Организация и эффективность работы СЭЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 18:41, реферат

Описание работы

Составной частью экономических реформ Китая стала «политика открытости» («Кайфан»). Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП с зарубежными партнерами и привлечение капитала через СЭЗ.
Первая свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 – полностью иностранными. [1, с.135]

Содержание работы

Введение 3
Специальные экономические зоны 5
«Открытые» города 6
Комплексные зоны 7
Технопарки 9
Заключение 11
Список использованных источников 13

Файлы: 1 файл

Иностранные инвистиции контрол.docx

— 32.40 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Бердский  филиал ФГБОУ ВПО «Новосибирский Государственный Технический Университет»

Контрольная работа 
По предмету «Иностранные инвестиции»                                                          Тема: «Организация и эффективность работы СЭЗ (на примере страны)»

Выполнил:          Студент IV курса        Группа ЭУБ-91     Шифр 505669116        Мишуков Д.М.            Проверил:               к.э.н., профессор БФ НГТУ Ивасенко А.Г.

Бердск                                                                                                                   2013

Содержание

Введение 3

Специальные экономические зоны 5

«Открытые» города 6

Комплексные зоны 7

Технопарки 9

Заключение 11

Список использованных источников 13

 

 

Введение

Китай – это огромная по территории страна, занимающая первое место в мире по числу жителей (1,2 млрд. чел), обладающая самыми значительными в мире минеральными ресурсами, КНР в 80 –90 гг. добилась больших  успехов в развитии экономики, выйдя  на второе место в мире (после  США) по общей стоимости ВВП. Вскоре после смерти Мао Цзедуна в  КНР был провозглашен курс на экономическую  реформу («ГАЙГЭ»). Основой преобразований стали: внедрение многоукладной  экономики; реформа ценообразования (введены 3 уровня цен: твердые государственные, подвижные договорные и свободные  рыночные); переход в деревне к  системе «договорного» подряда; политика «открытых дверей» и  др. [2, с.22]

Составной частью экономических реформ Китая  стала «политика открытости» («Кайфан»). Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику  в виде займов, прямых инвестиций, организации  СП с зарубежными партнерами и  привлечение капитала через СЭЗ.

Первая  свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 – полностью иностранными. [1, с.135]

Главными  особенностями китайских СЭЗ являются:

  1. Самостоятельное экономическое развитие на основе принципов рыночного регулирования.
  2. Опора на иностранные капиталовложения. Этот принцип декларируется, но реализовать его пока не удалось. Так, за 80-е гг. в Шэньчжэне бюджетные ассигнования составили 10% всех инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а также китайских предприятий - 7%, накопления самой зоны - 37%, внутренние кредиты - 22%, иностранные капиталовложения - 24%.
  3. Главный современный отраслевой приоритет - промышленность (до 1989 г. Китай шел практически на любые иностранные инвестиции в СЭЗ).
  4. Экспортная ориентация производства, широкое привлечение импортного сырья.
  5. Включение обширных национальных регионов.
  6. Активное взаимодействие СЭЗ с остальной территорией страны.
  7. Налоговая система дифференцирована по региональным особенностям СЭЗ. [1, с.160], [6]

Основные  цели создания СЭЗ:

    • привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;
    • увеличение экспортной валютной выручки;
    • стимулирование реформы, предварительная "обкатка" ее мероприятий;
    • эффективное использование природных ресурсов;
    • стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;
    • создание "буферов" в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.);
    • мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;
    • обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех типов [6]

На  развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное  воздействие как объективные  факторы: дешевизна и избыток  рабочей силы; благоприятное географическое положение (выход к морю, наличие  портов), близость Гонконга, Макао и  Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных  природных ресурсов для развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные: курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны для развития зон.

Специальные экономические зоны

 

К началу 2002 г. в Китае было 6 специальных экономических зон, более 30 государственных зон экономического и технического развития, 14 открытых портов, а так же иные зоны свободной торговли, таможенные пространства, районы и территории, имеющие специальный налоговый и торговый статус. СЭЗ являются наиболее экономически развитыми регионами страны. 4 из 6 СЭЗ расположены на юго-восточном побережье.

