Инвестиционный климат: понятие, факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

Инвестиционный проект — экономический или социальный проект, основывающийся на инвестициях; обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямых инвестиций в определенный объект, включающее проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с действующими стандартами.

Содержание работы

1. Источники финансирования инвестиционной деятельности
2. Инвестиционный климат: понятие, факторы
3. Задача
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Инвестиционная политка.docx

— 60.03 Кб (Скачать файл)

Возвратный лизинг.

Предприятие может продать  имеющееся у него оборудование лизинговой компании по согласованной сторонами  цене (цена обычно учитывает дисконт  от рыночной стоимости в 30-40%, в зависимости  от ликвидности) и сдать его обратно  этому предприятию в лизинг. В  результате данной операции лизингополучатель  получает необходимые оборотные  средства и возможность минимизировать налоги. Заплатив сумму договора возвратного  лизинга, лизингополучатель получает обратно право собственности  на это оборудование

Оперативный лизинг

В отличие от финансового  лизинга, при оперативном лизинге  лизингодатель закупает имущество  на свой страх и риск и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При этом лизингополучатель  не имеет права требовать перехода права собственности на предмет  лизинга по окончании срока лизинговой сделки, установленного на основании  договора. Сам же предмет лизинга  в течение полного срока амортизации  может быть неоднократно передан  в лизинг.  
       Исходя из того, что лизингодатель при оперативном лизинге не имеет полной гарантии окупаемости затрат, т.е. вынужден учитывать сопряженные с этим такие риски, как риск порчи или утери объекта лизинговой сделки, риск досрочного расторжения договора и др., ставки лизинговых платежей обычно выше, чем при финансовом лизинге.  
       Наиболее привлекателен оперативный лизинг для лизингополучателя, выполняющего сезонные работы (чаще всего в отраслях сельского хозяйства) или работы, требующие оборудования для разового использования. Лизингополучатель имеет возможность избежания риска, связанного с моральным старением оборудования, риска снижения рентабельности в связи с изменением спроса на производимую продукцию, а также риска, связанного с увеличением прямых и косвенных непроизводительных затрат.

Экспортный лизинг

При экспортном лизинге предмет  лизинга находится в собственности  резидента Российской Федерации. Таким  образом, при международном лизинге  происходит прямое инвестирование экспортера или импортера.  
       В целях развития и поддержки деятельности лизинговых организаций со стороны государства разрабатываются и реализуются программы развития лизинговой деятельности в рамках программы средне- и долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, проводятся меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования. Правительством РФ предусматривается: - создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества; - долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах; - финансирование из федерального бюджета (бюджет развития Российской Федерации) и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов, в том числе с участием фирм-нерезидентов.

Лизинг, в том  числе «длинный» лизинг

Наряду с известными лизинговыми  схемами (финансовый, оперативный, возвратный лизинг), лизинговые компании используют лизинг производственного комплекса (завода) в це-лом. Лизинговая компания приобретает весь комплекс, инвестирует  в его реконструкцию, заку-пает новое  оборудование, производит ремонт и  модернизацию имеющегося и передает переоснащенный производственный комплекс в лизинг клиенту.

Форфейтирование

Другой особой формой финансирования инвестиций наряду с лизингом является форфейтирование.  
       «Форфейтирование» — термин, обычно употребляемый для обозначения покупки обязательств, погашение которых приходится на какое-либо время в будущем и которые возникают в процессе поставки товаров (оборудования) и услуг (большей частью экспортных операций) без оборота на любого предыдущего должника. Форфейтирование можно рассматривать как кредитование экспортера путем покупки коммерческих векселей без оборота на продавца. Механизм форфейтинга используется в двух видах сделок:  
       в финансовых сделках — в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств;  
       в экспортных сделках — для содействия поступления наличных денег экспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю. 

