О понятии стратегии и тактики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:51, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотреть содержание и значение стратегии и тактики предприятия.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. Чтобы иметь четкую перспективу будущих успехов, предприятие должно сформировать стратегический план своего развития на период порядка 5-10 лет.

Каждое предприятие (фирма), если оно стремится долгое время  функционировать и при этом обязательно  процветать, постоянно думает о будущем. Много вопросов возникает у высших менеджеров фирмы в связи с будущим рынком и местом, которое она в нем займет.

Таким образом, стратегическое планирование - это выработка стратегии с помощью комплекса формализованных процедур, которые направлены на построение как модели будущего компании, так и программы перехода из текущего состояния к этой модели. Следовательно, тема данной работы является актуальной.

Цель работы: рассмотреть содержание и значение стратегии и тактики предприятия.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

 

1. О понятии стратегии и тактики предприятия

 

В учебнике "Основы предпринимательства" под ред. профессора А.С. Пелиха стратегией называют постановку среднесрочных и долгосрочных целей, заключающихся в максимизации выгоды (прежде всего дохода и прибыли).

Один из ведущих американских ученых, президент Международной  академии управления Г. Кунц дает определение стратегии как генеральной программы действий, выявляющей приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и пути их достижения таким образом, что организация получает единое направление действий.

Американские экономисты Дж.Росс и М. Ками отмечали, что "без стратегии организация уподобляется кораблю без рулевого. Она, как бродяга, который не знает, куда идти". Делается вывод о том, что без эффективно применяемой стратегии неудача - лишь вопрос времени.

Тактикой считаются  краткосрочные оперативные планы  и решения, необходимые для достижения стратегических целей в конкретных условиях. Вопросом тактики является, прежде всего, расчет темпов развития с тем, чтобы бизнес был успешным. Быстрый рост чреват для нового предприятия угрозой банкротства. Производственная и инвестиционная деятельность требует значительных финансовых ресурсов, наличных денежных средств, нехватка которых особенно ощутима в условиях интенсивного развития. Для предпринимателя важным является правильный выбор источников финансирования.

Итак, стратегия формулирует главные цели и пути их достижения таким образом, что организация получает единое направление действий. Основное назначение стратегии – создание комплекса конкурентных преимуществ, для достижения бизнес – успеха в долгосрочной перспективе. Тактикой считаются краткосрочные оперативные планы и решения, необходимые для достижения стратегических целей в конкретных условиях. Разница только в масштабе осуществляемой деятельности.

Г. Кунц в работе "Основные предпосылки эффективного планирования" отмечает важность самоанализа для выбора стратегии. Необходимо ответить на вопросы, что представляет собой выбранное направление бизнеса, какой областью бизнеса будет заниматься предприниматель. Не находя своевременного ответа на эти вопросы, предприятия могут оказаться в сложном положении. Так, классическим примером являются производители стеклянных бутылок в США и других странах, которые упускали большие возможности из-за того, что слишком долго считали себя производителями именно стеклянных бутылок, а не тары для жидкостей даже тогда, когда пластик и металл начали вытеснять стекло в производстве тары. Аналогичный пример с железнодорожным транспортом, где долго забывали, что его фирмы - часть транспортного бизнеса вообще.

Стратегия предназначена  для действий в будущем, поэтому  необходим прогноз экономической  и рыночной ситуации в перспективе. Многие предприятия прогнозируют цены на внутреннем и внешнем рынках, вероятные последствия конкуренции, научно-технический прогресс и даже политическую обстановку. Например, стратегия в области торговли и услуг включает такие важнейшие области, как новые товары, услуги, маркетинг.

При формировании стратегии  важнейшим являются ответы на вопросы, как потребители относятся к  продукции предприятия, купят ли они ее и сколько готовы за нее  заплатить. От этого, собственно, зависят  прогнозируемые объемы производства. Предприниматель должен постоянно изучать рынок и прежде всего спрос. Особенно важно уметь определить спрос на перспективу, иначе невозможно разработать стратегию деятельности.

