Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 12:51, реферат
Инвестиции являются важнейшей экономической категорией и выполняют значимую роль в активизации структурных преобразований в экономике; в экономическом подъеме и стабильном функционировании предприятий; максимизации их прибыли, а также обеспечивают устойчивое развитие национальной экономики. Учитывая, что для российской экономики, которая десять лет находится в состоянии глубокого системного кризиса и лишь в 2000г. наметилась положительная тенденция ее макроэкономической стабилизации, обеспечение поступления инвестиций – вопрос ее выживания.
Введение 3Инвестиционная привлекательность Санкт-Петербурга и Ленинградской области 4
1.
Выводы 19
Список литературы 21
Содержание:
Инвестиции являются
важнейшей экономической
Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объём национального дохода общества; от его динамики будет зависеть множество макро пропорций в национальной экономике. Инвестиции в масштабах страны определяют процесс расширенного воспроизводства. Строительство новых предприятий, а, следовательно, и создание новых рабочих мест зависят от процессов инвестирования, или капиталообразования.
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только эффективное совместное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
В условиях рыночной экономики активная роль в региональном стратегическом развитии принадлежат инвестиционной политике, которая, как известно, включает в себя основные элементы: выбор источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков реализации; выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций; создание благоприятного инвестиционного климата (рис. 1).
Рис.1.Взаимосвязь инвестиционной политики и инвестиционного климата региона
Под инвестиционным климатом понимается среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Формируется инвестиционный климат под воздействием политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и предопределяющих степень риска инвестиций.
Оценки инвестиционного
климата колеблются в широком
диапазоне от благоприятного до неблагоприятного.
Благоприятным считается
На региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через двухстороннее отношение предпринимательских структур, банков, профсоюзов и других субъектов хозяйственных отношений и региональных органов власти, На этом уровне как бы происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов как иностранных, так и отечественных инвесторов с региональной средой (табл. 1).
Таблица 1
Факторы, формирующие благоприятный инвестиционный климат
Наименование фактора |
Описание фактора |
1. Объективные |
|
1.1. Природно-климатические условия |
Богатые природные ресурсы |
1.2. Географическое положение |
Наличие границ с развитыми регионами России и иностранными государствами; наличие морского и речного сообщения с другими регионами России и иностранными государствами |
1.3. Состояние окружающей среды |
Постоянно поддерживается на благоприятном уровне |
2. Субъективные |
|
2.1. Научный потенциал |
Неперегруженность общего числа организаций региона научными организациями; высококвалифицированный научный потенциал |
2.2. Экономическое положение |
Высокая степень развитости рыночных отношений; диверсифицированность экономической среды, наличие экономики независимых финансового рынка и рынка инвестиционных услуг; приемлемые ставки экспортных и импортных пошлин; положительная политика в области валютного курса |
2.3. Законодательная и нормативная база |
Стабильный правовой режим; жесткое
регулирование отношений |
2.4. Строительная база |
Наличие экономически независимого рынков строительной продукции, строительных работ и услуг; наращенные мощности строительных организаций и предприятий |
2.5. Фактор риска |
Государственные гарантии защиты российских и иностранных инвесторов от некоммерческих рисков; невысокие риски осуществления инвестиционной деятельности |
2.6. Трудовые ресурсы |
Низкая доля населения пенсионного возраста; общерегиональные данные о наличии различных категорий трудовых ресурсов; высококвалифицированный кадровый потенциал |
2.7. Социальная инфраструктура |
Крупные российские и иностранные консалтинговые и аудиторские организации, институциональные инвесторы; развитая экспортная система; наличие общедоступной информации об инвестиционных проектах, инвесторах и др. в регионе; развитые виды инфрастуктур (транспортная, связи и т.д.) |
Решению одной из важнейших
проблем обеспечения
Главной особенностью инвестирования в Санкт-Петербурге является тот факт, что город имеет уже созданную и достаточно развитую инфраструктуру по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.
Другой особенностью инвестирования в Санкт-Петербурге является наличие сильной диверсифицированности экономической среды и сильного внутреннего рынка. Это обеспечивает высокую финансовую стабильность городских финансов и сравнительно невысокие риски осуществления инвестиционной деятельности.
Третьей особенностью является наличие развитой среды привлечения инвестиций. В городе работают крупные отечественные и иностранные консалтинговые и аудиторские организации, инвестиционные посредники. Развивается финансовый рынок и рынок инвестиционно-строительных услуг.