Основными оборотными документами, используемыми в качестве форфейтинговых инструментов, являются векселя. Объектом форфейтинга могут стать и  другие виды ценных бумаг, важно, чтобы  они содержали только абстрактное  обязательство.  
       Слово «а-форфе» французского происхождения и означает «отказ от прав», что и составляет суть операции по форфейтированию. Наибольшее развитие форфейтинг получил в странах, где относительно слабо развито государственное кредитование экспортера. Первоначально форфейтирование осуществлялось коммерческими банками, но по мере увеличения объема операций «а-форфе» стали создаваться также специализированные институты. 

При форфейтировании продавец требования, которое может принять, например, форму переводного векселя, защищает себя от любого регресса включением в индоссамент слов «без оборота». Продавцом форфейтируемого векселя  обычно является экспортер, стремящийся передать все риски и ответственность за инкассирование форфейтеру (т.е. банку, учитывающему вексель) в обмен на немедленную оплату наличными деньгами. 

Если импортер не является первоклассным заемщиком, пользующимся несомненной репутацией, любая форфейтируемая задолженность должна быть гарантирована  в форме аваля или безусловной  и безотзывной банковской гарантии, приемлемой для форфейтера. Выполнение этого условия особенно важно, если рассматривать сделку как необратимую, так как в случае неплатежа  со стороны должника форфейтер может  положиться только на эту форму банковской гарантии как на свою единственную гарантию-Первое, что должен определить для себя форфейтер, — это характер сделки, т.е. выяснить, с какими ценными  бумагами, финансовыми или товарными, ему придется иметь дело. Форфейтер  всегда должен иметь на руках краткое  описание сделки (оно может быть получено по телексу или факсу  при предварительном обсуждении условий операции, лежащей в основе операции с векселями) и провести кредитный анализ. После этого  форфейтер может назвать свою твердую цену.  
       Форфейтирование — наиболее часто применяемая и важная из среднесрочных сделок, она охватывает срок от 6 месяцев до 5—6 лет. Однако каждый форфейтер устанавливает свои временные рамки, исходя главным образом из рыночных условий для определенной сделки.  
       При форфейтировании покупка векселей осуществляется за вычетом процента (дисконтом) авансом за весь срок кредита. Экспортер, таким образом, превращает свою кредитную операцию по торговой сделке в операцию с наличностью. В этом случае он отвечает лишь за удовлетворительное изготовление и поставку товаров и за правильное оформление документов по обязательствам, т.е. практически избавлен от каких бы то ни было рисков. 

Покупая активы, форфейтер  совершает инвестирование. Возможно, он вовсе не желает держать свои средства в подобной форме в течение  длительного времени, а, наоборот, стремится  к перепродаже инвестиции другому  лицу, также становящемуся форфейтером. На основе этой последующей перепродажи  долгов возникает вторичный форфейтинговый рынок, обладающий для форфейтера следующими привлекательными чертами: - доход по форфейтинговым бумагам обычно выше того, который можно получить по другим ценным бумагам (при одинаковом уровне риска, одинаковых сроках и валюте); - любой инвестор заинтересован в  том, чтобы снизить риски, а гарантии по форфейтинговым бумагам или аваль  первоклассных банков — самое  лучшее обеспечение платежа.  
       Несмотря на привлекательность инвестиций в форфейтинговые бумаги, объемы таких операций и количество форфейтеров пока еще невелики. Многие форфейтеры, особенно торгующие на первичном рынке, считают, что подобная деятельность могла бы испугать экспортеров и их банки, так как приведет к потере контроля над выпущенными на рынок ценными бумагами. 

В российских условиях схема  форфейтинга выглядит следующим  образом (рис. 2.3). Если российский импортер, заключивший со своим иностранным  контрагентом товарный контракт, доказал  свою платежеспособность, то он может  расплатиться с экспортером векселем, а не деньгами как таковыми, и  тем самым избежать предоплаты. В  этом случае вексель должен быть авалирован российским банком, имеющим хорошую  репутацию на мировом финансовом рынке. Таким образом российский банк становится гарантом платежа. 

