через несколько лет.  С ним, прежде всего, связано резкое падение объемов производства, и проявление негативных социальных эффектов: рост безработицы, ухудшение криминогенной обстановки и др.  С ним также связана утрата позиций российских производителей на мировых рынках. В приложении №1 приведены данные Госкомстата об объемах инвестирования в России в динамике за период с 1989 г по 1994 г. В структуре использования ВВП доля инвестиций в 1994г снизилась по сравнению с 1989г с 31,2% до 20,7%. В процентном выражении (индекс инфляции устранен) объем инвестиций в 1994 году составил 34,5% по сравнению с 1989 годом, т.е. мы имеем дело с глубоким затяжным кризисом. Среди причин его возникновения можно выделить несколько наиболее важных:

-самоустранение государства от финансирования большинства инвестиционных проектов;

-неплатежеспособность предприятий, вызванная общим экономическим спадом;

-слабое развитие фондового рынка в России.

Закон РСФСР от 26.06.91 № 1488-1 “Об инвестиционной деятельности в РСФСР” дает следующее толкование  понятий “инвестиции” и “инвестиционная деятельность”:

ИНВЕСТИЦИЯМИ  являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций. Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.

В данной работе автор придерживается именно этих определений, но с одной оговоркой. В качестве цели инвестирования понимается только экономическая выгода, так как социальный эффект определяется с большим трудом и  с еще большим включается в принятую в рыночной экономике систему расчетов эффективности капиталовложений.

Что касается термина “ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ”, то под ним понимается комплексный план мероприятий, включающий капитальное строительство, приобретение новых технологий, закупку оборудования, подготовку кадров и т.д., направленный на создание нового или модернизацию (расширение) действующего производства товаров и услуг с целью получения экономической выгоды.

Для того, чтобы устранить в дальнейшем терминологическую неопределенность (двоякость толкования) инвестиционной деятельности, сразу проведем разграничение понятий “реальные” и “финансовые” инвестиции.

РЕАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - вложения в материальные активы (вещественный капитал).                

ФИНАНСОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - вложения в ценные бумаги (акции, векселя, облигации и др.).

В практической деятельности коммерческие банки могут заниматься как финансовым, так и реальным инвестированием. Поэтому  в данной работе автор делает попытку сравнительного анализа перечисленных видов деятельности с точки зрения, во-первых, экономической выгоды; во-вторых, с позиции долгосрочной перспективы; в-третьих, с точки зрения рисков и связанного с ними влияния на экономические показатели работы банка.

Поскольку коммерческие банки по своей сути есть коммерческие организации, работающие, главным  образом, за счет чужих средств, то следует рассмотреть в комплексе два вида операций банков -  пассивные (по привлечению ресурсов) и  активные (по их размещению).

Формирование пассивов под будущие инвестиции имеет особенности:

1) это должны быть долгосрочные пассивы (обычно  от 2 до 10  и более  лет);

2) они должны быть максимально дешевыми ресурсами, ибо в противном случае будет весьма затруднительным обеспечить прибыльность вложений.

Поэтому в качестве пассивов под инвестирование могут рассматриваться:

-средства инвесторов;

-собственные средства банка;

-остатки средств на счетах клиентов;

-долговременные срочные пассивы;

-залоговые обязательства клиентов;

-бюджетные средства, специально выделенные государством под реализацию инвестиционных программ.

Попытаемся дать примерную оценку вышеперечисленных источников ресурсов:

1) Средства инвесторов.

ИНВЕСТОРЫ - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и осуществляющие их целевое использование. Целью инвесторов не всегда может быть получение максимальной прибыли от вложения. Как правило, инвестор заинтересован в реализации конкретного инвестиционного объекта. Банк, в данном случае выступает  посредником между инвестором и объектом инвестирования. Его задачей является управление и контроль за ходом инвестирования и получением результата. Прибыль банка может быть получена за счет комиссионных, а также за счет более эффективного управления реализацией инвестиционного проекта. Банк может объединять средства инвесторов для реализации одного крупного проекта.  Риск банка относительно невелик.

Поэтому средства инвесторов - один из наиболее привлекательных (для банка) источников финансирования инвестиционной деятельности.

2) собственные средства банка.

По ним не нужно выплачивать проценты за пользование, т.е. они являются дешевыми средствами. При решении вопроса о том, направлять их на инвестирование, или же вкладывать в другие активы, банк руководствуется двумя моментами:

-экономической выгодой (эффектом от вложения);

-иная (если есть), кроме экономической, заинтересованность в реализации конкретного инвестиционного проекта.

Если банк ориентируется только на экономическую выгоду, то банк ищет способ вложения, приносящий максимальную отдачу. В данной работе в следующих главах приведены примерные методики расчета привлекательности вложений.

Собственные средства банка есть, безусловно, очень привлекательный источник финансирования инвестиций.

3) Остатки средств на счетах клиентов, долговременные пассивы, залоговые обязательства клиентов и  др. -  более дорогие пассивы.

Поэтому при их использовании для инвестиций нужно быть очень осторожным. Существуют  риски востребования средств клиентами (для остатков на счетах и залоговых обязательств). За пользование долгосрочными пассивами нужно уплачивать значительные проценты.

