Оценка инвестиционной привлекательности отраслей экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 13:28, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является характеристика основных элементов оценки инвестиционной привлекательности отрасли. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие инвестиционной привлекательности;
2. определить методические основы инвестиционной привлекательности;
3.рассмотреть инвестиционную привлекательность субъектов УрФО

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и критерии инвестиционной привлекательности 4
2. Методические основы оценки инвестиционной привлекательности отраслей экономики 6
3. Состав показателей для комплексной оценки инвестиционной привлекательности регионов 12
4. Инвестиционная привлекательность субъектов Федерации, входящих в УрФО 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Файлы: 1 файл

контрольная Оценка_инвестиционной_привлекательности_отраслей_экономики.docx

— 74.55 Кб (Скачать файл)

В странах Западной Европы методы факторного анализа давно уже  используются для выделения депрессивных и отсталых регионов. В частности, многолетняя практика этих стран  свидетельствует, что первоначально  главным критерием отнесения  региона к категории проблемных являлся высокий уровень безработицы  в нём. Показатель безработицы, и  ныне один из основных, является в какой-то мере синтетическим. Но обычно «проблемность» определяется по целому комплексу социально-экономических  и экологических показателей. Одни из них характеризуют качество жизни  населения, другие – уровень экономического развития хозяйства.

На современном этапе исследований при диагностике отраслевых комплексов отдельных территорий должны использоваться не только жёстко форматизированные  алгоритмы количественных методов  получения решений, а методы качественного  анализа построения вариантных сценариев. С этой точки зрения, одним из наиболее перспективных является метод  экспертных оценок. Главное его преимущество перед экономико-математическим моделированием заключается в относительной  простоте, а также в том, что  эксперт может пользоваться не только информацией, основанной на статистических временных показателях, но и нерегулярной, разовой информацией сугубо качественного  характера.

В 2003 году Министерство экономического развития и торговли РФ разработало  комплексную методику анализа инвестиционной привлекательности субъектов Федерации. Основной целью комплексной оценки субъектов Российской Федерации  является определение возможности  решения текущих и долгосрочных задач социального и хозяйственного развития на основе внутренних резервов и источников экономического роста и эффективности мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации и руководящими органами субъектов федерации по реализации социально-экономической политики.

Источниками информации для проведения оценки служат:

– годовая статистическая отчетность, разрабатываемая Госкомстатом России в соответствии с Федеральной  программой статистических работ;

– материалы, полученные от субъектов  Российской Федерации в ходе осуществления  мониторинга и разработки прогнозов  социально-экономического развития регионов.

При проведении оценки используются следующие индикаторы:

  1. Валовой региональный продукт на душу населения.
  2. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения.  
    Объем внешнеторгового оборота на душу населения.
  3. Финансовая обеспеченность региона.
  4. Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике.
  5. Уровень регистрируемой безработицы.
  6. Соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума.
  7. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.
  8. Общий объем розничного товарооборота и платных услуг на душу населения.
  9. Основные фонды отраслей экономики на душу населения.
  10. Коэффициент плотности автомобильных дорог.
  11. Сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры.

 

 

3. Состав показателей для комплексной оценки инвестиционной привлекательности регионов

 

Комплексная количественная оценка текущей инвестиционной привлекательности регионов может быть проведена только с помощью сводного, интегрального показателя, который формируется множеством частных факториальных признаков, измеряемых соответствующими показателями.

Интегральный показатель определяется путем свода числовых значений отдельных частных показателей  инвестиционной привлекательности. Числовое значение интегрального показателя инвестиционной привлекательности  по Российской Федерации в целом  принимается за 1,00 или за 100%, а  значения интегральных показателей  для регионов РФ определяются по отношению  к среднероссийскому уровню.

