Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:57, курсовая работа
Цель данного исследования – описание и анализ организационной структуры Центрального Банка Российской Федерации на современном этапе его развития.
При выполнении поставленной цели нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить правовые и теоретические аспекты деятельности Центрального Банка Российской Федерации;
2. Выявить причины формирования его современной организационно-функциональной структуры;
3. Сказать об актуальности изучения организационной структуры Банка России;
Введение.............................................................................................
Глава 1. Характеристика структуры и организация работы Национального банка ……………………………………………………………….5
1.1. Основы деятельности Национального банка ……………...5
1.2. 1.2ГРКЦ Национального банка: сущность и выполняемые задачи...............................................................................................................
Глава2. Правовые и теоретические основы деятельности Банка России
1.Организационно-функциональная структура Банка России.
2.Принципы современной организации ЦБ.
Глава3. Перспективы развития банковского регулирования и надзора.
1. Принятие решений о государственной регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности
2.Банковское регулирование и дистанционный надзор.
Заключение.
Список литературы.
1. Фундаментальный:
- Сущность, статус и задачи ЦБ;
- Принципы организационного построения.
2. Организационный:
- Структура органов управления;
- Полномочия органов управления;
- Инфраструктура ЦБ.
3. Регулирующий:
- Законодательство;
- Ведомственные нормативные акты. [20, C. 106]
2. Принципы современной opганизации ЦБ
Выделяют следующие принципы организационного построения ЦБ:
- Принцип централизации деятельности.
Так как деятельность центрального банка носит общенациональный характер, звенья его структуры должны руководствоваться указаниями одного главного центра, обладающего соответствующими полномочиями. Таким центром – высшим органом Банка России – выступает Совет директоров. Он определяет основные направления деятельности ЦБ, руководит и управляет всей его системой.
Принцип централизованного
построения позволяет обеспечить единство
денежно-кредитной политики, поскольку
решения, принятые в верхних эшелонах
власти, имеют одинаковую силу для
всех остальных звеньев
- Принцип разделения властных полномочий по соответствующим уровням управления. Тесно связан с принципом централизованного построения.
Соблюдение этого принципа на практике заключается в построении вертикальной структуры управления ЦБ.
В настоящее время
Схема 1. Организационная структура Банка России. [7, C. 511].
Помимо верховной власти, представляемой центром (в форме НБС, Совета директоров), как первого уровня органов структуры, выделяют: 2 уровень (Национальные банки, главные управления, головные РКЦ и РКЦ), 3 уровень (полевые учреждения) и 4 уровень (учреждения инфраструктуры: вычислительные центры, инкассация, хранилища, учебные заведения, службы безопасности и др.).
Структуру Банка России на начало 2010 года образуют 1037 подразделений, в том числе: центральный аппарат, 79 территориальных учреждений, 623 подразделения расчетной сети, 5 Отделений и Операционное управление Московского главного территориального управления, Первое операционное управление, Межрегиональный центр безопасности, Центральное хранилище, 123 полевых учреждения, 4 информационно-вычислительных подразделения и другие вспомогательные подразделения. [5 C. 128].
- Функциональный принцип.
Поскольку ЦБ представляет собой институт, регулирующий денежный оборот, его функциональные подразделения оказываются так или иначе связанными с регулированием денежного обращения в стране, а также с полномочиями, переданными ему государством, которые закреплены законодательством.
- Принцип согласования с интересами других экономических субъектов.
При обособленности статуса центрального банка он в своей деятельности неизбежно сталкивается с другими экономическими субъектами, их задачами и интересами. Рассматриваемый нами принцип требует от центрального банка такого рода организации управления, которая, с одной стороны, учитывала бы, насколько это возможно, интересы других субъектов, а с другой - не противоречила бы выполнению его главных целей и задач. Соблюдение баланса интересов достигается участием различных сторон в деятельности звеньев управления центрального банка. Так, по российскому законодательству министр финансов Российской Федерации и министр экономики и торговли Российской Федерации (или, по их поручению, по одному из заместителей) принимают участие в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. Практика взаимодействия Банка России и Правительства Российской Федерации такова, что они информируют друг друга о предполагаемых действиях общегосударственного значения, координируют свою политику, организуют регулярные консультации. [20, C. 112]
В целом можно говорить о соответствии организационной структуры Банка России названым в курсовой работе основным современным принципам организации. Ориентирование при построении организационной структуры центрального банка на эти принципы позволяет создать центральный банк, отвечающий всем международным нормам.
