Оценка потребности в прямых иностранных инвестициях для принимающего государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 13:11, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса страны вынуждены искать пути по привлечению прямых иностранных инвестиций для активизации процессов интеграции стран в мировое хозяйство. Помочь государствам в преодолении мирового финансово-экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиций предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Понятие и виды иностранных инвестиций 3
1.1. Основные причины осуществления прямых зарубежных
инвестиций 7
Глава 2. Роль и воздействие прямых иностранных инвестиций
на экономику стран-реципиентов 13
Глава 3. Прямые иностранные инвестиции на современном этапе 15
Заключение 18
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 51.79 Кб (Скачать файл)

Ориентация производства. Чем в большей степени производство компании ориентировано на внутренний рынок, тем обычно меньше объем импорта капитала в виде прямых зарубежных инвестиций, и чем в меньшей степени производство компании ориентировано на внутренний рынок, тем обычно больше ее объем импорта капитала в виде прямых зарубежных инвестиций.

Размер компании. Чем больше размер компании, тем больше объем импорта ее капитала в виде прямых зарубежных инвестиций, и чем меньше размер компании, тем меньше объем импорта ее капитала в виде прямых зарубежных инвестиций..

Уровень концентрации производства. Чем выше уровень концентрации производства определенного товара в рамках компании, тем меньше объем импорта ее капитала в виде прямых зарубежных инвестиций и чем ниже уровень концентрации производства определенного товара в компании, тем больше объем импорта капитала в виде прямых зарубежных инвестиций данной компании.

Потребность в капитале. Чем выше потребность компании в капитале, тем больше объем импорта капитала в виде прямых иностранных инвестиций данной компании. Чем ниже потребность компании в капитале, тем меньше объем импорта капитала в виде прямых зарубежных инвестиций данной компании.

Число национальных филиалов. Чем большее количество подразделений имеет компания внутри страны, тем больше объем импорта капитала в виде прямых зарубежных инвестиций, осуществляемых данной компанией и наоборот.

Издержки производства. Чем ниже издержки производства в принимающей стране, тем больше объем импорта капитала в виде прямых инвестиций и соответственно чем выше издержки производства в принимающей стране, тем меньше объем импорта капитала в виде прямых инвестиций.

Уровень защиты внутреннего товарного рынка. Так как импорт капитала является отчасти альтернативой импорту товаров, то чем выше уровень таможенной и другой защиты внутреннего товарного рынка страны, тем больше импорт капитала в виде прямых инвестиций, и чем ниже уровень защиты внутреннего товарного рынка страны, тем меньше импорт капитала в нее в виде прямых иностранных инвестиций.

Размер внутреннего рынка. Чем больше размер внутреннего рынка страны, тем больше объем импорта капитала в виде прямых инвестиций.

Прочими факторами, определяющими импорт капитала, являются: экспортная ориентация тех сегментов промышленного производства, которые основаны на базе иностранных прямых инвестиций; разработка и реализация государственных программ экономического развития.

Очевидно, что факторы, определяющие экспорт и импорт прямых инвестиций, во многом совпадают, что приводит к перекрестным инвестициям. Преимущества в уровне и объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в уровне квалификации персонала, преимущества в рекламе и опыте международного маркетинга, размер корпорации являются одновременно факторами как экспорта, так и импорта капитала в виде прямых инвестиций. Ориентация производства, высокий уровень концентрации производства и потребность в природных ресурсах, напротив, являются в основном факторами экспорта, а не импорта капитала в виде прямых инвестиций. Потребность в капитале, значительное число национальных филиалов, более низкие издержки производства, более высокая защита внутреннего рынка и его значительный размер, в свою очередь, являются факторами импорта капитала в форме прямых зарубежных инвестиций.

Подавляющая часть прямых зарубежных инвестиций осуществляется между развитыми странами в форме перекрестного инвестирования. Основными прямыми инвесторами являются ведущие в промышленном отношении страны - США, Япония, Германия, Великобритания, Франция. В последние годы, например, США инвестируют за рубеж примерно столько же капитала, сколько иностранного капитала инвестируется в США. В числе других стран основными инвесторами являются нефтедобывающие страны (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты) и новые индустриальные страны (Южная Корея, Сингапур). Ввоз и вывоз капитала в виде прямых инвестиций странами с переходной экономикой на настоящее время по международным меркам незначительны.