Иностранный экспортер, получив  авалированный вексель, предъявляет  его к учету в иностранный  банк (форфейтер), подписавший соответствующее  соглашение с российским банком. После  подтверждения аваля иностранный  банк выплачивает экспортеру номинальную  сумму векселя за вычетом некоторого дисконта, а по истечении срока  векселя предъявляет его в  российский банк и получает деньги. Российский банк предъявляет вексель российскому импортеру, который оплачивает вексель.  
       При этом срок кредита совпадает со сроком действия векселя. Именно это обстоятельство делает форфейтинг привлекательным для российских импортеров, поскольку позволяет не только избежать предоплаты, но и в ряде случаев оплатить продукцию уже после ее реализации на внутреннем российском рынке. Срок обращения векселя и соответственно кредита зависит прежде всего от вида импортируемой продукции, например под мини-завод срок кредита составляет не менее одного года.  
       Форфейтирование, как любая кредитная операция, сопряжено с риском. При использовании этого метода финансирования большое внимание уделяется минимизации и хеджированию рисков. 

Достоинства форфейтинга  делают его привлекательным методом  финансирования. Так, форфейтинг отличается от лизинга не только более простым  документальным оформлением, но и освобождением  экспортера от риска. При лизинге, в  отличие от форфейтинга, сохраняется  право регресса на экспортера, т.е. экспортер  несет на себе риски банкротства  импортера. Форфейтинговое финансирование дает преимущество не только экспортеру, но и форфейтеру, получающему больший  доход, чем при операции по кредитованию. Кроме того, привлекательность форфейтинга  возрастает в связи с отказом  в некоторых странах от фиксированных  процентных ставок, хроническим недостатком  во многих развивающихся странах  валюты для оплаты импортируемых  товаров, ростом политических рисков и  некоторыми другими обстоятельствами.

 

Бюджетное финансирование.

 
       Федеральные власти регулируют и координируют инвестиционную деятельность, принимают прямое участие в финансировании некоммерческих проектов социальной сферы, ВПК, жизнеобеспечивающей инфраструктуры, а также в определенной мере поддерживает малопривлекательные для частного капитала капиталоемкие проекты с долгим сроком окупаемо-сти.

Бюджетные кредиты

Бюджетные кредиты, т.е. финансирование на возвратной и возмездной основе, — гибкий и универсальный инструмент государственного стимулирования капиталовложений. Данная форма бюджетной поддержки  широкомасштабно предусматривается  в ежегодно принимаемых законах  о федеральном бюджете Российской Федерации.  
       Наряду с этим в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 391-р был создан Российский банк развития (РБР). По закону о бюджете на 1999 г. РБР получил: 375 млн руб. в качестве вклада государства в его уставный капитал, средства бюджета развития в размере 21 млрд руб., дополнительные доходы федерального бюджета в размере 2,5% средств от приватизации госимущества или от продажи акций, находящихся в госсобственности, и некоторые другие средства. 

Учитывая значительный размер средств, которые проходят через  РБР, ему отводится ключевая роль в кредитовании реального сектора  экономики, т.е. роль своеобразного  маркетмейкера, который призван  устанавливать ориентиры «точечного»  инвестирования и давать толчок притоку  инвестиционного капитала в сферу  производства. В условиях дефицита оборотных средств предприятий  одним из приоритетных направлений  деятельности РБР является кредитование краткосрочных проектов, предназначенных  для пополнения оборотных средств. 

Принципиально новым в  инвестиционной политике последних  лет является переход от распределения  бюджетных ассигнований на капитальное  строительство между отраслями  и регионами к избирательному частичному финансированию конкретных объектов и формированию состава  таких объектов на конкурсной основе, что в значительной степени способствует реализации принципа: достижение максимального эффекта при минимальных затратах.

Бюджетные ассигнования.

