Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 01:50, реферат
В настоящее время в России в период после перестройки сложилась тяжелая инвестиционная ситуация, кризис недоинвестирования. Этот кризис не позволяет своевременно осуществлять процесс непрерывного воспроизводства субъектов экономической и социальной деятельности и постепенно ведет к их деградации. Последствия этого кризиса мы еще ощутим на себе через несколько лет. С ним, прежде всего, связано резкое падение объемов производства, и проявление негативных социальных эффектов: рост безработицы, ухудшение криминогенной обстановки и др. С ним также связана утрата позиций российских производителей на мировых рынках. В приложении №1 приведены данные Госкомстата об объемах инвестирования в России в динамике за период с 1989 г по 1994 г. В структуре использования ВВП доля инвестиций в 1994г снизилась по сравнению с 1989г с 31,2% до 20,7%. В процентном выражении (индекс инфляции устранен) объем инвестиций в 1994 году составил 34,5% по сравнению с 1989 годом, т.е. мы имеем дело с глубоким затяжным кризисом. Среди причин его возникновения можно выделить несколько наиболее важных:
Существует и множество других ограничений, накладываемых на деятельность банков на рынке ценных бумаг различными подзаконными актами.
Так, в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, для банков установлены следующие ограничения:
-во-первых, они не могут покупать акции приватизированных предприятий и чековых инвестиционных фондов;
-во-вторых, не могут иметь в собственности более 10% акций какого-либо акционерного общества, а также иметь в составе своих активов более 5% акций акционерных обществ.
Это ограничение не актуально, поскольку банки сегодня не заинтересованы в приобретении акций, так как этому не способствует ни практика фондового рынка, ни действующее законодательство.
В соответствии с письмом ЦБ РФ № 27 от 6.01.93, один раз в год при составлении итогового баланса коммерческие банки обязаны создавать резервы под потенциальное обесценение вложений в акции акционерных обществ, негосударственные долговые обязательства и иные ценные бумаги. Наиболее ощутимо это ограничение касается ценных бумаг , не имеющих рыночной котировки. Для них сумма резервирования определена в размере 35% от их балансовой стоимости. Это достаточно накладно , так как по имеющимся акциям банк далеко не всегда получает дивиденды, сопоставимые с суммой вложенных средств. В результате для банка риск вложения в акции фактически отягощается бременем резервирования средств в ЦБ РФ.
Важным ограничением деятельности банков на рынке долговых обязательств является необходимость резервирования или части привлеченных средств в ЦБ.
В соответствии с Положением о порядке формирования фонда обязательных резервов коммерческих банков и кредитных учреждений в ЦБ РФ(утвержденное письмом ЦБ РФ № 30112 от 21.02.94), по денежным средствам, привлеченным под долговые обязательства банков(счет № 199), норма обязательных резервов установлена с 1 Марта 1994 года в 15%.
По мере развития фондового рынка прослеживается тенденция к большему ограничению прав участников рынка ценных бумаг, наиболее влиятельными из которых являются коммерческие банки.
Вполне понятно стремление государства защитить потенциального инвестора от нежелательных рисков. Вместе с тем при установлении подобных ограничений не следует забывать и о необходимости стимулирования развития фондового рынка в нашей стране.
Исходя из всего сказанного , можно попытаться дать общую характеристику системе нормативных документов, регламентирующих поведение коммерческих банков на рынке инвестиций.
Положительным является то, что есть хорошо проработанные законы, образующие верхнюю часть пирамиды правовой системы. Например, Закон "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" дает четкие определения многих важных понятий, таких как инвестиции, инвестиционная деятельность, ее субъекты, объекты. Раскрыты права и обязанности участников инвестиционной деятельности. Определено также участие государства по регулированию инвестиционной деятельности, по обеспечению гарантий прав субъектов и защите инвестиций.
Введенный в действие с 1 января 1995 года Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) [32] дает понятия таких важных категорий, как ценные бумаги, их виды, порядок обращения на территории РФ, юридические лица, формы собственности. ГК РФ регламентирует договорные отношения между всеми субъектами инвестиционной деятельности, определяет виды договоров (комиссии, купли-продажи, поручения и многие другие). ГК РФ дает толкование понятий и регламентирует деятельность акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, других форм юридических лиц, их права и обязанности по отношению к государству и друг к другу. ГК РФ, бесспорно, является прогрессивным документом и отвечает современным требованиям рыночной экономики.
