Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:32, курсовая работа
Таможенное право представляет собой сравнительно новую отрасль отечественной системы права. Она сформировалась как самостоятельная отрасль в начале 90-Х гг. XX в. До этого времени в советском праве таможенное отношения регулировались в основном нормами административного права. Таможенное право (как отрасль Российского права) можно определить совокупность
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Центральный банк в денежно-кредитной политике…..…………………………5
Понятие центрального банка………………………………………………… 5
Функции центрального банка………………………………………………... 8
Денежно-кредитная политика……………………………………………… 9
Центральный банк и денежно – кредитная политика России….........................11
Задачи и функции Центрального Банка России…………………….…….. 11
Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ……………………... 17
Вопрос независимости ЦБ России…………………………………………. 22
Анализ, сложившийся ситуации и тенденций…………………………………. 24
Проблемы совершенствования банковской системы в России………….. 24
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011—2013 годы……………………………......................... 26
Заключение………………………………………………………………………...29
Список литературы………………………………………......................................31
Недостаток этого
метода заключается в том, что некоторые
учреждения, в основном специализированны
депозиты, оказываются в преимущественн
Операции на открытом рынке с ц
Следующим методом денежно - кредитной политики являются операции на открытом рынке. Этот метод заключается в том, что Центральный
Банк осуществляет операции купли
продажи ценных бумаг в банковской
системе. Приобретение ценны
увеличивает ресурсы
Внедрение кредитных ограничений:
Ограничение кредитования - этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение
суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных
выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом
воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому,
Также Центральный Банк може
на необходимом уровне. К ним
Также Центральный Банк может
устанавливать необязательные,
При нарушении коммерческими банка
Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Центрального Банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
Вопрос независимости ЦБ России.
Этот вопрос очень важен, так как разная степень независимости центральных
банков означает их различные возможности и методы проведения денежно-
кредитной политики.
В мировой практике среди множества объективных факторов оценки независимости
центральных банков принято выделять следующие:
[12; 8]
1. Доля собственности
государства в капитале
2. Процедура
назначения или выбора
3. Степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
4. Право государства
на вмешательство в денежно-
5. Наличие законодательного
ограничения кредитования
Рассмотрим эти критерии на примере Банка России.
По существующему законодательству, уставный капитал Банка России является федеральной собственностью. Но, исходя из зарубежного опыта, следует отметить, что состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики не оказывает существенного влияния на его независимость.
В России, как, например, в Австрии, Великобритании, Дании, США, Германии, руководство банка выбирается или назначается из предложенных кандидатур. В большинстве промышленно развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано раньше установленного срока. Центральный Банк России же более зависим от государства.
В Конституции РФ закреплены основополагающие идеи организации и деятельности Центробанка, а в Федеральном законе – его задачи и функции. Однако в ряде стран, например, в США и Швеции формулировка задач центрального банка в законодательстве дана лишь в общих чертах, а в Англии – вообще не зафиксированы. Эти задачи базируются также
на национальных традициях в этой области, основанных на исторических документах. Неоправданно высока независимость Центрального Банка России по фактору права государственных органов вмешиваться в проводимую им денежно-кредитную политику. По существующему Федеральному закону «О Центральном банке» Центральный Банк России обязан всего лишь предоставить в Государственную Думу проект «Основных направлений денежно-кредитной политики», предварительно представив его Президенту и правительству РФ. А Госдума ограничивается его рассмотрением.
По последнему критерию – наличию законодательного ограничения кредитования правительства Банк России обладает меньшей степенью независимости, чем банки Австрии, Нидерландов и Германии, так как объем кредитования правительства утверждается парламентом страны.
Статус банка не так важен, как законодательное определение его полномочий и прописанный механизм контроля за его деятельностью. Обязательная строгая подотчетность должна сочетаться с наделением Центробанка достаточными полномочиями для выполнения его функций.
