Национальный Банк Российской Федерации Расчетно-кассовый центр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – описание и анализ организационной структуры Центрального Банка Российской Федерации на современном этапе его развития.
При выполнении поставленной цели нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить правовые и теоретические аспекты деятельности Центрального Банка Российской Федерации;
2. Выявить причины формирования его современной организационно-функциональной структуры;
3. Сказать об актуальности изучения организационной структуры Банка России;

Содержание работы

Введение.............................................................................................
Глава 1. Характеристика структуры и организация работы Национального банка ……………………………………………………………….5
1.1. Основы деятельности Национального банка ……………...5
1.2. 1.2ГРКЦ Национального банка: сущность и выполняемые задачи...............................................................................................................
Глава2. Правовые и теоретические основы деятельности Банка России
1.Организационно-функциональная структура Банка России.
2.Принципы современной организации ЦБ.
Глава3. Перспективы развития банковского регулирования и надзора.
1. Принятие решений о государственной регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности
2.Банковское регулирование и дистанционный надзор.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

отчет по практике.docx

— 75.22 Кб (Скачать файл)

1.  Фундаментальный:

-  Сущность, статус и задачи ЦБ;

-  Принципы организационного построения.

2.  Организационный:

-  Структура органов управления;

-  Полномочия органов управления;

-  Инфраструктура ЦБ.

3.  Регулирующий:

-  Законодательство;

-  Ведомственные нормативные акты. [20, C. 106] 

 

2. Принципы современной opганизации ЦБ

Выделяют следующие принципы организационного построения ЦБ:

-  Принцип централизации деятельности.

Так как деятельность центрального банка носит общенациональный характер, звенья его структуры должны руководствоваться  указаниями одного главного центра, обладающего  соответствующими полномочиями. Таким  центром – высшим органом Банка  России – выступает Совет директоров. Он определяет основные направления  деятельности ЦБ, руководит и управляет  всей его системой.

Принцип централизованного  построения позволяет обеспечить единство денежно-кредитной политики, поскольку  решения, принятые в верхних эшелонах власти, имеют одинаковую силу для  всех остальных звеньев организационной  структуры ЦБ как системы. [20, C. 108]

-  Принцип разделения властных полномочий по соответствующим уровням управления. Тесно связан с принципом централизованного построения.

Соблюдение этого принципа на практике заключается в построении вертикальной структуры управления ЦБ.

В настоящее время организационная  структура Банка России выглядит примерно таким образом:

Схема 1. Организационная  структура Банка России. [7, C. 511].

Помимо верховной власти, представляемой центром (в форме  НБС, Совета директоров), как первого  уровня органов структуры, выделяют: 2 уровень (Национальные банки, главные  управления, головные РКЦ и РКЦ), 3 уровень (полевые учреждения) и 4 уровень (учреждения инфраструктуры: вычислительные центры, инкассация, хранилища, учебные  заведения, службы безопасности и др.).

Структуру Банка России на начало 2010 года образуют 1037 подразделений, в том числе: центральный аппарат, 79 территориальных учреждений, 623 подразделения  расчетной сети, 5 Отделений и  Операционное управление Московского  главного территориального управления, Первое операционное управление, Межрегиональный  центр безопасности, Центральное  хранилище, 123 полевых учреждения, 4 информационно-вычислительных подразделения  и другие вспомогательные подразделения. [5 C. 128].

-  Функциональный принцип.

Поскольку ЦБ представляет собой институт, регулирующий денежный оборот, его функциональные подразделения  оказываются так или иначе  связанными с регулированием денежного  обращения в стране, а также  с полномочиями, переданными ему  государством, которые закреплены законодательством.

-  Принцип согласования с интересами других экономических субъектов.