Отбор большинства факторов осуществляется главным образом на основе качественного анализа. В результате, в число частных факторов включены различные социальные, политические, экологические и природно-ресурсные характеристики регионов РФ, например темпы промышленного производства, обеспеченность региона автодорогами с твердым покрытием, уровень жизни населения региона, уровень преступности, уровень конфликтности трудовых отношений в регионе, отношение населения региона к процессам формирования рыночной экономики (измеряется на основе результатов парламентских и президентских выборов), уровень экологической загрязненности и дискомфортности климата, наличие природных запасов минерально-сырьевых ресурсов и т.д. Необходимость учета таких характеристик объясняется их чрезвычайной важностью для инвесторов.

Состав инвестиционно-значимых показателей для определения интегральной (комплексной) инвестиционной привлекательности регионов не может оставаться неизменным и должен частично меняться в зависимости от особенностей каждого этапа развития российской экономики.

В качестве числовых характеристик  частных показателей инвестиционной привлекательности регионов РФ целесообразно  принять данные государственной  статистики или производные от них.

При отсутствии в государственной  статистике данных за последний истекший год допускается применение данных за предшествующий год. Примерный состав индикаторов для определения  текущей интегральной инвестиционной привлекательности регионов с указанием  источников данных по всем показателям  приводится в табл.2.

Таблица 2

Примерный состав инвестиционно-значимых показателей для определения  интегрального уровня инвестиционной привлекательности регионов РФ

 

№№ п/п

Наименование частных  показателей

Единица измерения и источники  данных

(показатели государственной  статистики и производные от  них обозначаются аббревиатурой  ГКС)

А. Показатели инвестиционного  потенциала региона

I. Показатели производственно-финансового потенциала региона

1

Объем промышленного производства

Объем продукции промышленности на душу населения региона. ГКС 

2

Темпы изменения объема промышленного  производства

Годовой темп изменения, исходя из объемов в сопоставимых ценах. ГКС 

3

Уровень развития малого предпринимательства

Доля занятых на малых  предприятиях в общей численности  экономически активного населения. ГКС

4 (-)

Доля убыточных предприятий

Удельный вес предприятий  и организаций, закончивших год  с убытком, в общем количестве предприятий и организаций, ведущих  предпринимательскую деятельность. ГКС 

5

Суммарный объем внутренних инвестиционных ресурсов предприятий

Сумма обеспеченных денежным покрытием (по усредненной доле) амортизационных  отчислений всех предприятий и прибыли рентабельных предприятий (за вычетом налогов по усредненной доле) в расчете на душу населения региона. ГКС (в основном)

6

Объем розничного товарооборота

Объем розничного товарооборота  на душу населения (с корректировкой на региональные различия в уровне розничных цен). ГКС

7

Экспорт продукции в дальнее  и ближнее зарубежье

Экспорт из региона в долл. на душу населения региона. ГКС

II. Показатели социального потенциала региона

8

Обеспеченность населения  жильем

Жилье (в кв. м общей  площади) на душу населения. ГКС

9

Обеспеченность населения  легковыми автомобилями

Количество легковых автомобилей  в собственности граждан на 1000 чел. населения. ГКС

10

Обеспеченность населения  домашними телефонными аппаратами сети общего пользования

Количество личных (неслужебных) телефонных аппаратов (номеров) сети общего пользования на 1000 семей. ГКС

11

Обеспеченность региона  автомобильными дорогами с твердым  покрытием

Общая протяженность автодорог  на единицу площади региона и  на душу населения региона, определяемая с применением показателя Э. Энгеля

12

Объем платных услуг для  населения

Стоимостной объем платных  услуг на душу населения. ГКС

13

Уровень жизни населения  региона

Соотношение среднедушевых  располагаемых ресурсов и величины прожиточного минимума. ГКС

III. Показатели природно-географического потенциала региона

14

Объем природных запасов  нефти и газа (углеводородных ресурсов)

Объем природных запасов  нефти и газа (категории A+B+C1), с  учетом рентабельности разработки месторождений  в расчете на единицу показателя Э. Энгеля (аналогично показателю № 11)

15

Наличие природных запасов  минерально-сырьевых ресурсов кроме  углеводородных

Объем природных запасов  минерально-сырьевых ресурсов кроме  углеводородных, в расчете на единицу  показателя Э. Энгеля (аналогично показателю № 11)

