Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 13:23, курсовая работа
В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малый бизнес. Малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий.
Введение 3
1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике:
1.1 Что такое малый бизнес 5
1.2 Роль малого бизнеса в экономике 9
2. Правовые основы деятельности малых предприятий:
2.1 Создание, государственная регистрация и ликвидация малых предприятий .……………………………………………………………….12
2.2 Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность предприятия 13
3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России:
3.1 Проблемы становления малого бизнеса в России 15
3.2 Государственная поддержка малого предпринимательства……………16
3.3. Фонды поддержки малого предпринимательства………………………18
3.4 Особенности налогообложения малого предпринимательства………....20
3.5 Малый бизнес в республике Коми 23
Заключение 25
Список литературы 27
Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.
В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на её реализацию.
Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя основные положения:
Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов и других источников. [15]
Кроме того, большую помощь малому бизнесу оказывают фонды поддержки малого предпринимательства.
Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путём аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.
Фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим лицом. [12, N12, стр. 4]
Основными направлениями деятельности фонда поддержки малого предпринимательства являются:
Финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создаваемый Правительством РФ. [12, N12, стр. 5, 6]
Средства фонда формируются за счёт средств федерального бюджета, а также за счёт других источников, предусмотренных статьёй Правительства РФ от 04.12.95г № 1184.
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства взаимодействует с государственными и муниципальными фондами.
Основные задачи указанных фондов:
3.4. Особенности налогообложения малого предпринимательства
Налогообложение субъектов малого предпринимательства в России осуществляется на основе трёх систем: общеустановленная система налогообложения, упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства и система налогообложения по принципу вменённого дохода. [5, стр. 21]
Малый бизнес может быть организован как минимум в следующих формах:
Индивидуальный предприниматель уплачивает с суммы
полученной прибыли налог на доходы физических лиц по ставке 13% (ст. 224 НК РФ).Он также уплачивает косвенные налоги (НДС, налог с продаж). При небольших доходах (до 1млн. рублей выручки в квартал) индивидуальный предприниматель вправе получить освобождение от уплаты НДС согласно статье №145 НК РФ.
Кроме того, с суммы полученного дохода, за вычетом расходов, связанных с их увеличением, уплачивается единый социальный налог.
Кроме того, имеются налоги, которые уплачиваются организацией (и не уплачиваются индивидуальными предпринимателями): налог на пользователей автодорог, который исчисляется в размере 1% от суммы выручки от реализации или при торговой деятельности - разницы между ценой реализации и приобретения товаров; налог на имущество организации, который уплачивается от балансовой стоимости имущества по ставке, установленной местными органами власти, но не более 2%. [5, стр. 22]
Организация и индивидуальный предприниматель, применяющие упрощенную систему налогообложения.
Участники малого бизнеса могут перейти на применение упрощенной системы налогообложение, учёта и отчетности. Такая возможность предоставлена только юридическим лицам - субъектам малого предпринимательства. Для юридического лица одним из аспектов, определяющих возможность перехода на упрощенную систему налогообложения, является наличие статуса субъекта малого предпринимательства. При этом средняя за отчётный период численность работников малого предприятия (не более 15 человек) определяется из расчёта всех работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учётом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
Не могут перейти на упрощенную систему налогообложения предприятия, занимающиеся производством подакцизной продукции, малые предприятия, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также предприятия, для которых Минфином РФ установлен особой порядок ведения учёта и отчётности, например, кредитные организации, страховые компании, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного бизнеса, бюджетные организации.
Объектом обложения единым налогом является совокупный доход или валовая выручка. В том случае, если доход составляет 40% и более от выручки, единый налог исчисляется по ставке 30% полученного дохода. Доход определяется как разница между выручкой, полученной предприятием за отчётный год и расходами, понесёнными за этот период. Источником информации о выручке и затратах, понесённых предприятием, является книга учёта доходов и расходов. В том случае, если доход менее 40% полученной выручки, единый налог исчисляется исходя из выручки предприятия по ставке 10%.
Предприятие считается перешедшим на упрощенную систему налогообложения с того квартала, в котором произошла его официальная регистрация. [5, стр. 23]
Единый налог на вменённый доход.