Таким образом, следует придерживаться следующих моментов:

а) для инвестирования может оказаться пригодной лишь небольшая часть этих пассивов (например, 25%);

б) эти источники можно инвестировать только в проекты с самым минимальным риском (например, в государственные или муниципальные ценные бумаги);

в) при расчете окупаемости инвестиционных проектов нужно учитывать значительную норму дисконтирования. 

Таким образом, данный вид пассивов для инвестирования пригоден лишь ограниченно.

4) Бюджетные средства.

В соответствии с программой Правительства РФ “Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах” [29] государство намерено финансировать отдельные инвестиционные проекты  в том числе и через коммерческие банки, имеющие сеть филиалов в местах осуществления инвестиционных проектов. Роль банков здесь может быть следующая:

а) участие в разработке и подготовке проектов;

б) действенный контроль в их осуществлении;

в) предоставление в Минфин РФ информации о ходе их реализации.

Для финансирования проектов банки привлекаются на условиях маржи, определенной правительством РФ - 3%.  При этом отбор банков осуществляется на конкурсной основе по принципу минимальной комиссии.

В качестве оценки данного вида пассивов можно сказать следующее:

1) Размеры таких проектов обычно велики, на них выделяют значительные суммы. Следовательно, это хороший источник прибыли банков.

2) Государство не всегда имеет целью получение экономического эффекта от проекта. Он может быть социально значимым.

3) Риск банка самый минимальный.

Таким образом, бюджетные вложения в инвестиционные проекты - очень хороший вид пассивов. Следует прилагать максимум усилий для их привлечения.

На основании вышеизложенного, можно сформулировать сущность инвестиционной политики применительно к  коммерческим банкам:

Инвестиционная политика коммерческих банков представляет собой совокупность действий банков на рынке инвестиций в соответствии с индивидуально разработанной стратегией, направленной на  извлечение максимальной прибыли и упрочения своего положения на рынке.


1.                       НОРМАТИВНАЯ БАЗА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ ИНВЕСТИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Нормативная база, регламентирующая деятельность коммерческих банков на рынке инвестиций, представляет собой иерархическую систему, состоящую из законов и подзаконных актов. Субъекты инвестиционной деятельности в процессе взаимоотношений при заключении договоров и осуществлении сделок, должны руководствоваться также Гражданским кодексом РСФСР, КЗОТом, УК, др. кодексами.

Правовая система изображена на рис. 2.1.

Основными нормативными документами, регулирующими деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг, являются;                

а) Закон РСФСР от 2.12.90 “ О банках и банковской  деятельности в РСФСР”;                   

б) “ Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР” (Постановление правительства РСФСР от 28.12.91  № 78);

в) Телеграмма  Банка России от 18.02.92 № 14-3-61.

На рынке ценных бумаг банки могут выступать в качестве инвестиционных институтов и осуществлять следующие виды деятельности:

1) Во-первых, выполнять посреднические агентские функции при купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения, т. е. выступать в роли финансового брокера;

2) Во-вторых, осуществлять инвестиционное консультирование, т.е. оказывать консультационные услуги по поводу выпуска и обращения ценных бумаг;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 2.1. Правовая система

 

 

3) В-третьих, выступать в роли инвестиционной компании, т.е. организовывать выпуски ценных бумаг;

4)  Выдавать гарантии по их размещению в пользу третьих лиц;

5)  Вкладывать средства в ценные бумаги;

6)  Осуществлять куплю-продажу ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числе путем котировки ценных бумаг (объявление на определенные ценные бумаги “цены покупателя” и “цены продавца”, по которым инвестиционная компания  обязуется их продавать и покупать).

ЦБ РФ, в рамках вверенных ему полномочий “Законом о Банке России”  по осуществлению надзора за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, определил следующий порядок деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг:

- работа коммерческих банков на рынке ценных бумаг осуществляется в рамках полученной общей банковской лицензии. Дополнительной лицензии не требуется;

- именные квалификационные аттестаты специалистам коммерческих банков, проводящих работы с ценными бумагами , не требуются;

- заключение сделок купли-продажи ценных бумаг специалистами коммерческих банков  на биржах и в других местах организованной торговли, может осуществляться  только на основе именных доверенностей, оформленных в соответствии с действующим гражданским законодательством.

Но для банков предусмотрен ряд важных ограничений:

-банк не может выступать инвестиционным институтом по негосударственным ценным бумагам, если в составе его привлеченных средств есть средства граждан;

-банк не может выполнять функции инвестиционного фонда, т. е. заниматься деятельностью, связанной с выпуском акций, c целью привлечения денежных средств инвесторов и их вложения от имени фонда в ценные бумаги, а также на банковские счета и во вклады, при которой  все риски, связанные с такими вложениями, доходы и убытки от изменений рыночной оценки таких вложений в полном объеме относятся на счет владельцев (акционеров) этого фонда.

-банк может объединять деятельность инвестиционной компании и финансового брокера только при условии, что деятельность финансового  брокера выполняется им через фондовую биржу.

Информация о работе Инвестиционная политика