СЭЗ Шэньчжэнь включает 17,5 тыс. предприятий  с общим объемом инвестиций в $22,4 млрд., из которых 85% приходится на Гонконг. Основные сферы инвестирования: ядерная  энергетика, электроника, машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие технологии. Объем экспорта промышленной продукции  в 1999 г. - $7,5 мрлд.

СЭЗ Чжухай насчитывает около 4980 предприятий  с иностранными инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую  промышленность, электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80% капитала – инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура.

СЭЗ Сямэнь – 4150 предприятий с иностранным  капиталом на сумму $15 млрд., из которых 80% - из Тайваня. Основные отрасли инвестирования – электроника, текстиль, пищевая  промышленность, химическая промышленность.

СЭЗ Шаньтоу – более 3000 проектов с  участием иностранного капитала в облшасти нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды, обуви и электроники. Объем иностранных инвестиций - $3,5 млрд., из которых 95% поступают от китайских соотечественников в Гонконге, Тайване, Сингапуре.

СЭЗ Хайнань – 7320 предприятий, совокупный объем заявленных инвестиций - $22,3 млрд.

СЭЗ Пудун (начало 90-х гг., составная часть  Шанхая)– 5405 проектов в автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях, высоких технологиях, энергетике на сумму инвестиций $27,3 млрд. [3, с.56]

«Открытые»  города

 

В 1984 г. было принято решение об «открытии» 14 городов-портов на побережье Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Фактически – это территории с 20-ти млн. населением включают в себя весь приморский пояс страны и значительно распространяются в глубину материковых районов.

Эти 14 городов, открытых для мирового рынка  и интернационализации производства не относились к бедствующим районам  с самого начала. Они давали 23% всего  промышленного производства Китая, а их доля в экспорте страны составляла 40%, суммарная мощность этих портов – 97%, как видно, этот вид СЭЗ был  создан в индустриально развитой полосе Китая. . [1, с.139]

В открытых районах с льготным режимом хозяйственной  деятельности размещены технопарки (15), разрабатываются новейшие технологии с участием иностранного капитала, функционирует экспортоориентированное  производство, активно работают торговые предприятия. Практически, «открытые» города можно назвать комплексными зонами. На обустройство этих территорий были затрачены огромные средства, примерно $15 – 17 млн. на каждый га зоны.

Приморские  «открытые» города ориентированы на развитие прибрежных и внутренних регионов Китая. В них действуют значительные налоговые льготы (например, подоходный налог для предприятий высоких  технологий равен 15%, подоходный налог  на дивиденды, проценты, рентные платежи, роялти из открытых городов для иностранных инвесторов– 10% и др.). [1, с.141]

«Открытые»  порты получили значительные свободы  в проведении экономической политики. Им можно, например, принимать законодательные  акты, регулирующие поток иностранного капитала, в том числе и части  дополнительных льгот или ограничений  подоходного налога, арендной платы  за землю и т.д.

«Открытые»  города-порты дают 40% экспорта и почти 100% грузооборота морских портов. Производительность здесь на 2/3 выше среднекитайского уровня. [1, с.142]

Комплексные зоны

 

К комплексным  зонам можно отнести многие СЭЗ. Комплексные зоны Китая имеют  собственные административные границы  и законодательство.

В апреле 1988г. на острове Хайнань была создана  специальная зона, или зона комплексного назначения. ЕЕ особенностью было то, что  создана она была в одном из самых отсталых районов Китая. Для  привлечения инвестиционного капитала была предложена целая система налоговых  скидок и льгот в самых различных  отраслях (горная, с/х, транспорт, высокие  технологии). [1, с.142]

В начале 90-х гг. в Шанхае создана зона развития «Пудун». В этой зоне действуют: зона свободной торговли, районы финансово-торговой, промышленной и научной специализации. Главные инвесторы – США, Япония, Сингапур, Франция, Канада. [2, с.28]

Однако, с самого начала этого грандиозного эксперимента с Зонами китайские  власти отдавали себе отчет в том, что с помощью иностранных  инвестиций можно поднять экономику  страны, но невозможно развивать экономику  только за счет этих инвестиций. Экономика  страны, обескровленная "большими скачками" и "великой культурной революцией", нуждалась не только в притоке капитала, но и в свежих технологиях, позволяющих повысить уровень производства, насытить внутренний рынок и выйти на внешние рынки с конкурентоспособной готовой продукцией. Кроме того, развитие производства за счет иностранных инвестиций и путем импорта технологий должно было не тормозить развитие собственных технологий, а способствовать созданию более передовой, более продвинутой, по сравнению с зарубежными аналогами продукции. Поэтому официальная государственная политика, во-первых - ставила всяческие барьеры на пути импорта в страну устаревших или второстепенных технологий, а во-вторых - всячески стимулировала создание иностранными корпорациями научных и исследовательских центров непосредственно на территории КНР.