Разработка стратегии  должна опираться на анализ предложения  и оценку конкуренции. Главным в изучении предложения считается возможность определения меры насыщенности рынка предпринимательской деятельностью. Если насыщенность недостаточна, то предприниматель может найти производственную нишу для своей деятельности. Для отыскания такой ниши требуется изучение справочников, рекламных изданий, статистических материалов, непосредственное общение с производителями и потребителями. В последние годы возможности изучения предложения и спроса быстро растут в связи с развитием информационных технологий, созданием региональных и глобальных компьютерных сетей.

При определении стратегии  важно правильно оценить характер и силу конкуренции. Если конкуренция  очень сильна, предприниматель, выбирая  стратегию, должен серьезно взвесить свои возможности, включая реальные ресурсы, производственные мощности, исследовательский потенциал, рекламу, конкурентоспособность.

Стратегия производства тесно связана со стратегией маркетинга. Предприниматель для разработки эффективной стратегии маркетинга должен получить ответы на следующие вопросы:

где находится потребитель  и почему он покупает;

оптовые или розничные  покупатели у фирмы;

продукция приобретается  для конечного или промежуточного потребления;

как потребитель покупает: непосредственно у изготовителя, через специализированные организации-распространители иди через посредников;

какую выбрать форму  торговли: прямой контакт с потребителем, продажу по предварительным заказам  или реализацию розничными торговцами;

имеется ли возможность  предложить то, что отсутствует у конкурентов;

нужны ли вспомогательные  службы (например, ремонтные) и есть ли возможность их организовать;

какой должна быть ценовая  политика?

От ответов на эти  и некоторые другие вопросы зависит  стратегия маркетинга, а, следовательно, и стратегия производства.

Чтобы сделать хотя бы попытку ответить на возникающие  вопросы при разработке плана  стратегического развития предприятия, необходимо построить схему причинно-следственных связей, действующих в реальном рынке, которые следует по возможности  учитывать в процессе прогноза и выработки планово-управленческих решений, принимаемых за основу формирования будущего состояния фирмы. Прежде всего, следует сформулировать для себя, какие параметры являются критерием стратегического развития фирмы. Это могут быть различные показатели, которые следует либо максимизировать (если речь идет о результате производства), либо минимизировать (если интерес фирмы локализуется на издержках производства). Однако если речь идет о бизнесе, то не подлежит сомнению, что критерием стратегического развития должен быть максимум прибыли фирмы за суммарный плановый период искомой стратегии. И не просто максимум прибыли, а максимум чистой прибыли, ибо налоги, которые выплачивают предприятия, имеют существенное значение при выработке их стратегии. Итак, критерием стратегического развития должен быть показатель максимума чистой прибыли — важнейший обобщающий экономический показатель деятельности любой рыночной бизнес фирмы.

Рассмотрим показатели, которые являются факторными по отношению к чистой прибыли предприятия и частными, расположенными на ступеньку ниже обобщающего показателя (рис. 1): объем продаж товара; цена единицы товара, по которой она будет продана потребителю; издержки производства единицы товара; совокупные налоги (система прямого и косвенного налогообложения предприятия). В зависимости от того, какое количественное значение примут все эти показатели, будет зависеть конечная величина чистой прибыли предприятия, а, следовательно, возможности дальнейшего развития, процветания или, наоборот, свертывания производства, снижения его экономического и финансового потенциала, появления убытков и даже банкротство.

 

Рисунок 1 – Критерии определения стратегии развития предприятия

 

Схема причинно-следственных связей при формировании чистой прибыли фирмы представлена факторными показателями в двух плоскостях: первая — внутрифирменная среда влияния принимаемых решений на величину чистой прибыли предприятия, вторая — внешняя среда, под влиянием которой факторные показатели могут изменяться, и на самом деле меняются, существенно влияя на фактические результаты деятельности фирмы.

Следует особо заметить, что разработка плана стратегического  развития на длительную перспективу  должна строиться на заранее принятой концепции общей рыночной ситуации в будущем. Должны учитываться мировые или локальные тенденции развития общества, его потребности в данном продукте, закономерность изменения конкурентной среды и (или) каждого конкурента, состояния уровня инфляции, тенденции изменения издержек производства.

Весь плановый горизонт стратегического развития необходимо разбить на отдельные временные  интервалы (кварталы, полугодия, годы), для которых должны быть выработаны тактические плановые решения на основе избранного критерия.