Однако, множество подзаконных актов, действующих в настоящее время, представляют собой совокупность слабосвязанных между собой документов, зачастую противоречащих друг другу. Они накладывают множество ограничений, которые сводят на нет несомненную прогрессивность вышестоящих законов.
Поэтому, о нормативной базе можно говорить как о плохо проработанной. И это является одной из важных причин усугубляющегося инвестиционного кризиса в России.
Разработка и реализация инвестиционного проекта проходит длительный путь от идеи до выпуска продукции. В условиях рынка этот период принято рассматривать как цикл инвестиционного проекта.
Этот цикл охватывает три фазы:
-прединвестиционную (предварительные исследования до окончательного принятия инвестиционного решения);
-инвестиционную (проектирование, договор, подряд, строительство);
-производственную (фаза хозяйственной деятельности предприятия).
В течении прединвестиционной фазы изучаются возможности будущего проекта и фирмой принимается предварительное решение об инвестициях. Здесь заказчик (фирма-инвестор или организатор проекта) выбирает управляющего проектом. Изучение различных вариантов проекта осуществляется либо собственными силами заказчика, либо специализированными консультационными фирмами и включает первоначальные оценки издержек, а также рассмотрение различных вариантов инвестиционных решений.
Вторая фаза -- инвестиционная -- включает: отбор проектной фирмы или фирмы, управляющей строительством, подготовку проектной документации, получение от правительственных учреждений разрешения на строительство, подготовку детализированных расчетов стоимости, подготовку предварительных планов для проектных работ, выбора подрядчика и строительного управляющего. Ведется строительство, объект сдается в эксплуатацию, производится обучение персонала. Заканчивается инвестиционная фаза полной подготовкой к хозяйственной деятельности объекта.
Третья фаза -- производственная -- включает хозяйственную деятельность предприятия.
На всех фазах требуется управление инвестиционным проектом, т. е. обеспечение целостного подхода, координации и взаимодействия между заказчиками, проектировщиками и строителями.
Создание прогрессивных систем управления требует совершенствования контрактных систем, изменения организационных структур, развития инфраструктур по обслуживанию инвестиционных проектов на всех этапах их реализации, совершенствование технологии проектирования.
В условиях стремительного роста наукоемких производств и резкого изменения структуры экономики существенно возросла роль проектирования в инвестиционном процессе, что требует от заказчика усиления внимания к предпроектной и проектной стадиям.
При создании окончательного проекта для крупных промышленных объектов в ряде случаев при уже 15-20% готовности их чертежей может начинаться строительство.
По оценкам ведущих зарубежных проектных фирм, уровень затрат на проектирование составляет 5-10% стоимости объекта, но влияние его на конечные результаты может быть весьма существенным и даже решающим. До принятия проектных решений “ уровень влияния” проектирования на конечные результаты оценивается как стопроцентный, а после принятия, перед разработкой предварительного проекта “уровень влияния” снижается до 75%, по окончании проектирования это влияние практически исчерпывается. В силу вступают экономические механизмы следующего этапа инвестиционной фазы-процесса строительства, где реализуется 90-95% всех затрат, а “уровень влияния” на конечные результаты оценивается в 25%.
Можно сделать вывод, что прединвестиционная фаза закладывает основы для последующих фаз инвестиционного цикла. Поэтому на прединвестиционной фазе качество и надежность проекта важнее, чем временной фактор, в то время как в фазе инвестирования временной фактор становится важнейшим для того, чтобы удержать проект в рамках прогнозов, сделанных на стадии ТЭО. Не нужно экономить на дорогом и расточительном по времени процессе подготовки проекта и стараться сократить стадию анализа подготовки проекта для скорейшей заявки на получение ссуды.
Содержание прединвестиционных исследований.
Обычно затраты на прединвестиционные исследования выражаются в человеко-месяцах. Затраты, выраженные в процентах к затратам инвестиций, приблизительно составляют:
- 0.2-1.0% - для анализа инвестиционных возможностей (не более 1-2 человеко-месяцев)
- 0.25-1.5% - для предварительного обоснования (от 6 до 12 человеко-месяцев)
- 1.0-3.0% - для ТЭО небольших промышленных проектов (12-15 человеко-месяцев)
- 2.0-10.0% - для ТЭО в сфере крупной промышленности или для проектов с опытными технологиями или сложными рынками (минимум 15 человеко-месяцев).