При обособленности статуса  центрального банка он в своей  деятельности неизбежно сталкивается с другими экономическими субъектами, их задачами и интересами. Рассматриваемый  нами принцип требует от центрального банка такого рода организации управления, которая, с одной стороны, учитывала  бы, насколько это возможно, интересы других субъектов, а с другой - не противоречила бы выполнению его  главных целей и задач. Соблюдение баланса интересов достигается  участием различных сторон в деятельности звеньев управления центрального банка. Так, по российскому законодательству министр финансов Российской Федерации  и министр экономики и торговли Российской Федерации (или, по их поручению, по одному из заместителей) принимают  участие в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. Практика взаимодействия Банка России и Правительства  Российской Федерации такова, что  они информируют друг друга о  предполагаемых действиях общегосударственного значения, координируют свою политику, организуют регулярные консультации. [20, C. 112]

В целом можно говорить о соответствии организационной  структуры Банка России названым в курсовой работе основным современным  принципам организации. Ориентирование при построении организационной  структуры центрального банка на эти принципы позволяет создать  центральный банк, отвечающий всем международным нормам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Глава 3. Перспективы  развития банковского регулирования  и надзора.

Как было отмечено раньше, система  банковского надзора и контроля Банка России находится в постоянном совершенствовании. Каждый год разрабатываются  новые методики и рекомендации обязательные к применению и позволяющие все  больше и больше усовершенствовать  банковскую систему России.

Так, в 2007 году деятельность Банка России была направлена на осуществление  практических шагов в целях выполнения задач, поставленных Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2007 года, в  части повышения устойчивости банковского  сектора и усиления защиты интересов  кредиторов и вкладчиков кредитных  организаций. В том числе работа проводится по следующим направлениям.

1. Принятие решений  о государственной регистрации  кредитных организаций и лицензирование  банковской деятельности

На современном этапе  осуществляется работа по совершенствованию  законодательства в этой сфере и  внесению в законопроекты изменений  касающихся в равной степени и  резидентов и нерезидентов. В частности  это касается изменения условий  уведомления (свыше 1 процента уставного  капитала) и получения предварительного согласия Банка России (свыше 10 процентов  уставного капитала) на приобретение акций (долей) кредитных организаций, что позволит усилить контроль Банка  России за качеством формирования банковских капиталов, финансовым положением инвесторов и транспарентностью структуры собственности кредитных организаций.

Так же о перспективах развития свидетельствует и тот факт, что  продолжается работа над изменениями  в банковское законодательство:

1. В части совершенствования  процедур реорганизации кредитных  организаций в форме слияния,  присоединения и преобразования. Целью проекта федерального закона, вносящего изменения в Федеральный  закон «О банках и банковской  деятельности», является создание  правовых условий для упрощения  процедур реорганизации кредитных  организаций и усиления защиты  интересов кредиторов реорганизуемых  кредитных организаций. В целях  решения этих задач предусматриваются  следующие основные меры:

- упрощение порядка уведомления  кредиторов реорганизуемой кредитной  организации - отменяется обязанность  кредитной организации письменно  уведомлять каждого кредитора.  Порядок уведомления кредиторов  определяется советом директоров  реорганизуемой кредитной организации;

- в целях обеспечения  прозрачности процедуры реорганизации  на кредитную организацию возлагается  обязанность со дня принятия  решения о реорганизации до  момента завершения реорганизации  раскрывать информацию о существенных  фактах (событиях, действиях), затрагивающих  ее финансово-хозяйственную деятельность, путем публикации в печатном  издании. При этом определяется  перечень таких фактов (событий,  действий);

- в целях обеспечения  условий для сохранения присоединяющей  или созданной в результате  слияния или преобразования кредитной  организацией ликвидности и платежеспособности  предлагается установить, что право  требования досрочного исполнения  денежных обязательств имеют  только кредиторы - физические  лица, если обязательства перед  ними возникли до даты объявления  кредитными организациями о реорганизации.  Требования досрочного исполнения  денежных обязательств кредиторов - юридических лиц подлежат удовлетворению  в случае, если это предусмотрено  условиями договора;

2. в части установления  минимального размера собственных  средств (капитала) для действующих  банков в сумме рублевого эквивалента  5 млн. евро. Предусматривается установить  минимальный размер уставного  капитала для вновь создаваемых  кредитных организаций и размер  собственных средств (капитала) для  банков, ходатайствующих о получении  генеральной лицензии.