Таким образом, По степени независимости Банк России уступает только центральным банкам Германии и Швейцарии, в законодательстве которых отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка, а также Австрии и Дании, где это право не предусмотрено. Россия находится примерно на одном уровне с Нидерландами и Швецией, но нельзя забывать, что эти страны имеют давно сформировавшиеся и стабильно функционирующие банковские системы.
Анализ, сложившийся ситуации и тенденций.
Проблемы совершенствования банковской системы в России.
Банковская система России
имеет сложную и противоречивую
историю становления и
Можно выделить следующие проблемы становления банковской системы России в историческом аспекте:
1) банковская система развивалась хаотично и не основывалась на благоприятной экономической базе;
2) большое влияние на
развитие банковской системы
на протяжении всей истории
ее развития оказывало
3) проводимые реформы банковской системы были не продуманными и не приносили желаемых результатов;
4) негативно на развитии
банковской системы отразились
изменения в экономике страны
в советский период, а именно
переход от рыночных отношений
к административно-командной
5) всегда большую роль
играл центральный банк страны.
У него была слишком широкая
компетенция, позволявшая
Таким образом, в последние годы (до кризисных явлений 2008-2009 годов) российская банковская система интенсивно развивается, и в этом развитии наметились положительные тенденции. Кредитные организации стали стремиться к наибольшей прозрачности, открытости перед клиентами.
Основные направления
единой государственной денежно-
Правительство РФ одобрило основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. Центральный банк РФ считает главной целью единой государственной денежно-кредитной политики в 2011—2013 годах удержание инфляции в границах 5—7% в год. По мнению Банка России, возможно, что ускорение инфляции сохранится до конца года и по его итогам потребительские цены могут возрасти на 7—8%. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ на 2011 год и плановый период 2012-го и 2013-го, одобренным 8 сентября на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период, темпы инфляции составят в 2011 году до 6—7%, в 2012-м — до 5—6%, в 2013-м — 4,5—5,5%.
При выборе целей и инструментов денежно-кредитной политики Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2011—2013 годах. В рамках первого варианта Центральный Банк предполагает снижение в 2011 году среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 60 долларов за баррель. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,6%. В качестве второго варианта рассматривается прогноз правительства РФ, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2011 году цена на российскую нефть может составить 75 долларов за баррель. Прирост ВВП ожидается на уровне 4,2%. Третий вариант развития российской экономики предусматривает, что среднегодовая цена на нефть марки Urals в 2011 году повысится до 90 долларов за баррель. Прирост ВВП ожидается на уровне 4,8%.
В 2012—2013 годах увеличение ВВП в зависимости от варианта прогноза предполагается в диапазоне 3,7—5%.
Валютная политика Банка России будет направлена на удержание в приемлемых границах волатильности российской национальной валюты. При этом Центральный Банк видит своей задачей последовательное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования и подготовку субъектов экономики к работе в условиях плавающего валютного курса. По мнению Банка России, повышающий вклад в формирование курсовых тенденций динамики потоков капитала, которые зависят от труднопрогнозируемого развития ситуации на мировых финансовых рынках и характеризуются высокой волатильностью, формирует значительную неопределенность в динамике курса рубля в среднесрочной перспективе.
Характеризуя использование системы инструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе, Ценральный Банк РФ отмечает, что одной из важнейших задач является создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики.
Банк России допускает вероятность сохранения избытка банковской ликвидности. В этих условиях будут востребованы инструменты абсорбирования ликвидности: операции по размещению облигаций Банка России, депозитные операции, а также операции на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством.
Таким образом, Центральным звеном денежной политики государства является Центральный банк (ФРС - в США, ЦБ - в РФ). Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами ЦБ являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов. Также Центральный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.
Банк России сохраняет преемственность в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической политики государства, снижение инфляции при обеспечении роста ВВП по-прежнему остается конечной целью денежно-кредитной политики. Задачей определения количественных параметров экономической политики является выбор наилучшего сочетания экономического роста и инфляции. Критерием такого выбора должно быть повышение доходов населения в реальном выражении.
Заключение.
Денежно-кредитное