Организация и эффективность работы СЭЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 18:41, реферат

Описание работы

Составной частью экономических реформ Китая стала «политика открытости» («Кайфан»). Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП с зарубежными партнерами и привлечение капитала через СЭЗ.
Первая свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 – полностью иностранными. [1, с.135]

Содержание работы

Введение 3
Специальные экономические зоны 5
«Открытые» города 6
Комплексные зоны 7
Технопарки 9
Заключение 11
Список использованных источников 13

Файлы: 1 файл

Иностранные инвистиции контрол.docx

— 32.40 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

 

Рассмотрев  все вышеуказанное, можно прийти к выводу, что СЭЗ в Китае  получили широкое распространение, развили те города и территории, где они организовывались.

В 80-е  годы СЭЗ позволили КНР, не отказываясь  от основ плановой экономики по всей стране, приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком, стимулировали  перестройку организации внешнеэкономической  деятельности страны и реформу экономической  системы. В настоящее время, по мнению части ученых-экономистов КНР, «…они  в значительной мере утратили свою авангардную роль, а практика и  методы их работы нуждаются в существенном обновлении…» [7]

А вот  об утверждениях, что СЭЗ Китая  привлекают огромные инвестиции из-за рубежа, можно поспорить. По исследованиям  индийских экономистов, в 2002 г. прямые иностранные инвестиции в китайские СЭЗ превысили $50 млрд., однако, от кого они пришли в китайскую экономику? Их значительная часть (по крайней мере 2/3 этих средств) приходится на гонконгский и тайваньский капитал, часть притока вовсе не имеет иностранного происхождения: согласно предположению западных наблюдателей, 25% составляют скрытые формы инвестирования отечественного капитала.

Сам факт существования СЭЗ вносит разногласия  между экспертами Китая. Они критикуют  сам принцип предоставления особого  экономического, а, частично, и политического, режима тем или иным территориям, рассматривая его как основу регионального  лоббизма и угрозу для целостности  внутреннего рынка. Внутренние районы Китая также критикуют особый статус СЭЗ, требуя для себя сравнимых  с приморскими провинциями льгот, что неприемлемо для центра.

Со  вступлением КНР в ВТО СЭЗ  тем более стали рассматриваться  все больше с негативной стороны, т.к. они создают условия для  нечестной конкуренции.

И все  же, СЭЗ внесли значительное улучшение  в экономическое и социального  положение районов их базирования, в зонах гораздо быстрее, чем  в среднем по стране, растет занятость  населения, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих. Пусть это  и незначительная часть страны, но, благодаря СЭЗ, Китай смог выйти  на мировой рынок и заявить  о себе, производить товары с экспортной ориентацией и «ужить» социалистическую направленность страны и рыночные механизмы. А само правительство Китая понимает, что только иностранных инвестиций в СЭЗ не достаточно для развития всей страны.

 

Список  использованных источников

 

  1. Я.С. Друзик. Свободные экономические зоны //Мн: 2000, с.132-162;
  2. В. Игнатов, В. Бутов. Свободные экономические зоны //М:1997, с.22-30;
  3. Н. Грачев. Деньги идут, но не во всякую зону //Дело. Восток+Запад. №4, 2001 г., с.55-56;
  4. Оценка индийскими экономистами опыта КНР по созданию СЭЗ //БИКИ №21, 22 февраля 2003 г.;
  5. И.В. Мажаров. Научно-техническая программа КНР: взгляд в будущее // http://www.chinadata.khv.ru/scit_ma.htm
  6. Специальные экономические зоны Китая // http://www.nalogi.net/1997/199708_2.htm
  7. М. Баранов. Специальные экономические зоны Китая // http://www.chinalaw.ru/CCI/l023.htm

 


Информация о работе Организация и эффективность работы СЭЗ