Применявшиеся до настоящего времени в нашей стране методы оценки эффективности капитальных вложений и производственного строительства были ориентированы на административно-плановую экономику. В их основе заложен критерий величины народнохозяйственного проекта (или эффекта для отрасли народного хозяйства), который будет получен в результате реализации инвестиционного проекта.
Базовым методом расчета эффективности капитальных вложений является метод приведенных затрат, основанный на использовании установленного норматива окупаемости капитальных вложений.
Очевидно, что в условиях рыночных отношений в основе определения эффективности инвестиционного проекта должны лежать другие критерии и методы. В развитых странах с рыночной экономикой разработан и широко применяется большой арсенал методов оценки инвестиционных проектов. Они основаны преимущественно на сравнении эффективности (прибыльности) инвестиций в различные проекты. При этом в качестве альтернативы вложениям средств в рассматриваемое производство выступают финансовые вложения в другие производственные объекты, помещение финансовых средств в банк под проценты или обращение их в ценные бумаги.
С позиций финансового анализа реализация инвестиционного проекта может быть представлена как два взаимосвязанных процесса: процесс инвестиций в создание производственного объекта (от накопления капитала) и процесс получения доходов от вложенных средств. Эти два процесса протекают последовательно (с разрывом между ними или без него) или на некотором временном отрезке параллельно. В последнем случае предполагается, что отдача от инвестиций начинается еще до момента завершения процесса вложений. Оба процесса имеют разные распределения интенсивности во времени, что в значительной степени определяет эффективность вложения инвестиций.
Непосредственным объектом финансового анализа являются потоки платежей (cash flow), характеризующие оба эти процесса в виде одной совмещенной последовательности. Интенсивность чистого потока платежей определяется как разность между интенсивностью (расходами в единицу времени) инвестиций и чистого дохода от реализации проекта.
Под чистым доходом понимается доход, полученный в каждом временном интервале от хозяйственной деятельности, за вычетом всех платежей, связанных с его получением (оплата труда, сырье, энергия, налоги и т. д.). При этом начисление амортизации не относится к текущим затратам. Оценка эффективности осуществляется с помощью расчета системы показателей или критериев эффективности инвестиционного проекта. Методы их расчета будут рассмотрены ниже, но все они имеют одну важную особенность. Расходы и доходы, разнесенные во времени, приводятся к одному (базовому) моменту времени. Базовым моментом времени обычно является дата начала реализации проекта, дата начала производства продукции или условная дата, близкая времени проведения расчетов эффективности проекта.
Процедура приведения разновременных платежей к базовой дате называется дисконтированием. Экономический смысл этой процедуры состоит в следующем. Пусть задана некоторая ставка ссудного процента d и поток платежей (положительных или отрицательных) P(t), начало которого совпадает с базовым моментом времени приведения. Тогда дисконтированная величина платежа P(t), выполненного в момент, отстоящий от базового на величину t интервалов (месяцев, лет), равна некоторой величине Pd(t), которая, будучи выданной под ссудный процент d, даст в момент t величину P(t) . Таким образом Pd(t)(1+d) = P(t), или дисконтированная величина платежа P(t) равна:
P( t )
Pd ( t ) = ----------
Величина ссудного процента d называется нормой дисконтирования (приведения) и, помимо указанного выше смысла, трактуется как норма (или степень) предпочтения доходов, полученных в настоящий момент, доходам, которые будут получены в будущем.
При выборе ставки дисконтирования ориентируются на существующий или ожидаемый усредненный уровень ссудного процента. Практически выбирают конкретные ориентиры (доходность определенных видов ценных бумаг, банковских операций, и т. д.) с учетом условий деятельности соответствующих предприятий и инвесторов. Например, как показал опрос крупнейших нефтяных фирм США, наиболее часто при анализе эффективности применяют три варианта ставки: усредненный показатель доходности акций, существующие ставки по кредиту, субъективные оценки, основанные на опыте фирмы. Ставка дисконтирования в значительной мере зависит от хозяйственной конъюнктуры, перспектив экономического развития страны и является предметом серьезных исследований и прогнозов.