Глава 3. Перспективы развития банковского регулирования и надзора.
Как было отмечено раньше, система банковского надзора и контроля Банка России находится в постоянном совершенствовании. Каждый год разрабатываются новые методики и рекомендации обязательные к применению и позволяющие все больше и больше усовершенствовать банковскую систему России.
Так, в 2007 году деятельность Банка России была направлена на осуществление практических шагов в целях выполнения задач, поставленных Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2007 года, в части повышения устойчивости банковского сектора и усиления защиты интересов кредиторов и вкладчиков кредитных организаций. В том числе работа проводится по следующим направлениям.
1. Принятие решений
о государственной регистрации
кредитных организаций и
На современном этапе осуществляется работа по совершенствованию законодательства в этой сфере и внесению в законопроекты изменений касающихся в равной степени и резидентов и нерезидентов. В частности это касается изменения условий уведомления (свыше 1 процента уставного капитала) и получения предварительного согласия Банка России (свыше 10 процентов уставного капитала) на приобретение акций (долей) кредитных организаций, что позволит усилить контроль Банка России за качеством формирования банковских капиталов, финансовым положением инвесторов и транспарентностью структуры собственности кредитных организаций.
Так же о перспективах развития свидетельствует и тот факт, что продолжается работа над изменениями в банковское законодательство:
1. В части совершенствования
процедур реорганизации
- упрощение порядка уведомления
кредиторов реорганизуемой
- в целях обеспечения
прозрачности процедуры
- в целях обеспечения
условий для сохранения
2. в части установления
минимального размера
Кроме того, в соответствии со Стратегией предусматривалось, что с 1 января 2007 года капитал действующих кредитных организаций должен был быть не менее 5 млн. евро в рублевом эквиваленте. При этом банки, у которых размер капитала на эту дату был ниже указанной величины, могли продолжать свою деятельность при условии, что размер их собственных средств (капитала) не будет снижаться ниже размера, достигнутого на вышеназванную дату.
Установление указанных
требований создает благоприятные
условия для дальнейшего
Целью усилий Банка России является сокращение издержек, связанных с исполнением обязанностей, возложенных регулятором, с сохранением принципа существенности при контроле качества банковских капиталов, финансового положения инвесторов и транспарентности структуры собственности кредитной организации.
2.Банковское регулирование и дистанционный надзор
В краткосрочной перспективе
деятельность Банка России в части
дистанционного банковского надзора
будет направлена на развитие риск
ориентированного надзора[4] за кредитными
организациями, в том числе путем
совершенствования системы
Для повышения эффективности
работы будут и дальше реализовываться
меры, направленные на развитие содержательных
подходов к осуществлению надзора,
на повышение точности оценки финансового
состояния кредитных
В целях создания более
благоприятных условий для
При дальнейшем совершенствовании
своей деятельности Банк России продолжит
работу по совершенствованию методической
базы оценки финансовой устойчивости
банковского сектора и
Одновременно
Предполагается выпустить Инструкцию Банка России «О банковских операциях и сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением», которая призвана заменить действующее в настоящее время Положение Банка России № 516[6]. В рамках указанной инструкции предполагается в том числе установить:
- перечень разрешенных
и запрещенных для НКО
- перечень финансовых инструментов, в которые расчетные НКО могут размещать временно свободные денежные средства;
- право расчетных НКО
кредитовать участников
Кроме того, будут оптимизированы перечень и методика расчета обязательных нормативов расчетных НКО, ограничивающих риски, возникающие в их деятельности.
В целях совершенствования методологии формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности с учетом обобщения практики применения будут внесены изменения в Положение № 254-П.
Информация о работе Национальный Банк Российской Федерации Расчетно-кассовый центр