 

 

 Глава 2. Роль и воздействие прямых иностранных инвестиций на экономику стран-реципиентов

В современной экономической мысли ведется активная полемика относительно значения прямых иностранных инвестиций для развития экономики государства - реципиента. Для начала отметим, что прямые иностранные инвестиции имеют два основных преимущества перед двумя другими, наиболее распространенными формами движения международного капитала - портфельными инвестициями и официальной международной помощью. Во-первых, прямые иностранные инвестиции носят долгосрочный характер и, как правило, направлены на развитие реального сектора экономики. Портфельные же иностранные инвестиции не являются стабильным источником финансирования, носят краткосрочный, спекулятивный характер. Главной целью таких инвестиций является получение финансового дохода, а не развитие реального производства. Официальная международная помощь, в свою очередь, не редко используется для финансирования дефицита бюджета, а не для развития производства. Во-вторых, прямые иностранные инвестиции не увеличивают внешнего государственного долга страны: если фирма обанкротится, инвестор потеряет свои инвестиции. Отметим, что данное утверждение распространяется и на ту часть портфельных инвестиций, которые представляют собой приобретение акций компаний. В случае же, например, осуществления внешнего займа, выпуска долгового обязательства (например, облигации), заемные средства в любом случае должны быть возвращены кредитору, и, следовательно, включаются во внешний долг государства.

С точки зрения макроэкономического влияния на развитие экономики государства - реципиента, прямые иностранные инвестиции могут способствовать структурной перестройке экономики и промышленности, развитию внешней торговли, развитию инфраструктуры. По нашему мнению, основными механизмами, посредством которых прямые иностранные инвестиции оказывают влияние на обозначенные направления экономического развития государства -реципиента, являются: воздействие на конкуренцию; воздействие на развитие экспорта, импорта и импортозамещающих производств; воздействие на платежный баланс; воздействие на научно - технический прогресс и технологическое развитие; воздействие на уровень занятости и развитие человеческого капитала. Действие перечисленных механизмов взаимосвязано и может иметь противоречивый характер. Поясним основные теоретические аспекты обозначенных механизмов.

Воздействие прямых иностранных инвестиций на конкуренцию на рынках государства - реципиента.

В современной экономической теории нет однозначного ответа на вопрос о воздействии прямых иностранных инвестиций на конкуренцию на национальных рынках. С одной стороны, прямые иностранные инвестиции могут способствовать совершенствованию распределения ресурсов в принимающей стране, проникая в отрасли, где высокие входные барьеры уменьшают уровень внутренней конкуренции (как правило, в таких отраслях существует олигопо-листическая структура). Проникновение прямых иностранных инвесторов в эти олигополистические отрасли усиливает конкуренцию, что стимулирует повышение эффективности деятельности внутренних фирм. Прямые иностранные инвестиции могут способствовать развитию радикальных положительных изменений в технологии и маркетинговой практике, что также будет стимулировать конкурентное поведение. Но, с другой стороны, проникновение прямых иностранных инвесторов может привести и к падению числа фирм в отрасли, если самые неэффективные вытесняются с рынка. В результате, прямые иностранные инвесторы могут установить собственную олигополию или монополию. Причиной такого результата может являться, во-первых, влияние прямых иностранных инвесторов на показатели отрасли: например, установление более высоких требований к размеру и характеру первоначального капитала, уровню интенсивности рекламы. Во-вторых, прямые иностранные инвесторы могут получить ряд уступок от правительства принимающего государства, что даст им преимущество в конкурентной борьбе с местными предпринимателями.

 

 

 

Глава 3. Прямые иностранные инвестиции на современном этапе

 

Для того чтобы выявить перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику на современном этапе, необходимо иметь представление о современных тенденциях развития международного рынка капиталов в форме прямых иностранных инвестиций. В последние десятилетия международный рынок прямых иностранных инвестиций характеризуется динамичным развитием. Тенденции его развития многообразны, но в то же время можно выделить основные, которые и определяют характер динамики и структуры прямых иностранных инвестиций в мировой экономике. В настоящем исследовании мы попытались, с одной стороны, проанализировать каждую из этих тенденций и, с другой стороны, обозначить их взаимообусловленность и взаимозависимость в системе рынка.

Первая и, пожалуй, самая главная современная тенденция движения прямых иностранных инвестиций - это активизация их потоков и повышение их роли в мирохозяйственных процессах .

В последние два десятилетия 21 века потоки прямых иностранных инвестиций активно возрастали. Высокие темпы роста движения прямых иностранных инвестиций объясняются не столько избытком капиталов, которые "ищут" пути для более прибыльного приложения, сколько происшедшей перестройкой в мировом хозяйстве, когда ТНК и другие частные компании начали вывозить за рубеж не капитал, а производство

Активный рост прямых иностранных инвестиций был и в последующие годы. С середины 90-х гг. имела место устойчивая тенденция, как увеличения импорта, так и экспорта капитала в форме прямых иностранных инвестиций:

1. Тем  не менее, необходимо отметить, что  спрос на прямые иностранные  инвестиции в мировой экономике  растет быстрее предложения, что  обостряет конкуренцию за их  получение.