Бюджетные ассигнования (от лат. assignare ~ выделять, назначать) -средства (субсидии) из бюджетов различных уровней (федерального, региональных и местных), которые относятся к средствам, предоставляемым на безвозмездной  и безвозвратной основе.  
       Необходимость осуществления бюджетных ассигнований объективно обусловлена наличием таких сфер деятельности и отраслей общественного производства, которые имеют общегосударственное значение, но являются недостаточно рентабельными, малопривлекательными, зачастую нереальными для частного инвестора из-за высокой капиталоемкости и материалоемкости, высокого уровня риска и в значительной степени отдаленного во времени экономического эффекта либо отсутствия этого эффекта.  
       За счет бюджетных ассигнований финансируются в основном объекты социальной и производственной инфраструктуры, новые прогрессивные развивающиеся отрасли, определяющие научно-технический прогресс и способствующие структурным изменениям в экономике, и т.п. Такое участие государства в финансировании инвестиционной деятельности позволяет пропорционально и согласованно развивать экономику страны в различных направлениях и аспектах (региональном, отраслевом, научно-техническом, социальном, воспроизводственном и т.д.) и на этой основе решать различные задачи, которые стоят перед органами государственной власти различных уровней. Таким образом, бюджетные ассигнования являются действенным инструментом финансово-экономической и социальной политики государства. Они выступают важным фактором развития общественного производства и социальной сферы, воздействуя на рыночную конъюнктуру, обеспечивая экономический рост. 

Такие факторы, как финансовая самостоятельность хозяйствующих  субъектов, активность и результативность предпринимательской деятельности, возможности финансового рынка  в условиях рыночной экономики, позволяют  снижать долю бюджетного финансирования капитальных вложений, уменьшать  нагрузку на бюджет того или иного  уровня, и прежде всего на федеральный  бюджет.  
       Особенности бюджетных ассигнований связаны с их публичным характером и сводятся к следующим: 1. возможность предоставления средств на условиях безвозвратности и безвозмездности (для финансирования объектов, включенных в федеральную целевую программу); 2. гласность разработки и исполнения программ бюджетных ассигнований; 3. адресный характер, строгая целевая направленность финансирования и жесткий финансовый контроль; при этом любое использование средств не по назначению расценивается как нарушение бюджетного законодательства; 4. преобладание социальных приоритетов и приоритетов объектов национальной экономики.  
       На безвозвратной основе осуществляется финансирование капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Правительством Российской Федерации утверждается перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд. При этом финансирование осуществляется как в полном объеме в соответствии со сметной стоимостью строительства, так и частично при максимальном привлечении собственных и заемных средств унитарными предприятиями федерального, регионального и муниципального уровня либо негосударственными коммерческими организациями.  
       Из федерального бюджета финансирование строек производится Министерством финансов РФ путем перечисления средств федеральным органам исполнительной власти, наделенным Правительством РФ правами государственных заказчиков, которые распределяют выделенные средства по отдельным стройкам - предприятиям-застройщикам.  
       Условия предоставления бюджетных ассигнований при государственном финансировании инвестиционных проектов предопределяют реализацию следующего алгоритма.  
       При оформлении финансирования капитальных вложений за счет бюджетных ассигнований - средств федерального бюджета на безвозвратной основе - предприятия-застройщики представляют в обслуживающие их банки и в соответствующие территориальные органы Феде-рального казначейства следующие документы: - титульные списки вновь начинаемых строек и объектов с распределением капитальных вложений по годам; - уточненные объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ на соответствующий год по переходящим стройкам; - генеральные контракты (договоры подрядов) на строительство предприятий, объектов на весь период строительства с указанием формы расчетов с подрядчиками за выполненные работы; - расчеты сметной стоимости строительства; - заключения государственной вневедомственной технико-экономической экспертизы и экологической экспертизы проектно-сметной документации по каждому инвестиционному проекту. 

Информация о работе Инвестиционный климат: понятие, факторы