Малые предприятия и их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малый бизнес. Малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий.

Содержание работы

Введение 3
1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике:
1.1 Что такое малый бизнес 5
1.2 Роль малого бизнеса в экономике 9
2. Правовые основы деятельности малых предприятий:
2.1 Создание, государственная регистрация и ликвидация малых предприятий .……………………………………………………………….12
2.2 Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность предприятия 13
3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России:
3.1 Проблемы становления малого бизнеса в России 15
3.2 Государственная поддержка малого предпринимательства……………16
3.3. Фонды поддержки малого предпринимательства………………………18
3.4 Особенности налогообложения малого предпринимательства………....20
3.5 Малый бизнес в республике Коми 23
Заключение 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Малый бизнес.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)


 

Министерство образования РФ.

Сыктывкарский государственный университет.

Факультет управления.

Кафедра экономической теории и корпоративного управления.

 

 

 

 

 

Курсовая работа по микроэкономике

на тему: «Малые предприятия и их роль в экономике»

                           

 

 

 

 

                            Исполнитель: 417гр, Кулешов Илья Александрович

 

Руководитель: кандидат экономических наук, доцент,

Зимина Ирина Валерьевна

 

Дата сдачи на проверку: 27.05.02

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2002г.

Содержание

Введение              3

1.              Малый бизнес - сущность и его роль в экономике:

1.1   Что такое малый бизнес              5

1.2   Роль малого бизнеса в экономике              9

2.              Правовые основы деятельности малых предприятий:

2.1   Создание, государственная регистрация и ликвидация малых предприятий .……………………………………………………………….12

2.2   Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность предприятия              13

3.              Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России:

3.1              Проблемы становления малого бизнеса в России              15

3.2 Государственная поддержка малого предпринимательства……………16

3.3. Фонды поддержки малого предпринимательства………………………18

3.4 Особенности налогообложения малого предпринимательства………....20

3.5              Малый бизнес в республике Коми              23

Заключение              25

Список литературы              27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малый бизнес. Малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкурен­ции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало ка­чество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Экономически это выгодно, потому что по­явление большого числа фирм приведет к созданию новых рабочих мест, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Феде­рации. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития.

В этом я вижу актуальность избранной мною темы.

Для глубокого раскрытия роли малых предприятий в экономике были выделены следующие разделы: сущность малого бизнеса и его роль; правовые аспекты деятельности малых предприятий, включающие создание, регистрацию, ликвидацию и управление  малыми предприятиями; проблемы и перспектива развития малого бизнеса в России, включающие проблемы становления малых предприятий в России и в республике Коми, их поддержка со стороны государства и особенности их налогообложения.

Для этого были использованы научные статьи Джаарбекова С. М. «Налогообложение малого бизнеса», Шахмалова В. «Малые предприятия в системе рыночных реформ», Афанасьева В. «Малый бизнес: проблемы становления», а также федеральные законы РФ, налоговый кодекс РФ, последние публикации в специализированных газетах и журналах и другая научная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике

1.1. Что такое малый бизнес

Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предприниматель­ская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определен­ных установленных законами, государственными органами или другими представи­тельными организациями критериях. [15]

Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно- правовых форм относятся к субъектам мало­го предпринимательства, является, в первую очередь, средняя численность работни­ков, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими кри­териями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:                                     

          -    численность персонала;

-         размер уставного капитала;

-         величина активов;

-         объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия отно­сятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наи­более часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчет­ный период.

При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические орга­низации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные. [15]

Рассмотрим, как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой и узнаем, каков мировой опыт малого бизнеса.

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса осно­вывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономи­ки). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с за­нятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым обо­ротом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пище­вой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.

В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответ­ствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мел­кие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на се­бя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без при­влечения кредитных средств. [6, стр. 32, 48]

В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе уста­новлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годо­вой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работни­ков все предприятия в США делятся на:

-         наименьшие -1-24 занятых;

-         малые - 25 - 99 занятых;

-         промежуточные - 100 - 499 занятых;

-         крупные - 500 - 999 занятых;

-         крупнейшие - 1000 и более занятых. [11, стр. 18]

Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и от­раслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в дру­гих - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собст­венниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках. [11, стр. 23]

В странах Евразийского экономического сообщества, куда входят республика Беларусь, Российская Федерация, республика Казахстан, Кыргызская республика и республика Таджикистан, развитие малого предпринимательства ещё не достигло уровня развитых в рыночном отношении стран. Доля населения, занятого в малом бизнесе, ещё весьма незначительна и составляет всего от 5% (Таджикистан) и до 10,2% (Россия). [9, стр.3]

В российской практике существование малого предпринимательства было раз­решено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответ­ствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г., в 1998г.  Последние изменения были приняты 31 июля 1998 года. И в соответствии с законом от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 31.07.1998) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации с ограничением доли участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, различных фондов в уставном капитале данных организаций до 25%. Дополнительным ограничением является непревышение 25% в уставном капитале организации доли, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства. Средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов       деятельности - 50 че­ловек. [12, №35, стр. 4]

В мае 2002 появилось небольшое дополнение к понятию «малый бизнес». Теперь планка максимального годового оборота, при котором предприятие остается «малым», увеличена с 10 до 15 млн. руб.  [16]

В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринима­тельства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образова­ния юридического лица. [15]

 

 

 

1.1. Роль малого бизнеса в экономике

Во-первых, как уже отмечалось, малый бизнес обеспечивает необходимую мо­бильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без ко­торых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только бы­стро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно бы­стро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производст­ве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключа­ется социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.

Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще на­чинают разработку и выпуск новых товаров.

Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причина­ми. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение ориги­нальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия сни­жается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производст­во. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями, достаточ­но важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и ус­луг, что, в свою очередь, активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Информация о работе Малые предприятия и их роль в экономике