16

Географическое положение  региона по отношению к внешнеторговым выходам России

Балльная оценка, основанная на объективных природно-географических признаках (диапазон колебаний: Мурманская обл. и др. - 7 баллов, …, Кемеровская  обл. и др. - 0 баллов)

Итого: уровень инвестиционного  потенциала региона (свод данных по показателям  №№ 1 - 16 по формуле многомерной средней)

Б. Показатели, определяющие региональный уровень социально-политической и экологической безопасности для  инвесторов (антоним - уровень инвестиционных некоммерческих рисков в регионе)

17(-)

Доля малоимущего населения

Доля населения с денежными  доходами ниже величины прожиточного минимума. ГКС

18(-)

Уровень преступности

Комплексный показатель, интегрирующий: 1) число зарегистрированных преступлений (за вычетом наиболее тяжких) на 100 тыс. населения; 2) число наиболее тяжких преступлений на 100 тыс. населения. ГКС

19(-)

Уровень безработицы

Численность безработных  в % к численности экономически активного  населения. ГКС

20(-)

Уровень экологической загрязненности и дискомфортности климата в  регионе

Комплексный показатель, интегрирующий  три экологические характеристики по данным государственной статистики (сброс загрязненных сточных вод  и т.п. в расчете на единицу  показателя Э. Энгеля) и одну балльную климатическую характеристику. ГКС (в основном)

21

Отношение населения региона  к процессам формирования рыночной экономики

Разность между долями (в %) голосов, отданных в регионе  на последних парламентских выборах  за списки кандидатов (или на президентских  выборах - за кандидатов), поддерживающих формирование рыночной экономики, и  против них

22(-)

Уровень конфликтности трудовых отношений

Доля участвовавших в  забастовках в общей численности  работников предприятий. ГКС

23

Уровень политической стабильности в регионе (временный показатель для оценки отрицательного влияния  на инвестиционную привлекательность  напряженной социально-политической ситуации в некоторых регионах Северного  Кавказа)

По всем регионам РФ, кроме  республик Северного Кавказа  и Ставропольского края, принимается  на уровне 1,0; по упомянутым регионам Северного  Кавказа дифференцированные балльные отрицательные значения

Итого: региональный уровень  социально-политической и экологической  безопасности для инвесторов (свод данных по показателям №№ 17 - 23 по формуле  многомерной средней)

Всего: интегральный уровень инвестиционной привлекательности региона

Интегральный (сводный) коэффициент, обобщающий данные всех частных показателей  по формуле многомерной средней


 

 

4. Инвестиционная привлекательность субъектов Федерации, входящих в УрФО

 

Хотя региональные особенности  инвестиционной структуры сформировались под влиянием экономико-географических особенностей территории и исторически  сложившегося потенциала развития территории их своеобразие во многом связано  с формированием нового экономического пространства и принципиально новой  модели экономического развития последних 12 лет.

По степени инвестиционной активности регионы располагаются  в приведенном выше порядке.

 

Рис. 4. Распределение инвестиций в основной капитал по субъектам Федерации, входящим в УрФО по итогам января – августа 2005 года, млн. руб.

 

Как видно из рис. 4, наибольшую долю в инвестиционной структуре занимают Ханты – Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО, Тюменская область занимает долю – 4%, наименьшую долю занимает Курганская область.

Если представители первых двух групп это регионы с уровнем  развития выше среднего, с экспортоориентированной  и ресурсодобывающей направленностью, то в последних двух субъектах экономическая структура в больше степени ориентирована на внутренний рынок.

В числе регионов с высоким  уровнем инвестиционной активности устойчиво присутствуют основные регионы  нефте- и газодобычи, нефтепереработки – Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, уступающие по объему инвестиций в основной капитал среди  субъектов Российской Федерации  лишь г. Москве. При этом если на Ямале и в Ханты-Мансийском автономном округе роль бюджетного финансирования незначительна, то в Москве доля средств московского бюджета составляет более половины всех инвестиций в основной капитал. Соотношение инвестиционных расходов бюджетов этих автономных округов и внебюджетных источников финансирования инвестиций в основной капитал в этих регионах составляет 1 к 17.