По Федеральному закону от 31.07.1998г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности» появился особый режим налогообложения отдельных предприятий и предпринимателей: установление единого налога. Это, в первую очередь, направлено против уклонения отдельных налогоплательщиков от уплаты налогов, и впервые позволило обложить единым налогом на вменённый доход слабо контролируемый другими налогами налично-денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, реализуется от 30 до 80% отражаемых в отчётах товаров и услуг предприятий малого и среднего бизнеса. [5, стр. 23, 24]
Принципиальным отличием режима налогообложения, использующего единый налог на вменённый доход, от традиционных схем налогообложения частных предприятий является то, что база налогообложения по каждому налогоплательщику и объекту обложения определяется не по их отчётности, а на основании определённой расчётным путём доходности различных видов бизнеса в соответствующих региональных и других условиях. [15]
Объектом налогообложения при применении единого налога является вменённый доход на очередной календарный месяц.
С мая 2002 года произошло то, на что бизнесмены, пожалуй, и не рассчитывали: президент поручил правительству отменить единый социальный налог (ЕСН) «задним числом» – с 1 января. Вместо ЕСН теперь будет нужно платить только страховые взносы в Пенсионный фонд. Фактически нынешние решения – это исправление ошибки, допущенной разработчиками налоговой реформы, «забывшими» снять ЕСН с малых предпринимателей, платящих вмененный налог. В результате ошибки налогообложение с 1 января не только не уменьшилось, как планировали реформаторы, но даже заметно увеличилось. [16]
3.5. Малый бизнес в Республике Коми
В республике Коми предпринимательство зародилось в конце 1980-х годов.
Толчком к развитию предпринимательства послужил закон «О кооперации в СССР», принятый в мае 88 года. (Одним из авторов его был академик А.Тихонов). И уже с тех времён правительство Коми не боялось рисковать и предпринимало конкретные шаги в вопросах поддержки предпринимательства. Пример тому - блокирование в 1989 году Указа Президиума Верховного Совета РСФСР о неимоверно высоких ставках подоходного налога с кооперативов.
По инициативе заместителя председателя Совета министров Коми АССР А. Зерюнова в том же году был создан союз кооператоров, а через несколько месяцев этот союз выступил учредителем Союза объединенных кооператоров. 1 декабря 2000 года 10 лет отметил фонд поддержки малого бизнеса имени А. Тихонова.
Только за последние три года фондом профинансировано 38 проектов на сумму около 40 млн. рублей. Оказанная финансовая поддержка позволила открыть более 150 новых рабочих мест.
Сегодня в республике число занимающихся малым и средним бизнесом приближено к 100 тыс. человек. Это составляет более 21% от экономически активного населения. Правительство Республики Коми обещает предпринять все усилия по преодолению препятствий на пути развития малого бизнеса. [7, стр. 16]
В 2001 году в республике действовало 4645 малых предприятий и 604 крестьянских (фермерских) хозяйств. Кроме того, 28,7 тысячи человек занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью. Из них 19,4% предпринимателей намерены расширить свой бизнес.
В Коми работают государственные структуры поддержки малого бизнеса:
• Комитет по поддержке и развитию предпринимательства РК
• Комитет территориального Управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
• Всяческую поддержку оказывает финансово-кредитные структуры: АКБ «Ухта-банк», ГУТА - банк филиал «Региональный», Инвестиционный центр РК и прочие обучающие структуры, информационные центры и общественные организации.
1 декабря 2000 года состоялась конференция, где были названы победители республиканского конкурса «Предприниматель года». Им назван Сергей Тараканов- руководитель ООО «Фавор». Продукция фирмы - кисломолочный «Бифидок» - вошёл в сотню лучших продуктов питания России. [7, стр. 17]
Заключение
Выполнив все цели, поставленные перед этой работой, можно сделать небольшие выводы по каждому из параграфов.
По первому параграфу понятно, что в каждой стране существует своё собственное понятие малого бизнеса. В основном оно определяется исходя из численности работников, занятых на производстве, и из размера годового оборота. Ну а роль малых предприятий действительно велика: обеспечение работой незанятые трудовые ресурсы, создание атмосферы конкуренции на рынке, быстрое перепрофилирование области деятельности, беспрерывный процесс внедрения новых технологий; и вообщем, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом.