Оценка эффективности проведения олимпиад (Сочи и ранее)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 03:10, практическая работа

Описание работы

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что Олимпийские игры – как зимние, так и летние, безусловно, являются событием мирового масштаба, чем привлекают к себе максимальное внимание людей более чем из двухсот стран. Крупнейшие мировые и российские средства массовой информации уделяют пристальное внимание каждому аспекту в ходе проведения Олимпиады. Очевидны не только международный, политический и экономический смыслы Олимпиады как спортивного мероприятия мирового масштаба, но и ее огромная социально-культурная роль в гражданской консолидации общества, его духовном обновлении.

Файлы: 1 файл

Сочи.docx

— 243.97 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО РЭУ имени Г.В. Плеханова

 

 

Финансовый факультет

 

Магистратура

 

Проектное задание

По дисцеплине: альтернативные инвестиции

 

«Оценка эффективности проведения олимпиад (Сочи и ранее)»

Выполнили:

Студентки 2 курса магистратуры

Финансового факультета

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

2014

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что Олимпийские игры – как зимние, так и летние, безусловно, являются событием мирового масштаба, чем привлекают к себе максимальное внимание людей более чем из двухсот стран. Крупнейшие мировые и российские средства массовой информации уделяют пристальное внимание каждому аспекту в ходе проведения Олимпиады. Очевидны не только международный, политический и экономический смыслы Олимпиады как спортивного мероприятия мирового масштаба, но и ее огромная социально-культурная роль в гражданской консолидации общества, его духовном обновлении.

На наш взгляд, необходимо сделать акцент не на спортивном аспекте Олимпийских Игр, а, в первую очередь, на их экономической составляющей, так как проведение Олимпиады на территории какого-либо региона оказывает значительное влияние на его развитие. Следует отметить, что Олимпийские Игры косвенно являются также и политическим событием, что, несомненно, мотивирует не только организаторов, но и правительство страны-хозяйки. Победа в борьбе за право принимать XXII Олимпийские зимние Игры является грандиозным пр масштабу и значению событием для Российской Федерации. В связи с этим, Россия, предоставляя в 2014 году возможность проведения зимних Олимпийских Игр в г. Сочи, отнеслась к подготовке к Играм максимально серьезно.

Проведем анализ информации о плановой подготовке к Олимпиаде Сочи – 2014. В Отчете Международного Олимпийского Комитета1, опубликованном 3 июня 2007 г., Сочи был оценен как «хороший вариант» для проведения зимних Олимпийских игр – 2014, в то время как Зальцбург (Австрия) и Пченхан (респ. Корея) считались «отличным» вариантом.

Планируемые инвестиции в Сочи составляли на тот момент 12 млрд.$. Из них2:

  1. Развитие транспортной инфраструктуры (481,3 млрд.руб): легкое метро по маршруту Сочи – Адлер, железнодорожное движение Москва – Адлер; организация транспортного сообщения (115 млрд.руб);
  2. Модернизация энергетической системы региона (83,6 млрд.руб);
  3. Постройка 15-ти спортивных объектов (более подробная информация представлена в Приложении 13) и нескольких гостиниц на 10,3 тыс. мест;
  4. Горнолыжный комплекс (300 млн. $).

Также присутствуют и частные инвестиции (Приложение 24). В качестве частных инвесторов Олимпиады выступают «Интеррос» Владимира Потанина и дочерние структуры «Базэла» Олега Дерипаски (постройка олимпийской деревни, Дворца Спорта стоимостью 800 млн.$, обустройство аэровокзального комплекса Сочи). Потанин вложил 68,6 млрд. рублей в строительство горнолыжного курорта «Роза Хутор». Из них 55,7 млрд. рублей — это кредит Внешэкономбанка. Также инвесторами выступали ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Газпром», ОАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС» и ОАО «Сбербанк России». Согласно ФЦП «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта на период до 2014 г.» в инфраструктуру города планировались инвестиции в объеме 313,9 млрд.руб.

Таким образом, отметим 4 способа инвестирования в Олимпиаду, это: бюджетные средства, средства государственных компаний, кредиты ВнешЭкономБанка и частные инвестиции.

Сравним объемы финансирования Олимпийских Игр различных периодов.

Статистика расходов на Олимпийские игры такова. Если в 1980-е и в начале 1990-х годов бюджеты составляли сотни миллионов долларов, то с 1998 года порядок цифр перешел в миллиарды. Хуажева Ш.А. и Шовгенов Т.М. в статье «Оценка  стратегических возможностей регионального развития в свете проведения Олимпиады Сочи-2014»5 приводят следующие данные: проведение Игр в японском Нагано (1998 г.) обошлось в 2 млрд. $; в американском Солт-Лейк-Сити (2002 г.) – 1,32 млрд. $, бюджет зимней Олимпиады-2006 в Турине – 2,7 млрд. €; Олимпиада-2010 в Ванкувере – 3,4 млрд. долл.

То есть, сравнив с запланированными затратами в 12 млрд.$ на Олимпиаду Сочи-2014, мы можем отметить разницу в финансировании почти в 6 раз, обусловленную, прежде всего, тем, что отличие вышеупомянутых городов в том, что для проведения Олимпиады в Сочи необходимо было полностью перестраивать всю инфраструктуру города.

В последние годы можно отметить тенденцию к резкому увеличению бюджетов Олимпийских игр. Это обусловлено увеличением государственных расходов, которые по масштабу оттесняют коммерческие финансовые потоки на второй план.

Однако, отметим, что исходя из Таблицы, вариант проведения Игр в Сочи ещё на моменте планирования уже был самым затратным. Эта Олимпиада вошла в историю олимпийского движения как самая дорогая Олимпиада в истории – расходы в 50 млрд.$ оказались больше, чем затраты на спортивные объекты всех зимних Олимпиад вместе взятых (а их было уже 21).

Плановые статьи расходов, включенные в бюджет оргкомитета принимающей страны, приведены в Таблице 16.

 

 

Таблица 1

Плановые расходы бюджета Организационного Комитета Олимпийских Игр от проведения зимней Олимпиады (2014 г.)

 

Сочи

Зальцбург

Пченхан

Статьи расходов

$ млн

% от общих расходов

$ млн

% от общих расходов

$ млн

% от общих расходов

Сотрудники Игр

279

18%

137

14%

164

13%

Технологии

253

17%

241

25%

271

21%

Операционные издержки на спортивные объекты

119

8%

142

15%

96

8%

Церемонии и культура

98

6%

-

-

102

8%

Реклама и промоутерство

80

5%

-

-

78

6%

Транспорт

48

3%

33.5

3.5%

45

4%

Операционные издержки на олимпийскую деревню

39

3%

75

8%

56

4%

Непредвиденные обстоятельства

171

11%

42.3

4%

68

5%

Операционные издержки на Главный Медиа Центр

-

-

18

2%

80

7%


 

Проведем анализ информации о фактических расходах на Олимпиаду Сочи-2014, которые оказались почти в 5 раз больше плановых.

Соколов А.7 приводит 2 метода оценки объема затрат.

1 метод. Сравнительный анализ удорожания Олимпиады-2014 с удорожанием на предыдущих Олимпиадах.

Как было упомянуто выше, планируемые инвестиции в Олимпиаду составляли 12 млрд.$. Сравним удорожание олимпийских объектов по мере строительства на предыдущих Играх (Рис.18).

Рис. 1.  Источник: А. Соколов. Затраты на Олимпиаду Сочи-2014 рекордные за всю историю Олимпийских игр

Исходя из рисунка, очевидно, что все страны, принимающие Олимпиаду, столкнулись с тем, что в ходе строительства объекты дорожали в среднем в 2 раза; по такой тенденции расходы на Сочи должны были составить 24 млрд.$, однако, по факту продемонстрирован рост в 4,2 раза.

2 метод. Сравнительный анализ стоимости олимпийских объектов в Сочи с их аналогами на предыдущих Олимпиадах.

Главный олимпийский стадион «Фишт» вместимостью 40 тыс. зрителей изначально был оценен в 7,5 млрд.руб., однако в ходе строительства подорожал более, чем в 3 раза (23,5 млрд.руб.). таким образом, стоимость затрат на одного зрителя на центральном стадионе в Сочи составила 19,5 тыс.$.

Сравним эту цифру с затратами на одного зрителя на других олимпийских стадионах (Рис.2.9)

Рис. 2. Затраты на строительство центральных олимпийских стадионов (тыс. $ на зрителя).

Расмотрим, каким образом это отражается на экономике страны-хозяйки, а также какие риски может принести Олимпиада.

Преимущества и недостатки инвестирования в Олимпийские Игры

Влияние Олимпийских Игр на экономику осуществляется двумя способами:

  1. напрямую: воздействие на различные отрасти экономики (по таким показателям, как отраслевой баланс и занятость населения; данное воздействие обусловлено непосредственно спортивным аспектом Игр),
  2. косвенно: экономические эффекты, обусловленные деятельностью в рамках олимпийского цикла.

По мнению Маркина  Е.В.10, следует уделить внимание именно косвенным воздействиям, так как они подразделяются на три категории:

1. мультиплицирующие эффекты, вызываемые влиянием наиболее динамично развивающихся отраслей спорта на другие секторы экономики;

2. рост основного капитала  как результат инвестирования в спорт;

3. рост доходов, вызванный  повышением потребительских расходов  (в результате увеличения заработной платы в спортивной сфере).