Все эти особенности характеризуют инвестиционный климат Санкт-Петербурга как благоприятный2.
В начале экономических реформ Санкт-Петербург значительно уступал по признакам инвестиционной привлекательности Москве и ряду добывающих и осуществляющих первичную переработку экспортно-ориентированных видов сырья (нефте- и газодобыча, переработка леса, металлургия) регионов Севера и Сибири. Это предопределялось высокой долей населения пенсионного возраста; чрезвычайно большим (почти 70%) удельным весом организаций, работавших в системе ВПК, научных и иных учреждений, финансируемых из бюджета; слабым развитием бизнес-инфраструктуры.
Перспективы развития инвестиционного процесса в Санкт-Петербурге связаны с двумя основными источниками: государственные ресурсы (средства бюджетов и внебюджетных фондов), и частный капитал (собственные ресурсы предприятий и организаций, отложенные средства населения, иностранные инвестиции).
Рассмотрим работу властных органов Санкт-Петербурга по созданию благоприятных условий для привлечения частных инвестиций.
Администрацией Санкт-
- государственная поддержка инвестиционной деятельности (включая предоставление налоговых льгот);
- создание прозрачной
процедуры осуществления
- создание механизма
работы с городскими
Особое значение для
повышения эффективности
В настоящее время ведется работа по корректировке вышеуказанных законов, внесению в них, продиктованных действительностью изменений и дополнений. В частности, главной целью изменений в законе «Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга» является обеспечение возможности заключения предварительных договоров об инвестиционной деятельности и проведения предварительных инвестиционных торгов. Кроме того, в ближайшее время предполагается приступить к разработке нового закона «Об основах градостроительства Санкт-Петербурга», в котором будут распределены полномочия между ЗакСом, исполнительными органами власти и местным самоуправлением. Отсутствие такого законодательно закрепленного распределения не способствует развитию градостроительства в Санкт-Петербурге, как отдельного направления в политике города. Без него не будет юридической базы для генерального плана развития Санкт-Петербурга, а также будут трудности с утверждением градостроительной документации по новым территориям.
Серьезным шагом вперед, в перспективу развития Санкт-Петербурга, стал Стратегический план. Предлагаемая им модель развития Санкт-Петербурга, подразумевает сосредоточение усилий отраслевых органов управления на реализации конкретных проектов в рамках определенных городским сообществом приоритетных направлений и первоочередных проектов, в продвижении которых город заинтересован до такой степени, что использует для этого определенные финансовые стимулы. Упомянутые городские проекты осуществляются из внебюджетных источников, причем первоначальные затраты, составляющие, как правило, менее 1% от стоимости строительства, употребляются на подготовку инвестиционных предложений, то есть на информацию, призванную привлечь потенциальных инвесторов, причем последняя не является собственно архитектурным проектом в привычном понимании этих слов.
Предполагается, что пакет информации, совместно подготавливаемый несколькими городскими ведомствами - Комитетом по градостроительству и архитектуре, Комитетом по управлению городским имуществом, Комитетом экономики и промышленной политики, Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Комитетом финансов - будет содержать сведения о перспективных градостроительных планах (пробивка автомагистралей, реконструкция кварталов и т. п.), регламент или систему ограничений, связанных с функциональными (определяющими разрешенные виды деятельности) и пространственно-физическими параметрами (например, плотность застройки, этажность), виды и условия обязательных платежей и обременении (охранные обязательства, сервитуты и пр.), исходные данные о наличии инженерных ресурсов, оценку недвижимости в рассматриваемой зоне.4
За счет средств бюджета Санкт-
Кроме содействия проектам, находящимся на стадии реализации, администрация Санкт-Петербурга инициирует новые проекты, потенциально интересные для инвесторов и учитывающие нужды региона. Разрабатываемый городом механизм работы над инвестиционными проектами города, в части их подготовки, включает в себя следующие этапы:
1 этап – проработка общих
принципов использования
2 этап – определение реальности проекта с точки зрения поиска источников финансирования, определение основных этапов привлечения ресурсов развития.
3 этап – разработка
Созданный порядок разработки городских инвестиционных проектов существенно увеличивает привлекательность города для инвестиций во все виды инфраструктур.
Информация о работе Инвестиционная привлекательность Санкт-Петербурга и Ленинградской области