Кроме того, в соответствии со Стратегией предусматривалось, что  с 1 января 2007 года капитал действующих  кредитных организаций должен был  быть не менее 5 млн. евро в рублевом эквиваленте. При этом банки, у которых  размер капитала на эту дату был  ниже указанной величины, могли продолжать свою деятельность при условии, что  размер их собственных средств (капитала) не будет снижаться ниже размера, достигнутого на вышеназванную дату.

Установление указанных  требований создает благоприятные  условия для дальнейшего эволюционного  развития банковской системы, в том  числе региональных банков, позволит определить ориентиры повышения  капитализации банков, являющегося  одним из наиболее важных условий  развития банковского сектора и  повышения его устойчивости.

Целью усилий Банка России является сокращение издержек, связанных  с исполнением обязанностей, возложенных  регулятором, с сохранением принципа существенности при контроле качества банковских капиталов, финансового  положения инвесторов и транспарентности структуры собственности кредитной организации.

2.Банковское регулирование  и дистанционный надзор

В краткосрочной перспективе  деятельность Банка России в части  дистанционного банковского надзора  будет направлена на развитие риск ориентированного надзора[4] за кредитными организациями, в том числе путем  совершенствования системы банковского  регулирования и методик оценки финансовой устойчивости кредитных  организаций, повышения качества анализа  и оперативности надзорного реагирования, внедрения в надзорную практику принципа «Знай банк и его клиентов», развития системы раннего предупреждения проблем в деятельности кредитных  организаций, предъявления дополнительных требований к качеству внутри банковских систем управления рисками и организации  внутреннего контроля.

Для повышения эффективности  работы будут и дальше реализовываться  меры, направленные на развитие содержательных подходов к осуществлению надзора, на повышение точности оценки финансового  состояния кредитных организаций.

В целях создания более  благоприятных условий для развития содержательного надзора должны быть внесены изменения в законодательство в части определения полномочий Банка России по применению профессионального (мотивированного) суждения в надзорной  практике.

При дальнейшем совершенствовании  своей деятельности Банк России продолжит  работу по совершенствованию методической базы оценки финансовой устойчивости банковского сектора и отдельных  кредитных организаций.

Одновременно макропруденциальные показатели финансовой устойчивости российского банковского сектора, публикуемые Банком России, будут приближены к между народно признанным подходам. В рамках совершенствования правового обеспечения банковской деятельности Банк России принимает участие в подготовке изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», направленных на совершенствование нормативной базы по вопросам регулирования рисков, принимаемых кредитными организациями при осуществлении операций и сделок кредитного характера с группой экономически связанных между собой заемщиков и заемщиков, связанных с самой кредитной организацией. С учетом полученных от банковского сообщества предложений и замечаний будет продолжена работа над проектом указания Банка России «О внесении изменений в Инструкцию Банка России № 110-И «Об обязательных нормативах банков»[5], которым в целях ограничения принимаемых банками рисков предусматривается установить норматив максимального размера кредитного риска на группу экономически связанных заемщиков (Н6.1).

Предполагается выпустить  Инструкцию Банка России «О банковских операциях и сделках расчетных  небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных  небанковских кредитных организаций  и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением», которая призвана заменить действующее  в настоящее время Положение  Банка России № 516[6]. В рамках указанной  инструкции предполагается в том  числе установить:

- перечень разрешенных  и запрещенных для НКО операций  и сделок;

- перечень финансовых  инструментов, в которые расчетные  НКО могут размещать временно  свободные денежные средства;

- право расчетных НКО  кредитовать участников расчетов  от своего имени и за свой  счет в пределах так называемого  фонда поддержания ликвидности.

Кроме того, будут оптимизированы перечень и методика расчета обязательных нормативов расчетных НКО, ограничивающих риски, возникающие в их деятельности.

В целях совершенствования  методологии формирования кредитными организациями резервов на возможные  потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности с учетом обобщения практики применения будут  внесены изменения в Положение  № 254-П.

Информация о работе Национальный Банк Российской Федерации Расчетно-кассовый центр