Данные косвенные эффекты оказывают воздействие на экономику, а чтобы посчитать общее влияние Олимпиады на ВВП, необходимо учитывать мультиплицирующее воздействие. Первоначально произведенные расходы впоследствии вызывают вторичные мультиплицирующие эффекты ввиду того, что любое предприятие по производству товаров и услуг использует полуфабрикаты (сырье, вспомогательные материалы, топливо),  поставляемые другими отраслями экономики.

Однако необходимо учитывать, куда конкретно направляются суммы расходов и куда они перемещаются в последующих циклах. Необходимо отметить, что первичные эффекты для страны-хозяйки складываются лишь из той части текущих расходов, которая потрачена на территории страны.

Если рассматривать экономику Олимпийских игр, то в поле зрения экономической статистики оказывается, чаще всего, доход от проведения Игр (продажа прав на телетрансляцию, продажа билетов, спонсорство, лицензирование и т.д.; см. Таблицу 211) и эксплуатация спортивных сооружений и оказание прочих спортивных услуг после завершения Игр (в Приложении 112 представлена информация об основых олимпийских объектах в Сочи и о планируемой эксплуатации их после прошедшей Олимпиады).

Согласно данным Отчета, бюджет оргкомитета принимающей страны включает плановые статьи доходов, приведенные в Таблице 2.

Таблица 2

Плановые доходы бюджета Организационного Комитета Олимпийских Игр от проведения зимней Олимпиады (2014 г.)

Статьи доходов

Сочи

Зальцбург

Пченхан

$ млн

% от общих расходов

$ млн

% от общих расходов

$ млн

% от общих расходов

Взносы МОК

485

32%

485

50%

485

39%

Государственные субсидии

418

27.5%

-

-

-

-

Частные спонсоры, официальные поставщики и лотереи

365

24%

255

26%

335

27%

Продажа билетов

129

8.5%

164

17%

206

16%

Иные ресурсы

120

8%

61

6%

86

7%

Примечание

Взносы МОК и государственные субсидии в сумме 903 млн.$ (60% общего финансирования) являются гарантированными, 40% - частные инвестиции

Требуется 19,3 млн.$ капитальных вложений

В бюджет не включены капитальные расходы, требуется 91 млн.$ на строительство временных сооружений.


 

 

Инвестиции в Олимпийские игры всегда имели удачные и неудачные результаты и не были однозначными.

Рассмотрим, к примеру, результаты инвестиций в Олимпийские игры в Лондоне. Так, данная честь для британцев обошлась им в $15 млрд. Из них фактически $2 млрд внесли крупные мировые компании, которые захотели являться партнерами данного мероприятия. Однако, исследования, проведенные социологами Research Now, говорят о том, что деньги были потрачены зря. Ведь в ходе опроса выяснилось, что партнерство даже с такими крупными мероприятиями почти не влияет на рост узнаваемости компаний, а также не влияют и на отношение к ним со стороны потенциальных потребителей и клиентов. Право называться глобальными партнерами встало в достаточно круглую сумму, а именно в £64 млн с каждой компании.

Итак, сотрудники исследовательского центра Research Now опросили свыше 7000 человек из разных стран. Результаты их работы оказались следующими:

    • Большинство опрошенных не знаю какие компании оказывают поддержку Олимпийским играм, да и не особо этим интересуются.
    • При оглашении списка нынешних спонсоров, достаточно высокий процент узнаваемости был лишь у четырех компаний, а именно McDonald’s, Coca-Cola, Visa и Samsung.
    • Adidas и вовсе зря потратил миллионы на поддержку Олимпийских игр, так как во всех странах люди называли его конкурента Nike. И это весьма не случайно, ведь пятерка самых популярных спортсменов в соц. сетях имеют контракты именно с Nike.

Из данных результатов следует, что инвестиции в поддержку Олимпийских игр в Лондоне со стороны партнеров в большей части не оправдались и миллоны долларов были вложены в пустую, если смотреть с точки зрения результата вложений для компаний.

Рассомотрим также приобретение прав на трансляцию Олимпиады в Ванкувере, которое для компании NBC обошлось в $5,2 млрд. До этого же единственной Олимпиадой после которой компания понесла убытки была в Барселоне в 1992 году, тогда NBC потеряла $99 млн. А вот самой прибыльной оказалась Олимпиада в Пекине, она принесла рекордную прибыль в $100 млн.

Причиной убытка от трансляции Игр в Ванкувере, по мнению аналитиков, стало, во-первых, финансовый кризис и, во-вторых, неуклонный рост стоимости прав на трансляцию Игр. К примеру, с 1996 года до 2008 года стоимость прав на трансляцию выросла с $456 млн до $894 млн.

Но и это не единственные потери Олимпиады, ведь погода тоже не была, так сказать, зимней. Это привело к тому, что $400 тыс за купленные ранее билеты пришлось возвратить болельщикам сноуборда.

На возведение только самой Олимпийской деревни планировали потратить $1 млрд, а по итогу вышло $1,76 млрд.

Информация о работе Оценка эффективности проведения олимпиад (Сочи и ранее)