Последний может быть обоснован либо по критерию стратегического развития (максимум чистой прибыли предприятия), либо по одному из факторных показателей (максимум объема продаж товара, величина конкурентной цены товара, минимум издержек производства), либо по конкретной рыночной проблеме (увеличение рыночной доли фирмы, повышение качества товара и рост его конкурентоспособности, расширение производственной мощности фирмы, резкое сокращение производственного брака, внедрение прогрессивной технологии и реализация научно-технического прогресса и т.п.).

На величину тех или  иных факторных параметров влияют следующие  внутрифирменные показатели.

1. Объем продаж товара. Его величина зависит от следующих показателей низшего иерархического уровня: остатка товара с предыдущего планового периода; остатка товара на будущий плановый период; производственной мощности предприятия; уровня использования производственной мощности; уровня производственного брака продукции; уровня качества предлагаемых на продажу товаров; маркетинговой политики фирмы в области структуры товарного производства и цены товаров.

2. Цена товара. Ее величина  зависит от издержек производства  товара и ценовой политики  фирмы.

3. Издержки производства  товара. Их величина зависит от  таких показателей, как: цены  на используемые ресурсы; количество потребляемых ресурсов; инвестиции в рационализацию производства товара.

4. Совокупные действующие  налоги, выплачиваемые производителем  товара. Их величина определяется: условно-постоянными налогами; налогами  с результатов производства; налогами  на добавленную стоимость; акцизными налогами; величиной таможенных платежей.

Изменение факторных показателей под влиянием внешней среды по отношению к конкретной фирме, в основном это рыночная среда и государственные учреждения в лице федеральных и региональных управленческих служб. Они воздействуют на предприятие посредством информационной обратной связи.

Итак, первый факторный  показатель — объем продаж товара. Его величина будет определяться следующими системными рыночными параметрами: совокупным спросом на товар со стороны всех его потребителей; совокупным предложением товара со стороны всех его производителей (т.е. с учетом поставки товара на рынок всеми конкурентами); рыночной долей продажи товара конкретной фирмой.

Второй факторный показатель —  цена товара. Ее величина будет зависеть от: совокупного предложения товара; эластичности спроса товара по цене на него; эластичности спроса товара по доходу потребителей (их платежеспособности); уровня качества товара, поставляемого на рынок конкурентами; ряда других неценовых факторов, которые будут рассмотрены ниже (например, от рекламы, экологической чистоты товара, наличия технического сервиса товара и т.п.).

Третий факторный показатель —  издержки производства. Его величина зависит от: уровня и темпов инфляции национальной валюты; реализации мероприятий научно-технического прогресса. Наконец, четвертый факторный показатель — совокупные налоги — полностью зависит от налоговой политики государства и регионов, которые могут усилить налоговый пресс на тот или иной бизнес, а могут и существенно облегчить его бремя, создавая благоприятные условия для его развития. Внутрифирменные и внешние факторные показатели встречаются в процессе выработки прежде всего стратегического развития фирмы на весь его плановый период, а затем — при выработке тактических решений на каждый временной интервал этого периода. В результате, когда будут получены количественные оценки плановых факторных показателей деятельности фирмы на будущий период, можно рассчитать конечный результат в соответствии с принятым критерием. Причем для оптимизации принимаемого решения по избранному критерию следует обязательно построить имитационную экономико-математическую модель деятельности предприятия с учетом риска производства. На основе прогнозирования будущих факторных показателей деятельности фирмы можно, используя компьютерную технологию, многократно "проигрывать" различные рыночные ситуации, которые могут возникнуть в реальной действительности, и получать рекомендации по принятию наиболее рациональных планово-управленческих решений как в тактическом, так и в стратегическом планах. В этом видится одно из наиболее прогрессивных направлений в области экономических методов управления производством не только в ситуации кризисной экономики, но и в стабильных рыночных условиях. Тогда и только тогда появится возможность стабилизировать и существенно улучшить положение с финансами предприятий, которые, безусловно, зависят от принимаемых экономических решений в области их производственно-хозяйственной деятельности, ибо экономика определяет финансы предприятия, а от последних, в свою очередь, зависит его экономическое состояние.

Информация о работе О понятии стратегии и тактики предприятия