Промышленно развитые страны в последние десятилетия "смещают акценты" с предоставления государственной помощи менее развитым государствам на осуществление в них прямых иностранных инвестиций

2. Потоки  прямых иностранных инвестиций  усиливаются и внутри групп  развитых и развивающихся стран. В результате активизации процесса  движения прямых иностранных  инвестиций, их кумулятивная величина на начало 2011 г. в мировой экономике составила около 6 трлн. долл.

Тенденция роста международных потоков прямых инвестиций оказала определенное влияние и на развитие других форм международных экономических отношений. Так, усиление движения прямых иностранных инвестиций привело к тому, что на современном этапе порядка 70 % мировой торговли приходится на долю внутриотраслевого или внутрифирменного оборота в рамках ТНК.

Следует отметить, что прямые иностранные инвестиции все больше начинают играть роль источника роста мировой экономики, то есть роль, которую в прошлом играла международная торговля.

По нашему мнению, главным образом, активный рост прямых иностранных инвестиций обусловлен, во-первых, усилением процесса глобализации в современной мировой экономике и, во-вторых, активизацией процесса либерализации режимов в отношении их привлечения в большинстве стран мира. Таким образом, существует причинно-следственная связь между этими тремя процессами, которая может быть формализована следующим образом: причины - глобализация и либерализация в мировой экономике, следствие — активизация движения прямых иностранных инвестиций в мировой экономике. Рассмотрим эти процессы более подробно.

Основной причиной усиления процесса глобализации является либерализация внешнеэкономической деятельности большинства стран, что, в свою очередь, обусловлено стремлением политических и экономических сил этих государств в полной мере использовать преимущества международного разделения труда и международного экономического сотрудничества. Необходимо подчеркнуть, что развитие международного производства товаров и услуг под контролем ТНК является основным элементом глобализации через прямые иностранные инвестиции1. Процессы глобализации и прямого иностранного инвестирования тесно взаимосвязаны: с одной стороны, прямые иностранные инвестиции являются следствием глобализации, с другой - ее элементом. Эти два процесса неотделимы друг друга. И хотя принято считать, что глобализация это следствие специфической модели международного инвестирования капиталов, на современном этапе можно говорить о некой спирали, повторяющимися и взаимообусловленными элементами которой являются движение международного капитала и процесс глобализации. В нашем исследовании мы поставили себе целью описать "природу" причинно-следственной связи этих процессов, где причина - глобализация, а следствие - прямое иностранное инвестирование.

В качестве теоретической основы анализа причинно-следственной взаимосвязи процесса глобализации и динамики прямых иностранных инвестиций мы использовали парадигму трех преимуществ Дж. Даннинга. Данная теория достаточно полно охватывает мотивы для интернационализации в форме прямых иностранных инвестиций, что позволяет органично "вписать" ее в анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Расширение и углубление международного производства является одной из ярких мировых тенденцией последнего десятилетия. Международное движение факторов производства развивается более быстрыми темпами, чем международная торговля. Вместе с тем, конкуренция стран-реципиентов в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций обостряется.

Государство, заинтересованное в расширении международного сотрудничества, должно учитывать современные тенденции и формы международного движения капитала, чтобы определить критерии стимулирования или ограничения иностранных инвестиций для формирования государственной политики управления иностранными инвестициями.

Проведенное исследование системы государственного регулирования прямых иностранных инвестиций позволяет сделать следующие выводы.

1. Недостаток  внутренних ресурсов, а также  углубляющаяся интернационализация  экономики делает необходимым  привлечение в страну иностранных  инвестиций. Влияние иностранного  капитала на национальную экономику  может быть весьма противоречивым  в зависимости, во-первых, от формы  привлечения иностранного капитала  и, во-вторых, от эффективности его  использования. Наиболее привлекательными  являются прямые инвестиции, так  как в отличие от других  видов инвестиций, они оказывают  непосредственное и долгосрочное  воздействие на экономику; в большей  степени влияют на занятость, состояние внутреннего рынка, способствуют  позитивному изменению места  страны в международном разделении  труда, не имеют отрицательного  воздействия на внешний долг.

2. Мировая  практика привлечения и использования  иностранного капитала демонстрирует  многообразие форм иностранного  инвестирования и методов их  регулирования. Современной тенденцией  является нацеленность стран-реципиентов  на получение не просто большого  объема инвестиций, а инвестиций  высокого качества. Наиболее ценным  в зарубежном опыте, на наш  взгляд, являются, методы, позволяющие  соотносить деятельность иностранных  инвесторов с национальными интересами, в частности, применение принципа дифференциации преференций и заключение специальных инвестиционных соглашений. Практический интерес представляют также такие способы привлечения иностранного капитала как организация рекламных акций, создание специальных миссий в иностранных государствах.

Информация о работе Оценка потребности в прямых иностранных инвестициях для принимающего государства