Такие признанные авторитеты в области  ИТ, как Motorola, IBM, Lucent Technologies, Hewlett-Packard, Microsoft, Nokia, Cisco, AT&T и др. создают в середине 90-х годов в крупнейших городах Китая собственные исследовательские центры, в которых работают и обучаются работе с новейшими технологиями тысячи и десятки тысяч китайских инженерно-технических работников и ученых. Иностранные корпорации не жалеют средств на различные некоммерческие программы, фонды, гранты, щедро финансируют обучение китайских специалистов в ведущих учебных центрах Старого и Нового Света. [5]

Руководство страны еще в 1988 году принимает генеральную  программа развития китайкой науки  и техники "ФАКЕЛ". Главной целью  программы "ФАКЕЛ" является не только развитие национальной науки и техники, но и быстрейшее внедрение в производство передовых отечественных разработок. Благодаря государственной поддержке уже в начале 1990 в Китае начали возникать так называемые "Зоны высоких технологий" (технопарки). [5]

 

Технопарки

 

Сегодня китайским Министерством Науки  и Техники декларируется 120 зон  освоения высоких и новейших технологий различного уровня, из них 53 – государственного значения. Фактически, технопарки территориально и организационно пересекаются со специальными экономическими зонами. Такое соседство  позволяет ученым в парках весьма эффективно взаимодействовать с  зарубежными компаниями и участвовать  в международном научно-техническом  обмене.

Согласно  статистике, в парках действует от 14 до 16,5 тысяч предприятий, занятых  исследовательской и внедренческой  деятельностью. Государственное регулирование  деятельности технопарков проявляется, прежде всего, в определении направлений  исследований и производства. На протяжении последних нескольких лет такими направлениями были: микроэлектроника, телекоммуникации, биоинженерия и технологии новых материалов. Помимо государственного регулирования - Парки получают от государства  еще и серьезные финансовые вливания. [5]

Первым  технопарком Китая стала Пекинская  экспериментальная зона развития новых  технологий (1988г.). Площадь – 100 км2, тут функционируют десятки учебных заведений, 130 НИИ и лабораторий, занято более 100 тыс. специалистов.

Вторым  по величине парком является Наньху, который  расположен в г. Шеньян и занимает площадь в 22 км2. На территории тахнопарка 12 ВУЗов, 30 НИИ, 210 многопрофильных исследовательских лабораторий, 220 предприятий высокой и новейшей технологии, в числе которых 30 компаний с участием иностранного капитала ($7 млрд.).

Основные  проблемы функционирования СЭЗ в КНР:

  1. Подавляющее большинство вкладов (около 80% иностранных инвестиций) в СЭЗ вложено лицами китайского происхождения, прежде всего из Гонконга. Инвестиции транснациональных корпораций, способных на создание крупномасштабных, технически современных предприятий пока направляются главным образом в другие районы Китая. С этим связан меньший, в сравнении со средним по Китаю, размер инвестиций в одно предприятие.
  2. Невысокий уровень внедряемой зарубежной технологии, низкая квалификация китайской рабочей силы и недостаток специалистов.
  3. Рост издержек на аренду земли и рабочей силы, что влияет на темпы привлечения иностранного капитала. (Создание и содержание СП в СЭЗ обходится в среднем в 5 раз дороже, чем во внутренних районах КНР.)
  4. Бюрократические препоны при создании и функционировании СП.
  5. Дефицит сырья и энергии.
  6. Отсутствие единого закона по СЭЗ.
  7. Злоупотребления со стороны инвесторов: китайские организации занижают стоимость госимущества, передаваемого вновь создаваемым СП, иностранные предприниматели до 90% средств вкладывают в виде оборудования (часто устаревшего или низкокачественного) по завышенным ценам; процветает сверхэксплуатация работников СП; более 60% предприятий уклоняются от уплаты налогов.

Информация о работе Организация и эффективность работы СЭЗ