Эти субъекты Федерации лидеры по объему инвестиций не только в абсолютных цифрах, но и в расчете на душу населения. По объему инвестиций на душу населения Ханты-Мансийский автономный округ в 5 раз, а Ямало-Ненецкий –  в 15 раз превышают среднероссийский уровень. В 1999–2003 годах благоприятная  внешнеэкономическая конъюнктура  и рост доходов от экспорта явился мощным фактором повышения инвестиционной активности в этих регионах. В 2002 г. со сравнению с 1998 годом инвестиции в Ханты-Мансийском автономном округе увеличились с 5,6 раза, а в Ямало-Ненецком – в 7,3 раза. Характерным для этих регионов является сохранение высокой доли промышленности в инвестиционных расходах. В Ханты-Мансийском автономном округе доля промышленности составляет более 70% инвестиций региона и в Ямало-Ненецком, соответственно, – более 60,0% несмотря на то, что автономные округа нельзя отнести к индустриально развитым территориям, однако интенсивное освоение разведанных запасов углеводородного сырья и рост инвестиций в топливную промышленность предопределил высокую инвестиционную привлекательность рейтинг этих территорий.

Помимо богатства природно-ресурсного потенциала уровень инвестиционной активности находится в зависимости  от степени индустриализации региона. Очевидно, что развитая промышленность подразумевает отлаженную инвестиционную инфраструктуру, а крупные предприятия  обеспечивают себе определенный объем  инвестиций даже при неблагоприятных  условиях. В эту группу регионов входят промышленно развитые Свердловская и Челябинская области. Здесь  инвестиционная активность в основном характеризуется увеличением объема инвестиций в экспортно-ориентированные  отрасли промышленности.

На мой взгляд, наименьший инвестиционный интерес представляют зоны аграрные регионы, а также территории, в промышленности которых основную роль играют средние и крупные  предприятия военно-промышленного  комплекса, пострадавшие в результате сокращения военного заказа и нерациональной политики конверсии. За годы экономических  преобразований в наибольшей степени  пострадали регионы с высокой  концентрацией обрабатывающих отраслей, прежде всего, трудоемкого машиностроения, в том числе оборонного, а также  легкой промышленности. Дополнительным фактором стала моноотраслевая специализация  и вообще недостаточный уровень  диверсификации экономики. Например, в  Курганской области удельный вес  машиностроения в общем объеме производства более 45%. Кризис этой отрасли во многом ответственен за критические характеристики социально-экономического положения  региона.

Очевидно, что если Тюменская  область благодаря своей активной инвестиционной политике последовательно  нивелирует негативное влияние вышеописанных  факторов, то Курганской области ситуация обратная.

Проведенный мной анализ инвестиционной структуры показал, что динамика инвестиций в значительной степени  определялась скоростью и глубиной экономических и институциональных  преобразований в отдельных отраслях и субъектах Федерации. Сопоставление  динамики инвестиций по субъектам Федерации  показывает, что хотя спад инвестиционной деятельности, во всех субъектах, входящих в УрФО, в наиболее острой форме он проявился как раз в Курганской области.

 

 
Рис. 5. Динамика физического объема инвестиций в основной капитал по субъектам РФ УрФО

 

Такова дифференциация субъектов  Федерации входящих в УрФО по объемам  отечественных инвестиций в основной капитал. При анализе активности иностранных инвесторов ситуация несколько  иная. Наиболее активно иностранные  инвесторы действуют в регионах с крупными экономическими центрами, благоприятным законодательным  полем и высоким инвестиционным потенциалом – это промышленно  развитые регионы Урала – Свердловская и Челябинская область, а также  Тюменская область.

Информация о работе Оценка инвестиционной привлекательности отраслей экономики