Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 18:41, реферат
Составной частью экономических реформ Китая стала «политика открытости» («Кайфан»). Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП с зарубежными партнерами и привлечение капитала через СЭЗ.
Первая свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 – полностью иностранными. [1, с.135]
Введение 3
Специальные экономические зоны 5
«Открытые» города 6
Комплексные зоны 7
Технопарки 9
Заключение 11
Список использованных источников 13
Рассмотрев все вышеуказанное, можно прийти к выводу, что СЭЗ в Китае получили широкое распространение, развили те города и территории, где они организовывались.
В 80-е
годы СЭЗ позволили КНР, не отказываясь
от основ плановой экономики по всей
стране, приобрести опыт взаимодействия
с мировым рынком, стимулировали
перестройку организации
А вот об утверждениях, что СЭЗ Китая привлекают огромные инвестиции из-за рубежа, можно поспорить. По исследованиям индийских экономистов, в 2002 г. прямые иностранные инвестиции в китайские СЭЗ превысили $50 млрд., однако, от кого они пришли в китайскую экономику? Их значительная часть (по крайней мере 2/3 этих средств) приходится на гонконгский и тайваньский капитал, часть притока вовсе не имеет иностранного происхождения: согласно предположению западных наблюдателей, 25% составляют скрытые формы инвестирования отечественного капитала.
Сам
факт существования СЭЗ вносит разногласия
между экспертами Китая. Они критикуют
сам принцип предоставления особого
экономического, а, частично, и политического,
режима тем или иным территориям,
рассматривая его как основу регионального
лоббизма и угрозу для целостности
внутреннего рынка. Внутренние районы
Китая также критикуют особый
статус СЭЗ, требуя для себя сравнимых
с приморскими провинциями
Со
вступлением КНР в ВТО СЭЗ
тем более стали
И все
же, СЭЗ внесли значительное улучшение
в экономическое и социального
положение районов их базирования,
в зонах гораздо быстрее, чем
в среднем по стране, растет занятость
населения, уровень жизни и квалификация
рабочих и служащих. Пусть это
и незначительная часть страны, но,
благодаря СЭЗ, Китай смог выйти
на мировой рынок и заявить
о себе, производить товары с экспортной
ориентацией и «ужить»